Ставки таможенных пошлин: что это значит

Как рассчитываются и от чего зависят таможенные платежи?

Таможенные платежи представляют собой комплекс обязательных платежей, связанных с импортом или экспортом товаров. При импорте необходимо уплатить следующие виды платежей: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, сборы за таможенные операции.

В зависимости от товара могут возникать и другие виды платежей, например, акцизы, специальные, антидемпин-говые или компенсационные пошлины, утилизационные сборы. При экспорте уплачиваются сборы за таможенное оформление и в ряде случаев (обычно для сырьевых товаров) – вывозные таможенные пошлины.

Ставки ввозных таможенных пошлин регламентируются Таможенным тарифом ЕАЭС, в котором они «привязаны» к кодам ТН ВЭД. В Таможенном тарифе каждому коду ТН ВЭД соответствует базовая ставка пошлины. Ставки пошлин представлены в нем трех видов:

    1. адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости товаров (например, ставка пошлины 10% для товара стоимостью 1000 долларов США означает, что необходимо уплатить 100 долларов платежей);
    2. специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема и т.д.), выраженные обычно в евро за единицу (штуку, килограмм, литр и т.д.) (например, ставка пошлины 1,75 евро за пару для обуви в количестве 1000 пар означает, что необходимо уплатить, 1750 евро платежей);
    3. комбинированные – сочетающие адвалорную и специфическую составляющие (например, 10%, но не менее 2,5 евро за кг для товара стоимостью 1000 евро и массой 100 кг означает, что необходимо рассчитать платеж как по адвалорной ставке – 100 евро, так и по специфической ставке – 250 евро, а потом сравнить их и выбрать наибольшую – 250 евро, это и будет платеж).

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Например, товары, ввозимые из стран СНГ, участников соглашения «О создании зоны свободной торговли», освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, предусмотрены тарифные преференции (льготные ставки таможенных пошлин). Они распространяются только на определенные виды товаров и применяются только при выполнении условий прямого контракта с производителем и прямой поставки товара.

Ставки налога на добавленную стоимость регламентируются Налоговым кодексом РФ. Существуют ставки в размере 18%, 10% и 0%. Размер ставки зависит от товара, к которому она применяется. НДС рассчитывается от суммы таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза (если они уплачиваются). Например, при стоимости товара в 1000 евро, таможенной пошлине в размере 250 евро и ставке НДС 18%, необходимо уплатить 18% от 1250 евро, т.е. 225 евро.

Ставки сборов за таможенные операции определяются Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Данные сборы представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров. Сбор за таможенные операции определяется в зависимости от таможенной стоимости товаров, но не более 30 тысяч рублей. Так при стоимости товара в 1000 евро уплачиваются сборы в размере 500 рублей.

Таким образом, в нашем примере с комбинированной ставкой пошлины (см. выше пункт 3) уплачиваются следующие платежи: ввозная таможенная пошлина 250 евро, НДС 225 евро, сборы за таможенные операции 500 рублей.

Акцизы распространяются исключительно на определенные виды товаров. К подакцизным товарам, например, относятся: спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, легковые автомобили, мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла. Ставки акцизов определены Налоговым кодексом РФ и могут быть адвалорными, специфическими и комбинированными. Особенностью подакцизных товаров является то, что они проходят таможенное оформление на определенных постах, а алкогольная и табачная продукция также подлежат маркировке акцизными марками.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к защитным экономическим мерам. Они применяются в отношении определенных видов товаров, происходящих из определенных стран в течение установленного срока. Такие пошлины не входят в базу при расчете НДС. Они рассчитываются и уплачиваются отдельно от других видов платежей.

Таможенные платежи представляют собой комплекс обязательных платежей, связанных с импортом или экспортом товаров. При импорте необходимо уплатить следующие виды платежей: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, сборы за таможенные операции.

Специфическая ставка

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в евро или долларах за каждую единицу импортируемого товара – массы, веса, количества, объема, мощности (например, для двигателей) и не зависят от его цены. Показатели специфических ставок четко фиксированы, не зависят от уровня инфляции, экономической и ценовой политики. Например, специфическая ставка на 1000 штук сигарет, содержащих гвоздику, 2 €, 0,07 € за 1 кг посевного риса.

Расчет таможенной пошлины осуществляется по формуле ТП= СС х КТ х КИВ, где ТП – сумма пошлины, СС – специфическая ставка, КТ – количество товара, КИВ – курс иностранной валюты по курсу Цетробанка РФ на момент вычисления.

