Уведомление о строительстве дачного домика

Уведомление о вводе объекта в эксплуатацию

Порядок ввода объекта в эксплуатацию с введением закона №340-ФЗ заметно усложнился:

  • сначала готовится технический план (без отступлений от параметров, указанных в выданном ответном уведомлением администрации о соответствии объекта параметрам разрешённого строительства)
  • направляется уведомление об окончании строительства с приложением:
    • технического плана
    • квитанции за регистрацию права собственности на построенный объект

После получения уведомления застройщика об окончании строительства администрация проводит выезд на объект. В ходе выездной проверки выполняется следующее:

  • внешний облик объекта сравнивается с его описанием и графическим изображением в приложении к уведомлению о планируемом строительстве
  • определяется соответствие:
    • параметров построенного дома сведениям, указанным застройщиком в уведомлении
    • назначению объекта и виду использования участка
    • ограничениям, установленным на дату поступления уведомления об окончании строительства
    • типовому архитектурному решению, если строительство выполнялось в границах исторического поселения федерального или регионального значения

При недопустимости размещения объекта отражаются:

Как уведомить о планируемом строительстве (реконструкции) индивидуального жилого дома

Краткое содержание:

1. Как уведомить о планируемом строительстве (реконструкции) индивидуального жилого дома или садового дачного дома?

Собственники дачного или садового земельного участка, земельного участка, предназначенного для ИЖС или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых начаты строительство (реконструкция) индивидуального жилого дома или садового дачного дома (далее – объект ИЖС), подают в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка на бумажном носителе посредством личного обращения через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС, содержащее следующие сведения:

1) Ф.И.О., место жительства застройщика, реквизиты паспорта (для физических лиц);

2) наименование и место нахождения застройщика, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ и идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица);

3) кадастровый номер земельного участка, адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС);

6) сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр (Приложение № 1);

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве необходимых сведений или документов поданное уведомление с прилагаемыми документами возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата в течение трех рабочих дней со дня поступления. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве.

По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (п. 2 ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Форма указанных уведомлений утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр (Приложения №№ 1, 2).

Получение застройщиком уведомления о соответствии дает право застройщику осуществлять строительство (реконструкцию) объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Источник. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Приказ Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.

По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (п. 2 ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Стоимость заполнения и подачи уведомления

С заполнением уведомления Вы вполне сможете справиться сами. Некоторые вопросы могут возникнуть с оформлением графической части. Если нет желания или возможности готовить все самостоятельно- мы сделаем это за Вас!

Стоимость оформления уведомления 2000 рублей. Если только схемы- 1500 рублей.

Также можем подать уведомления за Вас и предоставить уже готовое Уведомление о соответствии. Но в этом случае нужна будет еще нотариальная доверенность. Уведомление под ключ — 9000 рублей.

Стоимость подачи уведомления о начале строительства- бесплатно. Госпошлина потребуется только при подаче уведомления о конце строительства и составит 350 рублей (для реконструкции так же).

Стоимость подачи уведомления о начале строительства- бесплатно. Госпошлина потребуется только при подаче уведомления о конце строительства и составит 350 рублей (для реконструкции так же).

Что должно быть на СПОЗУ и какие требования к ней предъявляют?

Все требования и рекомендации изложены в том же приказе Минстроя №591/пр (скачать список требований). Приведем этот список с описанием.

Масштаб. СПОЗУ должна выполняться в масштабе 1:500. Если площадь вашего участка менее 1 га, то ГПЗУ имеет то же соотношение, что значительно упрощает дело при перерисовке, однако следите, чтобы масштаб сохранился при распечатке документа из вашей программы. Если же ваш участок занимает от 1 до 10 га, на ГПЗУ он будет изображен в масштабе 1:2000, и для СПОЗУ его придется уменьшить в 4 раза.

Формат. Схема выполняется на листе А3 или А4.

