Понятие и предмет системы государственного управления

Понятие и предмет системы государственного управления

Глава 1. Научные основы системы государственного управления

Общество как сложноорганизованная система нуждается в на­правленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государствен­ная власть.

Власть в широком смысле представляет собой способность од­ного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, орга­низацию.

Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчи­нения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.

Государственная власть предназначается для управления обще­ством, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.

Различают ветви и вертикаль вла­сти. Ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти.

По вертикали власть разделяется на федеральную, региональную, местную. Местная власть действует в му­ниципальных образованиях.

Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.

Для выполнения своих функций ветви власти образуют государ­ственные органы. Система органов государственной власти опреде­ляется конституцией и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управ­ленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами обще­ства, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, граждан­ское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы ор­ганы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обя­зательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Признаками государства выступают наличие не только опреде­ленной территории, на которую распространяется его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан. Закон юридически закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. Понятие справедливости не­одинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в обществе соци­альное равновесие.

Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).

В государственном управлении чаще всего принимаются решения относительно использования разнообразных ресурсов. Ресурсы ограниченны, а потому действует закон экономии, минимизации затрат, требующий поиска альтернативных путей использования ресурсов в процессе принятия решений, использования ресурса до тех пор, пока стоимость приращения продукции превышает стоимость приращения ресурса.

Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих и служащих в Британском адмиралтействе за 50 лет), констатирующий, что всякая управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Поэтому необходим постоянный контроль за управленческим аппаратом, чтобы противодействовать тенденции его увеличения.

Критерием истины выступает общественная практика, которая определяет верность или ложность теоретических построений, мо­делей, программ. Постоянное взаимодействие, сочетание теории и практики обеспечивают повышение объективности знаний и про­двигают общество вперед.

Объективные законы, составляющие основу методологии систе­мы государственного управления, в практической деятельности реа­лизуются в виде принципов эффективного управления. Среди них:

• единство экономики и политики при приоритете политики, так как она является концентрированным выражением экономики;

• сочетание централизма и самостоятельности регионов и других местных образований, общих и локальных интересов при при­оритете интересов более высокого уровня;

• подчинение нижестоящих органов вышестоящим — как условие единства системы государственного управления.

Наиболее общим принципом, пригодным для всех народов и во все времена, является честность тех, кто управляет. Честность — не только лучшая политика, но и, как считал третий президент США Г. Джефферсон, единственно достаточное качество для того, чтобы управлять государством. Честное управление означает, прежде всего, открытость и прозрачность власти. Честность подкрепляется кон­тролем народа за властью, участием народа в управлении.

Общество как сложноорганизованная система нуждается в на­правленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государствен­ная власть.

Система государственного управления

Власть в широком смысле представляет собой способность одного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, организацию. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс, при котором исходящий властный импульс должен быть осознан и воспринят подвластными субъектами.

Понятие и предмет системы государственного управления

Скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха в зависимости от скорости ветра

Характеристика СДЯВ и вспомогательные коэффициенты

Глубина зоны заражения первичным (вторичным) облаком

Таблица 2.1 Глубина заражения, км

Скорость ветра, м/сЭквивалентное количество СДЯВ
0,010,050,10,5
1 и менее0,380,851,253,164,759,1812,5319,2029,56
0,260,590,841,922,845,357,2010,8316,44
0,220,480,681,532,173,995,347,9611,94
0,190,420,591,331,883,284,366,469,62
0,170,380,531,191,682,913,755,538,19
0,150,340,481,091,532,663,434,887,20
0,140,320,451,001,422,463,174,496,48
0,130,300,420,941,332,302,974,205,92
0,120,280,400,881,252,172,803,965,60
0,120,260,380,841,192,062,663,765,31
0,110,250,360,801,131,962,533,585,06
0,110,240,340,761,081,882,423,434,85
0,100,230,330,741,041,802,373,294,66
0,100,220,320,711,001,742,243,174,49
15 и более0,100,220,310,690,971,682,173,074,34

