Штраф за отсутствие огнетушителя в 2020 году

Требования к огнетушителю

Здесь разобраться поможет изучение СП 9.13130.2009 — специального свода правил. Приложение «В» этого документа касается автомобильных огнетушителей. Характер документа — рекомендационный. Это означает, что категорических требований он не содержит.

Автовладельцам гораздо важнее самим правильно оценивать ситуацию, серьёзно воспринимать возможность возникновения опасности. Ведь автомобиль способен легко загореться, а кто пострадает, это зависит от конкретных обстоятельств. Значит, огнетушитель непременно должен храниться в машине, при этом обязан присутствовать под рукой (не где-то в багажнике). Устройство для пожаротушения не должно быть просрочено. К тому же водитель обязан уметь им пользоваться.

Следующее видео позволит вам определиться с выбором огнетушителя для вашего автомобиля:


Следующее видео позволит вам определиться с выбором огнетушителя для вашего автомобиля:

Когда инспектор может проверить наличие огнетушителя?

Зачастую, если инспектор, во что бы то ни стало, хочет назначить какому-либо водителю штраф, он начинает требовать предоставить на проверку не только документы, но и аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. Водитель, плохо разбирающийся в законах, действительно может попасться на такой штраф, просто сказав, что что-то из этого перечня у него отсутствует. Но юридически грамотные водители знают, что ПДД не предусматривает обязанности водителей демонстрировать огнетушитель, аптечку или знак по требованию сотрудников ГИБДД. Например, в ПДД есть обязанность иметь и показывать некоторые документы. А вот показывать огнетушитель обязанности нет – только иметь при себе.

Для чего же тогда вообще нужен огнетушитель? Само собой, огнетушитель может действительно пригодится на дороге, более того он может спасти чью-то жизнь. А для тех, кому этой причины недостаточно, законодатели предусмотрели способ проверки огнетушителя в автомобиле. На дороге проверять его наличие инспектор не может, а вот при прохождении ТО – может и обязан. Техосмотр проводится ежегодно или через год в зависимости от возраста автомобиля. Данная процедура проверяет не только техническое состояние автомобиля, но и наличие обязательных предметов: огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки (для ТС категории «В»). Если чего-то из этого списка нет, то водитель не получит диагностическую карту, без которой не сможет оформить ОСАГО и, соответственно, законно выезжать на проезжую часть.

Еще один вариант, как инспектор может проверить наличие огнетушителя – провести досмотр автомобиля. Однако бояться этого определенно не стоит: досмотр является довольно хлопотной процедурой, которую инспектор не станет затевать ради штрафа в 500 руб. При проведении досмотра требуется составлять отдельный протокол, который должны подписать 2 понятых, находящихся в месте досмотра на протяжении всего времени его проведения.

Итак, как уже было сказано выше, чтобы избежать наказания достаточно просто не сознаваться в отсутствии огнетушителя. Если инспектор требует продемонстрировать его, то можно сослаться на отсутствие закона, который обязывал бы водителей предоставлять его по требованию сотрудников ГИБДД. Если инспектор начал ссылаться на нарушение статьи о неповиновении законному требованию сотрудника полиции, то можно задать логичный вопрос: на основании какого закона он требует предоставить огнетушитель? Весь этот разговор будет вести в никуда, и инспектор рано или поздно решит отпустить упорного водителя.

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. – 2 000 р.

3 000 р. – 4 000 р.

70 000 р. – 80 000 р.

2. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. – 3 000 р.

5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. – 100 000 р.

3. Повторное совершение административного правонарушения, указанного в п.1 и п.2

4 000 р. – 5 000 р.

15 000 р.– 20 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

ИП 40 000 р. – 50 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

4. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и п.6-8

Читайте также:  Таможенное право России

2 000 р. – 3 000 р.

6 000 р. – 15 000 р.

ИП 20 000 р. – 30 000 р.

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р.

5. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. – 4 000 р.

