Аттестация учителей в 2020 году – последние изменения

На высшую категорию

педагог может заявиться

. В них перечислено на основании чего устанавливается первая и высшая КК.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

Основные правила аттестации учителей в 2020 году

Новости. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, Минпросвещения издало приказ №193 от 28.04.2020. По этому приказу срок действия квалификационных категорий продлен до 31 декабря 2020 года — в случае, если действие категории должно было закончиться с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.

По этой причине аттестация для педагогов стала обязательной с 2020 года, но полноценно проводиться будет только с начала 2021 года. Теперь учителям нужно проходить курсы повышения квалификации с последующей аттестацией раз в 5 лет.

Согласно приказу введен новый формат оценки квалификации, имеющий 2 уровня:

Первый уровень — введен для специалистов недавно окончивших вуз и впервые приступивших к работе. Результат аттестации определяет возможность работы по специальности. При первичной сдаче экзамена специалист может работать 2 года, после этого следует подтвердить компетенции снова.

Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.

В течение 5 лет система будет тестироваться, поэтому форма аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности выбирается специалистом самостоятельно. Переход на новый метод проверки знаний постепенно закончится в 2024 году. Поэтому ближайшее время ждать новостей об окончательном переходе на новую систему не стоит.

Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.

Внедрение новой модели аттестации

Главной целью введения НСУР объявлены повышение профессионального уровня учителя и ответственности педагога за свой результат. В документе приведено несколько условий, выполнение которых будет способствовать достижению поставленной цели:

  • повышение профессиональных качеств учителя в течение трудовой деятельности;
  • заключение между школами и учителями эффективных контрактов;
  • формирование системы карьерного роста педагогов в соответствии с профессиональным стандартом;
  • аттестация учителей должна быть средством развития, а не контроля.

Внедрение НСУР по замыслу ее создателей сделает из учителей профессионалов, которые будут применять в своей деятельности новые научные разработки и накопленный педагогический опыт. По факту все сводится к двум мероприятиям: доработке и внедрению в образовательные учреждения профстандартов и новой системы аттестации учителей.

В настоящее время процедура проводится в двух вариантах:

  • аттестация на соответствие педагога должности (она проводится в обязательном порядке и должна повторяться раз в пять лет);
  • аттестация учителя для получения высшей категории (она является добровольной).

Обе они пока осуществляются по старым правилам, действующие приказы Минпроса не отменены.

Обе они пока осуществляются по старым правилам, действующие приказы Минпроса не отменены.

Документы для аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию:

адрес: 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 52 лит.А;

Необходимость нововведений

Для действующей долгое время в России системы аттестации педагогических работников характерно минимум три недостатка:

  • необходимость для учителя собирать многочисленные документы (дипломы, грамоты, сертификаты о прослушанных курсах, опубликованные работы);
  • отсутствие единого порядка аттестационных процедур в регионах страны (где-то требуются открытые уроки, где-то учитываются имеющиеся документы или результаты учеников), что не позволяет проводить их сравнение между собой;
  • практическое отсутствие реального влияния на карьерный рост специалиста.

Новая аттестация должна кардинально изменить подход к проверке компетенции учителей. Уже в 2020 году они смогут оградить себя от сбора многочисленных документов, а саму процедуру проходить непосредственно на месте работы. Для этого будут использоваться объективные данные, которые позволят определить уровень знания собственного предмета, способности специалиста мотивировать учеников и качество других аспектов работы.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Последние изменения в аттестации педагогов в 2020 году

Уважаемые коллеги, всех педагогов волнуют возможные изменения в процедуре аттестации с 2020 года, о которых так много говорилось в последнее время. Так вот, изменений в процедуре аттестации педагогов в 2020 году не планируется!

Мы проанализировали официальные источники в сети интернет, портал министерства образования, ЕФОМ.рф а так же уточнили информацию в Комитете образования Санкт-Петербурга. По итогом проведения такого расследования был сделан вывод, что плановая аттестация педагогических работников, как и прежде будет проходить на основании Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

А что же с новой моделью аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов?