Таблица 3.1 Характеристика СДЯВ

№ п/пСДЯВПлотность СДЯВ, т/мТемп-ра кипения, о СПороговая токсодоза мг мин лЗначения вспомогательных коэффициентов
ГазЖидкостьК1К2К3К7 для температуры воздуха
– 40– 20
Акролеин0,83952,70,2*0,0133,00,10,20,42,2
Аммиак – хранение под давлением – изотермическое хранение0,0008 –0,681 0,681– 33,42 – 33,420,18 0,010,025 0,0250,04 0,040/0,9 0/0,90,3/1 1/10,6/1 1/11/1 1/11,4/1 1/1
Ацетонитрил0,78681,621,6**0,0040,0280,020,10,32,6
Ацетонциангидрин0,9321,9**0,0020,3160,31,5
Водород мышьяковистый0,00351,64– 62,470,2**0,170,0543,00,3/10,5/10,8/11/11,2/1
Водород фтористый0,98919,520,0280,150,10,20,5
Водород хлористый0,00161,191– 85,100,280,0370,300,4/10,6/10,8/11/11,2/1
Водород бромистый0,00361,490– 66,772,4*0,130,0550,250,3/10,5/10,8/11/11,2/1
Водород цианистый0,68725,70,20,0263,00,41,3
Фосген0,00351,4328,20,60,050,0611,00/0,10/0,30/0,71/12,7/1
Фтор0,00171,512– 188,20,2*0,950,0383,00,7/10,8/10,9/11/11,1/1
Метил бромистый1,7323,61,2*0,040,0390,50/0,20/0,40/0,91/12,3/1
Метил хлористый0,00230,983– 23,7610,8**0,1250,0440,0560/0,50,1/10,6/11/11,5/1
Хлор0,00321,553– 34,10,60,180,0521,00/0,90,3/10,6/11/11,4/1
Метилмеркаптан0,8675,951,7**0,060,0430,3530/0,10/0,30/0,81/12,4/1
Нитрил акриловый кислоты0,80677,30,750,0070,800,040,10,42,4
Окислы азота1,49121,01,50,0400,400,4
Окись этилена0,88210,72,2**0,050,0410,270/0,10/0,30/0,71/13,2/1
Сернистый ангидрид0,00291,462– 10,11,80,110,0490,3330/0,20/0,50,3/11/11,7/1
Сероводород0,00150,964– 60,3516,10,270,0420,0360,3/10,5/10,8/11/11,2/1
Сероуглерод1,26346,20,0210,0130,10,20,42,1
Соляная кислота (концен-я)1,1980,0210,300,10,31,6

4.1 Значения коэффициента К4 в зависимости от скорости ветра

Таблица 4.1 Значение коэффициента К4

Скорость ветра, м/с1 и менее
К41,331,672,02,342,673,03,343,674,05,68

Таблица 1 Скорость переноса переднего фронта облака в км/час

Состояние атмосферы (степень вертикальной устойчивости)Скорость ветра, м/с
Инверсия
Изотермия
Конвекция

1 Атаманюк В.Г. Гражданская оборона /Учебник для ВУЗов, -М.:Высшая школа, 1986.

2 Белов А.С. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для ВУЗов,- М.:ВШ, 1999.

3 Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них:Учебное пособие.-М.: ВЛАДОС, 2003.

4 Полтарак А.Ф. Как мпланировать мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на обьекте: Учебное пособие – М, 2000.

5 Журавлев В.П., Пушенко С.Л. Защита населения и территорий в ЧС. Учебное пособие .- М.:АСВ, 1999.

6 Законы Республики Казахстан в области ЧС, Алматы, Агенство РК по Чс, 2002.

7 Инструкция о формированиях Граждангской обороны и примерные нормы оснащения их материально-техническими средствами. Алматы, Агенство РК по ЧС, 2003.

8 Суровцев А.А., Мельникова Е.Н. Безопасность жизнедеятельностию Учебное пособие. Алматы, Агенство РК по ЧС, 2002.

9 Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для студентов среднего профессионального заведения-М.: Академия, 2004.

10 Каммерар Ю.Ю., Хоркевич А.Е. Аварийные работы в очаге поражения. Энергоатомиздат, 1990.

11Кириллова Г.Н. Безопасность и защита населения в чрензвычацных ситуациях.- М.:НЦЭНАС, 2003.

12 Плеханов П. Снежные лавины и их проблема в Казахстане- А, 2003.

13 Полтарак А.Ф. Как мпланировать мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на обьекте: Учебное пособие – М, 2000.

Общество как сложноорганизованная система нуждается в на­правленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государствен­ная власть.

Власть в широком смысле представляет собой способность од­ного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, орга­низацию.

Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчи­нения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.

Государственная власть предназначается для управления обще­ством, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.

Различают ветви и вертикаль вла­сти. Ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти.

По вертикали власть разделяется на федеральную, региональную, местную. Местная власть действует в му­ниципальных образованиях.

Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.

Для выполнения своих функций ветви власти образуют государ­ственные органы. Система органов государственной власти опреде­ляется конституцией и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управ­ленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами обще­ства, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, граждан­ское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы ор­ганы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обя­зательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Признаками государства выступают наличие не только опреде­ленной территории, на которую распространяется его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан. Закон юридически закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. Понятие справедливости не­одинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в обществе соци­альное равновесие.

Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).

В государственном управлении чаще всего принимаются решения относительно использования разнообразных ресурсов. Ресурсы ограниченны, а потому действует закон экономии, минимизации затрат, требующий поиска альтернативных путей использования ресурсов в процессе принятия решений, использования ресурса до тех пор, пока стоимость приращения продукции превышает стоимость приращения ресурса.

Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих и служащих в Британском адмиралтействе за 50 лет), констатирующий, что всякая управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Поэтому необходим постоянный контроль за управленческим аппаратом, чтобы противодействовать тенденции его увеличения.

Критерием истины выступает общественная практика, которая определяет верность или ложность теоретических построений, мо­делей, программ. Постоянное взаимодействие, сочетание теории и практики обеспечивают повышение объективности знаний и про­двигают общество вперед.