Для того, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину, нужно располагать актуальной на данный момент информацией следующего содержания:

Адвалорная ставка

Второе название этой ставки – стоимостная, так как при ее исчислении за основу берется таможенная стоимость товара. Такую ставку взимают с продукции одной категории с отличающимися характеристиками, каждое наименование предусматривает свою сумму, которая варьируется в пределах 0 – 30% от стоимости груза. Размеры этой ставки могут увеличиваться или уменьшаться, когда нужно защитить производителя. Как правило, официальными органами адвалорная ставка уменьшается или увеличивается на фиксированное время. Таможенная стоимость товара при этом тщательно проверяется.

Ввозная пошлина на таможне с применением адвалорной ставки рассчитывается по формуле СП = ТС х АС, где СП – итоговая сумма пошлины к оплате, ТС – показатель таможенной стоимости, АС – процент-показатель адвалорной ставки. При исчислении этой величины используют размер стоимостной ставки, действующий во время заполнения таможенной декларации.

Например, в Россию импортируется партия стирального порошка Ariel. В декларации плательщиком указывается таможенная стоимость ввозимого груза в 30000 рублей. Величина адвалорной ставки для этой категории товара 6,5%. Итоговая сумма к оплате ввозной таможенной пошлины при таких исходных данных равна 19500 рублей. При расчете все показатели исчисляются в валюте страны, куда ввозится товар, – в данном случае в рублях.

Важно! Адвалорная ставка рекомендуется ВТО как наиболее удобный вид начисления ввозной пошлины, который используется во всех странах. Ее выгоднее всего применять при импорте дорогих грузов – техники, наукоемких товаров.

Преимущества адвалорной ставки в получении минимальных убытков при неуплате пошлины и препятствовании ввоза низкокачественной продукции. Недостаток – в том, что пошлина, внесенная на таможне, может значительно увеличить стоимость товара для покупателя.

Так называемые специфические ставки не имеют зависимости от цены груза. Они начисляются в валюте – евро (€) или долларах ($) за определенную единицу продукции – показатели веса, массы, количества, объема и мощностей (для двигателей). Размеры специфических ставок четко фиксированы законодательно и не изменяются в связи с ценовой политикой, инфляцией или другими экономическими показателями. Например, за количество в 1000 сигар начисляется специфическая ставка в размере 7 евро, за один килограмм риса – 0,07евро.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи
  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Комментарий к статье 3 Закона РФ “О таможенном тарифе”: Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

В статье 3 комментируемого Закона определяется порядок установления ставки таможенной пошлины – одного из важнейших элементов таможенного обложения. Под ставкой обычно понимается величина начислений на единицу измерения облагаемой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта обложения таможенной пошлиной.

В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется принцип единства ставок таможенных пошлин, который означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Принцип единства таможенных пошлин может быть нарушен только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом РФ “О таможенном тарифе”. Примером таких исключений являются случаи предоставления тарифных льгот, предусмотренные в разделе VI Закона РФ “О таможенном тарифе” (ст. ст. 34 – 37).

Принцип единства ставок таможенных пошлин производен от основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, таких как:

– единство внешнеторговой политики;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация (ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”).

В пункте 2 статьи 3 комментируемого Закона право определять ставки ввозных таможенных пошлин закреплено за Правительством РФ. Данная норма является развитием положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, закрепляющих полномочия Правительства РФ в сфере экономики и внешней политики, в соответствии с которыми Правительство РФ “осуществляет общее руководство таможенным делом” (ст. 14), а также “осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности” (ст. 21). Закрепленные в комментируемой статье полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин соответствуют нормам, содержащимся в п. 2 ст. 13 Федерального закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, в соответствии с которыми Правительство РФ “обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение”, “устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом”.

Читайте также:  Без загранпаспорта куда можно поехать

Действующий импортный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”.

Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов:

б) наименование позиции;

в) основная (килограмм) и дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.);

г) ставка ввозной таможенной пошлины.

Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства РФ, отменяющего или изменяющего данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин.

По способу определения ставки (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (см. комментарий к ст. 4 Закона “О таможенном тарифе”).

В целях упрочения механизма таможенно-тарифного регулирования и обеспечения предсказуемости и стабильности внешнеторговой и таможенной политики Российской Федерации Правительство РФ наложило на себя самоограничения на изменение в отдельных случаях ставок ввозных таможенных пошлин. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 октября 1997 года N 1347 “Вопросы таможенно-тарифной политики” устанавливается, что: 1) ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД, не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев; 2) единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин.

