Начисление больничных: примеры расчета по новому закону

Исходные данные для расчета суммы больничного

Начнем с того, что рассчитывает пособие по нетрудоспособности работодатель. Для этого он просит у сотрудника правильно оформленный больничный лист.

В случае нетрудоспособности по болезни или травме сотрудника первые три дня болезни оплачивает работодатель, а последующие дни — ФСС. Если речь идет об уходе за больным членом семьи, карантине, протезировании, травме на производстве, профзаболевании, долечивании в санаторно-курортной организации, то все дни оплачиваются за счет ФСС.

Чтобы посчитать по листку нетрудоспособности сумму пособия, нужно знать определенные показатели, остановимся на каждом из них.

1. Страховой стаж или число лет работы сотрудника (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Страховой стаж — это периоды работы сотрудника по трудовому договору, периоды военной, государственной или другой службы (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1), а также прочей деятельности, в процессе которой работник был застрахован на случай ВНиМ (полный перечень такой деятельности перечислен в приказе Минздравсоцразвития от 06.02.2007 № 91).

Важно! Стаж работника определяет размер пособия, потому в него включаются только те периоды, которые подтверждаются документами (трудовой книжкой или при ее отсутствии справкой с предыдущего места работы, а также трудовым договором).

В страховой стаж засчитываются целые годы и месяцы в следующем порядке. Сначала определяется число полных лет и месяцев. Далее оставшиеся дни суммируются, переводятся в месяцы, месяцы пересчитываются в годы. Затем определяется общее число лет.

Определив число лет страхового стажа, можно установить процент выплаты по больничному листку. Здесь важно учитывать причину болезни (см. ст. 7 255-ФЗ​). Если причина в заболевании или травме, то размер пособия равен:

60 % среднедневного заработка — при стаже до 5 лет;

80 % среднедневного заработка — при стаже от 5 до 8 лет;

100 % среднедневного заработка — при стаже от 8 лет.

Если страховой стаж работника меньше 6 месяцев, пособие за полный календарный месяц не должно превышать величину МРОТ. Если же нетрудоспособность приходится на период с 1 апреля по 31 декабря 2020, то сумма пособия в расчете за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учетом районного коэффициента.

2. Количество календарных дней нетрудоспособности, подлежащих оплате с учетом ограничений.

Период оплаты пособия может изменяться. Например, при болезни или травме в общем случае оплачивается весь период нетрудоспособности, но если с работником заключен срочный трудовой договор — только 75 календарных дней действия договора. Все ограничения перечислены в ст. 6 Закона № 255-ФЗ.

При уходе за ребенком или другим членом семьи выплата полагается не за все дни больничного. Сколько дней оплачивается при уходе за больным, смотрите в таблице.

За кем ведется уходОплачиваемые дни болезни
за отдельный случайза год
Ребенок младше 7 летнет ограничений60-90 (пп. 1 п. 5 ст. 6 255-ФЗ​)
Ребенок с 7 лет и до 15 лет1545
Ребенок с 15 лет и другие члены семьи730
Ребенок-инвалид до 18 летнет ограничений120
Любой ребенок с онкологией или ВИЧ-инфицированныйнет ограниченийнет ограничений

3. Расчетный период или время, за которое считается доход сотрудника.

В ст. 14 255-ФЗ закреплен расчетный период для установления суммы больничных выплат — два календарных года, предшествующих году, на который приходится начало периода нетрудоспособности.

Можно заменить один или оба года расчетного периода работнику, который в это время был в декретном отпуске.

Если работник заболел сразу после трудоустройства, расчетный период считается по общим правилам, а выплата определяется по среднедневному заработку, полученному на предыдущей работе. Если сведений о доходах с прежнего места работы нет, расчет делается по установленному в 2020 году МРОТ.

4. Заработок за расчетный период или все доходы сотрудника, с которых начислялись взносы на ВНиМ.

Суммы, с которых взносы не платились, исключаются из расчета. К ним относится матпомощь до 4 000 руб., компенсации, госпособия и т.п. (полный перечень см. в ст. 422 НК РФ).

5. Среднедневной заработок сотрудника.

В 2020 году для определения выплаты по больничному листу среднедневной заработок сотрудника рассчитывается по формуле:

cреднедневной заработок = средний заработок за расчетный период / 730 дней.

Эта формула используется при определении больничных выплат всем сотрудникам, включая трудящихся неполный рабочий день / неделю, а также тех, кому ведется суммированный учет времени работы (п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).