Объективные законы, составляющие основу методологии систе­мы государственного управления, в практической деятельности реа­лизуются в виде принципов эффективного управления. Среди них:

Читайте также:  Единовременное пособие ко дню Великой Победы

• единство экономики и политики при приоритете политики, так как она является концентрированным выражением экономики;

• сочетание централизма и самостоятельности регионов и других местных образований, общих и локальных интересов при при­оритете интересов более высокого уровня;

• подчинение нижестоящих органов вышестоящим — как условие единства системы государственного управления.

Наиболее общим принципом, пригодным для всех народов и во все времена, является честность тех, кто управляет. Честность — не только лучшая политика, но и, как считал третий президент США Г. Джефферсон, единственно достаточное качество для того, чтобы управлять государством. Честное управление означает, прежде всего, открытость и прозрачность власти. Честность подкрепляется кон­тролем народа за властью, участием народа в управлении.

|следующая лекция ==>
Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения|Система государственного управления и формы государственного устройства

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 328 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

По вертикали власть разделяется на федеральную, региональную, местную. Местная власть действует в му­ниципальных образованиях.

Понятие и предмет системы государственного управления

Понятие и предмет системы государственного управления – раздел Менеджмент, Глава 1. Научные основы системы государственного управления Общество Как Сложноорганизованная Система Нуждается В На­Правленном Поддержан.

Общество как сложноорганизованная система нуждается в на­правленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государствен­ная власть.

Власть в широком смысле представляет собой способность од­ного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, орга­низацию.

Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчи­нения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.

Государственная власть предназначается для управления обще­ством, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.

Различают ветви и вертикаль вла­сти. Ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти.

По вертикали власть разделяется на федеральную, региональную, местную. Местная власть действует в му­ниципальных образованиях.

Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.

Для выполнения своих функций ветви власти образуют государ­ственные органы. Система органов государственной власти опреде­ляется конституцией и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управ­ленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами обще­ства, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, граждан­ское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы ор­ганы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обя­зательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Признаками государства выступают наличие не только опреде­ленной территории, на которую распространяется его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан. Закон юридически закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. Понятие справедливости не­одинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в обществе соци­альное равновесие.

Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).

В государственном управлении чаще всего принимаются решения относительно использования разнообразных ресурсов. Ресурсы ограниченны, а потому действует закон экономии, минимизации затрат, требующий поиска альтернативных путей использования ресурсов в процессе принятия решений, использования ресурса до тех пор, пока стоимость приращения продукции превышает стоимость приращения ресурса.

Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих и служащих в Британском адмиралтействе за 50 лет), констатирующий, что всякая управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Поэтому необходим постоянный контроль за управленческим аппаратом, чтобы противодействовать тенденции его увеличения.

Критерием истины выступает общественная практика, которая определяет верность или ложность теоретических построений, мо­делей, программ. Постоянное взаимодействие, сочетание теории и практики обеспечивают повышение объективности знаний и про­двигают общество вперед.

Объективные законы, составляющие основу методологии систе­мы государственного управления, в практической деятельности реа­лизуются в виде принципов эффективного управления. Среди них:

• единство экономики и политики при приоритете политики, так как она является концентрированным выражением экономики;

• сочетание централизма и самостоятельности регионов и других местных образований, общих и локальных интересов при при­оритете интересов более высокого уровня;

• подчинение нижестоящих органов вышестоящим — как условие единства системы государственного управления.

Наиболее общим принципом, пригодным для всех народов и во все времена, является честность тех, кто управляет. Честность — не только лучшая политика, но и, как считал третий президент США Г. Джефферсон, единственно достаточное качество для того, чтобы управлять государством. Честное управление означает, прежде всего, открытость и прозрачность власти. Честность подкрепляется кон­тролем народа за властью, участием народа в управлении.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управ­ленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами обще­ства, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Глава 7. Система государственного управления

Государство представляет собой комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Центральное место в его организационной структуре занимает система государственного управления. Главная ее функция — это управление важнейшими сферами общественной жизни, обеспечивающими единство и эффективное функционирование всего общества. Именно система управления играет определяющую роль в реализации внутренней и внешней политики государства.

7.1. Понятия «управление» и «система государственного управления»

Действующая в наши дни система государственного управления возникла вместе с появлением национального государства и современной политической системы. Показательно, что сами понятия «система государственного управления» и «теория государственного управления» вошли в политический лексикон лишь в конце ХIХ—XX вв.

Прежде всего возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «управление». Упрощенно управление можно рассматривать как руководство действиями определенной группы или коллектива людей по достижению какой-либо цели. Поскольку институт управления представляет собой важный структурно-функциональный элемент любой более или менее значимой организации или системы, будь то университет, государственный институт, церковь, деловое предприятие и др., его можно рассматривать как универсальный феномен.

Управляющая система занимает ключевое место в любой организации. Главное ее предназначение — сохранение и обеспечение единства и целостности организации, ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Что касается системы государственного управления, то она представляет собой многогранный и сложный

институт. Эта сложность еще более возрастает в связи с происходящими в настоящее время в мире широкомасштабными и динамическими изменениями.

Понятие «система государственного управления», или «государственное управление», используется в узком и широком смысле. При узком его понимании имеется в виду деятельность исполнительной власти, прежде всего правительства и государственно-административного аппарата всех уровней, по организации и управлению различными областями общественной жизни. В широком толковании под управлением понимается деятельность государства в целом — от обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене до решения конкретных повседневных вопросов общественной жизни внутри страны. В этом смысле данное понятие в некоторых аспектах совпадает с политическим управлением, в задачу которого входят разработка, принятие и реализация высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих приоритетные направления социально-экономического и политического развития страны.

