Договор авиаперевозки груза

Примерная форма договора воздушной перевозки груза

Договор воздушной перевозки груза

г. ______________________ “__” ________ 20__ г.

___________________________________________, именуемое в дальнейшем

(полное наименование юридического лица)

“Перевозчик”, в лице _________________________, действующего на основании

__________________, с одной стороны и ______________________, именуемое в

(Устава, Положения) (полное наименование

дальнейшем “Грузоотправитель”, в лице __________________________________,

действующего на основании ___________________, с другой стороны, а вместе

именуемые “Стороны”, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить

вверенный ему Грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать их

управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а

Грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

1.2. Аэропорт отправления ___________________________________.

1.3. Аэропорт назначения ____________________________________.

1.4. Аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по

расписанию движения воздушного судна предусмотрена его посадка _________.

1.5. Код Перевозчика ____________________.

1.6. Номер рейса ________________________.

1.7. Дата выполнения рейса “__” __________ 20__ г.

1.8. Время отправления (местное) ____часов ____минут.

1.9. Время прибытия (местное) ____ часов ____ минут.

1.10. Тип воздушного судна ___________________________________.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Перевозчик обязан:

2.1.1. Предоставить Грузоотправителю достоверную и полную

информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

– об условиях договора воздушной перевозки груза;

– о правилах перевозки груза;

– об условиях применения тарифа;

– о требованиях, связанных с пограничным, таможенным,

иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и

другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской

2.1.2. В случае изменения условий воздушной перевозки,

предусмотренных настоящим договором, поставить об этом в известность

Грузоотправителя или грузополучателя и испросить их распоряжения

относительно этого груза.

2.1.3. Уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не

позднее чем через двенадцать часов с момента прибытия воздушного судна,

на котором доставлен груз, в аэропорт назначения.

2.1.4. Обеспечить надлежащее хранение прибывшего в аэропорт

назначения груза до выдачи его грузополучателю в течение срока,

установленного Федеральными авиационными правилами.

2.1.5. Уведомить Грузоотправителя о невостребовании

грузополучателем прибывшего груза либо об отказе от его получения,

оставить груз у себя на хранение за счет средств Грузоотправителя и на

2.2. Перевозчик вправе:

2.2.1. При несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в

настоящем договоре, отказать в приеме груза к перевозке.

2.2.2. Реализовать груз в порядке, определенном Федеральными

авиационными правилами, в случае признания его невостребованным.

2.3. Грузоотправитель обязан предоставить необходимые для перевозки

груза документы, предусмотренные законодательством РФ, законодательством

страны, на территории, с территории или через территорию которой

осуществляется перевозка, международными договорами, а также правилами

2.4. Грузоотправитель вправе:

2.4.1. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных

для перевозки соответствующего груза.

2.4.2. В порядке, предусмотренном Федеральными авиационными

правилами, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его

отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи

груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в

случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его

3. Прием груза к перевозке

3.1. К воздушной перевозке принимается груз, который по своему

качеству, свойствам, объему, весу и упаковке допущен к транспортировке

воздушными судами в соответствии с требованиями международных договоров

Российской Федерации, Федеральных авиационных правил и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации, а также законодательства страны, на

территорию, с территории или через территорию которой осуществляется

3.2. Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

– габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку

(выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и

крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;

– вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для

определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в

– груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность

его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и

сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и

– упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и

транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки,

также специальную маркировку;

– груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров,

членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для

багажа или груза, перевозимого совместно с ним;

– ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены

законами и правилами страны, на территорию, с территории или через

территорию которой осуществляется перевозка.

3.3. Груз должен быть доставлен в аэропорт отправления с учетом

сроков, необходимых для его обработки, а также для прохождения

предполетных формальностей и выполнения требований, связанных с

пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным,

ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

3.4. Обработка груза производится Перевозчиком или обслуживающей

организацией на основании договора.

4.1. Перевозка груза считается выполненной после выдачи груза

4.2. Выдача груза грузополучателю осуществляется только после

оплаты всех платежей и выполнения требований, связанных с пограничным,

таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным,

фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

4.3. Для выполнения требований, связанных с пограничным,

таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным,

фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с

законодательством Российской Федерации, и оплаты платежей грузовая

накладная (оригинал для перевозчика и оригинал для грузоотправителя), а

также иные относящиеся к грузу документы выдаются Перевозчиком или

обслуживающей организацией грузополучателю под расписку.

