Структура курса «Юридическая техника»

Юридическая техника (конспект лекций)

Лекция 1. Юридическая техника как учебная дисциплина и область науки…….3

Лекция 2. Понятие и виды юридической техники………………………………. 6

Лекция 3. Правила, средства и способы юридической техники…………………8

Лекция 4. Законодательная техника………………………………………………14

Лекция 5. Технология законодательного процесса………………………………16

Лекция 6. Юридическая техника систематизации юридических документов…19

Лекция 7. Интерпретационная техника…………………………………………. 22

Лекция 8. Правоприменительная техника………………………………………. 24

Лекция 9. Перспективы развития юридической техники и технологии в аспекте правовой политики современной России…………………………………………27

ЛЕКЦИЯ 1: Юридическая техника как учебная дисциплина и область науки

На сегодняшний день теория государства и права пока представляет собой единую науку, дающую обобщенное представление о государственно-правовой жизни общества. Юридическая техника является ее составной частью, но имеет практическую направленность, и возможно, в ближайшем будущем будет выделена в самостоятельную область науки.

Вопрос, надо ли относить юридическую технику к юриспруденции, не сразу стал очевидным. Выдающийся немецкий ученый Р. Иеринг сто лет назад посвятил этой проблематике самостоятельное исследование, назвав его «Юридическая техника». Однако речь в книге все же шла только о способах создания законов, т.е. о законодательной технике. Он считал юридическую технику способом практической реализации теории права в деятельности юриста.

Французский ученый М. Ориу отрицал саму необходимость понятия юридической техники, поскольку она, по его мнению, неадекватна важности и значимости права как социального явления.

Проблему статуса юридической техники в системе юридических наук затронул профессор В.М. Сырых, полагающий, что юридическая техника – это наука самостоятельная, имеющая прикладной характер.

В настоящий момент большинство ученых согласны с тем, что в лоне теории права появилось относительно автономное научное направление – юридическая техника.

По мнению многих авторов, родоначальником учения о юридической технике следует считать английского ученого Фрэнсиса Бэкона. Так, в 1620 году вышла в свет работа Ф. Бэкона «Новый органон», в которой он излагал правила написания законов.

Эстафету подхватили французский ученый Шарль Луи Монтескье, английский ученый Иеремия Бентам, немецкий ученый Рудольф Иеринг.

В советской юридической литературе различным вопросам юридической техники посвящены работы Д.А. Керимова, А.А. Ушакова, А.С. Пиголкина, С.С. Алексеева, Н.В. Власенко, Ю.А. Тихомирова, В.М. Сырых, В.Б. Исакова, В.М. Баранова, Т.В. Кашаниной и др.

Исследования юридической техники в XX в. развивались столь интенсивно, что это позволило В.М. Баранову и Н.А. Климентьевой сделать полный ретроспективный библиографический указатель «Юридическая техника: природа, основные приемы, значение».

При определении понятия «юридическая техника» отечественные и зарубежные авторы демонстрируют обычно схожие и принципиально не отличающиеся подходы. Хотя такое единообразие не означает, что в данной предметной области не существует серьезных вопросов для дискуссий и задач для научного поиска. Подтверждением этому может служить многообразие точек зрения по вопросу соотношения понятий «юридическая техника», «законодательная техника», «юридическая технология», что свидетельствует об отсутствии научно обоснованного подхода.

В понятии «юридическая техника» могут преломляться: его типологические и доктринальные особенности, специфика формы и структуры права, а также взглядов отдельных авторов на юридическую технику. В результате чего, понятие «юридическая техника» приобретает все большую многозначность и подвижность, что делает проблематичным его использование в качестве научного понятия. В ряде современных учебников по теории государства и права вообще не упоминается о юридической технике, для этого важного феномена не выделяется не только глав, но и параграфов. Единственно объективным объяснением подобной ситуации можно считать нерешенность методологических проблем сущности и роли юридической техники, что подчеркивает необходимость всестороннего и углубленного исследования данного феномена, к определению его места в правовой техносфере.

В целом юридическую технику рассматривают как совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование. Аналогичный смысл вкладывают в это понятие и другие ученые определяя, что юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Предметом юридической техники являются наиболее общие закономерности осуществления юридической деятельности.

Содержание юридической техники – это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Общие правила юридической техники:

1. Содержательные правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой: нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования, однородность правового регулирования, правильный выбор отрасли права, выбор правовой формы, обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права.

2. Правила логики: единообразное понимание терминов, согласованность различных правовых документов (частей), отсутствие противоречий между правовыми документами (частями), последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, убедительность правовых документов.

3. Структурные правила обеспечивают полное систематизированное изложение необходимой для правового документа информации и обеспечивает эффективное усвоение правовой информации. Структура правового документа – это его строение, главный канон которого – деление.

4. Языковые правила: ясность, точность правового документа, доступность правовых актов, краткость, отсутствие пафосности и декларативности правового документа, официальность стиля. Язык правовых документов – это язык государственной власти, а поэтому ему присущ властный и официальный характер.

5. Формальные (реквизитные) правила необходимы для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению, отражают его официальный характер и отличают его от множества похожих документов.

6. Процедурные правила: законность процедуры, рациональность, обоснованность изменения процедуры, плановость, учет и согласование интересов адресатов правового акта, логическая последовательность выполнения действий, составляющих процедуру, применение санкций за нарушение процедур.

В настоящее время в правовой науке наметилась тенденция, согласно которой термин «юридическая техника» неточен, глубоко противоречив и применяется лишь в силу правовой традиции. Современный подход ученых, занимающихся данной проблематикой, не только ставит вопрос неправильного понимания юридической техники, но и полного отрицания данного термина. «Все то, что в настоящее время в правовой науке и практике принято обозначать понятием «юридическая техника» правильнее называть «юридическая технология», под которой следует понимать совокупность принципов, приемов, процедур формирования и реализации всех видов юридической практики, состояние которой определяется достигнутым уровнем экономического, политического, технического и культурного развития конкретного государства. С этой точки зрения юридическая технология представляет собой не только некую совокупность способов, приемов, процедур, но и их последовательность, направленную на преобразование социально значимой информации в новый эффективно действующий правовой акт, либо в юридически значимое действие. Данный подход представляется вполне оправданным, что в первую очередь связано с эффективностью любого вида правовой деятельности, которая зависит не только от качества правил, приемов и процедур, но и от правильной их последовательности, способствующей достижению необходимого правового результата в юридически оправданный срок.

