Начисление стимулирующих выплат педагогам

Пример расчета стимулирующих выплат

Для выплаты учителям стимулирующих выплат было выделено 50 000 рублей. Трудоустроено 30 педагогов. Особенно отличились 4 человека.

Учитель математики заработала 30 баллов за разработку методики обучения по особой программе, которая имела успех.

Учитель русского языка набрал 25 баллов за участие в районных олимпиадах со своими учениками, где трое заняли призовые места.

Ещё 2 педагога набрали по 55 баллов, регулярно посещавшие со школьниками культурные мероприятия, проводили открытые уроки и привлекали родителей для организации различных внешкольных мероприятий.

Рассчитаем общее число набранных преподавателями баллов: 55 х 2 + 30 + 25 = 165 баллов.

Стоимость одного балла в данном учебном учреждении составит: 50 000 : 165 = 303 рубля 03 копейки.

Произведем расчет по каждому учителю отдельно:

учитель математики получит: 30 х 300.03= 9000 рублей 90 копеек;

учитель русского языка получит: 25 х 300.03 = 7500 рубля 75 копеек;

ещё 2 педагога получат по: 55 х 300.03 = 16501 рублей 65 копеек.

учитель русского языка получит: 25 х 300.03 = 7500 рубля 75 копеек;

Законодательное обоснование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Законодательство о структуре дохода педагога

Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.

Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:

  • к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
  • профессиональному развитию;
  • улучшению качества обучения;
  • развитию творческого потенциала молодежи.

Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:

  • базовая ставка;
  • компенсации;
  • стимулирующие.

Скачать для просмотра и печати:

Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:

количество занятых часов в неделю (норма 18)

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

применение компьютерной техники в образовательном процессе;

ответственность за кабинет;

участие в организации:

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2020 году?

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

  • основной оклад;
  • различные виды компенсаций;
  • стимулирующие надбавки.

Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.

Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов). Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности. Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

Что за доплату будут получать учителя с 1 сентября?

С 1 сентября учителя во всех регионах России начнут получать доплаты за классное руководство в размере 5 тыс. рублей за счет федерального бюджета. Предусмотреть эти выплаты поручил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

С 1 сентября учителя во всех регионах России начнут получать доплаты за классное руководство в размере 5 тыс. рублей за счет федерального бюджета. Предусмотреть эти выплаты поручил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Стимулирующие выплаты педагогам

  • Кто должен входить в комиссию по стимулирующим выплатам педагогов?
  • Может ли в Положении о стимулирующих выплатах педагогам быть штрафные баллы?
  • Интересуют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогу – библиотекарю.
  • Стимулирующие выплаты
  • Стимулирующие выплаты в школе
  • Стимулирующие выплаты работнику
  • Стимулирующие выплаты директору
  • Стимулирующие выплаты в зарплате

Кто должен входить в комиссию по стимулирующим выплатам педагогов?

Может ли в Положении о стимулирующих выплатах педагогам быть штрафные баллы?

Интересуют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогу – библиотекарю.

Если бухгалтерия говорит, что стимулирующие выплаты педагогу это добавка, чтобы зарплата дотягивала до МРОТ, то облагаются ли они налогом, ведь тогда это компенсация а не премия?

Читайте также:  Возражения против узаконивания самовольной постройки

Если бухгалтерия говорит, что стимулирующие выплаты педагогу это добавка, чтобы зарплата дотягивала до МРОТ, то облагаются ли они налогом, ведь тогда это компенсация а не премия?

Работаю главным бухгалтером в бюджетном учреждении. Стимулирующие выплаты назначаются на квартал, в трудовом договоре размер не указан, согласно отчетов о работе сотрудника, как назначать и выплачивать стимулирующие, учреждение не работает, педагоги переведены на работу по удаленке в апреле? И выплачивается надбавка за вредность в апреле? Сохранение заработной платы это если она четко определена в трудовом договоре?

Правомерно ли создание порога по стимулирующим выплатам в ДОУ? Например, Кто-нибудь набирает 25 баллов а кто-то 48. Основная масса педагогов давит на руководство, о введении порога в 30 баллов. Какие документы регламентирует эту ситуацию?

У нас в районе за сентябрь все педагоги дс получили стимулирующие выплаты от 8 до 10 тысяч рублей педагогам нашего сада не дали. Заведующая не хочет отстаивать наши интересы обратились в прокуратуру по телефону нам отказали сказали разбирайтесь с отделом образования. Что делать обидно до слез.

Работаю педагогом-психологом в образовательной организации на 1 ставку. Рабочая неделя составляет 36 часов. Оклад педагога-психолога составлял 8040 р. без категории, с категорией стал выше на 800-850 р. На ставку как и у всего пед. состава полагается стимулирующие выплаты и часы внеурочной деятельности. Вопрос: Может ли быть оклад меньше МРОТ? Заранее спасибо за ответ!