4.4. При обнаружении повреждений упаковки, пломб Грузоотправителя,

которые могут повлиять на состояние груза, Перевозчик обязан при участии

грузополучателя взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и

4.5. Груз выдается грузополучателю на основании и в соответствии с

данными, указанными в грузовой накладной. При этом оригинал грузовой

накладной для Перевозчика с пометкой “подтверждение в получении груза” и

подписью грузополучателя возвращается Перевозчику или обслуживающей

4.6. В случае несоответствия фактического наименования груза, его

веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной,

повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов

либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.

4.7. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель

имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза,

если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что

исключается возможность полного и (или) частичного его использования в

соответствии с первоначальным назначением.

5. Оплата перевозки груза

5.1. За перевозку груза с Грузоотправителя взимается провозная

плата по тарифам, утвержденным _________________________________________.

(наименование, номер, дата документа,

которым утверждены тарифы на

5.2. Стороны договорились о предварительной оплате провозной платы.

5.3. За воздушную перевозку груза с объявленной ценностью с

Грузоотправителя взимается дополнительная плата в размере ______________.

6. Ответственность Сторон

6.1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или

повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до

выдачи грузополучателю в случае, если не докажет, что им были приняты все

необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры

невозможно было принять.

6.2. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или

повреждение (порчу) груза, если не докажет, что они не явились

результатом совершенных умышленно действий (бездействия) Перевозчика или

произошли не во время воздушной перевозки.

6.3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза Перевозчик

несет ответственность в следующих размерах:

6.3.1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза,

принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, – в размере

6.3.2. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза,

принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, – в размере их

стоимости, но не более 600 (шестисот) рублей за килограмм веса груза.

6.4. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счете

продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный

товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день

добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения

судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не будет.

6.5. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при

международных воздушных перевозках Перевозчик несет ответственность в

соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6.6. За просрочку доставки груза в пункт назначения Перевозчик

уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более

чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка

имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности

воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного

судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

6.7. Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный

Перевозчиком или лицом, перед которым Перевозчик несет ответственность,

вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу, – по одному для каждой из Сторон.

7.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и

действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств.

7.3. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть настоящий

договор в следующих случаях:

7.3.1. Нарушение грузовладельцем, Грузоотправителем паспортных,

таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской

Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при

международных воздушных перевозках также правилами, определенными

соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

7.3.2. Отказ грузовладельца, Грузоотправителя выполнять требования,

предъявляемые к ним Федеральными авиационными правилами.

7.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны

руководствуются действующим законодательством о воздушных перевозках

оплаты всех платежей и выполнения требований, связанных с пограничным,

Особенности договора международной воздушной перевозки

Закон предусматривает ряд особенностей заключения и выполнения анализируемого документа. Договор можно считать заключенным, когда перевозчик получает груз и сопровождающие документы.

Его заключают как по инициативе транспортера, так и отправителя. Предварительно согласовываются условия будущего договора, потом создается его проект, на его утверждение отводится срок не более 10 дней.

Договор создается в двух экземплярах. Документ считается актуальным, когда стороны утверждают его печатями и подписями. Заявку на заключения документа можно оставить по телефону, электронной почте, по факсу и другими способами.

Подписывать договор имеют право физическое лицо, юридическое лицо, которые выступают заказчиком услуг, а также уполномоченным представителем компании перевозчика.

Договор на авиаперевозку грузов – обязательный документ в данном процессе. Без его наличия права и интересы сторон процесса могут не соблюдаться, и такая транспортировка станет невыгодной.

Международное и государственное законодательство предусматривают обязательное заключение договора с обязательными пунктами, среди которых мы выделили: данные о грузе, условия предоставления услуг (сроки и маршрут), обязанности и права, ответственность за порчу имущества или нарушение условий.

Договор является юридическим документом, поэтому имеет правовую силу. Его согласованное содержание поможет при следствии последствий как результата непредвиденных обстоятельств.

Помимо этого, рассматриваемый договор обязывает стороны выполнять свои обязанности для того, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями и убытками.

Как происходит авиаперевозка негабаритных грузов, смотрите на странице.

