Взыскание недоимок по налогам и сборам

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

Взыскание недоимки по налогам во внесудебном порядке – что под этим понимается

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 Налогового кодекса РФ) и выездных (ст. 89 Налогового кодекса РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля, проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, выносится решение, в котором указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Важно! Согласно п.9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено.

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом требовании. При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки. Так же о принудительном взыскании налоговыми органами задолженности по налогам с налогоплательщиков читайте в нашей статье: «Сроки давности для выявления и взыскания налоговой недоимки».

Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установлен ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ. Из положений ст. 46 Налогового кодекса РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с момента его получения. Если юридическое лицо не уплатит налог в срок, установленный в требовании, тогда руководитель налогового органа (или его заместитель) не позднее двух месяцев после его истечения, должен принять решение о взыскании налога. Решение о взыскании налога (или сбора) налоговики направляют налогоплательщику не позднее 6 дней после его принятия. В течение 1 месяца со дня принятия решения, налоговый орган направляет его в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, а также поручение на списание с этих счетов и перечисление сумм налога в бюджет. Поручение налогового органа – это распоряжение налоговой инспекции, направляемое в банк на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика, в котором указываются счета организации-налогоплательщика, с которых нужно перечислить налог, и сумма, подлежащая перечислению. Взыскание налога может быть произведено с рублевых счетов, а при недостаточности средств – с валютных.

Похожие публикации

Взыскание недоимки – мероприятие, обеспечивающее исполнение обязанности налогоплательщика или плательщика сбора. О том, как проводят эту принудительную процедуру налоговые органы с учетом последних изменений законодательства, расскажем в этом материале.

Не позднее 3 месяцев

В какой срок взыскиваются задолженности по налогам и сборам

При нарушении гражданином сроков уплаты налогов, с него могут быть взысканы недоимки по налогам, а также пени и штрафы. Такое взыскание возможно только в судебном порядке по иску налогового органа и только при выполнении законодательно установленных условий.

О правилах и порядке взыскания задолженности по налогам и сборам, а также пеней и штрафов вы узнаете из данной статьи.

При неуплате налога в установленные сроки у налогоплательщика образуется задолженность (недоимка), которую налоговая инспекция может взыскать через суд. Таким же образом взыскиваются не уплаченные вовремя пени и штрафы.

Внимание

Право налогового органа обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах в целях принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) возникает только в том случае, когда налоговый орган в порядке, установленном НК РФ, направил в адрес налогоплательщика требование, а налогоплательщик не исполнил его в установленные сроки. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Порядок взыскания налога зависит, в том числе, от субъекта налоговых правоотношений:

Взыскание налога производится по решению налогового органа во внесудебном порядке.

Взыскание (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога) обращается на:

– денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства;

– при их недостаточности – на имущество налогоплательщика, включая наличные денежные средства.

Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем

Взыскание налога производится в судебном порядке за счет имущества налогоплательщика (включая денежные средства на счетах в банках, электронные и наличные денежные средства) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Взыскание (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога) обращается на:

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом.

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Взыскание недоимок по налогам и сборам с организации и индивидуального предпринимателя

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При выявлении недоимки у налогоплательщика налоговый орган формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, по форме, утвержденной, который хранится в электронном виде в налоговом органе.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств (далее – решение о взыскании) заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/662@. Первый экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее шести рабочих дней после вынесения решения о взыскании, второй экземпляр хранится в налоговом органе.

Решения о взыскании, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок, либо в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 и пунктом 13 статьи 204 Кодекса, формируются отдельно.

Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде поручение налогового органа на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В случае направления налоговым органом поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма вышеназванных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств, путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя в банке.

Читайте также:  В справке о доходах физлица ИНН не обязателен

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса, а также сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика, на который должны быть переведены электронные денежные средства. В случае отсутствия на этом счете налогоплательщика поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо ранее выставленные поручения на списание и перечисление перенаправить на этот расчетный счет налогоплательщика.

