Что писать в характеристике для военкомата

Составление характеристики в военкомат с места работы

Если же призывник получил повестку и имеет официальное место работы, то требуется предоставление рекомендательного письма от организации с указанием следующей информации:

  • Наименование организации, в которой трудоустроен призывник, военного учреждения, требующего запрос и рекомендательного письма;
  • Дата составления документа;
  • Данные о человеке, который являлся составителем характеристики (инициалы, дата рождения, должность, диплом о полученном образовании);
  • Информация о предприятии, на котором работает призывник (юридическое наименование, контакты);
  • Основные данные о сотруднике (Ф. И. О., должность, стаж работы, полученные навыки, диплом об образовании);
  • Описание личных качеств человека, которые оценивают его характер в целом;
  • Указание возможных перспектив в сфере развития военной отрасли.


Дата составления Подпись

Что писать в характеристике для военкомата

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Однако далеко не все знают, как правильно составляется эта характеристика: что нужно писать, какие слова и фразы можно использовать, а что не писать ни в коем случае. В статье мы рассмотрим образцы правильного написания характеристики, составим план. Очень удобно, когда военкомат сам высылает форму, которую необходимо заполнить. Но в большинстве случаев характеристика классным руководителем пишется самостоятельно. Читать далее >>>

Кто может быть автором характеристики для военного комиссариата

Подать рекомендательное письмо в военный комиссариат может соответствующее уполномоченное лицо. Так, для старшеклассников такой персоной становится классный руководитель, как вариант — завуч или директор школы.

В этом официальном документе особое внимание уделяется особенностям поведения и характера школьника. Обязательно указание сведений о его успеваемости, внеурочной деятельности, взаимоотношениях с товарищами по учебе.

Если характеристика делается на студента, она пишется куратором группы или заведующим кафедрой. В некоторых случаях автором документа может выступить ректор учебного заведения. В вузах обычно существуют заранее подготовленные шаблоны стандартных характеристик.

Его может заполнить как сам студент, так и представители руководства. Если бланков нет, можно написать характеристику на стандартном листе бумаги формата А4. При этом обязательно надо назвать тип учебного заведения, выдавшего характеристику.

Характеристика в военкомат от работодателя также должна быть оформлена должным образом. Ее надо составлять на фирменном бланке, необходима печать организации и подпись руководителя, либо иного уполномоченного лица.

В некоторых нечастых случаях характеристику предоставляют члены семьи или соседи, она носит название бытовой и не содержит строгих требований к оформлению. Должны быть названы лишь дата рождения новобранца и его ФИО.

4) Информация о личностных качествах.

Разновидности

При всём многообразии вариантов, характеристика может быть двух видов:

  1. Обычная. В состав этого документа входят стандартные пункты, и именно такая характеристика позволяет военкомату получить максимально полную и разностороннюю информацию о будущем солдате.
  2. Психологическую. Составлением подобного документа занимается профессиональный психолог, причём в роли «исследуемого объекта» может выступить и допризывник, и выпускник 11 класса, который вот-вот должен отправиться в армию, и студент ВУЗа или колледжа, и просто неработающий и не учащийся гражданин. Такая характеристика содержит в своём составе целый информационный блок, касающийся психологических особенностей личности, и она предоставляется по запросу компетентных органов.

Этот документ выдаётся тем учебным заведением, в котором гражданин проходил обучение перед самым призывом. То же самое относится и к работе. Если подобная бумага нужна с места учёбы, то следует принять во внимание, что такими вопросами, в основном, ведают классные руководители и это прямая их обязанность. Бывает, что классный руководитель не может выполнить эту «миссию», тогда эту задачу может выполнить завуч или директор школы, либо учитель, который хорошо знает конкретного ученика.