Я педагог в системе дополнительного образования. Каждый месяц мы, педагоги, заполняем бланк с критериями, по которому ежемесячно нам начисляются стимулирующие выплаты, которые выше, чем заработная плата. Перед Новым годом эти выплаты достигают 150-200 тысяч. Сейчас столкнулись с тем, что эти выплаты не входят в расчет отпускных и расчет идет по голому окладу, соответственно отпускные получаются равны заработной плате за 1 месяц. Законно ли не включать стимулирующие выплаты в расчет отпускных?

Если бухгалтерия говорит, что стимулирующие выплаты педагогу это добавка, чтобы зарплата дотягивала до МРОТ, то облагаются ли они налогом, ведь тогда это компенсация а не премия?

Особенности назначения работникам социальной сферы

Так как внедрение программы происходит по всей территории РФ, в каждом регионе процессом руководят региональные органы здравоохранения. Они назначают критерии оценки работы специалистов и назначение на должности.

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

В качестве критериев стимулированных выплат — 2017 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:

  • наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
  • отслеживание особых достижений подопечных;
  • взаимодействие с родителями;
  • внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
  • организация и проведение оздоровительных мероприятий;
  • работа с детьми из неблагополучных семей;
  • участие в создании наглядных образовательных элементов и др.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:

  • положительная динамика результатов контроля полученных знаний;
  • участие в общих проектах учреждения.

Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.

Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.

В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.

Сколько реально получает учитель сегодня?

Несмотря на существования определённых норм оплаты труда педагогов, многие из них не получают даже средней зарплаты по региону. Согласно данным, более чем в 40 субъектах РФ выплаты учителям со всеми надбавками не достигают 15 000 рублей. При этом в некоторых регионах оклад составляет и вовсе каких-то 3-4 тыс. рублей. Чтобы получить остальное, педагоги вынуждены работать сверхурочно, вести продленки, брать классы на попечительство и еще многое другое.

В то же время московские учителя или педагоги, работающие на Дальнем Востоке, могут иметь более 90 000 рублей в месяц.

Новые правила начислений позволят хотя бы немного уровнять зарплаты работников системы образования и других муниципальных и финансовых учреждений.


Многие учителя в России вынуждены жить на минимальную зарплату, работая больше, нежели это прописано в трудовом договоре. И даже всевозможные надбавки и индексации существенно не меняют картину. Неуважение к работникам системы образования дошло до критической точки.

Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы

Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.

Профсоюз “Учитель” считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.

1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?

Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.

Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).

Читайте также:  Приказ об аннулировании трудового договора

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Проблемы со стимулирующими возникают из-за того, что работники не понимают разницы между старой системой оплаты труда и новой (НСОТ). Раньше премии шли действительно из фонда экономии труда, составляя относительно небольшую часть заработка, а теперь они названы «стимулирующими» и выплачиваются из фонда оплаты труда (ФОТ).

Педагоги рассуждают так: если стимулирующие – часть ФОТ, то их должны выплачивать. В действительности, региональные власти получили благодаря НСОТ законную возможность сокращать нормативы, обеспечивая не 100% оплаты труда педагогов, а примерно 70% (базовый оклад и компенсационные закладываются в бюджет всегда, а вот стимулирующие выплаты — по ситуации). Сейчас региональные власти говорят школам: «денег на стимулирующие нет». Это значит, что они просто урезали соответствующую статью бюджета и сократили финансирование оплаты труда учителей.

2. Законно ли начисление «штрафных» баллов (например, минус 3 балла за опоздание)?

Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.

«Изъятие» стимулирующих баллов не может использоваться как мера дисциплинарной ответственности. Ст. 192 ТК РФ устанавливает ограниченный перечень мер дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Таким образом, работодатель не вправе начислять “штрафные” баллы за невыполнение каких-либо трудовых функций или некачественное их выполнение. Он может пользоваться только вариантами, обозначенными в Трудовом кодексе РФ. За применение к сотрудникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?

Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

И наиболее решительный: отказаться в школьном Положении о зарплате от стимулирующих вообще, оставив их как премии из фонда экономии. Таким образом, работнику гарантируется примерно 95% стабильной оплаты. Опыт московской школы «Интеллектуала» показывает, что это возможно. Кроме упрощения процедуры расчета зарплаты, появления прозрачности ее начисления, прекращается конкуренция за баллы и это положительно влияет на отношения в коллективе.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

Права педагогов

Классный руководитель имеет следующие права:

  • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
  • вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
  • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
  • самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
  • использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
  • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
  • приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
  • давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
  • посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
  • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
  • повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

А теперь о доплатах.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.

В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления;
  • для руководителей общеобразовательных организаций;
  • для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Читайте также:  Вменяемость и невменяемость

Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации

Понятие стимулирующих выплат

К стимулирующим выплатам относят материальный характер доплат. Но они могут быть получены только при условии имеющихся показателей в работе, а также в области труда педагога. Законодательство указывает на то, какие должны быть достижения, чтобы рассчитывать на повышение оплаты труда.