Государственное управление — это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, каждому из которых отведены четко определенное место и функции. В этом смысле государство можно было бы назвать формой самоорганизации человеческих сообществ для управления социальными, экономическими и иными сферами и процессами в пределах каждой конкретной страны. К функциям государственного управления относятся реализация всего комплекса решений, принимаемых правительством и другими директивными органами; взимание налогов и распределение доходов; формирование и выполнение бюджета; создание и сохранение в надлежащем порядке инфраструктур всех сфер общественной жизни, осуществление связей с иностранными государствами и др.

Очевидно, что управление предполагает наличие субъекта и объекта управления, управляющих и управляемых. Под субъектом управления понимается специальный аппарат, включающий в себя систему институтов, органов, учреждений и организаций, в задачу которых входит выполнение широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Объект — это то, на что направлено управляющее воздействие.

Субъект и объект находятся в постоянных прямых и обратных связях друг с другом. В процессе этих связей выясняется то, как воспринимаются

и принимаются объектами распоряжения и приказы субъектов и как эти распоряжения и приказы выполняются. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и принятии ее объектом. Наиболее приемлемой для современных реалий можно считать ситуацию, когда каждое действие субъекта вызывает адекватную обратную реакцию объекта управления. Поэтому отношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать исключительно как отношения господства и подчинения, поскольку не менее важное значение здесь имеют отношения сотрудничества, взаимодействия, взаимного влияния и т. д.

Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 1708 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Управляющая система занимает ключевое место в любой организации. Главное ее предназначение — сохранение и обеспечение единства и целостности организации, ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Что касается системы государственного управления, то она представляет собой многогранный и сложный

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Байнова М.С.

4. Шарков Ф. И. Государство как социальный институт. http://www.communicology.us/2014/01 /blog-post_8613.html (15.09.2015).

Система государственного управления | Страница 2 | Онлайн-библиотека

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 79

Выбрать главу

Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление – это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами. Таким образом, государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.

Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

а) государственная управленческая деятельность – это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;

в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание – целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого – упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, то есть властным характером используемых в процессе управления методов и средств. С точки зрения своего назначения государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления[1].

Отрасль государственного управления – это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

Область государственного управления – это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).

Сфера государственного управления – это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).

Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Читайте также:  Права собственников жилых помещений

Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;

во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;

в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.

1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления

Цель является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления – то, что должен достичь субъект управления, конечный результат управленческой деятельности.

Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:

1. В зависимости от выполняемых функций:

• общественно-политические – вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

• организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решению его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;

• производственно-обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;

• социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

• духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;

• информационно-разъяснительные – отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.

2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием – стратегические цели. Делятся на: оперативные фиксируют крупные блоки действий; тактические определяют каждодневные, конкретные действия.

3. По объему: общие и частные.

4. По результатам: конечные и промежуточные.

5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.

Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:

1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.

в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

Основы государственного управления

1.1. Предмет и научные основы системы

государственного управления

1.2. Теории происхождения государства

1.3. Формы государственного устройства

1.4. Методы государственного управления

Германия считается социальным государством: на социальные ну­жды направляются 1/3 государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, куль­турное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Человек защищен на все случаи жизни: страхование по безработице, по болезни, пенсион­ное, от несчастного случая. Предприятие оплачивает 100% по боль­ничному листу в течение 6 недель, кроме того, платит отпускные, ро­ждественские, надбавку к пенсии. Работающие отчисляют на свои со­циальные нужды 40% от доходов, из них 50% компенсирует работо­датель. Предприятие тратит на социальные нужды 30% от аналогич­ных государственных выплат /2/.

Сущность и понятие системы государственного управления

По характеру и последовательности действий к общим функциям управления целесообразно относить следующие: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль. Все названные общие функции управления можно представить и в иной последовательности, поскольку их расположение диктуется конкретной управленческой ситуацией. [5, c.133]

Субъекты и объекты государственного управления

Государство – это форма общества. Оно тесно связано с системой общественных отношений и с формами общественного сознания. Государство юридическим способом объединяет людей, используя институт гражданства.

Государство выражает общие для всех интегрированные потребности и интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.

Государство осуществляет национальные интересы. Через структуру государства закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательную деятельность и принуждение на осуществление всеобщей воли.

Государство решает проблемы, связанные с выявлением всеобщей воли.

Для обеспечения своих целей государство создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей с соответствующими средствами, профессионально занятых выявлением общих потребностей, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.

Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами.

Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям:

– по ветвям власти;

– по уровням организации государственной власти: национальный, региональный и местный уровни;

– по сферам деятельности;

– по характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.;

– по характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.;

– по составу: индивидуальные, коллегиальные.

Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления.

Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор».