В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция “обхода” норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года N 417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 642 и др.).

Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин могут быть ограничены также связыванием таможенных пошлин, под которым понимается принятие в рамках международного договора (соглашения) обязательств по максимальному уровню пошлин. Так, в соответствии с решением N 11 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации “О работе над общим Таможенным тарифом государств – участников соглашений о Таможенном союзе” (Москва, 28 апреля 1998 года) был утвержден Перечень товаров, по которым совпадают ставки ввозных таможенных пошлин государств, перечисленных в качестве основы Общего таможенного тарифа государств-участников Таможенного союза, а также принято решение связывать ставки ввозных таможенных пошлин по указанным позициям сроком на 6 месяцев, начиная со дня подписания упомянутого решения. При этом все изменения и дополнения ставок ввозных таможенных пошлин Общего таможенного тарифа должны осуществляться в соответствии с Положением “О порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе”, утвержденным решением Межгосударственного Совета от 31 декабря 1996 года и Положением “О порядке внесения в правительства государств – участников Таможенного союза проектов постановлений и распоряжений по вопросам, затрагивающим положения соглашений о Таможенном союзе”, утвержденного решением Межгосударственного Совета от 22 октября 1997 года.

Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства иностранных дел РФ, подготовленного с участием иных заинтересованных министерств и ведомств.

В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего благоприятствования) содержится в статье I ГАТТ: “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом. любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.

Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, содержится в приложении 1 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 года N 1539 “О предоставлении тарифных преференций”. В этом перечне поименовано свыше 125 государств.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое (так называемые максимальные ставки), за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии со ст. ст. 34 – 37 Закона РФ “О таможенном тарифе”.

В упомянутых статьях предусматривается, в частности, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 105 государств), применяются ставки в размере 75% базовой ставки (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413). Существует отдельный перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 45 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. (Подробнее о тарифных льготах (преференциях) см. комментарий к разделу Закона РФ “О таможенном тарифе”.)

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 112-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” в текст комментируемой статьи была включена норма, существенным образом изменившая ранее существовавший механизм расчета таможенной пошлины. Отныне в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).

Новая редакция статьи 3 Закона “О таможенном тарифе” содержит оговорку о том, что правило о применении ставки РНБ к товарам, страна происхождения которых не установлена, не применяется “к случаям, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации”. О том, какие случаи имеет в виду законодатель, разъясняется в письме ФТС России от 19 августа 2005 года N 01-06/28668 “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”. В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

В пункте 3 комментируемой статьи за Правительством РФ закрепляются полномочия по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются. При этом, учитывая особую фискальную значимость сырой нефти (товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по ТН ВЭД), устанавливается (п. 4 комментируемой статьи) особый порядок установления Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на этот товар.

Основная цель обложения вывозными таможенными пошлинами – пополнить доходную часть федерального бюджета и, в известной степени, сдержать вывоз сырья.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, нестабильностью конъюнктуры соответствующих товарных рынков ставки таможенных пошлин на эти товары изменяются очень часто. В результате “накопилось” большое количество нормативных правовых актов, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний день действует несколько десятков постановлений Правительства РФ, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин. В тексты данных постановлений Правительства РФ вследствие колебаний ценовой и общеэкономической конъюнктуры периодически вносятся изменения, в результате чего и участники внешнеэкономической деятельности, и таможенные органы испытывают серьезные затруднения при работе с такой нестабильной нормативно-правовой базой (особенно при определении, с какого числа и какие ставки применяются).

Правительство РФ может принять решение и о временном неприменении ставок вывозных пошлин на конкретные товары (например, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 года N 1461 “О временном неприменении ставки вывозной таможенной пошлины на алюминий необработанный”).

В условиях подобной нестабильности нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок особую ценность приобретает проблема систематизации законодательства. Приказом ГТК России от 6 августа 2003 года N 865 “О ставках вывозных таможенных пошлин” в качестве самостоятельного правового акта был издан свод вывозных таможенных пошлин. В преамбуле этого акта перечислены все действующие постановления Правительства РФ, которыми вводились вывозные таможенные пошлины. В приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 года N 865 содержится исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а также сами ставки таких пошлин. Предполагается, что все последующие изменения ставок вывозных таможенных пошлин будут вноситься в текст упомянутого Приказа ГТК России.

В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция “обхода” норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года N 417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 642 и др.).