Пример характеристики на ученика из школы в военкомат

МБОУ «Средняя образовательная школа № 89 г. Омска»

Омской области РФ

Родионова Виктора Сергеевича, 09 января 2000 года рождения

Характеристика на призывника для предоставления в военкомат

Последнее время призывные комиссии в военкомате, при зачислении потенциальных воинов в ряды нашей доблестной, помимо стандартного набора документов (заявление и паспорт), также просят предоставить характеристику либо из деканата (для студентов), либо с места работы (для работающего населения).

Данный вид характеристики оформляется на фирменном бланке организации с указанием реквизитов организации и исходящего номера.

По сути данная характеристика ни на что не влияет при выборе рода войск для призывника, но всё же.

Представляем Вашему вниманию несколько образцов характеристик на призывников для предоставления в военкомат.

Вариант 1. На студента

Коми Республиканская Академия
Государственной Службы и Управления
При Главе Республики Коми

Министерство обороны РФ
Воркутинский городской военный комиссариат

Характеристика студента

Студент Грачёв Николай Вячеславович, 1989 года рождения, является студентом Коми Республиканской Академии Государственной службы при Главе Республики Коми с 2006 года. В настоящее время заканчивает обучение на 2-м курсе факультета права и документоведения.

За время учёбы в Академии проявил себя добросовестным студентом. С учебным планом справляется на “хорошо” и “отлично”. Не допускает пропусков занятий и нарушения дисциплины.

Средний балл успеваемости – 4,75. Активно участвует в общественной и спортивной жизни Академии, являясь членом команды КВН Академии и игроком академической команды по мини-футболу.

Грачёв Николай Вячеславович характеризуется нами как дисциплинированный человек. Имеет спокойный характер, избегает конфликтных ситуаций, тактичен. Среди других студентов своей группы пользуется заслуженным авторитетом. Имеет друзей среди других студентов Академии.

В общении со студентами и преподавателями вежлив и дружелюбен. Со всеми имеет ровные отношения. С поставленными задачами справляется в срок. При наличии затруднений, стремится найти компромиссный вариант. Мыслит творчески.

Вариант 2. На работника с места работы

ООО “Калибр”
169900, г.Воркута, ул.Гагарина, 37
тел./факс: 1-22-33

Министерство обороны РФ
Воркутинский городской военный комиссариат

Характеристика
на Кузьмина Кузьму Кузьмича

Кузьмин Кузьма Кузьмич, 1959 года рождения, работает в ООО “Калибр” с 10 мая 2005 года. Образование средне-специальное. В 1979 году окончил Сыктывкарскую школу милиции по специальности “Милиционер-водитель”. Женат, имеет двоих совершеннолетних детей.

Кузьмин К.К. принят на работу механиком, а с марта 2007 года, и по настоящее время, работает в должности механика-водителя. По роду деятельности, в его служебные обязанности входит развоз руководства организации по служебным делам, экспедирование и доставка документов, а также обслуживание автомобиля организации.

За время работы в организации Кузьмин К.К. зарекомендовал профессионалом своего дела и грамотным специалистом. Всегда аккуратно и в срок делает всю поручаемую ему работу. Участвует в мероприятиях по повышению своей квалификации. Обучается на пятом курсе заочного отделения Московской автомобильной академии по специальности “Дорожных дел мастер”.

В нарушении трудовой дисциплины не замечен. В коллективе проявил себя надёжным товарищем, готовым оказать помощь сотрудникам организации и поддержать их в любой ситуации. Является верующим человеком с высокими моральными качествами. Не курит и не употребляет спиртные напитки.

Кузьмин К.К. несёт полезную общественную нагрузку, являясь независимым экспертом Коми-государственного центра стандартизации Госкомстата Российской Федерации.

За годы работы в организации, взысканий не имел. Дважды награждён почётными грамотами, дважды – денежными премиями, и один раз – ценным подарком.

Министерство обороны РФ
Воркутинский городской военный комиссариат

Какие случаи предусматривают написание характеристики в военкомат

Составление характеристики происходит по двум причинам:

  1. Когда человек попадает в список призывников.
  2. Самостоятельное решение молодого человека пойти в армию.