Объекты управления:

а) самоактивны, т.е. способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин;

б) обладают целенаправленностью, т.е. с одной стороны государственное управление должно учитывать эти цели в своей деятельности, и, с другой стороны, влиять на формирование этих целей;

в) адаптивны – они способны приспосабливаться к окружающим условиям, в том числе к управляющим воздействиям государства;

г) способны к самоуправлению;

д) зависимы от объективных условий общественной жизнедеятельности.

Степень развитости указанных свойств определяет меру воздействия государства на объекты управления. Чем более развиты управляемые объекты, тем мягче может быть государственное управление.

Классификация объектов управления по уровням.

Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли).

Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности).

Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений).

По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.

Виды целей государственного управления

По источнику возникновения и содержания основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, на взаимоотношения ее элементов, на состояние и уровень социальной жизни людей;

духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и иных целей;

экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванных целям и способствуют их осуществлению;

организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;

деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Система государственной службы

В Российской Федерации

Во многих странах (в том числе и в России) для создания государственной службы были взяты следующие основания:

1. Признание демократии в качестве целесообразной и социально приемлемой формы организации и функционирования государственной власти. Объективно возникающие при этом противоречия между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти разрешает государственная служба.

2. Формирование правового государства, в котором системообразующим фактором общественной жизнедеятельности становится закон. Обеспечение качества закона и его реального исполнения возлагается на государственную службу.

3. Возрастание значения и ответственности государственного управления в деле практического освоения интеграционных зависимостей современного общества. Реализация этой роли возможна только при развитой государственной службе.

Кроме того, государственная служба исходит и из других оснований: из актуальности национальной консолидации; необходимости стабилизации и укрепления гражданского общества; роли государственной политики в экономическом развитии и т.п. Многое однозначно говорит в пользу государственной службы как социально-правового института.

Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах (статья 2 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

Государственная служба Российской Федерации олицетворяет собой единство двух групп элементов:

1. Система правовых, организационных и процессуальных институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти.

2. Совокупность людей, специально подготовленных и профессионально занятых в государственном аппарате.

Следует различать виды государственной службы. Это деление обусловлено федеративным устройством России, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности. В соответствии с принципом федерализма различают:

– федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации);

– государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении (п.3 ст.2 Закона «Об основах государственной службы»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся лишь кадры судебных и правоохранительных органов.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б» и «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и законодательными актами ее субъектов.

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для непосредственного обеспечения исполнений полномочий лицами, замещающими государственные должности категории «А».

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Согласно действующему законодательству, государственная служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом.

Управленческая деятельность

Государственной службы

Управленческая деятельность является особым видом властных отношений. Она обеспечивает связь между субъектом и объектом власти. Государственные служащие являются людьми, профессионально занятыми управлением.

В литературе встречаются три подхода к определению места и роли государственной службы в системе управления:

– часть механизма государственного управления;

– институт государственного управления;

– обеспечение и исполнение управленческих полномочий государственных органов.

Принципиальное значение имеет рассмотрение государственного управления как основной функции государственной службы.

Такая постановка вопроса позволяет выявить действительное место государственной службы в системе управления государственными делами. Чем больше содержание, стиль и методы государственной службы проникнуты управлением, тем выше роль этой службы в системе государственного управления.

Нередко смешивают государственное управление и государственную службу, ставят между ними знак равенства. На самом деле это разные, хотя и близкие понятия.

Как известно, управление означает сознательное упорядочение взаимодействия и взаимосвязей людей в процессе жизнедеятельности общества. Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, т.е. иной уровень управления. Следует разграничить понимание государственного управления в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государственное управление – это осуществление управленческих функций государства в целом. Его основными субъектами являются полномочные органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные. Их управленческие функции реализуются лицами, занимающими государственные должности категории «А» (далее – политиков). Сущность их действий – осуществление главным образом стратегического управления. Основным в деятельности политиков является выражение интересов определенных слоев общества в целом.

Государственное управление в узкомсмысле слова означает осуществление управленческих идей, воплощенных в законах, указах, постановлениях и других нормативных правовых актах органов государственной власти и управления. В данном аспекте государственная служба выполняет роль механизма и технологии государственного управления. В XX в. прорыв в управлении государствами сделан, прежде всего, на уровне технологий, путем всемирного укрепления государственной службы.

Таким образом, государственное управление является функцией различных ветвей и органов государственной власти. Но если для высших ее органов – Правительства, Федерального собрания, судов – государственное управление – это только одна из многочисленных социальных функций, то для государственной службы она является основной, ведущей функцией.

Государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами. Тогда как от лиц, занимающих должности категории «А» (политики), этого в большинстве случаев не требуется. Государственные служащие должны иметь управленческие знания, умения и навыки, управленческие способности и опыт. Как свидетельствует опыт других стран, такой подход позволяет рационально соединить людей и ресурсы, добиться процветания народов.

Определение сущности государственной деятельности как управленческой деятельности имеет принципиальное значение для понимания ее структуры и содержания.

Основной целью государственной службы является практическое осуществление Конституции и законов государства. Для этого она выполняет определенный комплекс функций. Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.