15 000 р. – 30 000 р.

ИП 30 000 р. – 40 000 р.

ЮЛ 200 000 р. – 400 000 р.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. – 5 000 р.

40 000 р. – 50 000 р.

350 000 р. – 400 000 р.

8. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за отсутствие или просроченные огнетушитель и аптечку

Какой штраф предусмотрен за отсутствие огнетушителя и аптечки в 2020 году? Какое наказание за просроченные огнетушитель и аптечку? Разбор базовых ситуаций на дорогах.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие огнетушителя и аптечки в 2020 году? Какое наказание за просроченные огнетушитель и аптечку? Разбор базовых ситуаций на дорогах.

Суммируются ли штрафы, если отсутствует аптечка и огнетушитель?

Поскольку штраф за отсутствие аптечки и огнетушителя в 2020 году установлен одной статьей 12.5 КОАП, то о совместном наложении штрафа за отсутствие обоих предметов и речи быть не может. Так, даже если отсутствуют сразу огнетушитель и аптечка, штраф будет составлять все те же 500 рублей, как и при отсутствии одного из предметов. Попытка инспектора применить двойной штраф будет незаконной.

  • огнетушитель;
  • аптечка;
  • знак аварийной остановки;
  • сигнальный жилет.

Новые поправки в гибдд огнетушитители аптечка знак авариной

Первая передача аптечка,огнетушитель,знак авар остановки 13 04 Световозвращающий жилет для водителя в пдд Если у водителя не оказывается этих предметов в машине, им угрожают штрафом.

Однако подобные такие действия подпадают под статью Чтобы на законных основаниях проверить наличие предметов, предусмотренных правилами безопасности ДД, сотрудник дорожной полиции должен провести досмотр.

Досмотр ТС Наказание за езду без аптечки возможно только в том случае, если ее отсутствие будет обнаружено в ходе досмотра автомобиля.

Досмотр — это осмотр автомобиля без технического нарушения его целостности на предмет нахождения предметов правонарушений — оружия, боеприпасов, наркотиков, опасных химикатов. Инспектор ГИБДД остановленного автомобиля обязан обосновать причины своих действий и составить протокол до начала досмотра.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Штраф за аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Изменения в пдд 2020 аптечка огнетушитель знак аварийной остановки
  • Согласно поправкам в пдд нужно ли в машине иметь аптечку и огнетушитель
  • Новые правила прохождения техосмотра в 2020 году процедуру ужесточили.
  • Размер штрафа за отсутствие аптечки и как не платить его
  • Какой штраф если нет аптечки 2019
  • Изменения в пдд 2020 аптечка огнетушитель знак аварийной остановки
  • Штраф за аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки в 2019 году
  • Изменения в пдд 2020 аптечка огнетушитель знак аварийной остановки
  • 20. Отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки


Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Порядок предоставления огнетушителя

Начнём с того, что многие водители не знают, какие действия должен совершить сотрудник ГИБДД для осмотра огнетушителя, а также аптечки либо знака аварийной остановки.

Сотрудник ГИБДД, во-первых, обязан назвать норму, согласно которой он требует предъявить огнетушитель и в случае чего выписать штраф за отсутствие огнетушителя в машине. На 2020 год изменений законодательства в этом плане не появилось, пункт 7.7 главы 7 ПДД предусматривает перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, в том числе отсутствие огнетушителя. Часто блюститель закона называет приказы МВД, однако эти документы являются внутренними для ГИБДД и не касаются водителей и прочих участников дорожного движения.

Согласно ПДД, инспектор ГАИ может проверить наличие огнетушителя только при проведении процедуры досмотра.