6. Ограничение пособия или нижний и верхний порог выплаты.

Для среднедневного заработка установлены лимиты. Так, минимальная сумма пособия с 01.04.2020 по 31.12.2020 для месяцев из 30 дней равна 404,33 руб. в день, для месяцев из 31 дня — 391,29 руб. в день. Если сотрудник работал не полный день, то среднедневной заработок рассчитывается пропорционально продолжительности рабочего времени.

Если средний дневной заработок оказался меньше минимального, рассчитанного с учетом районного коэффициента, то для расчета нужно брать минимальный допустимый заработок, а не фактический.

При расчете максимальной величины пособия учитываются предельные величины дохода, на которые начисляются страховые взносы:

815 000 руб. в 2018 году;

865 000 руб. в 2019 году.

Отсюда максимальный размер пособия равен 2 301,37 руб. ((815 000 + 865 000) / 730) от одного работодателя.

Если сотрудник в течение года работал у нескольких работодателей и каждый работодатель отдельно рассчитывал сумму пособия, исходя из максимальных выплат, общий размер больничных может превысить предельное значение.

7. Итоговая сумма выплаты по больничному листку.

Этот показатель рассчитывается по формуле:

пособие по нетрудоспособности = дневное пособие х количество дней болезни,

где дневное пособие = среднедневной заработок × (1 + районный коэффициент) × процент пособия, исходя из страхового стажа.

Размер дневного пособия не должен быть меньше следующего значения: МРОТ × (1 + районный коэффициент) × коэффициент занятости / количество дней в месяце.

В случае ухода за больным ребенком размер пособия зависит также от того, проходит лечение в амбулаторных или стационарных условиях.

Если средний дневной заработок оказался меньше минимального, рассчитанного с учетом районного коэффициента, то для расчета нужно брать минимальный допустимый заработок, а не фактический.

Изменения при расчете больничных

До внесения изменений специалисты ФСС придерживались правила, при котором расчет больничных всегда осуществлялся в соотношении с МРОТ. Они утверждали, что районный коэффициент уже учтен в фактическом среднем заработке расчетного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

Судьи с подобной формулировкой специалистов ФСС были не согласны: сравнение фактического и минимального среднедневного заработка должно осуществляться с обязательным учетом районных коэффициентов (определение ВАС РФ от 26.05. 2014 №ВАС-5881/14). До введения поправок в закон о расчете пособий можно было ссылаться на данное решение Верховного Суда РФ, но только при судебном разбирательстве.

С 19 июня 2020 года порядок расчета пособий остается прежний, отличия коснуться только учета районных коэффициентов при установлении средней заработной платы за последние 24 месяца. То есть, решение высшего судебного органа РФ теперь приобрело статус закона.

При сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях.

С 19 июня 2020 года порядок расчета пособий остается прежний, отличия коснуться только учета районных коэффициентов при установлении средней заработной платы за последние 24 месяца. То есть, решение высшего судебного органа РФ теперь приобрело статус закона.

Максимальный размер больничного листа в 2020 году

Как мы выяснили выше, сумма вы­плат ра­бот­ни­ку, учи­ты­ва­е­мая в рас­че­те сред­не­го за­ра­бот­ка в 2020 году, не может пре­вы­шать:

  • 865 000 руб. — по доходам за 2019 год.
  • 815 000 руб. — по доходам за 2018 год.

Сле­до­ва­тель­но, максимальный сред­ний днев­ной за­ра­бо­ток не должен превышать 2 301,32 руб. ((865 000 + 815 000) / 730). В связи с этим мак­си­маль­ная сумма боль­нич­но­го листа в 2020 году (при стаже 8 и более лет) составит 2 301,32 руб­лей за день бо­лез­ни.

Величина среднедневного заработка сотрудника (из предыдущего примера) меньше максимального значения. Теперь ее нужно сравнить с минимальным показателем.


Сле­до­ва­тель­но, максимальный сред­ний днев­ной за­ра­бо­ток не должен превышать 2 301,32 руб. ((865 000 + 815 000) / 730). В связи с этим мак­си­маль­ная сумма боль­нич­но­го листа в 2020 году (при стаже 8 и более лет) составит 2 301,32 руб­лей за день бо­лез­ни.

