соцнормы на электричество

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.


В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

Порядок расчета социальной нормы на электроэнергию

Размер социальной нормы каждый регион определяет самостоятельно, исходя из выборочных данных об объеме потребления электроэнергии.

Базовая величина социальной нормы определяется на уровне региона, далее конкретная норма для каждого домохозяйства рассчитывается отдельно. При этом учитываются несколько факторов:

количество официально зарегистрированных жителей домохозяйства;

тип жилого помещения (в зависимости от расположения жилья (городская или сельская местность), наличия официально установленных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок);

категории населения (пенсионеры, обитатели аварийного или ветхого жилого фонда).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Согласно п. 12 Положения существует 6 групп:

первая группа домохозяйств – с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;

вторая группа домохозяйств – с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

третья группа домохозяйств – с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

четвертая группа домохозяйств – с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

пятая группа домохозяйств – с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

С увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения, которых также установлено 6 типов:

жилые помещения в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее – электронагревательные установки);

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками.

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Согласно п. 12 Положения существует 6 групп:

Правительство отложило введение соцнормы на электричество

Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

«Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус.

По его словам, этот вопрос можно будет снова рассмотреть только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан. Нужно будет также учесть результаты мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года. Вместо введения соцнормы правительство обсудило другие меры, не связанные с финансовой нагрузкой на население, добавил Джус.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Норма социального потребления электроэнергии

Действующими нормативно-правовыми документами остановлена определённая система, по которой осуществляется начисление и оплата тарифных выплат за электричество.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

Её регламентируют положения, приведенные в таблице ниже.

Социальная норма потребленияВ основе лежит четко фиксированный показатель расхода электроэнергии на одного жильца, прописанного на жилплощади.
При превышении нормативаЕсли ежемесячное потребление электричества осуществляется в пределах одной социальной нормы, то выплата производится по установленному тарифу. При превышении этого показателя электроэнергия, которая использована свыше нормы, оплачивается по дополнительному тарифу. Данная мера призвана стимулировать население Российской Федерации экономить собственные средства, тем самым сохраняя большее количество природных ресурсов.

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Первоочередно, размер социальной нормы потребления зависит от количества жильцов, которые прописаны на одной жилплощади.

Согласно действующему законодательству, по этому показателю выделяется пять нормативных групп, которые приведены в таблице ниже.

Количество жильцовСоциальная норма потребления электроэнергии (кВт/час)
196
2156
3206
4246
5286

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

Помимо этого, учитывается и ряд дополнительных условий, которые определены федеральными нормативно-правовыми документами.

Они приведены в таблице ниже.

Для лиц, проживающих в сельской местностиПолагается дополнительных 90 киловатт/час на человека.
Для граждан, которые проживают одинокоПервый годы оплачиваются все расходы электричества по сниженному тарифу, а на последующие года – по социальной норме потребления.
Обеспечение электроэнергией дачного участкаРасчёт производится как на одного прописанного жильца.
При установке в жилище газовой плиты для готовкиДобавляется 43 киловатта/час на одного человека.
При установке счётчика на потребление электроэнергииПри наступлении отопительного сезона предоставляется надбавка, сверх нормы, размером 3000 кВт/час.

Размер социальной нормы потребления зависит от количества жильцов, которые прописаны на одной жилплощади h2 5,0,0,0,0 –>


Проплата за услуги электроэнергии должна осуществляться регулярно. Для этого, своевременно должны передаваться данные с учетных приборов в управляющие компании.

Все части света

Тема дифференциации тарифов в зависимости от энергопотребления обсуждается в связке с перекрестным субсидированием в электроэнергетике (когда одна группа потребителей платит за другую). 19 сентября на совещании у Дмитрия Козака рассматривался комплекс мер по снижению объемов этого субсидирования, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются, сообщил “РГ” помощник Козака.

Появление соцнормы будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность, считает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

Обсуждение соцнормы – фактически реанимирование давней идеи. Как рассказывал три года назад на пресс-конференции в “РГ” замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, на тот момент обсуждался ввод трех диапазонов энергопотребления – менее 150 кВт/ч в месяц, от 151 до 600 и более 600 кВт/ч. По подсчетам минэнерго, в первую категорию попадали 73 процента населения (для них тариф за электричество фактически становился бы меньше на два процента). Во вторую категорию попадала четверть россиян (тариф выше на 12 процентов). За потребление электричества свыше 600 кВт/ч базовый тариф рос бы на 52 процента (это касалось всего двух процентов домохозяйств).

Льготные категории – многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения – в основном потребляют менее 150 киловатт-часов (95 процентов), поэтому для них риск, что платежи вырастут, минимален. К тому же для них будут действовать пониженные тарифы по тому же принципу, что и сегодня.

Появление соцнормы будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность, считает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Зачем нужна норма?

Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.

Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.

Также было предложено платить ввести три тарифа:

Джулиан Ассанж – невесёлые последние новости

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже назвали самым большим предательством в истории Эквадора. За что мстят Ассанжу и что его ждет?