Досмотр — обследование автомобиля, проводимое без нарушения целостности конструкции транспортного средства для обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Досмотр ТС

Наказание за езду без аптечки возможно только в том случае, если ее отсутствие будет обнаружено в ходе досмотра автомобиля. Досмотр – это осмотр автомобиля без технического нарушения его целостности на предмет нахождения предметов правонарушений – оружия, боеприпасов, наркотиков, опасных химикатов. Инспектор ГИБДД остановленного автомобиля обязан обосновать причины своих действий и составить протокол до начала досмотра. Сама процедура требует участия двух понятых или видеофиксации.


Если проверка наличия в автомобиле средств для тушения пожара и оказания первой медицинской помощи проходит с соблюдением протокола, то за их отсутствие сотрудник дорожной полиции вправе наложить административные санкции. В результате у автолюбителей возникает вопрос, какой штраф можно получить, если нет огнетушителя и аптечки в машине?

Нормативная база

Нормативная база, регламентирующая ПБ в 2020 году, представлена следующими законодательными актами:

  • Правительственным решением РФ № 390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме».
  • Законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
  • Законом от № 123-ФЗ 22.07.2008 г. «Технический регламент …».
  • Законом № 100-ФЗ от 06.05.2011 г. «О добровольной пожарной охране».
  • Правительственным решением № 272 РФ от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчетов …».
  • Правительственным решением № 290 РФ от 12.04.2012 г. «О … пожарном надзоре».
  • Правительственным решением № 385 от 20.06.2005 г. «О … противопожарной службе …»
  • Правительственным решением № 304 от 7.04.2009 г. «Об утверждении Правил оценки …»
  • Правительственным решением № 1225 от 30.12.2011 г. «О лицензировании деятельности по монтажу …»
  • Правительственным решением № 69 от 31.01.2012 г. «О лицензировании деятельности по тушению …»
  • Сводом правил СП 4.13130.2013 об ограничении распространения огня на объектах (с изменениями на 18.07.2013 года).
Читайте также:  Без загранпаспорта куда можно поехать

В 2020 году нормативная база увеличилась еще на 4 документа:

  • Приказ МЧС РФ № 478 от 30.10.2017 «Об утверждении минимального перечня оборудования, …»
  • Правительственное решение № 762 от 28.06.2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты …»
  • Правительственное решение № 774 от 29.06.2017 г. «О внесении изменений в Положение …»
  • Закон № 244-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений …»

Ответственность за несоблюдение положений ПБ регламентируются ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

В зависимости от конкретных обстоятельств, при нарушении положений ПБ, применяются следующие виды наказания:

Если помещение в аренде, обязательно ли выполнять все требования, или также выпишут штраф?

Многие предприниматели думают, что если они взяли помещение в аренду, то вопросы ПБ их не должны касаться.

Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.

Например, за наличие необходимой у организации документации и первичных средств пожаротушения отвечать будет арендатор, а вот за отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационных выходов, отвечать будет собственник помещения.

Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.

Запрет на эксплуатацию автомобиля

Если сотрудник ДПС не проникся сочувствием и грозит запретить дальнейшую эксплуатацию автомобиля, его слова не стоит воспринимать всерьез. В части 1 статьи 27.13 КоАП РФ, на которую будет ссылаться инспектор, нет ни единого слова о том, что отсутствие аптечки, огнетушителя или знака аварийной остановки могут послужить запретом для эксплуатации. А вот согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, штраф за отсутствие аптечки и огнетушителя 500 рублей.

Если на просьбу водителя о вынесении предупреждения инспектор ГИБДД не отреагировал и выписал штраф, то в протоколе нужно написать: «С данными правонарушениями не согласен, отсутствие аптечки объясняется … (причина), применяя все необходимые меры предосторожности, согласно ПДД 2.3.1, направляюсь к месту ремонта. Требую помощи адвоката».

Какие требования к огнетушителю?

Требования к огнетушителю диктуются только Техническим регламентом о безопасности колёсных ТС, поэтому прямых обязанностей для водителя у него нет.