В случае возврата банком по причине ненадлежащего оформления соответствующего поручения, налоговый орган исправляет ошибки и не позднее дня, следующего за днем возврата, и направляет в банк поручение на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации или на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента)- организации, индивидуального предпринимателя в банке.

В случае возврата банком поручений налоговых органов по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета или корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, взыскание осуществляется с иных счетов и корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика в банке (в т.ч. с вновь открытых) путем направления соответствующего поручения.

В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите решение о взыскании отменяется, поручения налоговых органов из банков отзываются в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на расчетных счетах и корпоративных электронных средствах платежа налогоплательщика для исполнения решения о взыскании за счет, налоговый орган вправе приостановить (отозвать) не позднее дня, следующего за днем поступления в соответствии со статьями 76 и 86 Кодекса информации от банка о наличии денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика, ранее выставленные на эти счета поручения и перенаправить их на те расчетные счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, в т.ч. и на вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения соответствующего решения о взыскании, в срок до принятия налоговым органом в соответствии со статьей 47 Кодекса решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику КГН, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. В решении о взыскании перечисляются все участники КГН.

При этом взыскание налога за счёт денежных средств на счетах в банках в первую очередь в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Кодекса производится за счёт денежных средств ответственного участника КГН, путём направления поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учётом сумм, уплаченных ответственным участником КГН.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника КГН для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счёт денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН.

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника КГН при взыскании налога в порядке, предусмотренном вышеуказанным подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счёт денежных средств в банках у любого иного участника этой группы.

В целях наиболее эффективного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации последовательность взыскания в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса определяется налоговым органом самостоятельно.

При уплате налога, в том числе частично, одним из участников КГН процедура взыскания в уплаченной части прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 46 Кодекса.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Кодекса;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) – организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) – организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решению о взыскании.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств в соответствии со статьей 76 Кодекса.

Наложение ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в соответствии со статьей 77 Кодекса.

Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Взыскание недоимки по налогам

Мужу пришло заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, хотя он уже 3 года пенсионер. У нас только одна квартира и маленькая дача. Должен ли он платить и что делать если не должен?

Получила по почте судебный приказ о взыскании недоимок по налогу на имущество (квартира) на мою совершеннолетнюю дочь (16 лет, школьница). Можно ли избежать возбуждения исполпроизводства, если оплатить задолженность напрямую ИФНС?

Как правильно составить отзыв на исковое заявление МИФНС о взыскании недоимки по налогу, пени. Штрафу? Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд с просьбой восстановить процессуальный срок для подачи искового заявления о взыскании недоимки, пени и штрафам в отношении администрации. Срок взыскания данных налогов (ЕСН и налоги на прибыль) давно истек.

Существует ли срок давности по взысканию недоимок по налогам и сборам? Налоговая инспекция вменяет недоимку за 1997 год а также пени, и о ней я узнал совершенно случайно. Налоговая инспекция заявляет, что сообщать о недоимках не обязана и,что отчётные документы нужно хранить не менее 5 лет, что противоречит их претензии. У меня никаких документов с того времени не сохранилось.

Выдан Судебный приказ о взыскании недоимки по налогам, срок для возражений не истек, претензии по транспортному налогу за 2014 г., однако по тексту указано по налогу 2016 г., словесно – это якобы опечатка.

Вопрос: На сегодня, 21.09.2018 г., подпадает ли транспортный налог за 2014 г. под амнистию? Спасибо.

Как реагировать налогоплательщику на Заявление ФНС о вынесение судебного приказа на взыскание недоимки по налогу на имущество если налог начислено от кадастровой стоимости превышающий рыночную стоимость в 48,7 раз? (справочно: рыночная стоимость установлена на момент покупки т.е в октябре 2007 года, в объекты отчуждены (проданы) в феврале 2016 г.. Бывший предприниматель и нынешний пенсионер по инвалидности 3 гр)

Пришло письмо-Судебный приказ о взыскании недоимок по налогу за имущество физ. лиц и транспортному налогу за 2013 г и все это с пенями. А как же Путинская амнистия? Что мне делать? Можно не платить.