Случаи нецелевого использования субсидий

Если проанализировать сложившуюся за последнее время судебную практику, то можно увидеть, что в качестве нецелевого использования субсидий проверяющие чаще всего отмечают следующие случаи:

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 № 09АП-23860/2016 по делу № А40-1215/16 рассматривался иск о правомерности привлечения бюджетного учреждения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств субсидии.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.

При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
    1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
      • главным распорядителем;
      • распорядителем;
      • получателем бюджетных средств.

    Особенности, способы выявления схем и ответственность заемщика за использование кредита не по назначению

    Нецелевое использование денежных средств, выданных банком по целевой программе – уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 159 УК РФ «Мошенничество» . Это положение нередко является одним из пунктов кредитного договора.

    Важно, что ответственность наступает при нецелевом расходовании средств, только если был оформлен целевой кредит. Под ним понимается заём, выданный на конкретную цель (например, автокредит, ипотека).

    В целях исполнения этого требования заемщик обязан подтвердить целевое расходование средств перечнем документов.

    • Ипотека: договор купли-продажи, передаточный акт, иные документы, подтверждающие расходы;
    • Автокредит: договор купли-продажи, страховой полис (при условии, что он приобретается на кредитные средства);
    • На образование: договор, заключенный с образовательным учреждением, диплом (по окончанию).

    Особенностью целевого кредита является низкая процентная ставка – 10-16% годовых. Не удивительно, что многие граждане стремятся оформить именно его, нежели получать заем по нецелевой программе.

    • Ипотека: договор купли-продажи, передаточный акт, иные документы, подтверждающие расходы;
    • Автокредит: договор купли-продажи, страховой полис (при условии, что он приобретается на кредитные средства);
    • На образование: договор, заключенный с образовательным учреждением, диплом (по окончанию).

    Ответственность за нецелевое использование денежных средств

    Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

    Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

    1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
    2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
    3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
    4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

    Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

    В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

    1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
    2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

    Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

    Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

    Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями

    Что подразумевается под нецелевым использованием бюджетных средств? Может ли бюджетное учреждение совершить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за данное правонарушение? Как оспорить выводы проверяющих о нецелевом использовании средств? Ответы на эти и другие вопросы читайте в консультации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

    Нецелевое использование кредита: ответственность и последствия.

    Здравствуйте, уважаемые читатели!

    В данной статье мы обсудим актуальную тему, касающуюся ответственности за нецелевое использование кредита.

    Прежде чем Вы направитесь в банк с целью получения займа, Вам необходимо знать о том, что кредиты бывают целевыми и нецелевыми. Что касается нецелевых кредитов, то к ним возникает меньше вопросов, поскольку, данные средства могут быть потрачены на любые нужды и без конкретного назначения. Однако, процентные ставки по нецелевым кредитам существенно выше и далеко не все клиенты готовы взять такие кредиты, поэтому заемщики берут кредиты на более выгодных условиях под конкретные цели.

    Важно:не стоит забывать, что нецелевое использование кредита может повлечь за собой наступление ответственности вплоть до уголовной. Прежде чем обсудить ответственность и последствия нецелевого использования кредита, дадим определение этому понятию.

    Что такое нецелевое использование кредита?

    Прежде чем говорить об ответственности за несоблюдение договорных обязательств, стоит понимать, что именно признается нецелевым использованием кредита.

    Нецелевое использование кредита– это направление и трата заемных денежных средств на товары или услуги, отличные от тех, на которые по условиям договора был рассчитан кредит.

    Таким образом, самовольное изменение заемщиком назначения целевого кредита и является нарушением, приводящим к нежелательным последствиям.

    На практике выделяют следующие виды распространенных целевых кредитов:

    Автокредитование, рассчитанное на приобретение машины, а также иного транспорта;

    Ипотечные кредиты, предназначенные для покупки жилья;

    Займы на получение образования;

    Кредиты на развитие бизнеса.

    В свою очередь, денежные средства по таким видам договоров могут быть пущены только на автомобили, недвижимость или обучение.

    Кредитные организации требуют от заемщиков подтверждения целевой реализации средств. В качестве таковых может выступать финансовая документация:

    Договоры купли-продажи;

    Полисы страхования;

    Договоры оказанных услуг;

    Передаточные акты;

    Выписки из реестров;

    Если клиент не способен документально подтвердить свои расходы, то они могут быть признаны как нецелевое использование кредита, даже при соблюдении условий соглашения.

    Ответственность физических и юридических лиц за нецелевое использование кредита.