Читайте также:  Порядок применения ККТ упростят

Виды ставок таможенных пошлин, их характеристика и их экономическое значение

Ставки таможенных пошлин – денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу таможенного союза товаров в соответствии с соглашением “О таможенном тарифе” являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу таможенного союза, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово – политических отношениях с которыми РФ применяет Режим наибольшего благоприятствования (РНБ), устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают Режим наибольшего благоприятствования (РНБ), либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона РФ “О таможенном тарифе”, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений указанного Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а так же с учётом мер нетарифного внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов. Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Ставки таможенной пошлины устанавливаются ЕТТ, таможенным кодексом таможенного союза, соответствующими соглашениями государств участников таможенного союза и национальным законодательством государств-участников таможенного союза.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

·Адвалорные;

·Специфические;

·Комбинированные;

·Альтернативные.

Таможенная пошлина может уплачиваться как в национальной валюте государств-участников таможенного союза, так и в иностранной валюте. В зависимости от способа начисления подлежащих уплате сумм таможенных пошлин в мировой практике применяется следующая классификация ставок таможенных пошлин:

Адвалорные ставки – (Адвалорные, от лат.- адвалор или объём). Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (Например, 15% таможенной стоимости). Применение адвалорных пошлин позволяет обеспечить увеличение объёмов таможенных сборов в условиях тенденции устойчивого повышения цен на мировом рынке по большинству импортируемых товаров.

Адвалорные пошлины в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции и подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоёмкой продукции. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. Сложным моментом применения адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости).

Специфические ставки – Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (Например, 20 евро за 1 т груза).

Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими как правило облагается сырьевой товар. В России они используются и при обложении импортных товаров. В настоящее время в связи с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле значение специфических пошлин сократилось. Преимущество специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их стараются применять в случаях, когда установить цену товара сложно, либо существует серьёзные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении цены товара (таможенной стоимости). Специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные пошлины. Однако при этом специфические пошлины действуют неравномерно на всём диапазоне цен того или иного товара. Они более благоприятны для ввоза дорогих групп товаров и менее благоприятны для дешёвых и низкокачественных сортов и разновидностей товара.

Комбинированные ставки – сочетают оба вида таможенной ставки (адвалорной и специфической). Комбинированная ставка пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости товара, но не ниже определённого количества денежных единиц за единицу измерения (Например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20 евро за 1 т). Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставка, а если ниже – то специфическая составляющая. По большинство ввозимых продовольственных товаров пороговое значение таможенной стоимости превышает её среднюю величину, поэтому при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, должна попадать под обложение специфической пошлины.

Альтернативные ставки – В таможенной практике промышленно-развитых стран взимаются пошлина по адвалорной и специфической ставки одновременно или та, которая даёт наибольшую величину таможенного сбора.

Пошлины по адвалорной и по специфической ставке по разному ведут себя при изменении цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными.

При падении цен специфические ставки являются более стабильными. По этому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

Адвалорные ставки – (Адвалорные, от лат.- адвалор или объём). Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (Например, 15% таможенной стоимости). Применение адвалорных пошлин позволяет обеспечить увеличение объёмов таможенных сборов в условиях тенденции устойчивого повышения цен на мировом рынке по большинству импортируемых товаров.

Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

3.2. Виды ставок таможенных пошлин

Одним из важнейших элементов таможенной по­шлины является ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. В Законе РФ “О таможенном тарифе” (п. 1 ст. 3) устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что ставки едины на всей таможенной территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Из этого правила допускаются ис­ключения. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преферен­циях). Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом РФ “О таможенном тарифе”. Среди разно­видностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 этого Зако­на – снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

В РФ применяются следующие виды ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин:

Адвалорные ставки (ad valorem – “от цены”) устанавливаются в процен­тах от таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфиче­ские ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема, количества и т.д.) облагаемого товара. Наконец, ставки, соче­тающие адвалорный и специфический виды таможенного обло­жения, называются комбинированными (например, 20% от тамо­женной стоимости, но не менее 0,4 евро за 1 кг).

Для расчета суммы ввозной таможенной пошлины для това­ров, в отношении которых применяются специфические ставки ввозной таможенной пошлины, выраженные в евро за единицу веса, или комбинированные ставки со специфической состав­ляющей, используется вес товара с учетом его первичной упа­ковки, т.е. упаковки, неотделимой от товара до его потребления, в которой товар представляется для розничной продажи (письмо ГТК России от 17 декабря 1996 г. № 01-15/22494).