Д.д., подскажите, пожалуйста, может ли мировой суд вынести судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и сборам? В ст. 122 ГПК РФ из перечисленных случаев выдачи суд. приказа данный абзац отсутствует!

Читайте также:  Как правильно написать претензию о возврате предоплаты?

Моей дочери пришло уведомление о взыскании недоимки по налогам еще на девичью фамилию, из чего мы заключили, что это недоимка по налогу на часть квартиры, которой моя дочь владела еще в 2009 году, а в 2010 году – эта квартира была продана, все справки об оплатах, в том числе и из налоговой, были предоставлены при продаже в регпалату. хотелось бы знать, как в этом случае действует положение о сроках исковой давности?

Взыскание недоимки по налогам. Сумма налога мне ясна, только с госпошлиной не понятно написано так:200,0000982,9300 рублей может быть такая госпошлина.

Приказ по взысканию недоимки по налогам был выдан в 2013 году, налоговая его предъявила к исполнению в 2016 году. Можно ли отменить приказ на том основании, что в течение этого времени законодательство изменилось и теперь приказы по подобного рода делам (недоимки по налогам) не выдаются? Или этот приказ можно предъявить в течение трех лет независимо от изменений в КПК?

Вправе ли начальник отдела урегулирования задолженности налоговой инспекции вынести постановление о взыскании недоимки по НДС и налогу на имущество, пени и штрафов с организации, имеющей только бюджетный счет (!) и направить данное постановление в службу судебных приставов для исполнения?

Будет ли взысканы исполнительные сборы в этом случае: по постановлению ФНС о взыскании недоимки по налогам с должника-организации, отозванному налоговым органом через 3 месяца после предъявления к исполнению?

Мне пришло исковое заявление о взыскании недоимки по НДС, штрафных санкций и пени за период моей предпринимательской деятельности с 28,05,1997 г по 06,02,2006 г.

Есть ли срок давности у данных налогов.

В 2007 г. был заключен договор аренды земельного участка между ИП и Районной Администрацией сроком на один год. Налог на землю в течении этого периода не был уплачен. В 2010 г. ИП закрыли, претензий никто не предъявлял. Сейчас КОМИ подали в суд на взыскание недоимку по налогу с 2007 по 2014

Налоговая инспекция подала иск в суд о взыскании недоимки по налогам и пеням на имущество за 2009 год. правомерно ли они поступают.

У меня следующий вопрос пришел судебный приказ от мирового судьи судебного участка № 423 о взыскании недоимки по налогам и сборам за 2010 год.

За транспортное средство владельцем которого я не являюсь с 2012 года. Мною уплачены все госпошлины. Был в налоговой нашел извещение за 2011 года. Как правильное написать жалобу о том что истек срок давности, так как уже 2014 год. с Уважением Игорь.

Вынесено заочное решение по взысканию недоимки по налогу на имущество в пользу ИФНС с моего несовершеннолетнего сына, с меня, как с законного представителя, взыскано в пользу ИФНС уже по постановлению ФССП (вместе с недоимкой и пени с меня взыскали и госпошлину и исполнительский сбор). Заочное решение по моему заявлению было отменено, т.к все уведомления и из ИФНС и из суда и из ФССП присылались на адрес моей старой регистрации, откуда я снята уже 7 лет назад.

Вопрос: На сегодня, 21.09.2018 г., подпадает ли транспортный налог за 2014 г. под амнистию? Спасибо.

Лекция 7. Порядок принудительного взыскания налогов и сборов

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания.

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания

Конституция РФ в ст. 57, закрепив обязанность платить налоги и сборы, непосредственно не предусмотрела механизм ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в НК.