Цена за кг груза для авиадоставки из США есть в этой информации.


Подписывать договор имеют право физическое лицо, юридическое лицо, которые выступают заказчиком услуг, а также уполномоченным представителем компании перевозчика.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Каждая из Сторон, причинившая неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств по настоящему Договору ущерб другой Стороне, обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.

6.3. За неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с транспортной заявкой Перевозчик уплачивает Грузоотправителю штраф в размере _______ (_____________________) рублей.

6.4. В случае нарушения сроков доставки груза Перевозчик уплачивает Грузоотправителю пеню в размере ___% от стоимости перевозки груза за каждый _______ просрочки.

6.5. В случае порчи или утраты груза по вине Перевозчика Перевозчик уплачивает Грузоотправителю штраф в размере _____ (__________________) рублей.

6.6. За непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств Грузоотправитель Перевозчику уплачивает штраф в размере ______ (______________) рублей.

6.7. Грузоотправитель возмещает Перевозчику все расходы и убытки, связанные с предоставлением недостоверной информации.

6.8. За простой транспортного средства по вине Грузоотправителя последний уплачивает Перевозчику штраф в размере _____ (_________________) рублей за каждый ________ простоя.

6.9. При нарушении сроков оплаты, предусмотренных настоящим Договором, Грузоотправитель уплачивает пеню в размере ___% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

6.8. За простой транспортного средства по вине Грузоотправителя последний уплачивает Перевозчику штраф в размере _____ (_________________) рублей за каждый ________ простоя.

Стороны договора

Стороны договора транспортировки воздушным транспортом пассажира — пассажир и перевозчик. Перевозчик — эксплуатант, который осуществляет воздушные транспортировки багажа, пассажиров, почты или грузов и имеющий лицензию на данный вид деятельности соответственно с законодательством РФ (статья 100 Воздушного Кодекса РФ).

Пассажир – только физическое лицо, транспортировка которого проводится воздушным транспортным средством на основе договора транспортировки или фрахтования.

Формы багажной квитанции, билета, квитанции на провоз ручной клади и других документов устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен в сфере транспорта. Все существенные условия договора транспортировки пассажира и багажа указывают в багажной квитанции, билете, а другие условия определяют соответственно с правилами транспортировки, которые установлены перевозчиком или нормативными актами.

Читайте также:  Жидкая тонировка авто

Договор авиаперевозки груза

  • Главная
  • О компании
  • Наши Услуги
  • Статьи
  • Вопрос-Ответ
  • Контакты

Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты

1.4. Билет действителен для полета в дату и рейсом, указанных в билете. Перевозка по билету «с открытой датой» должна быть забронирована заблаговременно. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, авиакомпания не гарантирует принятие к перевозке.

Понятие Договора авиаперевозки

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках – в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка – 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
  • Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).