Обещают к середине 2020 года продолжить апробировать новую форму аттестации и, скорее всего, так же, как и в 2018-2019 годах, выделят несколько пилотных регионов. Кстати, учителя и педагогические коллективы участвовали в апробации исключительно при добровольном согласии и с соблюдением полной конфиденциальности. Это условие сохранится и в 2020 году. В 2020 году эта апробация коснется только педагогических работников, проходящих аттестацию по должности: «учитель». Внедрение аттестации по новому стандарту будет постепенным, с учетом добровольного согласия педагогов, и продлится до окончательного введения, по предварительным планам Министерства просвещения, до 2024 года.

Читайте также:  Как уволить пропавшего сотрудника

Таким образом, если Министерство просвещения реализует свои планы согласно установленным срокам, то новый порядок аттестации будет утвержден для всех педагогических работников лишь с 2024 года.

Более точную информацию о возможности проходить аттестацию по новой форме лучше уточнить в местном Комитете образования.

На официальном сайте единых федеральных оценочных материалов ЕФОМ.РФ Вы можете найти последние комментарии и статьи от начала 2019 года. Так же на этом сайте представлена презентация «Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов», с которой Вам предлагаем познакомиться. По состоянию на май 2020 года информация, о том, что ЕФОМ будет апробироваться и в 2020 году, не представлена.

Таким образом, многочисленные страшилки в виде историй о новых обязательных правилах аттестации учителей предлагаем вам подвергать сомнению. Поэтому если у вас запланирована аттестация в 2020 году, можем вас заверить, что она пройдет по тем же правилам, что и в прошлом году, хотя в некоторых регионах будет доступна при добровольном согласии аттестация и по новым правилам.

Например, в 2020 году аттестация педагогов в Санкт-Петербурге пройдет по старым правилам, как и в прошлом году, через подачу заявления на портале Госуслуг.

Предполагается что введение аттестации по ЕФОМ будет координироваться с введением новых должностей в штатные расписания общеобразовательных учреждений.

Так, например, в школах могут появиться новые должности – “старший учитель”, “ведущий учитель”. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то “старший” – разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, “ведущий” – выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший – по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

Конечно, на начало 2020 года больше неопределенности и вопросов, чем разъяснений и официальных документов. Но перемены в Министерстве Просвещения, связанные с назначением 21 января 2020 года Сергея Сергеевича Кравцова на пост министра Просвещения, говорит о том, что возможен новый виток в реформировании образования.

Обозреватель «Комсомольской правды» Александр Милку в своей статье попытался ответить на вопрос: «Что ждать от нового министра просвещения?» Предлагаем ознакомиться.

Таким образом, многочисленные страшилки в виде историй о новых обязательных правилах аттестации учителей предлагаем вам подвергать сомнению. Поэтому если у вас запланирована аттестация в 2020 году, можем вас заверить, что она пройдет по тем же правилам, что и в прошлом году, хотя в некоторых регионах будет доступна при добровольном согласии аттестация и по новым правилам.

Новая система аттестации

Новая модель оценки профессиональных качеств педагогов на основе применения единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) предполагает четыре вида аттестации:

  1. Профессиональный экзамен, как вход в профессию для молодых специалистов.
  2. Подтверждение соответствия занимаемой должности.
  3. Получение первой категории.
  4. Получение высшей категории.

Первые два вида являются обязательными, два последующих – по желанию специалиста.

За прохождение аттестации на основе ЕФОМ педагог может получить максимум 60 баллов, еще 40 можно получить за подтверждение профессиональных, деловых качеств, результатов своей работы:

  • получение справки от работодателя (10 баллов);
  • рассмотрение данных о результатах образовательной деятельности (25 баллов);
  • мнение выпускников педагога (5 баллов).