Закон РФ “О таможенном тарифе” (п. 2 ст. 3) закрепляет за ГТК РФ (по согласованию с Правительством РФ) право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях была образована Комиссия Пра­вительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике – координационный орган, на ко­торый, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев. Едино­временно ставки не могут быть повышены более чем на 10 про­центных пунктов для адвалорных ставок (или эквивалентного значения для специфических). Решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ве­дут к понижению ставок (постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 “Вопросы таможенно-тарифной по­литики”).

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизиро­ванным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности, именуется таможенным тарифом.

Действующий импортный тариф был введен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560 “О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности и о таможенном тарифе РФ” (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. В настоящее время в РФ используется Товарная номенклатура внешне­экономической деятельности СНГ (далее – ТН ВЭД СНГ), со­глашение о которой было подписано в Москве 3 ноября 1995 г. правительствами государств – участников СНГ.

Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемого через таможенную границу товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны происхожде­ния такого товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки та­моженных пошлин могут быть разделены на:

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее – РНБ). Определение РНБ содержится в ст. 1 Генерального Со­глашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ): “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу плате­жей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взима­ния таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регули­рования и формальностей в связи с ввозом или вывозом любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся сторо­ной в отношении любого товара, происходящего из любой дру­гой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.

Читайте также:  Доплата пенсионеру мвд за иждивенца

Российская Федерация уста­навливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубеж­ными странами в двусторонних торговых договорах и соглаше­ниях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торго­во-политических отношениях с которыми Российская Федера­ция применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 го­сударств.

Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции то­варной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, кото­рым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увели­ченные в два раза. Такие ставки называются максимальными, или генеральными.

Преференциальные ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых от­дельным странам или группам стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее – РНБ). Определение РНБ содержится в ст. 1 Генерального Со­глашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ): “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу плате­жей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взима­ния таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регули­рования и формальностей в связи с ввозом или вывозом любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся сторо­ной в отношении любого товара, происходящего из любой дру­гой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.

Виды таможенных пошлин

Контролирование импорта посредством прямого установления количественного объема ввоза практически во всех государствах заменяется на таможенно-тарифное урегулирование товарных потоков. Таможенно-тарифная процедура регулирования несет в себе фискальные, а также защитные функции. На практике применяют следующий перечень ставок таможенных пошлин:

  • Экспортные пошлины, которые крайне редко используются.
  • Импортные пошлины.
  • Транзитные пошлины, которые на сегодняшний день уже почти не применяются.

В зависимости от способа установления категории таможенных пошлин различают следующие типы:

  • Специфические пошлины в форме фиксированной суммы с одной единицы измерения.
  • Адвалорные пошлины в виде процентов от декларируемой продавцом цены товара.
  • Альтернативные или по-другому комбинированные пошлины, когда таможенный орган самостоятельно выбирает между специализированными и адвалорными процентами.

Как правило, таможенные тариф ставок таможенных пошлин включают несколько следующих уровней:

Расчет ввозной таможенной пошлины.

Начальные данные для расчета: таможенная стоимость товара (графа 45 декларации), ставка пошлины. Ставку пошлины ищем по коду ТН ВЭД в Едином Таможенном Тарифе ЕврАзЭС (ЕТТ ЕАЭС).

В ЕТТ ставка пошлины может быть указана:

— в % от таможенной стоимости (так называемая адвалорная ставка);

— в евро за единицу количественного показателя (специфическая ставка), например, в евро за кг;

— комбинированная ставка – когда указаны и %, и ставка за единицу товара- сравниваем два значения и выбираем большее из них.

Итак, считаем ввозную таможенную пошлину.

При адвалорной ставке (т.е. если указаны только проценты) высчитываем соответствующий процент от таможенной стоимости товара.

П- размер пошлины в рублях,

ТС- таможенная стоимость в рублях,

«а» -ставка пошлины в процентах.

Например, полиэтиленовая пленка с кодом 3920108900 имеет ставку в 6,5%. Таможенная стоимость ввозимой нами пленки равна 500 000 руб. Тогда пошлина будет равна 500 000*6,5/100= 32 500 руб.

При специфической ставке (указан размер пошлины за единицу товара) расчет выглядит следующим образом:

П- размер пошлины в рублях;

а- ставка пошлины в евро;

с- курс ЦБ евро на дату подачи декларации;

k- количество товара в единицах, указанных в ставке пошлины.