Выделяют следующие виды возможных выплат:

  1. Премии.
  2. Доплаты.
  3. Надбавки.

Если они имеют место быть, то должны найти отражение в подписанном приказе, а также в заключенных договорах. Утверждение происходит именно руководителем того учреждения, где работает человек. Права работника при этом не ущемляются и никак не меняются, ущерб им не причиняется. При начислении премий или других выплат, они не могут быть в последующем быть высчитаны из полученной заработной платы.

Это очень выгодно, в том числе и для руководителей, так как их сотрудник начинает показывать высокие темпы, стремится к тому, чтобы получить максимум в дополнение к основному виду заработка. Но стоит отметить, что среди государственных служащих такое подталкивание к труду появилось сравнительно недавно, если брать во внимание частные компании. В последних делается все для того, чтобы взять на работу достойных сотрудников, которые будут отдавать максимум для получения итогового положительного результата.

Если они имеют место быть, то должны найти отражение в подписанном приказе, а также в заключенных договорах. Утверждение происходит именно руководителем того учреждения, где работает человек. Права работника при этом не ущемляются и никак не меняются, ущерб им не причиняется. При начислении премий или других выплат, они не могут быть в последующем быть высчитаны из полученной заработной платы.

Нормативная база

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Материальная помощь

Из фонда оплаты труда работникам образовательных учреждений может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений. При этом решение об оказании такой помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

Материальная помощь может выплачиваться к отпуску, на лечение, в связи с чрезвычайными обстоятельствами (смерть сотрудника или его близких родственников, несчастный случай, потребность в дорогостоящем лечении, свадьба, рождение ребенка и иные обстоятельства, вызвавшие серьезные материальные затруднения).

Перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом N 822 . Итак, компенсационный характер имеют:

Комментарий к Статье 279 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства является конституционный строй РФ (см. п. 1 коммент. к ст. 278), а также ее территориальная целостность. Российская Федерация в соответствии с Конституцией обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). В качестве факультативного объекта выступает здоровье граждан, могущих пострадать в результате вооруженного мятежа.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении одного из следующих деяний: а) организация вооруженного мятежа; б) активное участие в вооруженном мятеже.

3. Мятеж – это организованное восстание, вооруженное выступление против власти. Вооруженность означает наличие у участников мятежа оружия, т.е. устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели, и реальную возможность его применения.

Масштабы вооруженного мятежа, количество его участников могут быть различными и зависят от разнообразных факторов.

4. Организация вооруженного мятежа означает деятельность лица или нескольких лиц по объединению усилий значительного числа людей к вооруженному выступлению против конституционных органов власти, а также действия по руководству мятежом. Такая деятельность может выразиться в разработке плана вооруженного выступления против органов власти, подготовке программных документов, призванных объединить людей к вооруженному выступлению, создании организационных структур для вооруженных действий, вовлечении в них граждан, действиях по руководству вооруженным мятежом и т.п.

В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения организационных действий независимо от того, воплотились ли они в вооруженном мятеже или нет.

5. Активное участие в вооруженном мятеже означает совершение действий по вооруженному захвату власти, оказанию властям вооруженного сопротивления, участию в применении силы к представителям власти, в насильственном, с применением оружия, захвате правительственных помещений, зданий, транспортных узлов и узлов связи и т.п.

5.1. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения таких действий. Пассивные участники мятежа УО за рассматриваемое преступление не несут. Они могут отвечать за участие в незаконном вооруженном формировании (ст. 208), если они в нем состояли, или за незаконное приобретение, ношение, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222).

6. Если вооруженный мятеж явился средством насильственного захвата власти, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 278. По совокупности со ст. 208 следует квалифицировать вооруженный мятеж, если в нем принимало участие незаконное вооруженное формирование.

7. Вооруженный мятеж следует отличать от массовых беспорядков (ст. 212), которые могут перерасти в него. Массовые беспорядки локальны, вызваны недовольством действиями (бездействием) властей, нарушают общественную безопасность и общественный порядок. Вооруженный мятеж предполагает организованное выступление против конституционных органов власти с целью их свержения, насильственного изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности РФ.

8. Субъективная сторона состава преступления выражается в форме прямого умысла. Организатор и активный участник осознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершить. Обязательным признаком является специальная цель преступления – свержение, удержание или насильственное изменение конституционного строя РФ либо нарушение территориальной целостности РФ.

9. Субъектами преступного посягательства выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

10. Преступление относится к категории особо тяжких.

5. Активное участие в вооруженном мятеже означает совершение действий по вооруженному захвату власти, оказанию властям вооруженного сопротивления, участию в применении силы к представителям власти, в насильственном, с применением оружия, захвате правительственных помещений, зданий, транспортных узлов и узлов связи и т.п.

Ссылка на основную публикацию