Графическая часть (рисунок)

  • Границы участка (уже есть на ГПЗУ).
  • Существующие капитальные постройки. Если среди них есть подлежащие сносу, их обозначают отдельно. Сараи, гаражи, бани и теплицы капитальными постройками не являются, отражать их на схеме не нужно.
  • Проектируемый дом.
  • Существующие инженерные коммуникации.
  • Подходы и подъезды к существующим и проектируемым капитальным постройкам.
  • Охранные и санитарные зоны, береговые полосы, публичные сервитуты. Вероятнее всего, ничего из перечисленного у вас не окажется.

Все это необходимо обозначить и подписать (см. пример). Также укажите отступы от заборов (или будущих заборов) и других зданий при их наличии.

Текстовая часть

  • Площадь земли.
  • Площадь застройки. Для расчета берутся все существующие и планируемые капитальные здания. Их площадь измеряется на уровне цоколя по внешней части здания (т.е. не изнутри). Крыльцо, террасы, площадь под зданием на опорах также включаются сюда.
  • Процент застройки. Это отношение площади застройки из предыдущего пункта к площади земли (не должен превышать 0,2).
  • Суммарная поэтажная площадь — сумма площадей каждого этажа (включая мансардный и цокольные, если потолок цоколя выше уровня земли на 2 м и более). Также сюда включают пространство между лестничными маршами шириной более 1,5 м.
  • Плотность застройки — отношение предыдущего пункта к площади земли. Максимум — 0,4.
  • Предельная высота зданий. Купола, шпили и башни учитываются в этом показателе; антенны, громоотводы — нет.
  • Этажность здания. Учитывается количество надземных этажей.

Также не забудьте подписать вашу схему, указать кадастровый номер участка и его адрес (хотя бы с точностью до поселка и СНТ).

Масштаб. СПОЗУ должна выполняться в масштабе 1:500. Если площадь вашего участка менее 1 га, то ГПЗУ имеет то же соотношение, что значительно упрощает дело при перерисовке, однако следите, чтобы масштаб сохранился при распечатке документа из вашей программы. Если же ваш участок занимает от 1 до 10 га, на ГПЗУ он будет изображен в масштабе 1:2000, и для СПОЗУ его придется уменьшить в 4 раза.

Как подать уведомление о начале строительства через МФЦ: пошаговая инструкция

Расскажем, как проходит процедура подачи уведомления о планируемом строительстве или реконструкции через МФЦ (на примере сайта МФЦ Воронежской области).

  1. Запись на прием МФЦ через терминал электронной очереди, по телефону или через сайт.
  2. Прием и регистрации заявления и документов сотрудником центра. На этом этапе проверяются полномочия заявителя и соответствие пакета документов.
  3. Выдача расписки о приеме документов заявителю. Далее МФЦ передает всю информацию в профильное подразделение, где готовятся межведомственные запросы (в ЕГРН, Комитет градостроительства, Комитет по охране памятников и др.), после чего проверяется соответствие параметров садового или частного дома строительным нормам и готовится ответное уведомление о соответствии или несоответствии параметров ИЖС.
  4. Передача готового уведомления обратно в МФЦ
  5. Выдача заявителю ответного уведомления о соответствии или несоответствии нормам параметров строительства или реконструкции — не позднее, чем через 7 рабочих дней (плюс 4-6 дней на передачу документов от МФЦ к профильному органу и обратно).

При неправомерном отказе заявитель может обратиться с жалобой в органы самоуправления. Жалобу можно подать через МФЦ, федеральный портал, по почте или на официальном сайте Администрации.

Важно: составить уведомление нужно заблаговременно, т.к. из-за наличия графической схемы правила МФЦ запрещают заполнять бланк в окне центра.

Когда потребуются дополнительные согласования на постройку индивидуального жилого дома:

  • если дом является объектом культурного наследия или расположен в зоне охраны объекта культурного наследия (потребуется описание внешнего вида и справка из Комитета по охране памятников истории и культуры);
  • если параметры постройки отклоняются от разрешенных при ИЖС (нужно разрешение Комитета по градостроительству);
  • если участок для застройки находится в водо- и природоохраняемой зоне, вблизи стратегических объектов (может потребоваться экологическая экспертиза, согласование с Росавиацией, Роснедрами и др.).