Какая бы из этих двух ситуаций не произошла, необходимо понимать тот факт, что прохождение службы в Вооруженных силах РФ не требует от новобранцев только лишь физической силы и крепкого здоровья. В рядах военнослужащих находится множество специалистов, которые заняты мирными профессиями (программисты, связисты, врачи, научные работники и т.д.) Таким образом, для некоторых армия выступает в роли работодателя, который помогает раскрыть новые возможности человека.

Именно от того, насколько хорошо преуспел призывник в определенных сферах деятельности, будет зависеть последующее место службы. Если призывник проявляет личное желание поступить на службу, то заявление и характеристика подаются одновременно.

Читайте также:  Приостановление регистрации автомобиля

Если человек официально трудоустроен, то понадобится характеристика в военкомат с места работы. При таких обстоятельствах возможен даже вариант замены обычной службы в армии на обучение в высших учебных заведениях, которые находятся под ведомством Министерства обороны Российской Федерации. Для этого в военкомат нужно направить соответствующее заявление с просьбой.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Характеристика с места работы в военкомат также имеет определенные требования к оформлению. В первую очередь, характеристику необходимо писать на фирменном бланке, на котором должна присутствовать печать предприятия и подпись ответственного лица (руководитель или уполномоченный сотрудник).

Редко когда оформлением документа занимаются родители или соседи призывника. Такая характеристика называется бытовой и не предполагает особых требований в написании, кроме упоминания даты рождения и ФИО молодого человека.


Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Характеристика на студента

Этот документ подготавливается, как правило, в деканате факультета. С учетом специфики основной занятости в ней также указываются показатели успеваемости. Облегчает взаимодействие высших учебных заведений с военкоматами наличие в них своего военно – учетного стола. Совершеннолетний студент охарактеризовать можно гораздо шире, с учетом его поступков, склонностей, интересов. Но структура характеристики по сравнению со справкой на школьника сохраняется. В военкоматах на информационных стендах часто вывешиваются образцы для написания характеристик, но полностью копировать такой шаблон нет необходимости. Он необходим лишь для переноса плана основного текста.

  • Ф.И.О. ученика или работника;
  • домашний адрес;
  • информация о ступени обучения;
  • успеваемость по предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
характеристика в военкомат учащихся 10-11 классов25.5 КБ
harakteristika_dlya_voenkomata.doc25.5 КБ
harakteristika_uchashchegosya_10_v_voenkomat.doc26.5 КБ

обучается в СОШ №3 им. В.Н.Щеголева с первого класса. За период обучения показал себя как ученик с хорошими способностями, занимается на оценку «хорошо». Владеет навыками учебно-познавательной деятельности, умеет планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале, работать с дополнительной литературой, анализировать, обобщать материал, применять полученные знания в новой обстановке. Умеет работать самостоятельно и осуществлять самоконтроль. Юноша настойчив, старателен, организован и аккуратен. Выполняет все рекомендации преподавателей. Особый интерес проявляет к предметам математического цикла: математике, физике, информатике. Предметы гуманитарного цикла Вадим усваивает успешно.

Структура документа

Характеристика – специфический документ, не имеющий строго указанного бланка для заполнения.

Но есть определенные принципы, которые обязательно соблюдать при написании:

  1. Справка заполняется на листе бумаги А4 с печатью и штампом организации. Это обычный лист либо установленная организацией форма.
  2. В первую очередь указываются общие данные гражданина, на которого составляется документ.
  3. Затем следует наименование предприятия и должность, занимаемая данным лицом. Например: «Данная характеристика выдана Левину С.В., работающему в ООО «Строймаркет» с 06.08.12 г. по настоящее время в должности управляющего».
  4. Краткие сведения об образовании. Может быть указано следующим образом: «Левин С.В. закончил академию им.В.Я.Горина по специальности «управление персоналом» в 2005 году».
  5. Семейное положение:

  • проживает с родителями;
  • женат;
  • имеются ли дети: если есть, то сколько и какого возраста.
  • Основные личностные качества (добросовестность, порядочность, отзывчивость).
  • Описание поведения в коллективе (взаимопомощь, коммуникабельность).
  • Сведения о содеянных правонарушениях (замечен/не замечен в нарушении трудовой дисциплины).
  • Организация, в которую направляется документ (в данном случае – в военный комиссариат).
  • Число, подпись, печать.
  • Более детально о том, как правильно написать, оформить характеристику с места работы, читайте тут.