Глава 1. Методология изучения государственного управления

Системный подход относится к нормативной методологии.[5] Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Системный подход является и теорией и методологией. Методологически системный подход проявляется посредством системно-структурного, системно-функционального, структурно-функционально-целевого подходов. Сущность системного подхода к государственному управлению состоит, во-первых, в рассмотрении объектов и субъектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов; во-вторых, в руководстве принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем; в-третьих, в использовании методов системного подхода для анализа и синтеза субъектов управления как систем.

Государственное управление как система.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

СИСТЕМА – организованная совокупность взаимосвязанных и взаи­модействующих элементов, свойства которой качественно отлича­ются от суммы свойств, составляющих эту совокупность элементов.

Читайте также:  Что такое унитарное предприятие

Центральным понятием «системного подхода» является поня­тие «система». Термин «система» имеет греческое происхождение (systema) и означает органическое целое, состоящее из частей. Это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих определенное единство. Понятием «система» обозна­чается всякая сложноорганизованная целостность, состоящая из множества элементов и отношений между ними, способных пе­реходить в разные состояния. Показательна в этом отношении позиция видного французского социолога К. Леви-Стросса, ко­торый систему представлял как некий «ансамбль» взаимосвязан­ных, взаимозависимых и противоречиво развивающихся элемен­тов, изменение одного из которых обязательном порядке влечет изменения всех остальных, а значит, соответствующим образом трансформирует весь «ансамбль».

Понятийный аппарат исследования социальных систем стал складываться еще со времен Аристотеля, но в современном виде сформировался лишь к середине XX века. Во многом он был за­имствован из кибернетики (гр. kybernetike – искусство управле­ния), трудов Норберта Винера, а затем получил широкое распро­странение в сфере гуманитарных знаний. Это случилось благодаря научным разработкам А.А. Богданова, который ввел в научный оборот понятие «социальная система» и заложил науч­ные основы управления этими системами; В.Г. Афанасьева, вы­делившего проблематику системного анализа управления в само­стоятельное научное направление и представившего управление как процесс приведения усилий субъективного фактора в соот­ветствии с объективным ходом общественного развития.

В научной литературе встречаются различные трактовки си­стемы, которые, как правило, не противоречат друг другу. Их суть сводится к тому, что система – это органи­зованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, свойства которой качественно отличаются от суммы свойств, составляющих эту совокупность элементов. Каждая систе­ма имеет свою структуру, свое строение с точки зрения простран­ственного и временного расположения составляющих ее элемен­тов, характера и прочности сложившихся между ними отноше­ний. Если вырвать или изменить один из указанных элементов, то тут же изменится вся совокупность.

В зависимости от критерия классификации системы подраз­деляются:

по содержанию – на технические, биологические, социаль­ные, экономические, информационные, управленческие, правовые, нравственные, концептуально-теоретические;

по происхождению – материальные и идеальные, естествен­ные (природного происхождения) и искусственные (создан­ные человеком);

по характеру взаимодействия с окружающей средой – откры­тые и закрытые (замкнутые);

по структуре – простые, сложные и глобальные;

по уровневой структуре – двух-, трех-, четырехуровневые и более;

по характеру функционирования – автоматические, если управление осуществляется без человека, и автоматизирован­ные, если в управлении наряду с технической составляющей (АСУ) участвует человек.

Система характеризуется множеством связей и отношений, ко­торые объединяют отдельные компоненты в определенную упоря­доченную целостность и придают последней необходимую устой­чивость и функциональность. Связи бывают жесткими (напри­мер, в технике: двигатель-трансмиссия-ходовая часть) и гибкими (в биологических, социальных, экономических, политических других организмах); прямыми и обратными; обратимыми и нео­братимыми; вертикальными и горизонтальными; подчиняющими и поддерживающими; стимулирующими и тормозящими и др.

Базовые отличительные черты любой социальной системы, в том числе управленческой, следующие:

целостность – неотъемлемая характеристика сложных систем, обладающих относительной автономностью, самодостаточно­стью, определенной самостоятельностью в окружающей среде;

целесообразность – соответствие вектора развития системы той модели, которая выступает для нее в качестве цели;

□ наличие оригинальной, только ей присущей внутренней структуры;

иерархичность – составные элементы системы расположены не хаотично и произвольно, а в строгом порядке от высшего к низшему, от простого к сложному, от подчиненного к руко­водителю;

эмерджентностьсумма свойств системы не равна сумме свойств ее отдельных элементов. Все элементы системы зани­мают свое особое место, находятся в состоянии постоянного взаимодействия между собой. Каждый из них вбирает в себя и передает другим что-то такое, без чего управление системой невозможно в принципе. Вот почему не­способность к системному (объемному) видению государственной деятельности, неумение «охватить» все многообра­зие взаимодействующих элементов управленческой деятель­ности непременно формирует превратное понимание власти и государства в целом;

самодостаточность – возможность функционирования в ав­тономном режиме, правомочность на самостоятельные реше­ния по внутренним проблемам под свою собственную ответ­ственность и с опорой на свои внутренние ресурсы. Системный подход позволяет представить государственное управление как единство множества относитель­но самостоятельных подсистем.

Речь идет об управляющей и управляемой подсистемах, о подсистеме целей и функций госу­дарственного властно-управляющего воздействия; подсистеме принципов государственного управления; подсистеме форм, ме­тодов и средств, с помощью которых обеспечиваются соответ­ствующие управленческие процессы.