ЛЕКЦИЯ 2: Понятие и виды юридической техники

Весьма актуальной проблемой представляется проблема типологии юридической техники. При всем разнообразии взглядов на данную проблему можно выделить два основных подхода. «Широкий» подход, базирующийся на том, что юридическая техника отожествляется с правом в целом или лежит в его основе, либо отражает более одного аспекта правовой деятельности. Следовательно, такой подход позволяет утверждать, что юридическая техника охватывает практически все виды правовой деятельности и существенно влияет на их качество. Тогда как «узкий» подход в понимании юридической техники ограничивается ее присутствием лишь в одной сфере права – законодательной. Так в подтверждение этого в работах, посвященных юридической технике авторы чаще всего рассматривают, по сути, только правила и приемы техники законодательного процесса, тем самым, отожествляя понятия «юридическая техника» и «законодательная техника».

Ученые не сразу пришли к мысли о том, что мастерство в области юридической деятельности не ограничивается лишь законодательством. В отечественной литературе С.С. Алексеев впервые отошел от понимания терминов «законодательная техника» и «юридическая техника» как синонимичный понятий.

В настоящее время, в основном, преодолено бытовавшее в советской науке с 1960-х годов отожествление юридической и законодательной техники. Такой подход диктовался официальной правовой доктриной со сведением задач науки к формально-юридическому анализу нормативно-правового материала.

Не отрицая возможности и целесообразности рассмотрения понятия юридической техники в широком и узком смыслах слова, признавалось, что практическое значение юридической техники проявляется прежде всего в сфере правотворчества и именно законодательная техника предполагает использование в правотворческой практике специальных приемов и способов, посредством которых должен обеспечиваться необходимый качественный уровень законов и подзаконных актов.

Такой подход отражен в ряде учебников по теории государства и права, которые рассматривали вопросы юридической техники. При определении понятия «юридическая техника» авторы (Малько А.В., Матузова Н.И., Марченко М.Н., Алексеев С.С.) дают схожие и принципиально не отличающиеся дефиниции данному термину.

Так Малько А.В. и Матузова Н.И. рассматривают юридическую технику, как совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Аналогичный смысл вкладывает в это понятие Алексеев С.С. определяя, что юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Большинство авторов различают следующие виды юридической техники:

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 41 | Нарушение авторских прав

Проблему статуса юридической техники в системе юридических наук затронул профессор В.М. Сырых, полагающий, что юридическая техника – это наука самостоятельная, имеющая прикладной характер.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие юридической техники 5
Глава 2. Структура юридической техники 7
Глава3. Виды средств юридической техники 10
3.1 Средства юридической техники 11
3.1.1Понятийный аппарат и терминология 11
3.1.2 Юридические конструкции 13
3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы 15
3.1.4 Юридические презумпции 15
3.1.5 Правовые аксиомы 16
3.1.6 Юридические символы и перечисления 16
3.1.7 Перечисления 17
3.1.8 Нормативная структуризация 19
3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21
Заключение 26
Библиография 28

3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21

Реферат: Юридическая техника понятие, цели, значение

По дисциплине: «Общая теория права»

На тему: «Юридическая техника: понятие, цели, значение».

1) Понятие и цель юридической техники…………………………….4стр.

2) Структура юридической техники………………………………….9стр.

3) Значение юридической техники……………………………………13стр.

Актуальность исследования . Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.

Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа.

Цель исследования : изучить понятие, цели и значение юридической техники.

Объект исследования : сущность юридической техники.

Задачи исследования :

1. раскрыть понятие и цель юридической техники;

2. рассмотреть структуру юридической техники;

3. изучить значение юридической техники.

1. Понятие и цель юридической техники

Процесс нормотворчества активно идет на федеральном и региональном уровнях, что во многом объясняет большой интерес к вопросам юридической техники. По этой тематике публикуются научные работы, готовятся диссертационные исследования, издаются учебные и справочные пособия. Курс юридической техники читается во многих юридических вузах.

Вопрос об установлении понятия «юридическая техника» является дискуссионным. В данном случае мы не будем углубляться в эту проблему. Отметим только, что в словарях, нормативных правовых актах, литературе можно найти различные трактовки понятия «юридическая техника». Например, Большой юридический словарь под ред. проф. А.Я. Сухарева определяет юридическую технику как совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами юридической техники выступают юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов. Видами юридической техники являются законодательная техника, судебная техника и т.д.

В самом общем плане под юридической техникой понимается совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов. Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов. Наиболее разработанным разделом юридической техники признается законодательная техника. В литературе наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника.

Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик.

Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их “чистом”, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.

Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается: «Акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, … не бывает».

Поэтому цель точной, недвусмысленной и адекватной фиксации результатов волеизъявления государства в акте-документе относится к наиболее актуальным и постоянным целям, стоящим перед правотворчеством всех государств и всех времен. Достижением этой цели занимается особая отрасль правового знания – юридическая техника.

В отечественной юридической литературе значительно чаще говорится о задачах, методах, приемах юридической техники, чем о ее сущности. Между тем вопрос о сущности любого явления и предмета представляется чрезвычайно важным, поскольку дать объекту должное определение можно, только поставив и правильно решив вопрос о сущности этого объекта.

Для выяснения сущности юридической техники, прежде всего, должна быть решена проблема места исследуемого явления в системе юридического знания, иными словами, отнесения его к практической или теоретической области. Единого подхода к этой проблеме среди отечественных исследователей не существует.