    Но есть определенные принципы, которые обязательно соблюдать при написании:

    Как написать характеристику для военкомата на плохого ученика

    Характеристика на неуспевающего ученика пишется по такому же шаблону, как описано в предыдущем разделе.

    Здесь нужно описать с какого времени учащийся занимается в школе № ХХХХ. Как себя вел на протяжении учебы, отобразить оценку обучения на «удовлетворительно». Отразить прилежность к учебе ниже средней, проявление лени. Отобразить интерес учащегося к физкультуре, родному языку, а также к другим предметам. Показать, что домашние задания не всегда делает, в соревнованиях не участвует.

    На уроках часто не сосредоточен. Учащийся не всегда удовлетворен своими оценками, тем не менее, не стремится их исправлять. Обладает неплохой памятью. Трудно адаптируется к новой ситуации.

    По характеру уравновешенный, конфликтует редко. Учащийся приветлив, иногда агрессивен. Не всегда находит «общий язык» с учащимися параллельных классов. К старшим относится уважительно, на критику реагирует не всегда правильно.

    Поручений в школе не имеет. Секции не посещает. В школьных мероприятиях не всегда принимает участие. К труду отношение нормальное. Иногда пропускает занятия без объяснений причин.

    Воспитывается в полноценной семье. Отношения дома нормальные. Однако, мама на школьные собрания не ходит, недостаточно следит за успеваемостью сына и за его дисциплиной.

    К алкогольным и наркотическим веществам относится негативно. Не курит.

    Характеристика составлена для военкомата.

    Дата Подпись (Кл. руководителя и директора учебного заведения).

    Учится на «хорошо» и «отлично». Ответственно относится к требованиям преподавателей. Исполнительный, инициативный, помогает сверстникам. По характеру является спокойным, дружелюбным. Пользуется авторитетом среди одноклассников.

    Характеристика в военкомат на студента колледжа

    Федоренко Юлии Семёновны

    студентки 3 курса очной формы обучения,

    группы 30-В Ветеринарно-технологического

    отделения специальность 36.02.01 Ветеринария

    Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

    ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

    29.02.1998 года рождения,

    Образование основное общее

    Федоренко Юлия Семёновна, проживающая в г. Севастополе с. Полюшко ул. Мира д.6, на данный момент в Саксом районе с. Прибрежное ул. Студенческая общ №1, поступила на I курс Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) в августе 2013 г. (приказ № 63-05 от 29.12.2014 года).

    Обучается на ветеринарно-технологическом отделении по специальности 36.02.01 Ветеринария.

    По характеру добрая, отзывчивая, общительная, ответственная, волевая. В группе пользуется авторитетом, лидер.

    За период обучения проявила отличные способности, познавательную активность. Дисциплинированная, ответственная студентка, не допускала пропуски занятий без уважительных причин. Является академсектором 30-В группы с 1-го курса. Свои обязательности выполняет ответственно, вовремя, беспрекословно. Конфликтов не имела, со своими однокурсниками имеет ровные, дружеские отношения.

    Принимает активное участие в общественно жизни академической группы, отделения, колледжа и общежития. Состоит в художественной самодеятельности с 1-го курса, по сей день активно там участвует.

    Имеет благодарности за активное участие в проведении «Крымская весна», выступлениях на мероприятиях, посвящённых «Дню Победы», присоединению Крыма к России, «Крым – наш дом» и многое другое. Так же участвовала в волонтерских движениях, которые были направленны на помощь детям-инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам.

    Требовательна к себе и товарищам. Развиты лидерские качества, чувства взаимопомощи, правдивости, принципиальности.