Управляющая подсистемаэто народ как первоисточник и первооснова государственной власти в стране; государство как носитель власти и определяющий субъект управления; их произ­водные – государственный аппарат, государственные органы, должностные лица, государственные служащие. Неотъемлемой частью субъекта государственного управления являются также некоторые негосударственные структуры, например, научно-учебные центры, созданные при государственных органах, орга­ны муниципального управления, которым передаются некото­рые государственные полномочия.

Все перечисленные субъекты наделены соответствующими полномочиями, несут юридическую, политическую и моральную ответственность пред обществом, государством и его граждана­ми. «Управленческие полномочия» государства определяются тем, что оно не только форма политической организации и юри­дического существования общества, но и способ определения всеобщей воли и национального интереса, выражения и защиты потребностей людей, обеспечения целей различных социальных сообществ. Только государство обладает легитимной монополи­ей на законодательствование и принуждение с помощью специ­ального аппарата, который профессионально обеспечивает реа­лизацию целей, задач и функций государства.

Управляемая подсистема включает в себя все то, по поводу чего и в связи с чем возникают государственно-управленческие отношения. Основными составляющими объекта такого воз­действия является общество в целом, отдельные социальные структуры, различного рода общественно-политические, эко­номические, социальные, культурные, духовно-нравственные институты.

Подсистема взаимодействия управляющих и управляемых – комплекс управленческих отношений, в которых выражен госу­дарственный интерес и в рамках которых реализуются цели, зада­чи и функции государства. Они возникают в результате юридиче­ски значимых действий и событий, требующих соответствующе­го управленческого регулирования, а значит целенаправленных властно – распорядительных и организационно – управленческих действий как со стороны государства, так и объекта приложения управленческих сил.

Структурный анализ управленческой системы может быть представлен и в другой конфигурации – как совокупность ин­ституциональной, нормативной, функциональной, коммуника­тивной и культурно – идеологической подсистем.

1. Институциональная подсистема (своего рода материаль­ный каркас системы государственного управления) состоит из социальных институтов, каждый из которых, в свою очередь, яв­ляется относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство, политические партии, социально-экономи­ческие учреждения и организации, а также связи и отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме, естественно, принадлежит государству. Активную роль играют также обще­ственные организации и средства массовой информации, кото­рые существенно влияют на общественное мнение, а с его помо­щью оказывают соответствующее воздействие на государствен­ный аппарат и его руководителей.

2. Нормативная подсистема складывается из политических, правовых и нравственных норм, принципов, воззрений и тради­ций, направленных на регламентацию системы государственного управления в целом и каждого ее структурного элемента, в част­ности. Центральное место в данной подсистеме занимают право­вые нормы, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей,обеспечивают функционирование не только госу­дарственных органов и их полномочия, но и общественных объе­динений, всех физических и юридических лиц.

3. Функциональная подсистема определяется формами госу­дарственно-управляющего воздействия, способами осуществле­ния власти, преобладанием среди них насильственных или нена­сильственных методов управления. Эта подсистема – основа го­сударственного режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы, средства и методы взаимодействия как внутри системы (т.е. между ее подсистемами), так и вне ее. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной, испол­нительной и судебной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами управленческих взаимодействий (партия­ми, социальными, этническими или конфессиональными общно­стями, людьми как индивидуальными акторами), складывающи­мися в связи с их участием в осуществлении власти.

5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию теорий, идей и взглядов участников социальной жизни. Она во многом определяется уровнем поли­тической, правовой и нравственной культуры общества и аппа­рата государственного управления, преобладанием в ней гумани­стических или негуманистических течений. Функционально культурно-идеологическая подсистема решает задачи сохране­ния и воспроизводства существующей модели государственно­го управления.

Таким образом, государственное управление может быть представлено как достаточно сложное в содержательном и струк­турном отношении явление, которое:

Во-первых, носит субъектно-объектный характер, выражает взаимосвязи субъекта государственного управления и управляемых объектов. Только в совокупности они образуют систему «целенаправленного, организующего и регулирующего воздействия государства на общественные процессы, сознание, поведение и действия людей». Общество же (и все его подсистемы), как объект управляющего воздействия, формирует «социальный заказ» государству и одновременно является социальным пространством властно-управленческой деятельности. От общества, его потребностей и интересов, ресурсов и реальных возможностей в конечном итоге зависит эффективность этой деятельности.

Именно с таких методологических позиций выстроил, к примеру свою «вневременную и независящую от социально-экономических и социальных детерминант» модель государственного управления американский ученый Д. Истон. Государственное управление он представил как органическую «совокупность взаимосвязанных видов деятельности государственных управленческих институтов и политических элит, влияющих на принятие и реализацию политических и государственно-управленческих решений. Процесс функционирования указанной системы Д. Истон описывал как процесс взаимодействия трех элементов: «вход» – «конверсия» «выход».