Напоминаем: 7-дневный срок отсчитывается с момента принятия документов профильным органом, поэтому при подаче через МФЦ период ожидания увеличивается на 4-6 рабочих дней.

Чтобы оформить документы на построенный дом, нужно подать уведомление об окончании строительных работ. На этом этапе предоставление технического плана является обязательным. В ответ на извещение гражданина Администрация города присылает уведомление о соответствии параметров постройки установленным нормам. При рассмотрении документов специалисты сравнивают данные постройки в уведомлении о планируемом строительстве и уведомлении об окончании работ.

Важно: составить уведомление нужно заблаговременно, т.к. из-за наличия графической схемы правила МФЦ запрещают заполнять бланк в окне центра.

Официальный бланк (форма) уведомления о планируемом строительстве

Официальный бланк уведомления утвержден Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр “Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома”.

Читайте также:  Что такое оборачиваемость оборотных средств

Текст Приказа № 591/пр со всеми формами: Показать

Бланк уведомления о планируемом строительстве Скачать бланк

  • При личном приеме в Администрации;
  • Через Многофункциональный центр;
  • Почтой с уведомлением о вручении;
  • Через портал Госуслуг.

Обращение в администрацию

Далее требуется отправиться в отдел, который ответственный за оформления разрешения на строительство нежилых и коммерческих объектов. Как правило, это комитет или отдел по градостроительству и архитектуре. Если надел земли размещен на территории с особым статусом (например, территория с природоохранным назначением), то требуется направлять уведомление с документами в региональный комитет, которые заведуют такими землями. Если разные методы для подачи документов в органы:

  • Личное обращение в администрацию.
  • Через официальный сайт Госуслуг.
  • По почте заказным письмом, чтобы пришло оповещение о вручении (нотариально заверять документы не нужно).

Столичные жители могут также обратиться за помощью в центр «Мои документы», запись только по телефону.


После этого нужно:

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМЛЯТЬ И КОГДА НАЧИНАТЬ СТРОИТЬ ?

Градостроительный план и схему планировочной организации земельного участка больше не требуют.

Для строительства индивидуального жилого дома нужно направить в уполномоченный орган уведомление о начале строительства, а по завершении строительства – уведомление о завершении строительства (ст. 51.1 ГрК РФ). Только после этого можно будет зарегистрировать право собственности на жилой дом.

  1. Направляете в уполномоченный орган уведомление о начале строительства. Уведомление оформляется по форме, которая утверждается Министерством строительства и ЖКХ, с приложением документом согласно части 3 ст. 51.1 ГрК РФ.
  2. Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней проверяет, соответствуют ли параметры дома, указанные в вашем уведомлении, обязательным правилам. Если все верно, и нет никаких нарушений, то выдается уведомление о соответствии параметров вашего строительства обязательным требованиям. После этого можно начинать строить дом.
  3. В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров.
  4. По завершении строительства направляете в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства, технический план, уведомление о начале строительства, уведомление по результатам проверки вашего уведомления о строительстве, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
  5. Уполномоченный орган проверяет построенный дом и составляет уведомление о соответствии построенного дома градостроительным правилам.
  6. Итак, в администрации по завершении строительства находятся четыре уведомления:
  • уведомление о строительстве;
  • уведомление о соответствии заявленных вами параметров обязательным правилам;
  • уведомление о завершении строительства;
  • уведомление о соответствии построенного дома обязательным правилам.

Про уведомления о планируемом строительстве и последний поезд “дачной амнистии”

С 4 августа 2018 года отменено строительство домов на садовых и дачных участках без получения разрешения. С этой даты застройщики таких участков, равно как и участков для индивидуального жилищного строительства и участков для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений, должны получать разрешения на строительство в виде нескольких видов уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции, изменении параметров строительства) и ответных-от Администраций, обязательно положительных – уведомлений о возможности строительства и о соответствии заявленных параметров строительства правилам землепользования и застройки, схемам планировки территории и иным нормативным актам. Подробнее об этом можно посмотреть в ст. 16 № 340-ФЗ от 03.08.2018 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также в новой ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

(Прим.: здесь и далее под Администрацией понимается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство).