    Ведет здоровый образ жизни.

    Куратор академической группы

    06.01.1998 года рождения.

    Справка на студента

    Написание характеристики на студента составляется в деканате факультета. Так как учеба по-прежнему является основным видом деятельности гражданина, то в тексте документа обязательно указывается успеваемость. Кроме того, в каждом университете имеется военно-учетный стол, который занимается вопросами взаимодействия с военкоматом.

    Учитывая то, что студент уже является совершеннолетним, она может быть охарактеризован в большей степени, охватываются его склонности, поступки, анализируются группировки. Но в структуре документа отличий от характеристики на ученика нет, поэтому можно говорить о некотором шаблоне. На информационном стенде военкомата зачастую вывешивают образец для написания характеристики. Однако не стоит понимать слово «образец» в буквальном смысле. Копировать нужно только основной план текста.

    Учитывая то, что студент уже является совершеннолетним, она может быть охарактеризован в большей степени, охватываются его склонности, поступки, анализируются группировки. Но в структуре документа отличий от характеристики на ученика нет, поэтому можно говорить о некотором шаблоне. На информационном стенде военкомата зачастую вывешивают образец для написания характеристики. Однако не стоит понимать слово «образец» в буквальном смысле. Копировать нужно только основной план текста.

    Образец характеристики в военкомат

    Чтобы документ был составлен правильно, необходимо учесть приведенные ниже рекомендации.

    Функции мировой юстиции

    Страницы в журнале: 93-97

    Р.А. ЭЛЬДАРОВ,

    аспирант кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета

    Исследованы проблемы в сфере деятельности института мировой юстиции. Рассмотрены целесообразность и правомерность применения термина «функции судебной власти» при изучении особенностей направлений судебной деятельности правовых институтов. Выведены понятие и классификация функций мировой юстиции.

    Ключевые слова: функции мировой юстиции.

    Functions of justice of the peace

    Article urgency consists that for today depth of scientific researches devoted to functions of justice of the peace less all is studied by jurisprudence, the concept and classification of functions of justice of the peace are deduced, conclusions become.

    Keywords: functions of justice of the peace.

    В работах многих ученых, в числе которых можно назвать Н.А. Колоколова, В.В. Дорошкова, В.М. Лебедева, М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, И.Л. Петрухина, М.Р. Чарыева, говорится о целесообразности и правомерности применения термина «функции судебной власти» при изучении особенностей направлений судебной деятельности правовых институтов. Учение о функциях судебной власти не разработано до сих пор. Вместе с тем трудно создать эффективно действующую, демократическую «третью власть», не зная, какие функции должны быть возложены на нее, а не только на отдельные суды судебной системы. В связи с этим принципиальное значение приобретает уяснение того, что следует понимать под функциями современной судебной власти, какие из них в России она уже выполняет на нынешнем этапе судебно-правовой реформы, а какие направления деятельности судам еще только предстоит освоить[1].

    Небезынтересно также выяснить, как функции судебной власти соотносятся с основными направлениями деятельности судебной системы в целом, ее составными элементами (конституционной, арбитражной, общей и военной юстицией, работой судебных систем субъектов Федерации), а также с функциями отдельно взятого суда (судьи, мирового судьи) как органа судебной власти, ее непосредственных носителей[2]. Большинство российских ученых сводят функциональные полномочия суда либо к рассмотрению и разрешению конкретных дел — правосудию[3], что, по их мнению, однозначно вытекает из положений ст. 18 Конституции РФ, либо к фактически приравненной к нему защите прав и свобод человека[4].

    В теории под функциями понимают установленные законом виды, направления деятельности, что в принципе не противоречит современному пониманию проблемы. Однако в действующем законодательстве при описании реализации возможностей, прав и обязанностей в границах направлений деятельности судей вместо этого термина используются термины «полномочия» и «компетенция». По всей видимости, термин «функции судебной власти» по объему шире, чем термины «полномочия судов» и «компетенция судов», что оправдывает целесообразность его применения при исследовании судебной деятельности института мировой юстиции.