Разброс имеющихся среди отечественных исследователей мнений по данному вопросу чрезвычайно широк. Однако – с долей некоторой схематизации – все имеющиеся подходы можно объединить в три большие группы: 1) сугубо практический, 2) сугубо научный, 3) научно-практический (методологический).

Сугубо практический подход подразумевает рассмотрение юридической техники исключительно как практической деятельности, направленной на выработку текста нормативно-правового акта. Например, Л.М. Бойко, рассуждая о понятии законодательной техники (которая есть вид техники юридической), пишет: «Нам представляется, что под законодательной техникой следует понимать чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, т.е. все, что касается методики составления правовых актов, их оформления»[1] . Е.И. Астрахан считал, что законодательная техника лишена собственной научной базы, а ее вопросы «относятся к науке общей теории советского права»[2] .

В более поздних трудах различных авторов делается попытка дифференциации юридической техники и науки юридической техники. Так, по мнению А.А. Ушакова, юридическая техника, с одной стороны, должна рассматриваться как практическая деятельность по оптимизации законодательства, с другой стороны, как научная дисциплина, изучающая такую деятельность. В другой работе А.А. Ушакова содержится следующее утверждение: «В более узком смысле в задачу юридической техники входит изучение правил, способов воплощения правовой идеи в конкретную материальную правовую оболочку».

По мнению С.С. Алексеева, «наука о юридической технике должна отпочковаться от общей теории права»[3] .

Описанный подход к проблеме сущности юридической техники наиболее близко стоит к подходу, который можно определить как методологический.

Суть этого, разделяемого нами, подхода в том, что юридическую технику как правовое явление особого свойства нельзя сводить ни к исключительно практической деятельности по оформлению проектов правовых актов, ни к сугубо теоретической проблематике. Юридическая техника представляет собой единство обоих элементов, то есть единство научного и практического (собственно технического).

Обоснованно предлагается рассматривать соотношение технического и научного в юридической технике с общеметодологических позиций соотношения науки и техники.

Техника вообще – как феномен социального бытия – в философии понимается в качестве результата взаимодействия трех элементов:

1) совокупности научно-технических знаний, обеспечивающих техническую деятельность;

2) совокупности технических устройств;

3) совокупности различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (изготовление, проектирование, научно-технические исследования).

Таким образом, в любой технике отчетливо прослеживается поступательное движение от научно-технического знания через техническую деятельность при помощи технических устройств к конечному результату-продукту. Если данную методологическую схему применить к юридической технике, то можно увидеть, что она вполне может быть описана при помощи приведенной схемы. Это видно из нижеследующего сопоставления указанных составляющих общефилософского понятия техники с элементами техники юридической.

Разброс имеющихся среди отечественных исследователей мнений по данному вопросу чрезвычайно широк. Однако – с долей некоторой схематизации – все имеющиеся подходы можно объединить в три большие группы: 1) сугубо практический, 2) сугубо научный, 3) научно-практический (методологический).

Юридическая техника понятие, цели, значение

По дисциплине: «Общая теория права»

На тему: «Юридическая техника: понятие, цели, значение».

1) Понятие и цель юридической техники…………………………….4стр.

Читайте также:  Где взять деньги подростку срочно

2) Структура юридической техники………………………………….9стр.

3) Значение юридической техники……………………………………13стр.

Актуальность исследования . Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.

Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа.

Цель исследования : изучить понятие, цели и значение юридической техники.

Объект исследования : сущность юридической техники.

Задачи исследования :

1. раскрыть понятие и цель юридической техники;

2. рассмотреть структуру юридической техники;

3. изучить значение юридической техники.

1. Понятие и цель юридической техники

Процесс нормотворчества активно идет на федеральном и региональном уровнях, что во многом объясняет большой интерес к вопросам юридической техники. По этой тематике публикуются научные работы, готовятся диссертационные исследования, издаются учебные и справочные пособия. Курс юридической техники читается во многих юридических вузах.

Вопрос об установлении понятия «юридическая техника» является дискуссионным. В данном случае мы не будем углубляться в эту проблему. Отметим только, что в словарях, нормативных правовых актах, литературе можно найти различные трактовки понятия «юридическая техника». Например, Большой юридический словарь под ред. проф. А.Я. Сухарева определяет юридическую технику как совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами юридической техники выступают юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов. Видами юридической техники являются законодательная техника, судебная техника и т.д.

В самом общем плане под юридической техникой понимается совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов. Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов. Наиболее разработанным разделом юридической техники признается законодательная техника. В литературе наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника.

Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик.

Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их “чистом”, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.

Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается: «Акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, … не бывает».

Поэтому цель точной, недвусмысленной и адекватной фиксации результатов волеизъявления государства в акте-документе относится к наиболее актуальным и постоянным целям, стоящим перед правотворчеством всех государств и всех времен. Достижением этой цели занимается особая отрасль правового знания – юридическая техника.

В отечественной юридической литературе значительно чаще говорится о задачах, методах, приемах юридической техники, чем о ее сущности. Между тем вопрос о сущности любого явления и предмета представляется чрезвычайно важным, поскольку дать объекту должное определение можно, только поставив и правильно решив вопрос о сущности этого объекта.

Для выяснения сущности юридической техники, прежде всего, должна быть решена проблема места исследуемого явления в системе юридического знания, иными словами, отнесения его к практической или теоретической области. Единого подхода к этой проблеме среди отечественных исследователей не существует.

Разброс имеющихся среди отечественных исследователей мнений по данному вопросу чрезвычайно широк. Однако – с долей некоторой схематизации – все имеющиеся подходы можно объединить в три большие группы: 1) сугубо практический, 2) сугубо научный, 3) научно-практический (методологический).