    Ответственность за нецелевое использование кредита наступает только по целевым займам, при указании в договоре о явном назначении предоставляемых средств. В свою очередь, в тексте соглашения прописываются и меры пресечения за нарушение условий кредитования, включая трату денег на цели, отличающиеся от указанных в договоре.

    Если в ходе проверок выявится факт несоответствия расходов и назначения кредита, то заемщик рискует понести наказание следующего характера:

    Штраф. Объем штрафных санкций определяет каждый банк индивидуально, а также случаи их возникновения. Дополнительно к штрафам могут начисляться и проценты за пользование кредитными средствами.

    Досрочный возврат кредита.

    Поскольку условия договора целевого кредитования будут нарушены, то в соответствии с 814–ой статьей ГК РФ вправе потребовать досрочного возврата заемных средств.

    Расторжение договора.

    Кредитная организация, ссылаясь на нормы гражданского права, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с клиентом и отказаться от последующего исполнения его условий.

    Внесение залога.

    Нецелевое использование кредита означает отсутствие у банка залогового имущества заемщика, в качестве которого, как правило, и выступает цель займа. В таком случае, для обеспечения гарантий возврата средств банк может потребовать предоставить в залог уже имеющуюся у должника собственность.

    Уголовная ответственность.

    Если будет установлен факт намеренного ввода в заблуждение кредитора заемщиком, то такие действия квалифицируются не что иное, как мошенничество. Что, в свою очередь, является уголовно наказуемым деянием по 159 –ой статье УК РФ.

    Примечание: данные виды ответственности применяются к любому типу заемщика: будь то физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

    Последствия нецелевого использования займа.

    В каждом конкретном случае последствия нарушения договора по цели использования денежных средств для заемщика будут разными. Начиная с того, что банк может проявить лояльность и отказаться от штрафных мер. Как правило, такое возможно, если будет подтверждение возникновения непредвиденных обстоятельств, не зависящих от клиента.

    Однако, чаще всего на заемщика ложится дополнительная финансовая нагрузка. Вместе с тем, это проявляется в следующем:

    1. Кредитор повышает процентную ставку.

    2. Принимается в залог имущество заемщика. Это может быть автомобиль, квартира, а также любое другое имущество в собственности должника.

    3. Полное погашение займа в досрочном порядке.

    4. Уплата комиссий и штрафов за нарушение условий договора;

    А также, нарушение договоренностей станет причиной плохой кредитной истории.

    Сведения о недобросовестном исполнении обязательств попадут в бюро кредитных историй и станут доступны всем банковским учреждениям. Как следствие, получить последующие кредиты нарушителю будет намного сложнее.

    Если должник будет уличен в мошенничестве, то для него могут наступить последствия в виде следующих наказаний:

    Штраф до 120 тысяч рублей;

    Штраф, эквивалентный 12-месячной зарплате заемщика;

    360 часов обязательных работ;

    Исправительные работы до 12 месяцев;

    Принудительные работы до 24 месяцев;

    Арест до 4 месяцев;

    Ограничение свободы до 24 месяцев;

    Лишение свободы до 24 месяцев.

    Итак, нецелевое использование кредита является нарушением договора займа с указанием назначения ссуды. Уровень ответственности за подобные действия зависит от условий соглашения, суммы кредита, а также обстоятельств, произведенных не по назначению расходов. Наиболее легким исходом для заемщика будет выплата штрафов и возврата заемных средств банку. Однако, нецелевое использование кредита легко может быть признано мошенническими действиями. А вот, за это уже наступают более суровые последствия по статье УК РФ.

    Ответственность за нецелевое использование кредита наступает только по целевым займам, при указании в договоре о явном назначении предоставляемых средств. В свою очередь, в тексте соглашения прописываются и меры пресечения за нарушение условий кредитования, включая трату денег на цели, отличающиеся от указанных в договоре.

    Последствия нецелевых расходов

    Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

    • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
    • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

    Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

    • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
    • Нарушение совершили автономные учреждения.

    Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:
    1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
    2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
    3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

    Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

    Практика

    Однако, если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечивают достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании субсидий, контролеры также называют такое расходование средств неэффективным. При этом они ссылаются на пункт 6 статьи 69.2, пункт 1 статьи 78.1, пункт 2 статьи 78.2 БК РФ, порядки, регламентирующие предоставление соответствующих субсидий, и заключенные с учреждениями соглашения. Тем самым фактически игнорируется позиция Минфина России, изложенная, в частности, в письме от 23 мая 2014 года № 02-03-11/24579. Письмо, ссылаясь на статью 78.1 БК РФ, разъясняет, что после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 БК РФ.