Так, регламент предусматривает следующие правила:

  • в каждом автомобиле и мотоцикле должно быть предусмотрено место для его установки (п. 1.15.6.3):
  • для легковых авто – 1 огнетушителя объёмом 2 литра,
  • для грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн – 2 огнетушителей: одного – 2 литра, второго – 5 литров,
  • для автобусов – 2 огнетушителей, один из которых должен находиться около места водителя.
  • до огнетушителя водитель должен доставать рукой со своего места (п. 1.15.6.3.1), что удивительно, ведь у многих огнетушители расположены в багажнике или сзади салона,
  • он должен быть опломбирован и с указанным сроком годности,
  • он должен быть надёжно закреплён.

Вроде бы наказание слишком значительным назвать нельзя, но за собственную беспечность водитель может покарать сам себя. Так что ему необходимо самостоятельно заботиться и о собственной безопасности, и о своих пассажирах, и об автотранспортном средстве.

Какие 4 обязательных предмета нужно возить в авто?

Здесь всё просто и понятно. С одной стороны. Ведь речь чаще ведётся для легковых автомобилей. И для них обязательными атрибутами являются:

  1. медицинская аптечка,
  2. огнетушитель,
  3. знак аварийной остановки,
  4. светоотражающий жилет.

Но есть ещё грузовые автомобили, мотоциклы и автобусы. Итак, для них предусмотрены следующие обязательные предметы:

Грузовые автомобили менее 3,5 тонн – всё то же самое, что и для легковых авто.

Грузовые машины более 3,5 тонн и автобусы максимальной массой более 5 тонн:

  1. медицинская аптечка,
  2. огнетушитель,
  3. знак аварийной остановки,
  4. светоотражающий жилет,
  5. противооткатные упоры (не менее 2 штук).

Мотоциклы с боковым прицепом:

  1. медицинская аптечка,
  2. знак аварийной остановки,
  3. светоотражающий жилет.

Мотоциклы без прицепа – только светоотражающий жилет.

Это, пожалуй, исчерпывающий список на 2020 год. Все указанные предметы, кроме жилета-накидки, предусмотрены пунктом 7.7 Перечня неисправностей (Приложение ПДД), а светоотражающий жилет – новым пунктом 2.3.4 Правил.

Что нужно возить в транспортных средствах различных категорий в 2020 году?

Тип ТС/предметАптечкаОгнетушительЖилетЗнак АОПротивооткатные упоры
Легковые, грузовые до 3,5 тонн и автобусы до 5 тоннДаДаДаДаНет
Грузовые более 3,5 тонн и автобусы более 5 тоннДаДаДаДаДа
Мотоциклы без прицепаДаНетДаДаНет
Мотоциклы с прицепомНетНетДаНетНет

Грузовые автомобили менее 3,5 тонн – всё то же самое, что и для легковых авто.

Какой штраф положен за отсутствие аптечки и огнетушителя в 2020 году

В данной статье мы рассмотрим, какой штраф полагается за отсутствие аптечки и огнетушителя в машине.

Многие неопытные водители не знают, какие действия должен совершить сотрудник ГАИ, чтобы провести осмотр огнетушителя, знака аварийной остановки или аптечки. Ни для кого не секрет, что есть недобросовестные работники дорожной инспекции, которые заинтересованы лишь в том, чтобы поскорее выписать штраф автолюбителю. Но опытные шоферы знают об этом, поэтому нередко подлавливают работников ГИБДД на коррупции или несправедливом штрафе, в результате чего те получают выговор либо теряют работу.

Штраф по Закону о защите прав потребителей.

Штраф по закону о защите прав потребителей предусмотрен для исполнителя или продавца при несоблюдении ими прав потребителя.

Ответственность исполнителя за несоблюдение прав потребителя

Изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация, ИП или импортер (далее — исполнитель), нарушившие права потребителя, обязаны:

возместить нанесенные такими действиями 2-й стороне правоотношений убытки;

выплатить потребителю соответствующие неустойку (пени);

исполнить возложенные на исполнителя обязательства перед потребителем. Помимо прочего, потребитель может требовать компенсации морального вреда, нанесенного ему незаконными действиями исполнителя (см. ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I, далее — ЗЗПП).