Переходный период для системы назначен на срок пять лет, то есть в это время педагог сможет самостоятельно выбрать, какой системой для аттестации он хочет воспользоваться: старой или новой.

  • получение справки от работодателя (10 баллов);
  • рассмотрение данных о результатах образовательной деятельности (25 баллов);
  • мнение выпускников педагога (5 баллов).

Как будет происходить аттестация по-новому?

Проведение новой обязательной аттестации начнется с июня 2020 года. До этого система была апробирована лишь в нескольких российских регионах. Аттестация будет опираться на объективные показатели оценивания педагогов.

В связи с нововведением вводятся в действие новые формы оценивания – ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы), состоящие из 3-х блоков:

  • профильный экзамен в письменной форме, где будут проверяться знания педагога не только своего предмета, но также его умение демонстрировать свои методические навыки и планирование урока по заданной теме;
  • анализ профессиональной деятельности на основании видеоурока, по которому будет дана оценка умению учителя наладить диалог с учениками. Делать это будут независимые эксперты. К видеоролику должны прилагаться планы-конспекты, самостоятельные работы учащихся с проставленными оценками;
  • решение нестандартных жизненных ситуаций, связанных с педагогической деятельностью.

На каждый блок отводится определенное время, и сдавать их будут в разные дни.

Аттестация школьных учителей в 2020 году коснется всех. При этом выпускники пединститутов также будут сдавать экзамен перед началом работы в школе. А спустя 2 года молодых специалистов ждет новый общий экзамен. Для учителей с большим стажем переоценка предусмотрена каждые пять лет.


Обязательная аттестация связана с переходом на применение новых профстандартов, а также введения должностей старшего и ведущего учителя. Благодаря ЕФОМ можно будет оценить каждого педагога по его компетентности:

Чего ждать от новой системы аттестации

Новые правила практически объединят две процедуры по подтверждению должности и получению категории в одну. Теперь аттестация будет обязательной для всех педагогов каждые 5 лет.

Система оценки будет включать 3 блока:

  1. Письменная работа — теоретическая проверка знаний по своему предмету и методике преподавания. А практическое задание потребует найти ошибку в решении школьника, исправить ее, поставить оценку и т. д.
  2. Видеозапись урока — учитель снимает процесс, прикладывают план занятия и образцы работ учащихся. Все это оценят независимые эксперты.
  3. Педагогический кейс — экзаменуемому дадут сложную ситуацию, чтобы грамотно решить. Например, адаптировать новичка к классу или устранить конфликт между детьми.

За успешное прохождение всех этапов педагог получит 60 из 100 баллов. Остальные ему присвоят после проверки успешности выпускников, отзывов руководства и бывших учеников. Предполагается, что на аттестацию будет отведено минимум 4 часа, причем задания из блоков будут выполняться в разные дни.

Молодым педагогам, только пришедшим на работу, придется сдавать экзамен на вхождение в профессию. Процедура пока не утверждена, но предполагается проверка общих знаний по предмету и методике преподавания. Единую аттестацию он будет сдавать только после 2 лет работы.

С запуском системы появятся две новых должности — старший и ведущий учитель. Первый будет создавать образовательные программы и принимать методические решения, а второй — станет наставником для коллег, будет координировать их работу.

Как изменится зарплата педагогов после новой аттестации, пока неясно. Цель этой системы — заключать с педработником контракт, вознаграждение по которому будет начисляться по успеваемости учеников.

За успешное прохождение всех этапов педагог получит 60 из 100 баллов. Остальные ему присвоят после проверки успешности выпускников, отзывов руководства и бывших учеников. Предполагается, что на аттестацию будет отведено минимум 4 часа, причем задания из блоков будут выполняться в разные дни.

Читайте также:  Образец письма судебным приставам об увольнении должника

Из каких блоков состоит аттестационный процесс

В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.