Законодательное регулирование

Договор воздушной перевозки

Порядку заключения и оформления договора воздушной перевозки, содержанию транспортной документации и условиям договора международной воздушной перевозки посвящена гл. II Варшавской и Монреальской конвенций.
1. Статья 3 гл. II Варшавской конвенции относится к оформлению перевозки пассажиров, а ст. 4 – к оформлению перевозки багажа. Положения этих статей обязывают перевозчика при перевозке пассажиров выдать проездной (пассажирский) билет (Passenger ticket – англ., Billet de passage – фр.), а соответственно при перевозке багажа (за исключением мелких личных вещей, оставляемых пассажиром при себе) – багажную квитанцию (Bulletin de bagages – фр., Baggage check – англ.).
Пассажирский билет является свидетельством заключения договора перевозки и его условий. На практике пассажирский билет и багажная квитанция объединены в один документ. Согласно ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. Согласно Условиям перевозок ИАТА термин “билет” означает документ под названием “Пассажирский билет и багажная квитанция”. Во время приема багажа к перевозке перевозчик обязан указать в билете количество мест и массу зарегистрированного багажа, что считается выдачей багажной квитанции пассажиру. Кроме того, перевозчик обязан выдать пассажиру отрывной талон багажной бирки (п. 8.6 Общих условий перевозок ИАТА). Такая бирка не является свидетельством заключения договора перевозки багажа, а служит способом идентификации и опознания багажа. В аэропорту прибытия перевозчик выдает зарегистрированный багаж предъявителю багажной квитанции и отрывного талона багажной бирки.
В отличие от Варшавской конвенции гл. II Монреальской конвенции содержит единую статью “Пассажиры и багаж” (ст. 3), согласно которой при перевозке пассажиров выдается перевозочный документ (Document of carriage – англ., Titre de transport – фр.), который может быть индивидуальным или групповым. Таким образом, Монреальская конвенция отказалась от использования терминов “пассажирский билет” и “багажная квитанция” и применяет более общую терминологию.
Одновременно, учитывая сложившуюся практику и следуя рекомендациям ИАТА, Монреальская конвенция предусмотрела обязанность перевозчика вручить пассажиру багажную идентификационную бирку (Baggage identifcation tag) на каждое место зарегистрированного багажа.
2. Незарегистрированный багаж – это имущество пассажира, которое он не сдает перевозчику, а берет с собой на борт воздушного судна. Условия перевозок ИАТА к такому багажу относят любой иной багаж, кроме зарегистрированного. Варшавская и Монреальская конвенции регулируют ответственность перевозчика в отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, или, по терминологии Монреальской конвенции, – в отношении “незарегистрированного багажа, включая личные вещи”. Терминологический оборот, используемый Монреальской конвенцией, обусловлен тем, что в ней, поскольку не предусмотрено иное, термин “багаж” означает как зарегистрированный багаж, так и незарегистрированный багаж (п. 4 ст. 17). Установленный этой Конвенцией единый предел ответственности за весь багаж (1000 SDR в отношении каждого пассажира независимо от веса багажа) позволяет значительно упростить процедуру возмещения пассажиру убытков, наступивших в результате несохранности или задержки при перевозке всего его имущества (см. раздел 4.4.3.1.1).
Однако перевозка указанного имущества специально юридически не оформляется и является просто правом пассажира по договору перевозки при условии соблюдения им установленных перевозчиком правил провоза (см. п. 3 ст. 786 ГК РФ).
3. Договор воздушной перевозки груза оформляется составлением авиагрузовой накладной (Air waybill) или, по терминологии Варшавской конвенции, воздушно-перевозочного документа (Air consignment note) при предъявлении груза к перевозке. Варшавская конвенция (ст. 5) предусматривает право перевозчика требовать от отправителя составления накладной и обязанность принять ее. Согласно п. 1 ст. 11 и п. 3 ст. 12 обеих Конвенций авиагрузовая накладная выполняет четыре главных функции: до доказательства противного она является свидетельством заключения договора, принятия груза перевозчиком, условий перевозки и дает право грузовладельцу на распоряжение грузом.
Накладная составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром. Первый экземпляр носит пометку “для перевозчика”; он подписывается отправителем. Второй экземпляр носит пометку “для получателя”; он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара. Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки груза на борт воздушного судна. Подпись перевозчика и отправителя может быть заменена соответствующим штемпелем. Если по требованию отправителя перевозчик составит воздушно-перевозочный документ, он рассматривается как действующий за счет отправителя. Отправитель отвечает за правильность сведений относительно груза, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. В число таких сведений входят данные о весе, размере, количестве, объеме товара, о состоянии товара и его упаковке.
4. Обеими Конвенциями установлены определенные правила в отношении содержания пассажирского перевозочного документа, авиагрузовой накладной и квитанции на груз, порядка их составления, доказательственной силы и правовых последствий их отсутствия. В частности, Варшавская конвенция содержит довольно длинный перечень обязательных реквизитов билета, багажной квитанции и воздушно-перевозочного документа. В число обязательных реквизитов перевозочной документации входит уведомление об ограничении ответственности перевозчика. В Гаагском протоколе 1955 г., вносящем изменения в Варшавскую конвенцию, и Монреальской конвенции эти чрезмерные требования к перевозочной документации были существенно упрощены за счет исключения из числа обязательных сведений, в которых не было необходимости.