В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемом строительстве для физических лиц должно содержать следующие сведения: 1) фамилию, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность, 2) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка,3) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц), 4) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома), 5) планируемые параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка, 6) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком, 8) способ направления застройщику уведомлений о соответствии (не соответствии) параметров строительства или о возможности (не возможности) строительства.

Формы уведомлений о планируемом строительстве, окончании строительства и пр. (7 видов) утверждены Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр. Так, в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта включают: количество надземных этажей, высоту, площадь застройки, отступы от границ участка, схематическое изображение размещения объекта на земельном участке.

Уведомление о планируемом строительстве в общем случае должно быть рассмотрено Администрацией в течение 7 рабочих дней. Для строительства домов, находящихся в черте исторического поселения федерального или регионального значения, сроки рассмотрения уведомлений о строительстве увеличены, а прилагаемые документы включают материалы-обоснования архитектурного решения либо ссылку на проект типового архитектурного решения для данного поселения.

За это время Администрация проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров жилого или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства (реконструкции), установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства по Градостроительному кодексу, другим федеральным законам, действующим на дату поступления уведомления, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством РФ. Однако не ясно, будет ли выдано разрешение на строительство в случае нахождения участка и объекта строительства на приаэродромной территории, в месте потенциального расположения невыявленного памятника истории и культуры или месторождения полезных ископаемых, в водоохранной/рыбоохранной зоне, в охранной зоне ЛЭП, в придорожной полосе и на множестве иных зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) (см.https://www.cian.ru/blogs-28-zouitov-chast-1-287689)? Статья 51.1 Градостроительного кодекса дает однозначный ответ только в отношении согласования архитектурного облика объекта в историческом поселении: это делает Администрация. Представляется, что аналогичные согласования в отношении всех выявленных на участке ЗОУИТ должны производиться Администрацией. В частности, исходя из управленческого принципа единоначалия. Кроме того, практика показывает, что когда чиновники начинают применять законы в своей повседневной работе, не вообще, а конкретно, например, “выявляя” месторождения полезных ископаемых на садовых земельных участках, гармонизация законодательства происходит быстрее, в отличии от ситуации, когда круги административного ада приходится нарезать заявителям-застройщикам.

По новым правилам индивидуальный жилой или садовый дом, если нет иных ограничений, должен иметь не более 3-х надземных этажей, высоту не более 20 м, не должен быть предназначен к разделу на квартиры или иные самостоятельные объекты недвижимости. При этом прежнее упоминание о том, что дом предназначен для проживания одной семьи, исключено. Требования по высотному габариту по отношению к ранее действовавшим смягчены: трехэтажные дома такой высоты должны быть с башнями, что в целом не характерно.

Если заявление о получении разрешения на строительство подано до 04.08.2018 или уже получено до этой даты, применяются ранее действовавшие правила ст. 51 Градостроительного кодекса: не требуется подавать уведомление о начале строительства (реконструкции) и получать разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Завершение строительства индивидуального жилого или садового дома, как по ранее выданным разрешениям на строительство, так и по уведомлениям о возможности строительства, сопровождается подачей застройщиком уведомления о завершении строительства, на которое должно быть получено ответное уведомление Администрации – о соответствии параметров строительства ранее заявленным. К уведомлению о завершении строительства застройщик прикладывает технический план дома и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Администрация самостоятельно направляет документы в Росреестр для кадастрового учета и одновременной регистрации права на построенный дом.

Уведомление о соответствии параметров и возможности строительства действует в течение 10 лет с момента выдачи. При переходе права собственности на земельный участок к другому лицу направлять новое уведомление о планируемом строительстве не требуется.