Под профессиональную аттестацию попадают все, за исключением, пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста. В категорию не сдающих экзамен также попадают те педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет.

Как будет проводиться по новому аттестация педагогов в школе

Новая аттестация педагогических работников в 2020 году, согласно последним изменения, в СПб и в других российских городах будет опираться на объективные данные в оценке специалистов.

Для этого вводятся новые формы оценки – ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы), состоящие из трех блоков оценки:

  • письменный экзамен по профильной дисциплине, в котором нужно будет суметь продемонстрировать не только знание самого предмета, но и методические навыки, умение планировать урок, полностью раскрывать тему;
  • видеозапись урока, по которой можно судить об умении коммуникации педагога с учениками и план-конспект к нему, подобранные самостоятельные работы учеников с оценкой учителя;
  • план решения нестандартной ситуации, связанной с его профессиональной деятельностью.

Аттестация педагогических работников в 2020 году с последними изменениями будет проводиться для всех учителей в школе. Выпускники педагогических ВУЗов будут сдавать вводящий в профессию экзамен. После этого через два года им придется сдавать общий экзамен. Учителя со стажем будут проходить такую проверку каждые 5 лет.

Кто будет заниматься оценкой работ, не уточняется пока. Известно, что оцениваться профпригодность и уровень квалификации будут по конечному результату воспитательного процесса, учету индивидуальных особенностей учеников, нахождению мотиваций детей к учебному процессу.

Планируется, что благодаря новой аттестации педагогических работников в 2020 году, с последними изменениями в которой успели уже познакомиться 19 регионов, выбранных в качестве пилотной площадки, будет свой «педагогический кейс», который поможет администрации быстрее находить более талантливых и успешных учителей, мотивировать их к карьерному росту.

  • письменный экзамен по профильной дисциплине, в котором нужно будет суметь продемонстрировать не только знание самого предмета, но и методические навыки, умение планировать урок, полностью раскрывать тему;
  • видеозапись урока, по которой можно судить об умении коммуникации педагога с учениками и план-конспект к нему, подобранные самостоятельные работы учеников с оценкой учителя;
  • план решения нестандартной ситуации, связанной с его профессиональной деятельностью.

Что за профстандарт “Педагог”?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

– Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, – считает призер конкурса “Учитель года-2018”, историк Илья Казанцев.

Показательный видео-урок

Учителю необходимо провести открытый урок и записать его полностью на видеокамеру. С помощью данного задания независимые эксперты смогут оценить практические умения и знания преподавателя, а также его поведение в “полевых условиях”. Впрочем, видеоматериала для получения “зачета” недостаточно – также необходимо предоставить несколько рабочих тетрадей учеников с выполненными заданиями по данному уроку и выставленными оценками.

Данный вил контроля производится с помощью компьютера, который выдает различные проблемные ситуации. Преподавателю необходимо оценить обстановку и разработать план действий, который позволит урегулировать эксцесс. Ситуации могут быть самыми разными:

Аттестация педагогов в 2020 году. Сроки аттестации педагогических работников.

Аттестация педагогических работников всегда вызывала множество вопросов внутри педагогического сообщества. Все потому, что мы не любим самостоятельно разбираться в законах. Мы привыкли задавать вопросы своим коллегам, которые обладают большим опытом, и смогли пройти процедуру успешно. Но, как правило, у каждого опытного педагога складывается свое отношение к аттестации и у каждого есть свои отличительные обстоятельства. Давайте вместе попытаемся разобраться в хитросплетениях процедуры аттестации.

Что такое аттестация педагогов и зачем она нужна?

Итак, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники организаций, учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность, должны с определенной периодичностью проходить аттестацию. Аттестация педагогических кадров — это специальная процедура, которая помогает определить качество педагогической деятельности работника через оценку его компетенций.