Также с исполнителя может быть взыскан штраф, размер которого равен половине от суммы удовлетворяемых судебным органом требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗЗПП). Этот штраф возможно взыскать в случае, если требования потребителя после его обращения к исполнителю во внесудебном порядке не будут удовлетворены последним по собственной воле и потребителю придется обратиться за защитой интересов в суд.

Штраф по закону о защите прав потребителей: когда можно настаивать на взыскании

Правоприменитель указывает: при разрешении споров между исполнителем/продавцом и потребителем суду следует учитывать, что законодательством или договором может быть предусмотрена ответственность исполнителя/продавца за несоблюдение принятых обязательств, за которые ЗЗПП вообще не предусматривает ответственности или устанавливает ее в меньшем размере.

Суду при рассмотрении дела (например, при дальнейшем исчислении суммы штрафа) следует опираться на такие условия ответственности, установленные соглашением сторон или законом (п. 30 постановления пленума ВС РФ «О рассмотрении судами…» от 28.06.2012 № 17).

Кроме того, в постановлении № 17 (пп. 1, 2) разъясняется: если какие-либо разновидности правоотношений с участием потребителей регламентированы специальными законами (например, п. 9 ст. 4 ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ и т. д.), то положения ЗЗПП применяются по отношению к ним в части, этим специальным законодательством не урегулированной.

Также можно апеллировать к сложившейся судебной практике, например, в следующих случаях:

суд взыскивает с исполнителя нанесенный им потребителю материальный ущерб, но отказывает во взыскании морального ущерба или штрафа, устанавливаемого п. 6 ст. 13 ЗЗПП (см. определение Куйбышевского райсуда Омска от 15.11.2012 по делу № 11-287/2012);

исполнитель-ответчик настаивает на неправомерности взыскания с него штрафа по указанному основанию (определение Московского горсуда от 18.03.2013 по делу № 11-8548) и т. д.

Особенности взыскания штрафа

По данной проблеме необходимо знать следующее:

Основанием для применения такого вида наказания является несоблюдение исполнителем регламентированных законодательством требований потребителя в добровольном порядке (например, постановление 10-го ААС от 25.01.2016 по делу № А 41-61405/15). При этом суд устанавливает, имелся ли факт обращения потребителя к исполнителю с соответствующими требованиями в досудебном порядке (например, определение Московского горсуда от 14.03.2013 по делу № 11-8157).

Данный штраф подлежит взысканию судебным органом вне зависимости от того, было ли указанное требование представлено суду (абз. 1 п. 46 постановления № 17). Суды прямо указывают на собственную обязанность взыскивать штраф во всех случаях удовлетворения требований потребителя (например, решение Советского райсуда Липецка от 30.10.2012 по делу № 2-4901/2012).

Штраф взыскивается полностью в пользу потребителя, за исключением случаев, когда исковые требования были заявлены общественными объединениями или органами местного самоуправления в целях защиты права конкретного потребителя. В этом случае половину взыскиваемой суммы получает такая организация, а другую половину — сам потребитель (абз. 2 п. 46 постановления № 17).

Штраф не взыскивается с исполнителя, если он уже после принятия судебным органом к производству иска от потребителя добровольно удовлетворил требования последнего, а истец отказался от заявленного иска (п. 47 постановления № 17).

Штраф, взыскиваемый согласно п. 6 ст. 13 ЗЗПП, равен половине суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При вычислении размера штрафа надлежит учитывать:

Размер денежных обязательств исполнителя перед потребителем (например, размер страхового возмещения и т. д.), не выполненных первым.