Существенный момент, правда, в значительной мере уже упущенный, для застройщиков, которые завершили строительство индивидуального жилого дома на землях поселений без разрешения на строительство, а также для застройщиков индивидуальных жилых или садовых домов на дачных или садовых участках, и планирующих спешно зарегистрировать строения: до 1 марта 2019 года они могут подать уведомления о начале строительства и зарегистрировать дома по новым правилам (без разрешения на строительство и без ввода домов в эксплуатацию).

До 1 марта 2019 года допускается провести государственную регистрацию прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов (п.7 ст. 16 340-ФЗ). Особенно важна данная норма для застройщиков , у которых не выполнено межевание земельных участков и не соблюдены отступы домов от соседских границ. Такой комбинации правил регистрации, в частности для жилых домов на садовых участках, которую с натяжкой можно назвать упрощенной, еще не было и вскоре не будет опять. Поэтому заинтересованным лицам надо поспешить заказывать технические планы на такие построенные дома и подавать заявления о регистрации прав.

В случае, если Администрация выдаст ошибочное уведомление о возможности строительства и соответствии объекта предельным параметрам, либо не направит его в установленные сроки, убытки застройщика, связанные со сносом объекта или приведением его параметров до разрешенных, подлежат компенсации из соответствующего бюджета, при условии что судом будет установлена вина должностного лица Администрации (п.15 ст. 51.1 ГрК РФ).

Заключение.

1. С 04 августа 2018 г., с переходным периодом, отменено строительство садовых и дачных домов без получения разрешения на строительство.

Читайте также:  Акция! Скидка 50% на подписку на журнал "Зарплата"

2. С 04 августа 2018 г. для индивидуальных жилых домов отменено на постоянной основе получение разрешения на ввод дома в эксплуатацию, что распространяется и на садовые дома.

3. Выданные до 04 августа 2018 г. разрешения на строительство действительны. При этом факт завершения строительства должен быть подтвержден уведомлением о завершении строительства, подаваемым застройщиком в Администрацию.

4. Взамен документа “Разрешение на строительство” введены 7 видов уведомлений о строительстве (реконструкции, изменении параметров). Минимальный комплект “уведомлений”, которым застройщик должен обладать к окончанию строительства, взамен одного Разрешения на строительство, включает 4 уведомления. Начало строительства (реконструкции) допускается только в случае получения положительного уведомления Администрации о параметрах строительства и его возможности. Таким образом, заявленный “уведомительный порядок строительства” принципиально не отличается от ранее действовавшего разрешительного порядка строительства.

5. Законодательством не предусмотрен какой-то специальный порядок регистрации домов, в том числе садовых и дачных, для которых ранее не требовались какие-либо разрешения на строительство, построенных годы или десятилетия тому назад, в том числе в период, когда не существовало регистрационной системы прав. Вероятно, такие дома будут также регистрироваться с подачей уведомлениям “о планируемом строительстве”, не принимая в расчет очевидную противоречивость такого рода уведомлений хотя бы в отношении названия. Существенной проблемой для владельцев построенных много лет назад домов при попытках их регистрации станет то обстоятельство, что Администрации анализируют соответствие параметров и возможность строительства дома не на момент его фактического и легального создания, а на момент подачи уведомления “о планируемом строительстве”. Тем самым, в нарушение ст. 4 Гражданского кодекса РФ, закону придается обратная сила. Поскольку в последние годы в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о 805 000 ЗОУИТ и примерно столько же зон будут включены в ЕГРН в ближайшие годы (см.https://www.cian.ru/blogs-28-zouitov-chast-1-287689), можно полагать, что несколько миллионов домов не смогут быть зарегистрированы по этой причине.

6. Столь же острой проблемой, как запрет на “строительство” уже построенных домов в различных ЗОУИТ, является несоблюдение удалений домов от границ соседних участков. Полагаем, что таких домов до 20-30 %. В этой связи представляется полезным, хотя бы для ранее построенных домов, распространение на всю страну опыта Москвы ( включая Новую Москву), в которой Правилами землепользования и застройки минимальные отступы строений от границ с соседними участками не установлены.