КС РФ (20П, 381О): налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту суммув пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и интересы других лиц. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения по исполнению обязанности по уплате налогов направлены с одной стороны, чтобы гарантировать исполнение обязанности, а с другой сторон ы – не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 ст. 45 НК налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК. Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установенный налоговым законодательством.

Согласно ст. 11 НК недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля и т.д. (ст. 87НК).

Недоимка, как правило, выявляется налоговым органом путем анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших суммах. Информация о декларированных суммах обычно заносится в лицевой счет налогоплательщика. Информация об уплаченных налогах – на основании сведений, предоставляемых Федеральным казначейством.

Есть определенная последовательность и сроки на осуществление налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов.

1 этап: направление налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченных суммах налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок оставшуюся часть налога и пени (ст. 69 НК).

Сроки определены ст. 70 НК РФ: есть общий срок направления требования – не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимок. Срок направления требования по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Действующие правовые нормыналогового законодательства не дают ответа на вопрос: является ли срок направления требования пресекательным, т.е. является ли оно недействительным, если было выслано в неустановленный срок?

Сложившаяся арбитражная практика: нарушение срока не влечет изменение срока на взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки будет исчисляться также, как если бы требование было выставлено вовремя. Пропуск налоговым органом срока не исключает дальнейщих мер по взысканию недоимки = срок не является пресекательным.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании = 8 дней – минимальный срок.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неисполнения. Налоговики вправе переходить к следующему этапу.

2 этап.Ст. 45-47 – взыскание во внесудебном порядке или в суде.

2. Взыскание недоимок с организаций

(взыскание налога во внесудебном порядке) – бесспорном. Ст. 46-47 НК РФ.

На 1 этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках, далее – за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47НК).

Согласно ст. 46 НК решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение считается доведенным до налогоплательщика в течение 6 дней. Поручение налогового органа направляется в банк. Банк исполняет решение в течение1 операционного дня – если рубли, если валюта – не позднее 2 операционных дней.

Важно:

1)срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках определен как: не позднее 2-х месяцев после истечения срока требования = пресекательный срок.

2)о вынесении решения налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление уведомления влияет на законность вынесенного решения. Но несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить налоги.

3)ст. 46 НК не установлен срок направления поручения в банк. П. 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решеняи о взыскании задолженности за счет денежных средств, направления в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взыканию налоговой задолженности.

В силу п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, либо информации о реквизитах счетов налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно ст. 47 НК решение принимается в течение1 года после истечения срока требования об уплате налога. Это решение, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Направляется в течение3-х дней соответствущее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены и требования постановления должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня поступления постановления.

1) П. 7 ст 46 НК определены условия только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика.

2) Срок для принятия решения о взыскании определен как: в течение одного года = пресекательный срок.

Определение сроков взыскания налогов в бесспорном порядке определяется путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК в следующей последовательности:

1.Срок направления требования об уплате налога – исчисляется со дня выявления недоимки (3 месяца) либо 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого после проведения налоговой проверки.

2.Далее 8 дней на добровольное исполнение требования.

3.Дальше 2 месяца – ст. 46 НК, либо 1 год – п. 1 ст. 47 НК.

С организаций и ИП недоимка взыскивается в бесспорном порядке. Если налоговые органы пропускают сроки, то они не имеют право использовать внесудебную процедуру = но имеют право обратиться в суд.

Срок для обращения в суд – не позднее 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требований. НК РФ предписывает налоговым органам обратиться в суд. Такие случаи условно можно разделить на 2:

1) прямое указание в законе (п.2 ст. 45);

Читайте также:  Оформление и получение рабочей визы в Германию

2)случай пропуска установленного срока на внесудебное взысканиеналога (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47). В случае попуска срока на принятие решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банках, налоговый оган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение 6 месяцев после исполнения требования об уплате налога. Налоговый орган согласно п. 1 ст. 47 НК вправе в течение 2 лет обратиться в суд.