    В целом на практике использование бюджетных средств считается неэффективным, когда:

    • товары (работы, услуги) приобретены по завышенным ценам или ненадлежащего качества;
    • средства израсходованы на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного;
    • оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, а сами работы (строительство, ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, не запланированы и (или) не начаты (длительное время);
    • товары (услуги, работы) приобретены в меньшем объеме, чем указывали при обосновании бюджетных ассигнований, но с использованием всех выделенных средств;
    • средства израсходованы по договорам аренды имущества на сумму, превышающую его рыночную стоимость (то есть при приобретении оборудования мог быть использован меньший объем средств, чем при его аренде);
    • допущено расходование средств, которого можно было избежать.

    В письме Минфина России от 25 апреля 2017 года № 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» Бюджетным кодексом не определено. Также Минфин России указывает, что «при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм». На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.

    Комментарий к Статье 285.1 УК РФ

    1. Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 285.1 и ст. 285.2, состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного (ст. 285.1) и внебюджетного (ст. 285.2) финансирования. Расходование бюджетных (внебюджетных) средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений.

    2. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На основе консолидированного бюджета РФ определяются принципы государственного регулирования экономического и социального развития РФ.

    2.1. В качестве одного из принципов бюджетной системы РФ ст. 38 БК закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

    2.2. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет административную либо уголовную ответственность должностных лиц, являющихся получателями бюджетных средств (ст. 289 БК).

    3. Основным объектом посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены. Факультативный объект – интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами средств.

    4. Предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств. Они могут быть предназначены для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, выделяться для обеспечения охраны окружающей среды, охраны и воспроизведения природных ресурсов и т.п.

    4.1. Формами бюджетного финансирования могут быть: а) дотации – это вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, т.е. предприятиям, плановые затраты на производство продукции или оказание услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг; б) субсидии – это финансовая поддержка, помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется (как правило, субсидии предоставляются для стимулирования определенной деятельности или производства определенной продукции, поддержания предпринимательской и иной экономической деятельности вообще); в) субвенции – это помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу для финансирования определенных конкретных программ, проектов, которые одобряются субъектами, предоставляющими помощь (в отличие от дотации и субсидии субвенция подлежит возврату в случае использования данной помощи не по ее целевому назначению); г) бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью, выделяемые получателю или распорядителю бюджетных средств; д) бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

    Последняя из указанных выше форм не является предметом рассматриваемого преступного посягательства. Привлечение к УО за нецелевое использование государственного кредита осуществляется по ч. 2 ст. 176.

    5. Объективная сторона характеризуется действием и выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

    5.1. Диспозиция статьи является бланкетной. Для уяснения содержания основных признаков объективной стороны необходимо обратиться к бюджетному законодательству РФ. Так, права и обязанности получателей бюджетных средств изложены в ст. 163 БК.

    Они имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

    Вместе с тем получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

    5.2. Под нецелевым расходованием бюджетных средств следует понимать незаконное использование, употребление, трату соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению. Формы нецелевого использования бюджетных средств могут быть различные: финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета; финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства (например, финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и т.п.) и др.

    5.3. Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 БК).

    5.4. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного коммент. статьей, является крупный размер израсходованных не по целевому назначению бюджетных средств. Согласно примечанию к ст. 285.1 крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст. 15.14 КоАП.

    5.5. По законодательной конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент фактического нецелевого израсходования бюджетных средств в крупном размере.

    6. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, он расходует их не по назначению, и желает этого. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления и не влияют на квалификацию деяния, хотя и могут быть учтены при назначении наказания.

    7. Субъект преступного посягательства специальный – должностное лицо получателя бюджетных средств. Под получателем бюджетных средств следует понимать бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    7.1. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (в том числе руководящие работники государственных предприятий), за нецелевое расходование бюджетных средств могут быть привлечены к УО по ст. 201. Однако (в отличие от ст. 285.1) для наличия состава указанного преступления необходимо установить цель (извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда и др.) и причинение существенного вреда (ч. 1) или тяжких последствий (ч. 2). Возможна также УО данной категории лиц по специальной норме (ч. 2 ст. 176) за незаконное использование не по прямому назначению государственного целевого кредита.