    По мнению В.А. Лазаревой, «единой функцией судебной власти является разрешение социально-правовых конфликтов, защита и восстановление нарушенных прав», «единой формой реализации судебной власти — правосудие», а «методами (способами) его осуществления — различные виды судопроизводства: конституционное, гражданское (включая арбитражное), административное и уголовное»[5]. В другой работе В.А. Лазарева пишет, что функция судебной власти — защита прав человека, а формой ее является осуществление правосудия[6].

    Близкие по смыслу определения судебной власти предлагают С.А. Шейфер и В.А. Яблоков, понимающие под этой властью разрешение социальных конфликтов в правовой сфере, осуществляемое в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. К функциям судебной власти они относят осуществление правосудия и юрисдикционный контроль[7].

    На этом этапе исследования можно ограничиться следующей формулировкой правового термина «функции мировой юстиции: это судебная деятельность мировых судей, направленная на разрешение социально-правовых конфликтов и установление юридических фактов путем осуществления правосудия в соответствии с их институциональным назначением по осуществлению полномочий и реализации собственных целей и задач в обществе и государстве.

    Конституционные требования о выполнении судебных функций только судами распространяются на всю судебную систему Российской Федерации, а значит и на институт мировой юстиции. В силу прямого указания в процессуальных законах мировые судьи являются судебным звеном первой (низшей) судебной инстанции по делам, отнесенным к их компетенции. В Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» однозначно указано, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков (п. 1 ст. 4).

    Данный уровень инстанционности (в границах компетенции мировых судей) и территориальные пределы судебной деятельности мировых судей — это то, что принадлежит им объективно. Поэтому можно утверждать, что мировые судьи исполняют свои судебные функции только как суд низшей судебной инстанции и только в пределах соответствующих судебных участков, за исключением действующих изъятий.

    Одним из принципиальных вопросов изучения функций судебной власти мировых судей является вопрос о доказательстве их множественности (полифункциональности), свойственной всем российским судам. По мнению многих ученых-юристов, занимающихся этой проблематикой, сведение всей деятельности суда к единственной функции — отправлению правосудия — не соответствует действительности[8], а существующее в среде судей-практиков устойчивое стереотипное мнение о монофункциональности судебной деятельности негативно влияет на эффективность судебной защиты прав и законных интересов граждан. Анализ действующего законодательства, регламентирующего деятельность мировых судей, свидетельствует о правомерности этого утверждения в отношении исследуемого института судебной власти.

    С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что судебная деятельность мировых судей, опосредованная существующими правовыми нормами, объективно полифункциональна и не должна ограничиваться только осуществлением правосудия. При этом критерием разграничения судебных функций института мировой юстиции избирается оценка их содержания, которое целенаправленно и конкретно проявляется в его итоговых функциональных результатах, в принципе поддающихся измерению. Например, судебное решение мирового судьи по разрешению конкретного конфликта является проявлением функции отправления правосудия, а его частное определение об устранении нарушения закона, вынесенное им в рамках судебного дела, — проявлением функции, связанной с профилактикой девиантного поведения лица, в отношении которого мировым судьей вынесен этот правоприменительный акт.

    Речь идет о содержательных отличиях функций, которые проявляются в направленности правосудия института судебной власти (например, в силу прямого указания в законе мировым судьям не свойственны нормоконтроль, внутренний судебный контроль и т. д.).

    Важно отметить, что перечень и содержание функций варьируются во времени, пространстве и в зависимости от оценки законодателем места и роли этого института — в обществе и государстве. А процессуальная форма их реализации и правосудие как форма выражения судебной власти мировых судей и правового разрешения социальных конфликтов в обществе остается неизменной и постоянной, «ибо отказ от правосудия как формы разрешения социальных конфликтов всегда чреват забвением права вообще как формы социального сознания человечества»[9].

    Для корректного определения структуры функций судебной власти института мировых судей вначале необходимо перечислить эти функции и дать их краткое описание.