7. В статье 51.1 Градостроительного кодекса целесообразно прямым образом закрепить обязанность Администрации перед выдачей разрешения на строительства индивидуального жилого или садового дома – провести в полном объеме с заинтересованными ведомствами согласования возможности строительства. Тем самым будет обеспечиваться минимально необходимая достаточность таких согласований, технологичность процесса согласований и соблюдения принципа единоначалия. Итоговый документ уведомление-разрешение на строительство должен выдаваться уполномоченной Администрацией, а не “распыляться” в виде согласований в неопределенном числе ведомств регионального или федерального уровня.

8. В переходный период- до 1 марта 2019 года – регистрацию прав на жилые и садовые дома, построенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно провести без направления уведомлений о планируемых строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства. Заинтересованным владельцам таких участков необходимо спешно заказать технические планы на дома и подать заявления о регистрации.

9. В целом нововведения в порядке получения разрешений на строительство и регистрации индивидуальных жилых, садовых и дачных домов можно признать чрезвычайно жесткими, не отвечающими современным потребностям. Исключая предположение, что новации призваны сделать несколько миллионов уже построенных, но не зарегистрированных домов, потенциально самовольными постройками, можно сделать вывод, что необходимо продолжить поиск способов выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина об упрощении порядка регистрации частной недвижимости. Исходить надо из реально сложившейся ситуации, не ущемляя без особой необходимости интересы миллионов правообладателей.

Не может быть принят вероятный аргумент представителей властей о том, что возможность упрощенной регистрации была предоставлена “дачной амнистией”, кто не воспользовался – тот сам и виноват. Несостоятельность данного аргумента вытекает, в частности, из дороговизны и сложности регистрации прав в самом упрощенном бывшем варианте, не говоря уже про сегодняшнее время; а также в низкой пропускной способности регистрационной системы, которая в лучшие годы не превышала 2-х миллионов регистраций соответствующих прав в год при общей потребности не менее, чем 60-80 млн. объектов.

8. В переходный период- до 1 марта 2019 года – регистрацию прав на жилые и садовые дома, построенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно провести без направления уведомлений о планируемых строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства. Заинтересованным владельцам таких участков необходимо спешно заказать технические планы на дома и подать заявления о регистрации.

Возможность отказа

Если будет получен отказ, то заявитель получит об этом уведомление. В нем обязательно будет указана причина, по которой отказано в строительстве. Рассмотрим несколько возможных причин.
1. Не представлены документы, которые подтверждают, что заявитель является владельцем участка или имеет право на строительные работы на нем.
2. Не была проедена такая необходимая процедура, как межевание. Это говорит о том, что участок не имеет строго определенных границ. В этом случае существует возможность, что будут нарушены права владельцев соседних участков.
3. На участке, где планируется постройка дома, не допускаются строительные работы по каким-либо причинам.
4. Проект дома не соответствует всем необходимым требованиям. Например, планируется слишком много этажей или не соблюдаются правила пожарной безопасности.
Если разрешение получено, владелец может проводить работы в течение 10 лет.

1) фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, данные документа удостоверяющего личность

Получение уведомления о начале строительства на садовом участке по шагам

Если вы не ждете подарков от судьбы и молочных гигантов, то схема оформления строительства садового дома выглядит так:

  1. Направление уведомления о начале строительства садового дома в администрацию.
  2. Получение согласования уведомления о начале строительства на садовом участке в течение 7 дней после подачи.
  3. Строительство максимальным сроком до 10 лет.
  4. Подготовка техплана на завершенный объект.
  5. Направление уведомления о завершении строительства в администрацию.
  6. Согласование уведомления о завершении и направление документов для регистрации в Росреестр силами администрации.

Из этой схемы выброшены недели и месяцы подготовки документов и годы стройки. Но в целом она верна.

Если вы не ждете подарков от судьбы и молочных гигантов, то схема оформления строительства садового дома выглядит так:

Стройка, семерка, тут

С нового года перед началом строительства или реконструкции дома нужно уведомить об этом орган местного самоуправления. В случае с дачными объединениями это может быть администрация конкретного района или муниципального образования, или поселковая администрация, в ведении которой находятся земля, на которой располагается садоводческое товарищество.