Читайте также:  Договор хранения на товарном складе

В перечень реквизитов всех предусмотренных Монреальской конвенцией перевозочных документов вошли лишь сведения, которые позволяли бы судить, является ли перевозка международной и подпадает ли она под эту Конвенцию: должны быть указаны пункты отправления, назначения и, при необходимости, остановок. Обязательным реквизитом авиагрузовой накладной и квитанции на груз является также указание веса отправки.
Из формулировки ст. 6 Монреальской конвенции следует, что в соответствии с процедурами, установленными таможенными, полицейскими и аналогичными государственными органами, от отправителя может потребоваться также указание характера груза. Однако это не создает для перевозчика каких-либо обязательств и не возлагает на него какой-либо ответственности. Формулировка ст. 6 стала результатом компромисса дискуссии, которая имела место на Монреальской дипломатической конференции между делегациями государств, являвшихся сторонниками указания сведений о характере груза в качестве обязательного реквизита грузовой накладной и их противниками. Согласно ст. 10 Монреальской и Варшавской конвенций при заключении договора воздушной перевозки груза отправитель обязан также представить перевозчику все сведения и документы, необходимые для выполнения таможенных, полицейских и других государственных формальностей до передачи груза получателю. При этом перевозчик не обязан проверять точность и достаточность таких сведений и документов.
В соответствии со ст. 31 Варшавской конвенции и ст. 38 Монреальской конвенции ничто не мешает сторонам в случаях комбинированной перевозки включать в воздушно-перевозочный документ условия, относящиеся к иным видам перевозок, при условии, что постановления Конвенции будут применяемы в отношении перевозки по воздуху.
Авиагрузовая накладная не является товарораспорядительным документом, но ничто не препятствует выдаче оборотного перевозочного документа. Однако скорости авиаперевозки значительно снизили необходимость в таком транспортном документе.

5. Согласно правилам п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 4 и ст. 9 Варшавской конвенции и ст. ст. III и IV Гаагского протокола отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора о перевозке, который все равно подпадает под действие правил Конвенции. О.Н. Садиков справедливо замечает, что практическое значение этой формулы невелико, так как без соответствующего документа пассажир к перевозке не допускается, а груз не принимается: она рассчитана главным образом на случаи утраты перевозочных документов в процессе осуществления перевозки. Однако в новых условиях названные положения документов Варшавской системы, которые сохранены в Монреальской конвенции, приобретают дополнительное звучание. Из них следует, что по факту осуществления международной перевозки и причинения вреда наличие соответствующего договора и его условий презюмируется. До доказательства противного договор перевозки считается заключенным, а его условия – согласованными. Несоблюдение письменной формы договора перевозки не влечет его недействительности. Названные положения являются гарантией того, что вред, причиненный клиентуре воздушного транспорта при перевозке, будет возмещен по правилам Конвенции независимо от соблюдения письменной формы договора. В силу общих положений российского законодательства о приоритете международного договора эта конструкция должна применяться при осуществлении международных авиаперевозок, несмотря на требование ст. ст. 785, 786 ГК и ст. 105 ВК. Соответственно не должна применяться и ст. 162 ГК о последствиях несоблюдения письменной формы сделки.

Однако для перевозчика несоблюдение письменной формы договора перевозки и некоторых требований к его содержанию влечет серьезные негативные последствия.
По Гаагскому протоколу, если перевозчик принял пассажира, багаж или груз соответственно без билета, без составления багажной квитанции или накладной или если они не содержат уведомления об ограничении ответственности перевозчика, последний лишается права ссылаться на положения, ограничивающие его ответственность. Сама же Варшавская конвенция предусматривает лишение перевозчика указанного права и в других случаях несоблюдения правил об обязательных реквизитах перевозочной документации (см. разделы 4.4.2.1 и 4.4.3.1).
Применяя положения документов Варшавской системы, судебная практика многих государств особенно строго подходила к соблюдению перевозчиком требования о своевременном вручении пассажиру авиабилета и об уведомлении его, что ответственность перевозчика является ограниченной. Так, в решении одного из американских судов по делу Warren v. Flying Tiger Line, имевшему место еще в 1965 г., было указано следующее: пассажир не имел достаточной возможности ознакомиться с условиями ответственности перевозчика и при необходимости дополнительно застраховаться от несчастного случая, тем самым перевозчик не выполнил надлежащим образом требование Конвенции относительно уведомления о пределах ответственности. В 1966 г. в другом решении по делу Lisi v. Alitalia американский суд также не применил пределы ответственности по Варшавской конвенции, посчитав указание об ограничении ответственности напечатанным в билете таким образом, что его невозможно было прочитать. В связи с этим стандарты ИАТА предусмотрели специальное требование к размеру шрифта, которым должна быть напечатана в билете запись об ограничении ответственности перевозчика.