Если налоговый орган пропускает и эти сроки, то пропущенный срок по уважительной причине для подачи заявлени о взыскании недоимки может быть восстановлен судом = процедура возобновляется, если нет, то и нет.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ (ст. 48 НК).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по общему правилу.

Только судебный порядок и дается 6 месяцев.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей и со дня истечения указанного 3-летнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговый орган может обратиться в суд, только если суммарная задолженность превышает 3 тысячи рублей. 3 года – у налогового органа могли возникнуть проблемы с доказыванием налоговым органом задолженности по налогу.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

По своему экономическому смыслу зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней представляет собой сокращение обязательства налогоплательщиков на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, перечисленных ранее. Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если факт обнаружил налоговый орган, то обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта(п. 3 ст. 78 НК).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Предложения могут исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который направляется налогоплательщику (п. 1 ст. 32 НК).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Причем НК не уточняет какой налоговый орган должен это делать, если налогоплатеьщик поменял место жительства. Арбитражная практика: налог орган по месту новогожительства или нахождения налогоплательщика.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 4688 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

Верховный суд напомнил «рецепт» взыскания налоговых недоимок с руководителей налогоплательщика

Положения закона о предъявлении гражданского иска в рамках уголовного дела достаточно ясны: физическое или юридическое лицо вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Конституционный суд, в свою очередь, разъяснял, что предъявлению гражданского иска не препятствует даже прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Государство в лице его уполномоченных органов в этом случае обеспечивает гражданскому истцу содействие в получении доказательств, подтверждающих факт причинения такого ущерба (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.03.2017 N 4-П).

Вместе с тем, Верховный суд РФ в очередной раз напомнил, что не все так просто с предъявлением гражданского иска, если речь идет о возмещении вреда, причиненного бюджету неуплатой налогов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 41-КГ19-46).

Основанием для предъявления гражданского иска в данном деле стал факт неуплаты налогов Обществом, находившимся в процедуре конкурсного производства, вследствие чего ему была доначислена внушительная сумма НДС. Предъявляя иск, прокурор отметил, что Ответчик, будучи конкурсным управляющим и руководителем общества, включал в налоговые декларации заведомо ложные сведения и уклонялся от налогообложения, чем причинил ущерб федеральному бюджету. Уголовное дело в отношении конкурсного управляющего было прекращено в связи с истечением срока давности, то есть по не реабилитирующим основаниям.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования прокурора, отметив, что прекращение уголовного дела не препятствует привлечению к гражданско-правовой ответственности по статье 1064 ГК РФ, наступающей за виновное причинение вреда. При этом вина причинителя предполагается, пока не доказано иное. Суд апелляционной инстанции также сделал вывод, что поскольку прокурором заявлены требования о взыскании ущерба, а не налоговых платежей, именно конкурсный управляющий, а не само общество, является надлежащим ответчиком, причинившим своими преступными действиями ущерб Российской Федерации.

Отменяя вынесенные постановления, ВС РФ указал судам на специфику публичных правоотношений по требованиям об уплате налогов. Подобный вопрос уже был предметом пристального внимания Конституционного суда.

Так, КС РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П отмечал, что по смыслу налогового законодательства лицом, ответственным за неуплату налогов и сборов в бюджет, является, как правило, сам налогоплательщик. Возложение каких-либо налоговых обязанностей или налоговой ответственности на иных лиц возможно лишь в силу прямого указания закона.

Таким образом, именно организация-налогоплательщик как юридическое лицо, может быть привлечена к налоговой ответственности. Ответственность же учредителей, руководителей и иных лиц за неуплату организацией налогов и сборов допускается лишь в случаях, специально предусмотренных налоговым и гражданским законодательством.