На «вход» попадают внешние экономические, культурные, социальные и иные импульсы от общества – различные наказы и требования общества по поводу материального благосостояния, культуры, образования, условий труда и т.д. Затем эти импульсы в соответствии с определенными принципами «осмысливаются и перерабатываются в процессе политической конверсии» и только после этого попадают на «выход» форме конкретных решений – законов, указов, постанов­лений программ, решений, политических лозунгов. При этом действует как прямая связь от общества к власти, так и обратная от власти к обществу.Наиболее эффективной является та система, которая способна своевременно и эффективно откли­каться на вызовы времени, гибко и адекватно реагировать на потребности и интересы социума, грамотно формулировать цели, своевременно принимать и качественно осуществлять принятые решения;

во-вторых, государственное управление – это процесс осо­знания, юридического оформления и практической реализации государством общественно-значимых целей, потребностей и ин­тересов общества. В этом проявляется общественно-политическая природа государственного управления, которую можно предста­вить в виде следующей логической схемы: «общество» – «госу­дарство» – «политика государства» – «цели и задачи государст­венного управления» – «ресурсы государственного управле­ния» – «функции государственного управления» – «принципы государственного управления» – «формы и методы государст­венного управления» – «средства и ресурсы государственного управления» – «общество»;

в-третьих, система государственного управления представля­ется как достаточно сложное, многоуровневое, иерархически вы­строенное множество элементов (подсистем). Это совокупность динамично развивающихся и посто­янно изменяющихся элементов, каждый последующий элемент подчиняется и обслуживается предыдущим. Между указанными элементами (подсистемами) существует последовательная и до­статочно жесткая детерминация (причинно-следственная взаимозависимость). Если изменяется, обновляется или разрушается один элемент системы, то непременно наступят соответствую­щие изменения (адекватные преобразования) во всех остальных элементах системы.

Меняется цель – меняются задачи, формы и методы их ре­шения.

в-четвертых, государственное управление – это продукт чело­веческого разума, это явление субъективное, выраженное в мыс­лях, чувствах, действиях и поступках конкретных людей, струк­тур и социальных сообществ. Причем, все эти элементы находят­ся в определенной целостности, выразить которую можно следующей схемой: «цель» – «информация» – «знания» – «ре­сурсы» – «идеи и концепции» – «решения» – «управленческие действия» – «результат» – «цель». В представленной системе и заключена основная логика государственно-управленческой дея­тельности.

И последнее: государственное управление – это постоянно из­меняющееся и непрерывно совершенствующееся явление. В нашей стране развитие государственного управления характеризуется модернизацией государственной власти; реформированием административно-территориального устройства страны; опти­мизацией полномочий и предметов ведения федеральной, регио­нальной и муниципальной властей; рационализацией структуры и дебюрократизацией исполнительной власти; кадровым укрепле­нием и созданием новой нормативно-правовой базы государ­ственной службы.

К настоящему времени в рамках Административной реформы:

□ проанализированы избыточные и дублирующие функции ор­ганов исполнительной власти, намечены пути упорядочения полномочий аппарата, стандартизации государственных функций и услуг, регламентации деятельности чиновников;

□ определен правовой механизм разработки и реализации госу­дарственной политики в форме общефедеральных и регио­нальных целевых программ, приоритетных национальных проектов;

осуществляется оптимизация контрольно-проверочной дея­тельности, упорядочивается выдача лицензий и квот, усилива­ется стимулирование малого и среднего предпринимательст­ва, строже пресекается монополизм и недобросовестная кон­куренция и т.д.;

□ создана более на­дежная и прозрачная правовая база эффективного управления предприятиями и учреждениями государственного сектора;

□ сформулированы базисные принципы, показатели оценки и технологии оценки результативности деятельностифеде­ральных и региональных (субъектов РФ) министерств, служ­бы, агентств и должностных лиц;

продолжается реформа системы государственной службы.

Структурный анализ управленческой системы может быть представлен и в другой конфигурации – как совокупность ин­ституциональной, нормативной, функциональной, коммуника­тивной и культурно – идеологической подсистем.

Функции государственного управления

Функции управления в общем виде можно охарактеризовать как стабильные виды управленческой деятельности субъекта, осуществляемые для достижения поставленной цели.

Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

Функции государственного управления делят на общие и специфические.

Общие функции государственного управления:

  • анализ,
  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование и программирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль,
  • регулирование.

Специфические функции государственного управления присущи только этой сфере, никакие другие субъекты, кроме органов государственной власти, их не выполняют.

  • государственное регулирование экономики,
  • налогообложение,
  • лицензирование,
  • проведение выборов и референдумов,
  • оборонная функция.

Некоторые функции государственного управления ориентированы на регулирование исключительно жизнедеятельности общества – это социально-организационные функции, другие функции направлены на упорядочение и совершенствование деятельности органов государственной власти и управления – это внутриорганизационные функции.

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Теория государственного управления

Объект государственного управления – проблема, также требующая серьезного осмысления. Объектом государственного управления являются элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления. Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется человеческой сущностью управляемых объектов [5, с. 94]. Исходя из человеческой сущности управляемых объектов, можно выделить их специфические свойства. Объекты государственного управления:

Глава 25.3. Государственная пошлина (ст.ст. 333.16 – 333.42)

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ раздел VIII части второй настоящего Кодекса дополнен главой 25.3, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Ссылка на основную публикацию