    8. Квалифицированные виды преступления состоят в его совершении: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

    8.1. Деяние признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если в нем участвовали два и более должностных лица получателя (получателей) бюджетных средств, заранее договорившиеся о совместном выполнении данного деяния.

    8.2. Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере считается состоявшимся, если сумма указанных средств превысила 7 млн. 500 тыс. руб.

    9. Деяния, закрепленные в основном составе преступления, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в квалифицированном – к преступлениям средней тяжести.

    5.3. Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 БК).

    Выплаты к праздникам

    Накануне праздников настроение работникам учреждений больше всего поднимают дополнительные денежные выплаты. Однако если такие выплаты не предусмотрены системой оплаты труда, то результаты последующих проверок могут надолго испортить настроение любому щедрому руководителю. В октябре прошлого года Ленинградским областным судом было рассмотрено дело № 7-876/2018 по жалобе руководителя органа соцзащиты, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 20 000 руб. В своей жалобе руководитель просила отменить судебный акт о привлечении ее к административной ответственности.

    Изучив материалы дела, суд установил, что данным лицом в 2017 году осуществлялись выплаты из средств фонда оплаты труда работникам учреждения

    • к праздникам: Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню социального работника;
    • за эффективную и качественную подготовку документации к межведомственной проверке;
    • за активное участие в фестивале ГТО и сдаче норм ГТО;
    • за эффективную работу с населением.

    Однако данные выплаты не были предусмотрены решением о бюджете муниципального образования, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, трудовыми договорами с работниками, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами и другими документами, являющимися правовым основанием для выплат из средств на оплату труда. Поэтому произведенные в 2017 году вышеуказанные выплаты были квалифицированы как нецелевое использование средств. С учетом этих и других обстоятельств дела областной суд решил оставить административное наказание руководителю без изменений, а жалобу – без удовлетворения. Желание руководителя поощрить своих подчиненных похвально, однако делать это надо, строго следуя положениям нормативных документов.

    Суд также отметил: имеющиеся у учреждения полномочия работодателя и распорядителя финансовыми средствами не наделяют его правом расходовать бюджетные средства по своему усмотрению без учета норм действующего законодательства и не свидетельствуют об эффективном и правомерном расходовании бюджетных средств. С учетом этих и других обстоятельств суд признал выплаты в сумме 189 910,25 руб. необоснованными и обязал учреждение вернуть их бюджету.

    Суть спора.

    Счетной палатой РФ было проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования муниципальным автономным учреждением бюджетных средств, выделенных организации на финансовое обеспечение мероприятия в рамках муниципальной программы. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой РФ установлены нарушения и недостатки при расходовании учреждением бюджетных средств, о чем составлен акт, содержащий указание на выявленные нарушения бюджетного законодательства, в том числе:

    • плата за работы по разработке проектно-сметной документации произведена за счет целевой субсидии, которая выделена на осуществление мероприятий по капитальному ремонту и приведению в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются образовательные учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
    • оплата строительного контроля по проверке сметной документации на оборудование спортивной площадки произведена за счет субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
    • учреждением как заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по оборудованию строительной площадки были приняты и оплачены подрядчику работы, не предусмотренные муниципальным контрактом, имеющие иные характеристики и расценки, что повлекло незаконное использование бюджетных средств;
    • учреждением произведена плата за осуществление строительного контроля по выполненным строительным работам, притом что данной организацией технический надзор осуществлен формально, и это привело к незаконному использованию бюджетных средств путем оплаты заказчиком работ, которые подрядчиком не выполнены либо выполнены с нарушением требований муниципального контракта.

    По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой РФ на имя директора учреждения направлено представление, которым предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, в том числе меры по возврату в бюджет средств, использованных не по целевому назначению.

    Учреждение с данными выводами не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты РФ в части требований возвратить денежные средства в бюджет городского округа, а также в части квалификации расходования денежных средств как нецелевое использование бюджетных средств. Заявитель указывал, что возложение на учреждение обязанности по возврату в бюджет фактически использованных им по целевому назначению денежных средств на реконструкцию спортивной площадки незаконно, нарушает его имущественные интересы.

    Такой договор является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде (ст. 702 – 729 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

    Читайте также:  Какие есть основные моменты в вопросах дарения?
    Ссылка на основную публикацию