Раньше дачникам не нужно было сообщать местным властям о планируемом строительстве, но в августе были внесены поправки в Градостроительный кодекс. И теперь перед строительством садового дома нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого – заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг – отправить уведомление о планируемом строительстве.

До 24 августа проходит общественное обсуждение семи форм уведомлений, связанных со строительством и реконструкцией объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, разработанных минстроем. Среди них – форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции; изменении параметров планируемого строительства или реконструкции; окончании работ.

В уведомлении будут указаны ФИО и адрес дачника, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

Определены предельные размеры и для садовых домиков, и для домов ИЖС – не выше 20 метров и не больше трех этажей. Важно указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

– Вводимый уведомительный характер строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков – это компромисс между интересами застройщиков и государством, – пояснил “РГ” член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, юрист Евгений Корчаго. – В свое время у нас сложилась порочная практика. На дачных участках, предназначенных для ведения садоводства, начали возводиться многоквартирные дома, которые нигде не регистрировались и официально не вводились в эксплуатацию. Они потом продавались, люди не могли там прописаться. А многие собственники целые дворцы стали возводить и не оформляли их в собственность, чтобы не платить налоги. Государство сказало: нет, так дело не пойдет.

Уведомления должны защитить от такого самостроя. После того, как дачник сообщил о начале строительства, он должен дождаться ответного уведомления – уже от местной администрации – о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо строить его на земельном участке. Отказать местные власти могут, если дом превышает указанные в законе размеры, собственник не смог подтвердить свои права на землю и т.д.

Все эти требования и нововведения касаются исключительно жилых домов, построить баню, беседку или сарай по-прежнему можно без всяких разрешений и уведомлений. И в следующем году ничего не изменится.

– По завершении строительства (в течение месяца после окончания стройки) надо снова подавать уведомление в администрацию с приложением технического плана садового дома и ждать ответное уведомление о соответствии стройки требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Местная администрация обязана предоставить такой документ в течение семи рабочих дней. При этом как администрация будет проверять, что дачник настроил, – не забота застройщика. Его задача уведомить, что стройка завершена, – поясняет Евгений Корчаго.

К уведомлению нужно приложить техплан на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Самому регистрировать дом не надо, местная администрация после выдачи уведомления дачника о соответствии строения требуемым параметрам самостоятельно направляет все документы в Росреестр для регистрации собственности. Останется только ждать весточки от налоговиков.

Если дачник не планирует оформлять дом в собственность и ни с какими уведомлениями связываться не желает, ему стоит учесть, что органы районного и местного управления наделяются полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами. Но, как уточняет Евгений Корчаго, только через решение суда. Застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также дачник может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам и имеет земельный участок в собственности.

Читайте также:  Свидетельство о собственности на квартиру

Раньше дачникам не нужно было сообщать местным властям о планируемом строительстве, но в августе были внесены поправки в Градостроительный кодекс. И теперь перед строительством садового дома нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого – заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг – отправить уведомление о планируемом строительстве.

Четверытй раздел

Прикладываем схематическое изображение расположения дома на участке.

Обязательно нужно указать контактные данные для связи с заявителем и выбрать способ отправки ответа:

  • Почтовое отправление по указанному адресу.
  • Отправка электронной версии документа.
  • Самостоятельное получение в администрации или МФЦ.

Обязательно нужно указать, что дом неделимый и его нельзя разделить на отдельные единицы.

  • Правоустанавливающие документы или выписка из ЕГРН.
  • Согласования с Росавиацией, Роснедрами, Культурным наследием и т.д. (если нужны).
  • ГПЗУ по желанию (указывается где и как можете строится и с кем нужно дополнительно согласовать)
  • Доверенность, если интересы представляет третье лицо.

С 2019 года дачники не смогут построить или реконструировать дом без уведомлений

В России меняется порядок строительства и реконструкции дачных домиков. С 1 января 2019 года вводится единый — уведомительный — порядок строительства и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах.