Сугубо практический подход подразумевает рассмотрение юридической техники исключительно как практической деятельности, направленной на выработку текста нормативно-правового акта. Например, Л.М. Бойко, рассуждая о понятии законодательной техники (которая есть вид техники юридической), пишет: «Нам представляется, что под законодательной техникой следует понимать чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, т.е. все, что касается методики составления правовых актов, их оформления»[1] . Е.И. Астрахан считал, что законодательная техника лишена собственной научной базы, а ее вопросы «относятся к науке общей теории советского права»[2] .

В более поздних трудах различных авторов делается попытка дифференциации юридической техники и науки юридической техники. Так, по мнению А.А. Ушакова, юридическая техника, с одной стороны, должна рассматриваться как практическая деятельность по оптимизации законодательства, с другой стороны, как научная дисциплина, изучающая такую деятельность. В другой работе А.А. Ушакова содержится следующее утверждение: «В более узком смысле в задачу юридической техники входит изучение правил, способов воплощения правовой идеи в конкретную материальную правовую оболочку».

По мнению С.С. Алексеева, «наука о юридической технике должна отпочковаться от общей теории права»[3] .

Описанный подход к проблеме сущности юридической техники наиболее близко стоит к подходу, который можно определить как методологический.

Суть этого, разделяемого нами, подхода в том, что юридическую технику как правовое явление особого свойства нельзя сводить ни к исключительно практической деятельности по оформлению проектов правовых актов, ни к сугубо теоретической проблематике. Юридическая техника представляет собой единство обоих элементов, то есть единство научного и практического (собственно технического).

Обоснованно предлагается рассматривать соотношение технического и научного в юридической технике с общеметодологических позиций соотношения науки и техники.

Техника вообще – как феномен социального бытия – в философии понимается в качестве результата взаимодействия трех элементов:

1) совокупности научно-технических знаний, обеспечивающих техническую деятельность;

2) совокупности технических устройств;

3) совокупности различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (изготовление, проектирование, научно-технические исследования).

Таким образом, в любой технике отчетливо прослеживается поступательное движение от научно-технического знания через техническую деятельность при помощи технических устройств к конечному результату-продукту. Если данную методологическую схему применить к юридической технике, то можно увидеть, что она вполне может быть описана при помощи приведенной схемы. Это видно из нижеследующего сопоставления указанных составляющих общефилософского понятия техники с элементами техники юридической.

Разброс имеющихся среди отечественных исследователей мнений по данному вопросу чрезвычайно широк. Однако – с долей некоторой схематизации – все имеющиеся подходы можно объединить в три большие группы: 1) сугубо практический, 2) сугубо научный, 3) научно-практический (методологический).

Структура курса «Юридическая техника»

48. Юридическая техника: понятие и принципы.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

§ языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

§ логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

§ гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

К основным принципам ЮТ относятся:

а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);

б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;

в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.

Для реализации принципов разработки правовых актов в правотворчестве используются разнообразные элементы Юридическая Техника, в том числе такие, как:

а) применение определенных режимов (методов) юридического регулирования, видов норм и логической структуры норм. Особые юридические режимы (например, общедозволительный, разрешительный) характерны для публичного и частного права, отдельных отраслей права и ориентированы на те или иные способы правового регулирования – дозволения, обязывания, запрещения;

б) использование различных способов изложения предписаний, классифицируемых по степени обобщенности нормативного материала, по полноте использования элементов (гипотезы, диспозиции, санкции) юридической нормы, по “специализации” (дефинитивной, оценочной, диспозитивной и т.п.) той или иной статьи, по использованию внутренних и внешних ссылок;

в)следование законам и правилам формальной логики. Основные законы логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) используются в правотворчестве для построения как правовых актов в целом, так и их отдельных частей и положений;

г) соблюдение требований к терминологии правовых актов, таких, как единство, смысловая однозначность, стилистическая нейтральность, системность терминологии, распространенность и общепризнанность, стабильность, доступность, корректность;

д) использование юридического языка и официально-делового стиля. Тексты правовых актов должны соответствовать общим нормам современного русского языка. Функционально-стилистические особенности языка права предполагают официальный характер, документальность, максимальную точность, экспрессивную нейтральность, безличный характер, ясность и простоту языкового выражения; экономичность использования языковых средств;

е) применение юридических конструкций, устойчивых схем и моделей, устанавливающих соотношения прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений;

ж) следование определенным правилам использования реквизитов и оформления правового акта в целом, а также его структурных частей, использование дополнительных структурно-смысловых элементов, таких, как примечания, таблицы и т.п. Так, в начале правовых актов принято помещать общие положения, которые могут устанавливать цели, задачи и основные принципы регулирования, определения используемых терминов. Заключительные статьи нормативных правовых актов содержат положения о сроках и порядке введения акта в действие, об отмене, изменениях и дополнениях действующих актов в связи с принятием данного нормативного правового акта. Нарушения принципов и правил Юридическая Техника квалифицируются как законотворческие ошибки.

а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костенко М. А., Канаева В. В.

2. Малько А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов. – М., 2001.

Юридическая техника и юридическая практика

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Значение юридической техники:

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.

Под структурой юридической практики понимают такое соотношение элементов и связей в системе, которое обеспечивает ей единство, целостность, а также сохранение объективно необходимых функций и свойств при влиянии на нее различных факторов действительности.

Элементами юридической практики являются:

1. объект практики. Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;

2. юридические действия, такие, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;

3. средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;

4. способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;

5. результат, воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

6. формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.

Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.

Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды:

2. юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).

По субъектам юридическую практику можно разделить:

1. на законодательную;

4. нотариальную и др.

Функции юридической практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.

Функция – это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Функции напрямую связаны с целями практики.

1. на законодательную;

Юридическая техника: понятие, принципы, правила, приемы

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

К основным принципам юридической техники относятся:

а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);

б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства; адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.

Читайте также:  Что содержит выписка из ЕГРН и какие они бывают в 2020

Правила юридической техники:

*конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

* логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

* отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

* ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;

* краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Приемы юридической техники:

*по степени обобщения конкретных показателей: абстрактные – когда при формировании НП используется обобщающая формулировка

* По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.

Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении “лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины” слова “отсутствие вины” являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.

Казуистический – при формулировании НПр. последовательно перечисляются условия при которых она действует.

* По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный.

При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного материала и для избежания повторений.

При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается “открытый бланк”, ссылка на вид правил.

* правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи м/д предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.

* юридические фикции – несуществующие положения признаваемые в соответствии с законодательством сущ-щими и ведущее соотв-щие правовые последствия.

* правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юр-ком процессе.

* правовые преюдиции – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию).

* юридическая конструкция – Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

* концепция НПА – абстрактная, общественная идея, построенная но основе опыта или умозрения и положенная в качестве основы нормативного акта.

* правовой символ – охраняемый гос-вом условный символ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому субъект пртв-ва придает особый политико-правовой смысл не связанный с сущностью этого образования.

Юридический язык.

Юридическийязык – это совокупность грамматических, логических ииных способов оформления права виде законов и иных Н.А.

1. Профессиональный язык;

2. Исторически сложившийся;

3. Международный (много терминов из др. языков);

4. Сложный – все требует комментариев;

5. Искусственный – юристы его создали для своих целей.

1. Категории – понятия, имеющие значение для права в целом(«Право»);

2. Понятия – явления, имеющие значение («Естественное», «Позитивное»);

3. Термины– это слово или словосочетание, конкретизирующее понятие («Уголовное, гражданское, семейное право»).

Юридические понятия – это способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующих институты и явления гос.-правовой реальности.

Определение (дефиниция) – краткое содержание аккумулированных в понятии или категории знаний, формулировка основных черт явления, имеющего юридический смысл.

Юридический термин – слово или словосочетание, которые, обеспечивая определенность и четкость языка права, являются в обобщенном виде точным наименованием используемых в нем понятий и категорий.

Юридическая категория – понятия, имеющие обобщающее значение для всей юридической науки.

1. Обыденные – разговорная речь, имеющая одинаковое значение для всех (заседание, брак, родители, дети, решение, гласность, находка, равноправие, порядок).

2. Специально-обыденные (комиссия – и группа людей и договор; делегация – группа лиц, представляющая интересы государства на встречах и в конституционном праве – передача представительным органам ряда законотворческих полномочий исполнительной власти; эмансипация).

3. Профессиональные понятия из других сфер жизни – из медицины, социологии, политологии, биологии, техники, географии, межд. отношений. (СПАМ – состав преступления ряда законодательств)

4. Собственно юридические понятия – употребляемые для обозначения спец. гос. и правовых явлений и отношений. (весь ГК; правомерное поведение, вымогательство,)

5. Многозначные (полисимметричные) понятия (декларация – прав человека и налоговая) Дуализм в праве – деление его на публичное и частное.

6. Корпоративные – сленг, жаргон, аббревиатуры).

Существует специальный язык юридической профессии. Это искуственный язык, созданный для нужд юриспруденции и правоприменительной практики. Термины должны быть устойчивы, объяснимы, не отличаться друг от друга, т.е. однозначны в пониманиии отражать современное развитие юриспруденции. Возможно вывести определенные категории терминов: 1. обыденные понятия – не меняет своего значения в обычной речи и у юристов. 2. обыденные термины, которым юристы придают специальное значение. 3. профессиональные понятия и термины, взятые из других сфер жизни. 4. Собственные юридические понятия, т.е. понятия изначально бывшие в юридическом языке. Эволюция терминологии имеет место, понятия и их названия меняются. Это связано с развитием отношений. Есть термины, которые не изменили свего значения (демократия, правосудие). Есть термины, которые меняли свое значение, например, юрисконсульт. Можно выделить группу вновь созданных термионв в современной жизни. Есть устаревшие понятия, которые не используются на практике, но они остались в истории (спекуляция, тунеядство).

1. Обыденные – разговорная речь, имеющая одинаковое значение для всех (заседание, брак, родители, дети, решение, гласность, находка, равноправие, порядок).

§ 4. Юридическая техника

Существует два основных подхода к пониманию юридической тех­ники: широкий и узкий. Под юридической техникой в широком аспекте понимается совокупность правил, которые используются при создании и совершенствовании правовых (юридических) документов, а также техни­ческие операции и средства материальной техники, сопровождающие юридическую деятельность.

1. Правила, используемые для подготовки (создания, оформления) нормативных, индивидуальных и иных юридических документов; правила по совершенствованию правовых актов (документов) (правила внесения изменений и дополнений в закон, правила систематизации); правила, отно­сящиеся к порядку опубликования и вступления в силу нормативных пра­вовых актов и других юридических документов (порядок определения пе­риода действия договора).

2. Технические операции, относящиеся к реализации юридических норм, процессу применения права и технике судебного, прокурорского и иного делопроизводства (принудительный привод); материально- технические средства юридической деятельности (следственный чемодан, машина криминалистической лаборатории и т. и.).

3. Процедурные правила, сопровождающие юридическую деятель­ность и процесс создания юридических документов.

Однако в юридической науке и на практике термин «юридическая техника» наиболее часто употребляется в узком смысле. При таком пони­мании юридическую технику образуют нематериальные средства и прие­мы, используемые для подготовки, оформления, при необходимости – опубликования правовых документов и их совершенствования.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на понимание юриди- ческой техники ом Н.

Соответственно, правотворческая техника – это совокупность пра­вил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформле­нии и опубликовании нормативных правовых актов с целью их совершен­ствования.

Таким образом, можно выделить ряд специфических признаков, ко­торые отличают именно этот вид юридической техники:

1) это совокупность правил, в том числе средств и приемов, ис­пользуемых при разработке текста нормативного правового акта (закона или подзаконного нормативного правового акта);

2) это своего рода методика, вырабатываемая наукой и практикой для оптимизации формы и содержания нормативных правовых актов;

3) это техника использования таких юридических правил оформ­ления текста акта, которые позволяют установить официальность создания такого акта как нормативного правового;

4) данная техника вырабатывает и формирует нормативные пра­вила условий и порядка вступления в юридическую силу нормативных правовых актов всех уровней;

5) правотворческая техника имеет своей целью совершенствова­ние в первую очередь законодательных и иных нормативных правовых ак­тов.