    Функция отправления правосудия — определенная Конституцией РФ исключительно судебная деятельность мировых судей, предполагающая особый нормативно-правовой порядок рассмотрения и разрешения споров по существу на всех стадиях судебного процесса, при условии соблюдения ими предметной и территориальной подсудности.

    Политическая функция — судебная деятельность мировых судей по сохранению новых принципов построения общественных отношений, закрепленных в основах конституционного строя России и осуществляемых судьями в пределах их полномочий и в границах судебных участков при рассмотрении и разрешении конкретных судебных дел по существу.

    Социальная функция — определенная Конституцией РФ судебная деятельность мировых судей, которая основана на повышенной общественной легитимности приобретения ими власти и содержания самого властвования. Она проявляется в полномочиях судей по реализации целей и задач института мировой юстиции, связанных с его местом и ролью в социальном управлении (дуализм правового положения мировых судей, максимальная приближенность к населению, в том числе возможность судебной защиты малообеспеченных граждан, и т. д.).

    Функция правового воспитания и предупреждения правонарушений — судебная деятельность мировых судей, предполагающая выполнение по их инициативе неопределенным кругом лиц (должностными лицами и государственными органами) мероприятий по правовому воздействию на соответствующие субъекты права при рассмотрении и разрешении конкретных судебных дел по существу.

    Идеологическая функция — судебная деятельность мировых судей, направленная на формирование правовой культуры у населения и являющаяся составной частью правовой идеологии всей судебной системы.

    Управленческая функция — судебная деятельность мировых судей по реализации предоставленных законом судебно-властных полномочий для нахождения и обеспечения баланса правовых интересов политико-правовой триады «человек—общество—государство» при условии непротиворечивости результатов путем рассмотрения и разрешения конкретных уголовных, гражданских и административных дел по существу.

    Информационная функция — судебная деятельность мировых судей, обеспечивающая публичность как их работы, так и социально-правовых целей и задач института мировой юстиции.

    Контрольная функция — судебная деятельность мировых судей, обеспечивающая своевременность и корректность исполнения процедурных действий по каждому конкретному делу.

    Очевидно, что все направления судебной деятельности мировых судей осуществляются только в сфере правосудия. По своей сути, это формы различных проявлений отправления правосудия как судебной деятельности в широком смысле. Их перечень не является исчерпывающим и напрямую зависит от состояния действующего законодательства. Так, В.В. Дорошков, анализируя проблемы уголовного судопроизводства, предлагает внести в уголовно-процессуальный закон изменения, связанные с возложением на мировых судей функций судебного контроля над действиями и решениями должностных лиц на досудебных стадиях уголовного процесса[11].

    Все множество функций судебной власти мирового судьи закреплено не только в его обязанностях, но и в правах. Например, у мирового судьи есть процессуальное право выносить по гражданским делам частные определения в адрес соответствующих организаций и должностных лиц в случае выявления нарушения ими закона.

    По своему составу, содержанию и отношениям между собой функции судебной власти института мировой юстиции существенно отличаются от направлений деятельности других судов общей юрисдикции. Эти отличия судебных функций института мировой юстиции как саморегулирующегося объекта проявляются в совокупности его других институциональных признаков — в свойствах и атрибутах, характеризующих его индивидуальность и самостоятельность в обществе и в государстве, определяя политико-правовое положение данного института. Например, мировым судьям не свойственны такие судебные функции, как конституционный контроль, толкование Конституции РФ, выступление с законодательной инициативой и др. При этом развитие функций института мировой юстиции инициирует рост числа и разновидностей непосредственных обращений граждан за судебной защитой их прав и законных интересов, отнесенных законом к компетенции мировых судей, и отражает специфику правовых интересов населения конкретного участка. Именно это определяет особенности функционирования института мировой юстиции, проявляющиеся в процессуальном порядке рассмотрения и разрешения судебных дел и связанные с его целями и задачами.