Данная процедура призвана не только повышать профессиональный уровень конкретного педагога, выявлять уровень соответствия его профессиональной деятельности, присвоенной раннее квалификации, стимулировать к дальнейшему личностному и профессиональному росту, но и, в общем, улучшать качество образовательной системы за счет повышения качества педагогических кадров России.

Порядок прохождения процедуры аттестации описан в Приказе Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. N 32408), который, по сути утвердил новый Порядок проведения аттестации педагогических работников. В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утратил свою силу.

Как часто педагог, преподаватель, учитель или воспитатель должен проходить аттестацию?

Срок закреплен на законодательном уровне ст. 49 закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». И в соответствии с законом, каждый педагог один раз в пять лет, обязан пройти аттестацию. Так-то оно так, да не совсем. Дело в том, что существует два вида аттестации:

  • первая – на соответствие педагога занимаемой должности. Отдельные категории работников должны проходить её обязательно, в том числе учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель, логопед, преподаватель, старший методист, социальный педагог и другие.
  • второй вид аттестации – для установления квалификационной категории (первой или высшей) – можно проходить по желанию, и проводится она на добровольной основе.
Читайте также:  Оформление продажи, дарения, наследства земли в Казани

Соответственно, педагогические работники, которые должны проходить аттестацию на предмет соответствия, делают это один раз в 5 лет.

Что будет с работником, который отказывается от участия в аттестации?

В жизни мы часто слышим одну и ту же историю о том, что какой-то педагог из неизвестного образовательного учреждения из города N уклонился от обязательной процедуры прохождения аттестации, и его не смогли принудить ее пройти, и, в конечном счете по причине большого стажа, не смогли ему ничего сделать. Так ли это?

Важно понимать, что в рамках прохождения аттестации на предмет подтверждения соответствия педагога занимаемой должности дается общая оценка профессиональной деятельности работника. Этот вид аттестации проводится по инициативе работодателя — образовательной организации, учреждения в которой работает педагогический работник. При этом:

  • Педагогический работник не может самостоятельно инициировать проведение аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Педагог обязан принять участие в аттестации и это предусмотрено ст. 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

В связи с чем возникает вопрос: Что будет с работником, который отказывается от участия в аттестации? И могут ли принудить сотрудника проходить обязательную аттестацию? Прежде всего, уклонение является прямым нарушением трудовой дисциплины и за это работодатель вправе применить меры дисциплинарной ответственности: сделать замечание, вынести выговор или просто уволить. Поэтому лучше с этим не шутить! Уклонением, может считаться отказ сотрудника от ознакомления с документами или отказ от личной подписи заявления.

Каковы сроки аттестации в 2020-2021 году?

Для того, чтобы вы смогли сориентироваться по срокам подачи заявления на прохождение аттестации, мы подготовили для вас примерный график, как минимум действующий для Санкт-Петербурга. Стоит отметить что, вам стоит в своем комитете образования уточнить свой график проведения аттестации, действующий для вашего региона. Ознакомьтесь с файлом “Рекомендуемые сроки подачи заявлений на процедуру аттестации педагогических работников в 2020-2021 году”.

Кому не требуется проходить аттестацию?

Еще одним из частых, спорных вопросов возникает, когда работник не понимает, почему работая в должности, например, концертмейстера или методиста, он должен проходить аттестацию, хотя род деятельности напрямую не связан с преподаванием. Если быть точным, то стоит в этом случае обратиться к перечню должностей, который установлен в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года №678.

Вот этот список:

Как всегда есть исключения!

Как всегда, когда есть правила, то и есть исключения. Так и в нашем случае, есть несколько исключений — вне зависимости от занимаемой должности, аттестацию могут не проходить:

  • беременные женщины, а также находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3 лет;
  • лица, не работающие более 4 месяцев подряд из-за болезни;
  • специалисты, проработавшие на занимаемой должности в учреждении, где проводится аттестация, менее двух лет.