Как было отмечено выше, юридическая (правотворческая) техника складывается из правил, приемов и средств, составляющих ее содержание. Многообразие взглядов на состав содержания юридической техники не по­зволяет на сегодняшний день сформировать обобщенный учебный подход. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам с точки зре­ния юридической техники, являются обязательным критерием их оценки в экспертном исследовании.

При установлении соответствия проекта нормативного правового акта предъявляемым технико-юридическим требованиям в процессе пра­вовой экспертизы, по мнению Т. Н. Москальковой и В. В. Черникова, сле­дует оценить: соответствие оформления проекта избранному виду норма­тивного правового акта; правильность использования деления содержания проекта на главы, разделы, статьи, пункты и подпункты; язык проекта (ис­пользование нормативного стиля при изложении содержательной части проекта); правильность написания названий органов и организаций; пра­вильность оформления используемых в проекте ссылок на нормативные правовые акты; правильность написания дат в тексте и реквизитах; соблю­дение в проекте других технико-юридических требований.

В научно-практическом пособии под редакцией Ю. А. Тихомирова показатели качества закона основаны на использовании следующих правил юридической техники: строгая структуризация текста проекта; обеспече­ние правильного понимания нормативных понятий и терминов; четкое оп­ределение видов правовых предписаний – норм-дефиниций, норм-целей, норм-принципов и т. д.; обеспечение правильного соотношения матери­альных и процессуальных правовых норм; обоснование установления объ­ема и характера прав, обязанностей и ответственности субъектов права, их взаимоотношений; формулирование верных отсылок и ссылок в правовом акте; установление реквизитов правового акта.

Практики, специалисты экспертных организаций с точки зрения юридической техники обращают внимание на выявление в проектах ре­гиональных и муниципальных актов следующих соответствий: способов изложения, стиля и терминологии – федеральному законодательству; руб­рикации проекта нормативного правового акта – объему и сложности от­расли (подотрасли, института) права; порядка вступления будущего нор­мативного правового акта в силу – нормам федерального законодательства, устанавливающим порядок обнародования и вступления в силу норматив­ных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, О. Н. Шишпаренок отме­чает, что на практике существуют различные подходы к порядку проведе­ния правовой экспертизы и имеют место заключения, где оценка соответ­ствия проекта правилам законодательной техники не является обязатель­ной [446] . Однако, обобщив учебную, научную литературу, законодательство и практический материал, представляется обоснованным в предмет право­вой экспертизы нормативных правовых актов с точки зрения юридической техники включить исследование и оценку следующих вопросов.

1. Выявление несоответствий реквизитным правилам, т. е. прави­лам внешнего оформления нормативного правового акта.

Официальный характер юридического документа обуславливает необходимость его оформления. Любой правовой акт, в том числе и нор­мативный, содержит необходимые реквизиты, которые отражают его юри­дическую силу. В настоящее время выработаны общие и единые требова­ния ко всем типам юридических документов, как в науке, так и на практи­ке. Более того, применительно к нормативным правовым актам разрабаты­ваются специальные рекомендации (например, Институтом законодатель­ства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, соответст­вующими органами на региональном уровне), а также субъектами РФ при­нимаются законодательные акты, содержащие нормативно-технические правила оформления законов и подзаконных правовых актов.

К числу таких правил оформления относят: название вида нормативного правового акта;

название органа, его издавшего; наименование нормативного правового акта; номер нормативного акта;

дату принятия; место принятия;

дату подписания и подпись с указанием должности, инициалов и фамилии.

Экспертами Управления Министерства юстиции РФ по субъектам в аналитических отчетах названы случаи неверно либо не в полном объеме указанных реквизитов принимаемых нормативных правовых актов [447] . Спе­циалистами территориального органа Министерства юстиции Чувашской Республики выявлены нарушения юридической техники:

при использовании заголовков частей нормативных правовых ак­тов, не соответствующих содержанию актов;

при указании наименований, дат принятия и иных реквизитов [448] .

Например, главный специалист отдела юридической экспертизы и федерального регистра Управления Министерства юстиции РФ по Том­ской области констатирует, что в ходе анализа и обобщения результатов юридических экспертиз за 2000-2004 гг. наиболее типичным нарушением стала ссылка на органы исполнительной власти области, названия которых изменены.

На научно-практической конференции «Качество закона и юриди­ческая техника» в Институте законодательства и сравнительного правове­дения при Правительстве РФ в докладе Л. Ф. Апт указывалось на следую­щее:

большинство ошибок на этапе экспертизы законопроектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ касается неправильного указания источников официального опубликования нормативных правовых актов при внесении изменений в законодательные акты;

существует проблема правильного наименования законов и отраже­ния в них предмета регулирования.

2. Выявление несоответствия в структуре нормативного правового

Распределение и расположение нормативного материала в опреде­ленном порядке, его структурирование составляют его внутреннюю фор­му, которая подчинена логическим способам построения материала. Раз­бивка нормативного правового акта на системно-структурные составляю­щие значительно облегчает пользование им. Рубрикация нормативного ак­та упрощает его систематизацию.

3. Выявление несоответствия нормативного правового акта средст­вам, приемам и способам юридической техники.

Правила, используемые для изложения содержания нормативных актов, включают: средства изложения (терминология, юридические и тек­стовые конструкции); приемы (фикции и презумпции) и способы изложе­ния. Такое разделение правил довольно условно и не находит общей под­держки среди ученых, поэтому не будет ошибкой, если студент обобщит средства, приемы и способы с помощью понятия «правила изложения».