Программист и журналист из Австралии Джулиан Ассанж приобрел широкую известность после того, как в 2010 году основанный им сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы Госдепартамента США, а также материалы, касающиеся военных действий в Ираке и Афганистане.

Но узнать того, кого полицейские, поддерживая под руки, выводили из здания, было довольно сложно. Ассанж отпустил бороду и совсем не был похож на энергичного мужчину, каким до сих пор представал на фотографиях.

По словам эквадорского президента Ленина Морено, в убежище Ассанжу было отказано из-за неоднократного нарушения им международных конвенций.

Ожидается, что в полицейском участке в центре Лондона он пробудет до тех пор, пока не предстанет в Вестминстерском магистратском суде.

Такой подход меняет определение нормы с человека на домохозяйство, что в целом логично, полагают эксперты. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт•ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, считают специалисты.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Москва

В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.

Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.

Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади.

  • одиноко проживающие пенсионеры по старости или инвалидности;
  • семьи, состоящие только из пенсионеров;
  • многодетные семьи;
  • семьи, в которых проживают инвалиды или дети-инвалиды;
  • замещающие семьи, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей.

Что нужно знать о введении соцнормы на электроэнергию в России

Возникает вопрос, что такое 300 киловатт-часов? По статистике, это больше, чем нужно среднестатистическим жителям современной квартиры, где есть холодильник, телевизор, стиральная машина, микроволновка, компьютер, чайник и мелкая бытовая техника. При этом, если включить тёплый пол зимой и кондиционер летом, в отведённую норму, конечно, уложиться не получится. Однако российские власти могут расценить подобные траты как энергопотребление на дополнительный комфорт, то есть они войдут в категорию небытовых нужд. Энергетики считают, что норма в 300 киловатт-часов может покрыть все потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребёнка.

Соцнормы на электричество

С января 2017 года понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КРСОИ) прочно вошло в жизнь ЖКХ. Проблемы расчетов по КРСОИ — одни из самых сложных в работе управляющих организаций (УО). Особенно, когда ресурсники совсем не облегчают ее, а часто — наоборот, усложняют. Да и суды по КРСОИ практически всегда на стороне реусурсоснабжающих организаций (РСО). Юристам управляющих организаций невозможно добиться справедливого решения суда, если не разбираться в вопросе досконально и очень дотошно. Да и это не всегда помогает в суде.

Казалось бы, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354), не применяются к отношениям по КРСОИ. Однако никто не отменял аналогию закона при отсутствии норм в иных нормативно-правовых актах (НПА), прямо регулирующих конкретные моменты.

В данном случае речь пойдет о применении тарифа на электроэнергию по социальной и сверхсоциальной норме при оплате КРСОИ. Оказывается, что и по данному вопросу также имеется судебная практика.

В соответствии с пунктом 36 Правил 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Пунктом 38 Правил 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 22а Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, – по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на ОДН в МКД, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Эти особенности предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – Положение 614).

В соответствии с пунктом 1 Положения 614 оно регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

В соответствии с пунктом 25 Положения 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами № 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее – объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

  • в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, – цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
  • в отношении части объема сверх социальной нормы – цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

Таким образом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

Однако в Положении 614 конкретно не указано о возможности его применения к КРСОИ. И суды в этом вопросе принимают противоположные решения: как о применении тарифа по социальной норме при расчете КРСОИ (в случае наличия экономии по всей совокупности жилых помещений МКД), так и о неправомерности применения такого тарифа и применения в отношении КРСОИ только тарифа по сверхсоциальной норме.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу № А33-20000/2018:

«…При расчете стоимости отпущенной электроэнергии на общедомовые нужды истцом применены тарифы на потребление сверх социальной нормы.

Вместе с тем, при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежали применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

…В силу пункта 32 Положения № 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 – 8 приложения № 6 к настоящему Положению.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитать стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, в следующем порядке: если объем электроэнергии на общедомовые нужды не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, а граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу; если объем электроэнергии на общедомовые нужды превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу».

Однако имеется и обратная судебная практика, когда суды считают применение тарифа для социальной нормы в расчетах РСО и УО неправомерным, а считают правомерным применения тарифа только для сверхсоциальной нормы.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 № 15АП-19907/2017 по делу № А53-11235/2017:

«…Таким образом, величина социальной нормы установлена для граждан – потребителей в составе платы за индивидуально и общедомовое потребление в пределах норматива, следовательно, на потребление электрической энергии, потребленной управляющей компанией сверх норматива, тариф в пределах социальной нормы – 3,60 и 2,52 руб. /кВт.ч не подлежит применению.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2018 по делу № А53-33047/2016, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу № А53-34341/2016.

Следовательно, является правомерным применение в спорном периоде истцом тарифа сверх социальной нормы – 5,04 руб. /кВт.ч, 3,53 руб. /кВт.ч, установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 № 80/1».