Сумму убытков. При этом убытки, причиненные неправомерными действиями исполнителя, по общему правилу возмещаются в полном объеме (п. 31 постановления № 17). Если исполнитель, нарушивший права потребителя, получил вследствие таких действий доходы, потребитель правомочен потребовать возмещения, наряду с прочими убытками, и упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 31 постановления № 17). Сюда же относятся и судебные расходы.

Сумму компенсации морального вреда.

Нюансы учета судебных расходов при расчете штрафа

Учитывая, что понятие убытков включает в себя в т. ч. расходы, понесенные стороной процесса в связи с восстановлением нарушенного права (статья 15 часть 1 ГК РФ), к которым относятся и судебные издержки (услуги представителя, расходы на экспертизу и т. д.), такие судебные издержки тоже должны быть учтены при расчете размера штрафа.

Данный вывод можно сделать на основе пояснений, имеющихся в ответе на вопрос 1 Обзора: в п. 6 ст. 13 ЗЗПП не конкретизируются требования, которые должны быть учтены при расчете штрафа. Вместе с тем в указанной норме говорится о размере штрафа в 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Обратите внимание! Об исключениях из этого правила в законе ничего не сказано.

Не стоит путать сумму, присужденную в пользу потребителя, и цену иска, в которую судебные расходы действительно не входят (см. ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ).

Сумма судебных расходов, понесенных общественным объединением потребителей на оплату услуг представителей, если защита права конкретного потребителя производится не собственными силами таких объединений, а через представителей, возмещению не подлежит и, соответственно, при расчете штрафа не учитывается (вопрос 2 Обзора судебной практики ВС РФ за III квартал 2013 года, утвержденного президиумом ВС РФ 05.02.2014).

Можно ли уменьшить размер штрафа

Мнения судов по данному вопросу расходятся. Существуют 2 противоположные точки зрения о размере штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 ЗЗПП:

Он может быть уменьшен (например, определение Московского горсуда от 04.04.2013 по делу № 1-3607/2013). При этом суд обосновал свою позицию тем, что с учетом степени вины исполнителя и допущенного им нарушения взыскание штрафа в регламентированном п. 6 ст. 13 ЗЗПП размере было бы чрезмерно завышенным и противоречило бы принципам справедливости. С другой стороны, правоприменителем прямо указано на возможность уменьшения суммы такого штрафа за несоблюдение прав страхователя как потребителя со стороны страховщика на основании положений статья 333 часть 1 ГК РФ. Однако это допустимо только в исключительных случаях, когда сумма штрафа будет явно несоразмерна последствиям нарушенного обязательства. При этом суд по собственной инициативе не может уменьшить такой штраф и правомочен сделать это только после получения соответствующего ходатайства от ответчика. В своем постановлении судья обязан указать мотивы, которыми он руководствовался, принимая решение об уменьшении штрафа (п. 45 постановления пленума ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 27.06.2013 № 20). Зачастую суды считают штраф формой неустойки (например, определение Ростовского облсуда от 27.04.2016 по делу № 33-7040/2016) и поэтому уменьшают его размер (см. также п. 78 постановления пленума ВС РФ «О применении судами…» от 24.03.2016 № 7).

Не может быть уменьшен. Сторонники этой позиции обосновывают свое мнение тем, что размер штрафа прямо установлен законом и уменьшению судом или сторонами не подлежит (например, решение Фрунзенского райсуда Саратова от 30.10.2012 по делу № 2-1989/12).

Итак, указанный штраф устанавливается в размере, равном половине определенной судом к взысканию в пользу потребителя суммы. Обязательным условием взыскания такого штрафа является невыполнение исполнителем регламентированных законом требований потребителя в добровольном порядке.

Судебная практика последних лет показывает, что размер такого штрафа может быть уменьшен.

Итак, указанный штраф устанавливается в размере, равном половине определенной судом к взысканию в пользу потребителя суммы. Обязательным условием взыскания такого штрафа является невыполнение исполнителем регламентированных законом требований потребителя в добровольном порядке.

Ссылка на основную публикацию