Стоит отметить, что результаты аттестации применяются только для той организации, в которой работник прошел аттестацию. Соответственно, если педагог осуществляет деятельность по совместительству, то есть одновременно у нескольких работодателей, аттестацию нужно будет проходить у каждого работодателя.

Что будет, если вы не явитесь на обязательную аттестацию?

Достаточно часто к нам обращаются за консультацией, когда заведующая детским садом или директор школы грозит воспитателю или учителю провести внеочередную аттестацию для того, чтобы выявить несоответствие сотрудника занимаемой должности. Конечно, подобные истории выглядят как «страшилки» от директора, потому что данные действия незаконны. Законодательством не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности. Что будет, если вы не явитесь на обязательную аттестацию?

  • Если причина уважительная: аттестация переносится на другую дату. Это фиксируется в графике проведения аттестации. Работодатель обязан ознакомить работника с обновленным графиком не менее, чем за 30 календарных дней до даты проведения новой аттестации.
  • Если причина неуважительная: аттестация проводится без педагогического работника. В ходе аттестации комиссия оценивает, насколько педагог соответствует занимаемой должности с учетом опыта предыдущей работы. Для этого комиссия изучает представление на работника и дополнительные сведения, предоставленные работником (при наличии таковых).

А если установили несоответствие занимаемой должности?

Еще один из острых вопросов, обсуждаемых на форумах: Можно ли мне работать в школе/детском саду, если я получил неудовлетворительные результаты аттестации? Да, бывают такие, хоть и не частые случаи, когда комиссия выносит решение о несоответствии работника занимаемой должности. В этом случае работодатель должен инициировать увольнение педагогического работника, не соответствующего занимаемой должности, согласно п. 3 ст. 81 Трудового кодекса. Но чаще всего специалисту, попавшему в такую не простую ситуацию, будет предложено пройти дополнительное обучение, а потом вновь пройти аттестацию. Если и вторая попытка не даст положительных результатов, то педагогу, скорее всего предложат на выбор: либо занять другую должность, соответствующую квалификации, либо уволиться по соответствующей статье.

Как оспорить нарушения, допущенные при проведении аттестации?

Давайте, напоследок, разберем еще один животрепещущий вопрос: Как оспорить нарушения, допущенные при проведении аттестации? Педагогический работник вправе обжаловать любые нарушения, допущенные при проведении аттестации. К ним относятся как отдельные процедурные нарушения (например, нарушение срока уведомления о проведении аттестации), так и финальные результаты аттестации. В связи с тем, что аттестация — один из элементов трудовых отношений между педагогом и работодателем, для обжалования нарушений необходимо использовать процедуры, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Таких процедур две:

  • Обращение в комиссию по трудовым спорам. Такая комиссия создается и функционирует при работодателе. Для оспаривания нарушений, допущенных при проведении аттестации, работнику необходимо подать заявление в эту комиссию. В свою очередь, комиссия должна его зарегистрировать и рассмотреть спор в течение 10 календарных дней. Если решение комиссии не устраивает, то в течение 10 календарных дней с момента его принятия нужно обращаться в суд для оспаривания. Если в течение этого срока работник не обращается в суд, решение комиссии вступает в силу и должно быть исполнено в течение 3 дней.
  • Обращение в суд. В суд можно обратиться как для обжалования решения комиссии по трудовым спорам, так и для первоначального рассмотрения дела. В любом случае важно сделать это в течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав при проведении аттестации. В этом случае в протоколе должна быть зафиксирована информация о причинах отказа в установлении квалификационной категории.

Желаем вам успехов в карьере и профессиональной уверенности!

Еще одним из частых, спорных вопросов возникает, когда работник не понимает, почему работая в должности, например, концертмейстера или методиста, он должен проходить аттестацию, хотя род деятельности напрямую не связан с преподаванием. Если быть точным, то стоит в этом случае обратиться к перечню должностей, который установлен в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года №678.

Добавить комментарий