Например, резиновые сапоги с кодом 6401990000 имеют ставку 0,75 евро за пару. Ввозится 200 пар. Курс ЦБ на дату подачи, например, 70 руб/евро. Тогда пошлина будет равна 200*0,75*70=10 500 руб.

При комбинированной ставке (если в ЕТТ указаны и проценты, и количество евро за единицу товара) используем оба предыдущих расчета и выбираем большее.

Например, офисные кресла с кодом 9401300001 имеют ставку 15%, но не менее 0,527 евро за кг. Таможенная стоимость их равна 300 000 руб. Вес нетто кресел (графа 38 в декларации) равен 1000 кг. Курс ЦБ – 70 руб/евро.

Делаем два расчета:

а) по таможенной стоимости – П=300000*15/100=45000 руб.

б) по количеству – П=1000*0,527*70=36890 руб.

Большее в варианте а), следовательно пошлина к оплате будет в размере 45000 руб.

Резюмируя, можно сказать, что в декларации на товары результаты расчета таможенных платежей, ставки и база для расчета каждого платежа указывается в графе 47 . Под кодом 1010 – указаны таможенные сборы, под кодом 2010 – ввозная таможенная пошлина, под кодом 5010 – НДС. Если товаров в декларации несколько, то таможенные сборы указываются только в гр.47 первого товара. В графе B можно увидеть размер всех платежей по декларации и платежные документы, с которых эти платежи будут (были) списаны.

Проводки ввозных таможенных пошлин

При уплате импортной пошлины необходимо сделать проводки таможенных платежей для учёта.

К примеру, дебет 79 субсчёт «Расчёт таможенной пошлины» Кредит 52 – оплачена в бюджет импортная таможенная пошлина.

И в заключение посмотрите видео о том, как правильно рассчитать таможенные платежи при ввозе товара на территорию РФ:

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина – это основной платеж, который необходимо осуществить участнику ВЭД. В случае импорта назначается ввозная пошлина, в случае экспорта – вывозная.

Например, коэффициент импортной пошлины на один и тот же товар определенной категории из Германии и Азербайджана будет разным, так как Азербайджан относится к странам СНГ, с которыми есть соглашения о льготном порядке ввоза товаров. Опытный брокер всегда проконсультирует вас о таких нюансах и поможет сэкономить.

Калькулятор таможенной пошлины

, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Последние новости в таможенном законодательстве

Согласно поправкам в таможенном законодательстве, с 16 мая 2015 года на икру вводится ввозная таможенная пошлина в размере 0 %. Это означает, что отдельные виды икры рыб могут ввозиться беспошлинно.

С 1 октября 2015 года вывозная пошлина на зерно составила 50 процентов. Но от получившейся суммы, согласно закону, потребуется отнимать 6500 рублей. Стоит заметить, что каждая «лишняя» тонна не может стоить меньше 10 рублей. Такое решение было принято правительством для поддержания экспорта и укрепления позиций российского рынка на мировой арене.


Но стоит сразу заметить, что сумма таможенных пошлин на авто зависит от следующих характеристик автомобиля:

Возможный законопроект о налоге на тунеядство

Смысл законопроекта, предусматривающего введение взноса для нетрудоустроенных граждан, состоит в следующем: безработные без уважительной причины должны будут вносить ежегодную плату за «пользование социальной инфраструктурой». Ежегодно регионы платят за каждого безработного в ФОМС около 18 тыс. р., что позволяет ему получать медицинскую помощь. Предполагаемый налог на тунеядство авторы проекта оценили в сумму 20 тыс. р.

Обсуждения о необходимости налога на тунеядство связаны с желанием вернуть выпадающие налоги из бюджета за счет неработающих граждан. Планируется, что платить налог будут граждане, являющиеся безработными без уважительной причины. Исключением станут следующие категории нетрудоустроенных:

  • состоящие на учете в Центре занятости;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • лица, осуществляющие уход за несовершеннолетними;
  • граждане с источниками дохода, с которого платят налог;
  • деревенские жители.

Смысл законопроекта, предусматривающего введение взноса для нетрудоустроенных граждан, состоит в следующем: безработные без уважительной причины должны будут вносить ежегодную плату за «пользование социальной инфраструктурой». Ежегодно регионы платят за каждого безработного в ФОМС около 18 тыс. р., что позволяет ему получать медицинскую помощь. Предполагаемый налог на тунеядство авторы проекта оценили в сумму 20 тыс. р.

Ссылка на основную публикацию