Вопрос о способах изложения норм права в нормативных правовых актах больших дискуссий уже не вызывает. Как правило, в учебной и на­учной литературе рассматриваются общепринятые приемы, которые сори­ентированы на связь нормы права и статьи нормативного акта. По степени обобщенности нормативного материала выделяют абстрактный и казуи­стический способы. По форме изложения нормативного материала выде­ляют нормативный и повествовательный способы. По степени полноты изложения правовых норм в статьях нормативного акта выделяются пря­мой, ссылочный, бланкетный способы.

Например, специалисты территориальных органов Министерства юстиции по Тюменской области в ходе юридической экспертизы област­ных актов выявили несоответствие понятий, используемых в региональных нормативных правовых актах, понятиям, закрепленным в федеральном за­конодательстве [449] . Подобные нарушения отмечены и в нормативных пра­вовых актах в целом по Сибирскому федеральному округу [450] .

4. Выявление несоответствия правилам опубликования и вступле­ния в силу нормативных правовых актов.

Такие правила юридической техники касаются порядка опублико­вания нормативных актов, условий вступления в силу и порядка действия нормативных правовых актов в целом и отдельных их статей и норм. По­добные правила юридической техники предусматриваются в нормах феде­рального законодательства и специальных нормативных правовых актах.

Согласно правилам юридической техники, существует несколько способов определения вступления в силу нормативных правовых актов:

1) установление даты или порядка вступления нормативного пра­вового акта в самом акте (специальные условия);

2) применение к нормативному правовому акту общего порядка вступления в силу, в зависимости от его юридической силы и предмета ре­гулирования, закрепленного в нормах права (общие правила);

3) введение в действие посредством специального акта либо с момента получения соответствующими органами и организациями, либо с момента подписания (исключительные условия).

Нормативный правовой акт также должен содержать порядок и официальный источник его опубликования. Так, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собра- ния» [451] в ч. 2 ст. 9 установил требование о том, что при публикации феде­рального конституционного закона и федерального закона указываются наименование, дата принятия и подписания, подписавшее должностное лицо, место (Москва, Кремль) и регистрационный номер.

3) это техника использования таких юридических правил оформ­ления текста акта, которые позволяют установить официальность создания такого акта как нормативного правового;

Глава 22 ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Законодательная и правоприменительная техника

Под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.

Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.

Читайте также:  Поиск очереди льготников на получение путевки

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории — «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.

К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.

С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.

4. Язык и стиль нормативного правового акта во многом определяют эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и констатирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.

Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должны отличаться от языка и стиля нормативного акта.

Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);

б) способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в Едином государственном реестре. Например, недвижимость и сделки с нею подлежат обязательной государственной регистрации. При этом момент возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав определяется моментом регистрации. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.). В отношении иностранных документов существуют такие способы легализации, как: консульская легализация (удостоверение консулом соответствующего государства), путем проставления апостиля (специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, или подлинность печати, скрепляющей документ) или на условиях, предусмотренных международным договором между конкретными государствами;

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

Юридическая техника

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая её разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая её разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.

Понятие и особенности юридической техники

Юридическая техника –это совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной(законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами – наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином. Законодательная техника содержит: правила построения и оформления правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль правового акта, правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

– правила оформления и построения правоприменительных актов,

– способы легализации документов,

– способы и приемы толкования юридических норм и актов,

– способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,

– способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Более сформированный вид имеют некоторые конкретные разделы юридической техники, такие как договорная техника, техника претензионно-исковой работы. Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций.

В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты. В их числе прежде всего следует назвать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (с изменениями).

Среди региональных законов детализированностью и тщательностью проработки выделяются Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 года № 92 «О нормативных и иных правовых актах» и Закон Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области».

Требования, предъявляемые к юридической технике:

– Регулирование соответствующей сферы отношений в достаточно полном объеме.

– Конкретность регулирования, недопустимость декларативности.

-Логическое изложение материала, связь норм между собой и правильное использование юридических конструкций.

– Оправданное использование способов изложения элементов правовых норм.

– Нецелесообразность повторения положений, изложенных в нормативных правовых актах органов власти вышестоящего уровня

– Точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов.

– Ясность и доступность языка для адресата при изложении документов

– Использование устоявшихся терминов.

– Системность построения документов.

– Унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения.

Юридическая техника документального выражения содержания правового акта –представляет собой распределение норм материала внутри акта в определенном порядке, части, их согласование.

Правильное и полное использование юридических конструкций выражается в способах сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов в тексте юридического документа. Пример: УК РФ – презумпция невиновности. ГК РФ – презумпция виновности (каждый доказывает то, на что ссылается, бремя доказывания лежит на ответчике).

Использование правовых принципов, например, презумпции – признание наличия или отсутствия определенных фактов, связей, обстоятельств. К неопровержимым относятся презумпции невиновности, частичной дееспособности лица, не достигшего 18 лет.

Использование правовых фикций – несуществующего положения, признанного судом существующим и ставшим общеобязательным.

Например, ГК РФ устанавливает правила признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим. Единство и внутренняя логика нормативного документа. Материал должен быть согласован во всех частях и расположен в логической последовательности, не иметь противоречий. Внешнее единство выражается в нумерации глав, статей, пунктов. Доступность и убедительность правовых актов, максимальная ясность языка документа, его убедительность.

Помимо вышеобозначенных требований, официальный юридический документ должен обладать определенным набором обязательных реквизитов.

|следующая лекция ==>
Стадии применения права|Категории юридической техники: правовые презумпции и аксиомы, преюдиция, юридическая фикция.

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 1123 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

Понятие и формы юридической техники

Юридическая деятельность, т. е. деятельность, связанная сприменением спец.правовых знаний и направленная на решение юр. задачи, — это многогранная работа, которая осущ. во всех сферах жизни.

Правоохранительная сфера самая высокая концентрация юристов. Приминение санкций(У-Правовых, А-Правовых), рассмотрение споров(трудовых, жилищных, семейных. Юр.специальности – следователь, эксперт, прокурор, судья, адвокат

Политическая сфера (сфера управления государством) в органах управления(законодательных, исполнительных) Решения, гос. важности, принимают политики (президент, депутаты, председатель правительства и его заместители, министры).