Таким образом, если в вашем регионе введена социальная норма, соответственно, начисление коммунальной услуги по электроэнергии будет начисляться с учетом этой социальной нормы. В расчетах между УО и РСО социальная норма применяется в пределах такой нормы по всей совокупности жилых помещений МКД, то есть при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежат применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Но следует учитывать наличие и отрицательной практики судов по этому вопросу. А также желательно подробнее предусмотреть все нюансы норм закона при заключении договоров с РСО на поставку КРСОИ, в том числе и по данному вопросу, что также в случае судебных споров будет дополнительным доводом в пользу управляющей организации.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любой задачей. Все подробности здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Таким образом, если в вашем регионе введена социальная норма, соответственно, начисление коммунальной услуги по электроэнергии будет начисляться с учетом этой социальной нормы. В расчетах между УО и РСО социальная норма применяется в пределах такой нормы по всей совокупности жилых помещений МКД, то есть при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежат применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

В Госдуме отреагировали на идею ввести соцнормы энергопотребления

Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный прокомментировал в беседе с «Известиями» предложения Минэкономразвития России ввести социальные нормы потребления и оплаты электричества.

Ранее, 23 января, газета «Коммерсант» написала о данной инициативе ведомства, в частности, о предложении отменить льготные тарифы на электрические плиты к 2033 году.

По данным издания, предлагается дифференцировать тарифы для населения — до 300 кВт/ч в месяц будет оплачиваться по базовому (текущему) тарифу, свыше 300 кВт/ч — по повышенному, а более 500 кВт/ч — уже по экономически обоснованному, при этом потребление будет фиксироваться на лицевой счет, а не на человека.

Председатель комитета Госдумы по энергетике пояснил, что предложения по социальному нормированию потребления электроэнергии — это вариант ускоренного повышения тарифов для решения проблемы перекрестного субсидирования, которое мешает развитию отрасли.

«Но, на мой взгляд, поскольку социальное нормирование искажает рыночную модель ценообразования на электроэнергию, в этом смысле оно не лучше существующего перекрестного субсидирования. Только теперь это будет перекрестка не между группами потребителей — промышленностью и населением, а внутри одной группы потребителей — населения», — подчеркнул парламентарий.

Также он добавил, что социальное нормирование противоречит логике рынка, при которой, чем больше товара ты покупаешь, тем ниже должна быть цена на него, а не наоборот.

«Это касается и электроплит: те, кто ими пользуется, по определению вынуждены потреблять больше. При этом надо иметь в виду, что, поскольку цены на электроэнергию у нас в стране несколько завышены, а на газ — занижены, готовка на электроплите сегодня обходится потребителю в семь раз дороже, чем на газовой. А при отмене льгот станет еще дороже», — сказал Завальный.

Парламентарий напомнил, что в России уже пытались ввести социальную норму потребления электроэнергии. В июле 2013 года было принято правительственное постановление, согласно которому в семи пилотных регионах страны проводился такой эксперимент. Суть его была в том, что определенное количество электроэнергии гражданами оплачивалось по сниженному базовому спецтарифу, а все, что выше установленного норматива — по увеличенным ставкам, отметил депутат.

По его словам, эксперимент не решил ни проблем электроэнергетики, связанных с перекрестным субсидированием и необходимость повышения энергоэффективности, ни проблем малообеспеченных граждан, и в целом отношение субъектов и населения к этой идее было негативное.

«Как итог, субъектам РФ было дано право самим устанавливать такие нормы, если они сочтут это эффективным, но такой возможностью они практически не пользуются. Идея прижилась буквально двух регионах, и, я думаю, что сегодня именно этот опыт имеется в виду, когда ее вновь предлагают в качестве средства, способного ускорить решение проблемы «перекрестки» в электроэнергетике», — заключил Завальный.

Ранее, 23 января, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также прокомментировал идею введения соцнорм потребления электроэнергии для населения. По его словам, сейчас идет экспертное обсуждение данной темы и необходимо дождаться формирования консолидированной позиции кабинета министров.

До этого по данной теме высказывался глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Выступая на Гайдаровском форуме 16 января, он заявил, что единственным способом повышения энергоэффективности в России является введение социальной нормы потребления электроэнергии, при которой тарифы на электричество должны быть повышены при больших объемах использования. Он также отметил, что к увеличению цен на электроэнергию необходимо подходить взвешенно.

По данным издания, предлагается дифференцировать тарифы для населения — до 300 кВт/ч в месяц будет оплачиваться по базовому (текущему) тарифу, свыше 300 кВт/ч — по повышенному, а более 500 кВт/ч — уже по экономически обоснованному, при этом потребление будет фиксироваться на лицевой счет, а не на человека.

Что такое социальный отпуск? Отличие от ежегодного и разновидности

Социальный отпуск – это период освобождения работника от работы, который предоставляется по просьбе последнего во время его трудовой деятельности для личных нужд. Четкого определения термина «социальный отпуск» в Трудовом кодексе РФ нет, однако его виды перечисляются в различных статьях. Рассмотрим подробнее, что такое социальный отпуск, чем отличается от ежегодного, полагается ли на свадьбу или похороны, дается ли 3 дня или больше при рождении детей, можно ли взять мужу в связи с родами жены и другие нюансы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Читайте также:  Что грозит в данной ситуации?
Ссылка на основную публикацию