    Особенности структуры судебных функций института мировых судей определяются их положением в механизме внутриинституциональной организации судебной деятельности. В связи с этим при ранжировании по важности судебных функций наиболее целесообразно использовать критерий оценки возможности каждой из функций способствовать повышению эффективности достижения целей, стоящих перед этим институтом.

    Используя такой подход, в группу основных (наиболее важных) функций можно включить:

    — функцию отправления правосудия;

    К группе дополнительных могут быть отнесены функции:

    — правового воспитания и предупреждения правонарушений;

    Классификация судебных функций может осуществляться с использованием их расширительного и суженного толкования. В расширительном толковании судебные функции — это функции мировых судей, чье исполнение направлено на обеспечение функций судебной власти в широком смысле. Осуществление правосудия так или иначе нацелено на правовое воспитание граждан, профилактику правонарушений и т. п.

    При изучении функций судебной власти института мировых судей существенным является и установление их реального места и роли в структуре с точки зрения их стратификации по степени значимости как для общества в целом, так и для участников судопроизводства.

    Предлагаемый вариант не должен вызывать особых возражений или сомнений, тем не менее следует привести ряд дополнительных аргументов в защиту утверждения о доминирующем месте и структурообразующей роли политической функции.

    Если доминирующее положение функции отправления правосудия мировыми судьями бесспорно, то признание политической функции в качестве второго основного структурообразующего элемента у ряда юристов вызывает сомнения. Многие ученые полагают, что политическая функция действительно присуща институтам судебной власти, но среди направлений деятельности судов она не является основной и ставить ее на один уровень с отправлением правосудия неправомерно.

    Не затрагивая оценку иерархии функций всех судов, отметим, что применительно к судебной власти института мировой юстиции с такой позицией согласиться нельзя. Она во многом является отражением противоречий между теоретико-правовой традицией, ориентированной на упрощенное толкование правовой идеологии (в том числе с существующими в судебной среде стереотипными мнениями о чисто юридическом предназначении судебной власти), и новыми принципами взаимоотношений в триаде «человек—общество—государство». Эти противоречия политико-правового характера проявляются и в трудностях, с которыми мы сталкиваемся при формировании нового облика судебной власти. В общем случае подобное одностороннее правопонимание возможностей судебной деятельности не учитывает объективного характера политико-правовой направленности институционального положения мировой юстиции. Такая позиция фактически отрицает необходимость социализации современного права как обязательного элемента государственной, а значит и судебной, власти. До сих пор остается актуальным высказывание выдающегося социолога И.А. Ильина, который в годы своего изгнания из России (1930-е гг.) писал: «Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе»[11].

    Таким образом, особенности судебных функций института мировой юстиции образуют стройную систему отличительных свойств и атрибутов, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках направлений его судебной деятельности.

    1 См.: Колоколов Н.А. Идеология и политика — неотъемлемые функции современной судебной власти // Российский судья. 2003. № 6. С. 29—34.

    2 См.: Колоколов Н.А., Павликов С.Г., Сачков А.Н. Мировая юстиция: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2008. С. 168.

    3 См., например: Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. — М., 1996. С. 42.

    4 См., например: Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. — Самара, 1999. С. 34, 45; Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2001. № 5. С. 56.

    5 Лазарева В.А. Судебная защита в уголовном процессе Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2000. С. 16.

    6 См.: Она же. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. С. 32.

    7 См.: Шейфер С.А., Яблоков В.А. Понятие судебной власти и ее функции // Проблемы судебно-правовой реформы в России. История и современность. — Самара, 2000. С. 198.

    8 См.: Чарыев М.Р. Функции судебной власти // Российский судья. 2002. № 3. С. 7—11; Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 15.

    9 Колоколов Н.А. Указ. раб. С. 31.

    10 См.: Дорошков В.В. Мировой судья: Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — М., 2004. С. 62.

    11 Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 1993. С. 266.

    Р.А. ЭЛЬДАРОВ,

    Читайте также:  Что рассматривает районный суд
    Ссылка на основную публикацию