С нового года перед началом строительства или реконструкции дома нужно уведомить об этом орган местного самоуправления. В случае с дачными объединениями это может быть администрация конкретного района или муниципального образования, или поселковая администрация, в ведении которой находятся земля, на которой располагается садоводческое товарищество.

Раньше дачникам не нужно было сообщать местным властям о планируемом строительстве, но в августе были внесены поправки в Градостроительный кодекс. И теперь перед строительством садового дома нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого — заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг — отправить уведомление о планируемом строительстве.

До 24 августа проходит общественное обсуждение семи форм уведомлений, связанных со строительством и реконструкцией объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, разработанных минстроем. Среди них — форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции; изменении параметров планируемого строительства или реконструкции; окончании работ.

В уведомлении будут указаны ФИО и адрес дачника, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

Определены предельные размеры и для садовых домиков, и для домов ИЖС — не выше 20 метров и не больше трех этажей. Важно указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Начиная с 2019 года дачникам придется сообщать местным властям о планируемом строительстве домов

— Вводимый уведомительный характер строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков — это компромисс между интересами застройщиков и государством, — пояснил «РГ» член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, юрист Евгений Корчаго. — В свое время у нас сложилась порочная практика. На дачных участках, предназначенных для ведения садоводства, начали возводиться многоквартирные дома, которые нигде не регистрировались и официально не вводились в эксплуатацию. Они потом продавались, люди не могли там прописаться. А многие собственники целые дворцы стали возводить и не оформляли их в собственность, чтобы не платить налоги. Государство сказало: нет, так дело не пойдет.

Уведомления должны защитить от такого самостроя. После того, как дачник сообщил о начале строительства, он должен дождаться ответного уведомления — уже от местной администрации — о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо строить его на земельном участке. Отказать местные власти могут, если дом превышает указанные в законе размеры, собственник не смог подтвердить свои права на землю и т.д.

Все эти требования и нововведения касаются исключительно жилых домов, построить баню, беседку или сарай по-прежнему можно без всяких разрешений и уведомлений. И в следующем году ничего не изменится.

— По завершении строительства (в течении месяца после окончания стройки) надо снова подавать уведомление в администрацию с приложением технического плана садового дома и ждать ответное уведомление о соответствии стройки требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Местная администрация обязана предоставить такой документ в течение семи рабочих дней. При этом как администрация будет проверять, что дачник настроил, — не забота застройщика. Его задача уведомить, что стройка завершена, — поясняет Евгений Корчаго.

К уведомлению нужно приложить техплан на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Самому регистрировать дом не надо, местная администрация после выдачи уведомления дачника о соответствии строения требуемым параметрам самостоятельно направляет все документы в Росреестр для регистрации собственности. Останется только ждать весточки от налоговиков.

Если дачник не планирует оформлять дом в собственность и ни с какими уведомлениями связываться не желает, ему стоит учесть, что органы районного и местного управления наделяются полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами. Но, как уточняет Евгений Корчаго, только через решение суда. Застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также дачник может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам и имеет земельный участок в собственности.

— По завершении строительства (в течении месяца после окончания стройки) надо снова подавать уведомление в администрацию с приложением технического плана садового дома и ждать ответное уведомление о соответствии стройки требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Местная администрация обязана предоставить такой документ в течение семи рабочих дней. При этом как администрация будет проверять, что дачник настроил, — не забота застройщика. Его задача уведомить, что стройка завершена, — поясняет Евгений Корчаго.

Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет

Dudaeva / Depositphotos.com

Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).

Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов “досталось” по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать “чужую” территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.

Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).

Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :

  • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
  • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
  • при этом новая (с 28 июня 2018 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
  • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (тоже в редакции от 28 июня 2018 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
  • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.

Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.

  • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
  • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
  • при этом новая (с 28 июня 2018 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
  • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (тоже в редакции от 28 июня 2018 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
  • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.
Ссылка на основную публикацию