На основании изложенного КС РФ резюмировал, что механизм взыскания налоговой задолженности организации-налогоплательщика с третьих лиц хотя и является законным способом восстановления нарушенного права, однако может быть реализован только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей самой организацией и исчерпании иных способов удовлетворения налоговых требований (например, за счет лиц, привлекаемых к ответственности по долгам общества).

Об исчерпании таких способов может свидетельствовать, в частности, внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организацией своей деятельности, либо случаи, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей.

Единственной «лазейкой», на которую указывает КС РФ, являются ситуации, когда юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица и de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности. В этом случае КС РФ допускает возможность привлечения такого физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету, не дожидаясь ликвидации налогоплательщика.

Приведенная позиция и стала основанием для отмены судебных актов Верховном судом.

Так, ВС РФ обратил внимание на то обстоятельство, что общество не ликвидировано, срок конкурсного производства продлен. Следовательно, возможность исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком не утрачена. Более того, осталось без внимания нижестоящих судов и находящееся в собственности общества имущество на общую сумму, превышающую размер неисполненных налоговых обязательств.

Таким образом, Верховный суд напомнил «рецепт» взыскания налоговых недоимок с руководителей налогоплательщика: прежде чем предъявлять подобный иск, необходимо убедиться, что исчерпаны все иные способы погашения задолженности по уплате налогов самим юридическим лицом и иными лицами, несущими ответственность по его долгам.

Если же такие условия не соблюдены, в иске должно быть отказано, что, к слову, влечет для заявителя крайне неблагоприятные последствия – невозможность в будущем повторно обратиться к руководителю налогоплательщика с тождественным требованием, даже при исчерпании иных способов удовлетворения налоговых требований.

Позиция Верховного и Конституционного судов представляется справедливой. Ведь принцип взыскания налогов с обязанного лица имеет важнейшее значение не только с публично-правовой точки зрения, но и с точки зрения самой концепции юридического лица и его имущественной обособленности.

Взыскание налога с учредителей или руководителей общества посредством предъявления гражданского иска представляет собой попытку «обойти» общий порядок взыскания налогов с действующего, хоть и порой проблемного налогоплательщика. Такой способ защиты права является особенно недобросовестным при наличии у налогоплательщика имущества, достаточного для удовлетворения налоговых требований.

В то же время высказанная Конституционным судом позиция уравновешивает баланс интересов, позволяя не дожидаться ликвидации фактически недействующего общества и взыскать налоговую задолженность с физического лица, если оно использует общество лишь как прикрытие.

Так, КС РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П отмечал, что по смыслу налогового законодательства лицом, ответственным за неуплату налогов и сборов в бюджет, является, как правило, сам налогоплательщик. Возложение каких-либо налоговых обязанностей или налоговой ответственности на иных лиц возможно лишь в силу прямого указания закона.

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Рассмотрим порядок исчисления этого периода на примере. Гражданин был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2015 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2014 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года. Закончится он 31 декабря 2017 года.

Порядок взыскания недоимки по налогам и сборам

2. Взыскание недоимки за счет средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ. Взыскание налога в данном случае производится по решению налогового органа, которое должно быть принято после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Названное решение, а также поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств, направляются в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы задолженности.

В ГИТ или прокуратуру

Если договориться с нанимателем не удается, необходимо передать заявление в надзорные органы с целью проведения проверки и принуждения работодателя к перечислению больничного по листу нетрудоспособности. В этом случае также составляется заявление в произвольной форме с указанием в нем следующих данных:

  • Наименование органа, в который адресована жалоба;
  • ФИО и должность, контактные данные заявителя;
  • Подробной информации о работодателе;
  • Обстоятельствах произошедшего нарушения;
  • Четкое изложение своих требований;
  • Дата и роспись заявителя.

Обращение подается лично, заказанным письмом с уведомлением или через электронный почтовый ящик. В результате в течение 30 дней с момента подачи жалобы проводиться проверка и по ее итогам компании выносится предписание.

После принятия иска начнутся дальнейшие процедуры:

Ссылка на основную публикацию