Экономическая сфера – юрисконсульты( в основном заключают договоры), в корпорациях.

Юрисконсульты выполняют функции правового обеспечения орг-ий. Составление договоров, контроль за их реализацией, а то и оспаривание договорных отношений в суде требуют действительно серьезных знаний.

Социальная сфера в органах соц. защиты, службы занятости. Юристы работают в органах службы занятости, где профессионально решаются проблемы, связанные с безработицей (учет, переквалификация, выплата пособий).

Юридическая тактика и юридическая стратегия

Тактика и стратегия —подходы к орг-ии работы юриста, а не сама работа,которая осущ. по правилам ЮТ.

Юридическая тактика—линия поведения, образ действий,заключающийся в планировании юр. деят-ти, ееорг-ии для достижения поставленной цели.

Юридическая стратегия—совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные или общие планы, прогнозы, программы юр. деят-ти).

Понятие и виды юридических документов

Документ-материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и(или) их сочетания, предназначения для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и общественного использования

Юридический документ- документ, содержащий правовую информацию

Виды юридических(правовых) документов:

По субъекту:гос. организациинегос. организациифиз. лицасовместные

По характеру официальности:официальныенеофициальные

По действию в пространстве:терр. правовые актыэкстерр. правовые акты(выходят за пределы терр)

По действию во времени:срочные (юрид. док-ты, которые устанавливают срок действия, например – договор найма)-бессрочные(срок действия не устанавливается, например – свидетельство о рождении)–разовыесрочно-бессрочные(трудовые договоры)

По отраслям права:публично-правовые(в области: УП, УПП, ГПП, АП, КП, ФП)-частично-правовые(документы, которые создаются в области: ГП, Сем.П, Насл.П)-смешанные(носят межотраслевой хар-р)

По категории доступа:общедоступные(обнародованные акты, опубликованные, НПА, Консультант+,Гарант)-ограниченного доступа(отнесенные к гос.службе):особой важности, совершенные секретно, секретные

Классификация юридических документов по характеру правовой информации

От характера правовой информации:

-Индивидуальные акты: правореализационные, правоприменительные(исполнительных органов, правоохранительных органов)

-Фиксирующие юридические факты: фиксирующие правой статус, фиксир. правовой режим, фиксир.акты события и акты действия

***Нормативные документы: 1) НПА 2) договоры нормативного содержания

*к ним относятся в НПА, нормативные договоры *эти акты содержат нормы права *с помощью НПА нормы права устанавливаются, отменяются и изменяются

По юридической силе:международныезаконы государства: Конституция, Законы –правовые НПА: Указы, Постановления

***Индивидуальные правовые акты(документы): *содержат решения индивидуального характера(конкретной ситуации на определенных субъектов)*не содержат норм права*влекут правовые последствия в отношении конкретных лиц*устанавливают, изменяют или прекращают права и обязанности в отношении конкретно-опр.круга лиц

Виды:-правоприменительные(решение суда)исполнительных органов(приказ министраправоохранительных органов(постановление следователя)акты реализации права(договор)

***Интерпретационные акты(документы) *док-ты, не содержат нормы права*не имеют самостоятельного значения*закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа*содержат указания по применению действующих норм права*адресуются органам и лицам реализующим право

Виды: –акты высших судебных органов(постановление пленума ВАС РФ, ВС РФ) акты исполнительных органов(инструкция и разъяснения министерств и ведомств)

***Документы, фиксирующие юр.факты: *регистрируют различ.фактические обст-ва*оформляют юр. факты

Виды: – фиксирующие правовой статус (паспорт) фиксирующие правовой режим объектов(свидетельство о праве собственности) фиксирующие акты-события(свидетельство о рождении) фиксирующие акты-действия(акты опоздания на работу)

Понятие и структура юридической техники

ЮТ-правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических док-тов

Структура ЮТ: собственно ЮТ-совокупность инструментов (средств, способов, приемов, методов) ведения юр. Работы и составления юр. док-тов, юридич. технология-подходы к орг-ии юрид. работы:юрид.тактика- линия поведения, образ действий,заключающийся в планировании юр. деят-ти, ееорг-ии для достижения поставленной цели. юрид. стратегия- совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные или общие планы, прогнозы, программы юр. деят-ти).

Признаки юридической техники:

—ЮТ— совокупность юридических инструментов. Однако применяются они, как правило, в строгой по-

следовательности, а не хаотично. Так, работая над законопроектом, прежде всего надо определиться с понятиями, а потом уже выстраивать конструкции, определять презумпции, применять фикции и т. п.;

—ЮТ способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;

—ЮТ позволяет эффективно осуществлять юридическую работу, экономить человеческую энергию.

Содержание (элементы) юридической техники

Содержание ЮТ —различные по характеру и форме выражения правила выполнения юр. работы.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы ЮТ-пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношений

Правила ЮТ— конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах ЮТ. Поскольку в ходе разработки законопроекта решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила ЮТ подразделяются на 3 группы:

1)языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

2)логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

3)гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы ЮТ– операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства ЮТ— это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания ) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

-Индивидуальные акты: правореализационные, правоприменительные(исполнительных органов, правоохранительных органов)

Понятие юридической техники

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 1315 раз

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».

Судебно-нормативные

Подавляющая часть норм, содержащих составы экономического преступления, является бланкетными. Чтобы правильно понять их необходим хороший уровень узкоспециализированной подготовки и знание массы правовых актов из разных областей.

Судебно-нормативные экспертизы чаще всего назначаются, когда необходимо решить вопросы о соблюдении различных правил:

  • пожарной безопасности;
  • ПДД;
  • составления отчетов;
  • строительных норм и т.д.

К этому виду экспертиз также можно отнести анализ коррупционной составляющей документов.


К этому виду экспертиз также можно отнести анализ коррупционной составляющей документов.

Ссылка на основную публикацию