6. При международных воздушных перевозках авиакомпаниями применяется единая типовая форма транспортной документации, разработанная ИАТА, что облегчает осуществление перевозочных операций, особенно когда они выполняются не одним, а несколькими перевозчиками. Единство формы упрощает обработку документации иностранными авиакомпаниями и проведение взаиморасчетов между авиаперевозчиками.
Тем не менее оформление транспортной документации остается довольно сложным процессом. Он требует значительных затрат времени и средств, что снижает в целом экономическую эффективность воздушных перевозок.

Однако для перевозчика несоблюдение письменной формы договора перевозки и некоторых требований к его содержанию влечет серьезные негативные последствия.
По Гаагскому протоколу, если перевозчик принял пассажира, багаж или груз соответственно без билета, без составления багажной квитанции или накладной или если они не содержат уведомления об ограничении ответственности перевозчика, последний лишается права ссылаться на положения, ограничивающие его ответственность. Сама же Варшавская конвенция предусматривает лишение перевозчика указанного права и в других случаях несоблюдения правил об обязательных реквизитах перевозочной документации (см. разделы 4.4.2.1 и 4.4.3.1).
Применяя положения документов Варшавской системы, судебная практика многих государств особенно строго подходила к соблюдению перевозчиком требования о своевременном вручении пассажиру авиабилета и об уведомлении его, что ответственность перевозчика является ограниченной. Так, в решении одного из американских судов по делу Warren v. Flying Tiger Line, имевшему место еще в 1965 г., было указано следующее: пассажир не имел достаточной возможности ознакомиться с условиями ответственности перевозчика и при необходимости дополнительно застраховаться от несчастного случая, тем самым перевозчик не выполнил надлежащим образом требование Конвенции относительно уведомления о пределах ответственности. В 1966 г. в другом решении по делу Lisi v. Alitalia американский суд также не применил пределы ответственности по Варшавской конвенции, посчитав указание об ограничении ответственности напечатанным в билете таким образом, что его невозможно было прочитать. В связи с этим стандарты ИАТА предусмотрели специальное требование к размеру шрифта, которым должна быть напечатана в билете запись об ограничении ответственности перевозчика.

Договор организации авиаперевозок грузов

Д О Г О В О Р №

организации авиаперевозок грузов

г. Химки МО « » 20 г.

Мы, нижеподписавшиеся, ООО “ТСТ Карго” (), действующее на основании Устава, . В., именуемое в дальнейшем «ИСПОЛНИТЕЛЬ», с одной стороны, и, в лице, именуемое в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. ЗАКАЗЧИК поручает, а ИСПОЛНИТЕЛЬ принимает на себя обязательства по обеспечению доставки грузов из г. Москва в города РФ регулярными рейсами авиакомпании – перевозчика по предварительной заявке ЗАКАЗЧИКА.

1.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ по соответствующему дополнительному поручению ЗАКАЗЧИКА в заявке (при условии наличия и соблюдения Сторонами положений отдельного действующего договора между Сторонами на оказание транспортно-экспедиционных услуг, заключенному путем составления одного документа, подписанного Сторонами) имеет право обеспечить оказание транспортно-экспедиционных услуг при авиаперевозке конкретного груза.

2. УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Груз принимается к перевозке согласно предварительной заявке в количестве и объеме по листу бронирования, и сопровождается составлением соответствующей накладной на авиаперевозку груза.

2.2. Соотношение веса груза, подлежащего авиаперевозке, к его объему, должно соответствовать следующему соотношению: 1 тонна – не более 6,0 м. куб. Если это соотношение не соответствует вышеуказанному, то вводится понятие «объемный вес», который исчисляется исходя из данной пропорции.

2.3. Груз принимается к перевозке в исправной упаковке.

2.4. Место груза, имеющее вес более 80 кг, считается «тяжеловесным». Перевозка тяжеловесного груза, осуществляется только по предварительному согласованию с Исполнителем.

2.5. Предполагаемый характер груза –

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1.1. ЗАКАЗЧИК обязан не позднее чем за 3 дня предоставить необходимую информацию об отправляемом грузе, указать количество мест, объем, вес, характер груза.

3.1.2 ЗАКАЗЧИК обязан заполнять декларацию безопасности перевозимого груза, на каждую отправку рейса авиакомпании «Аэрофлот-РА», согласно «Приложению №1» настоящего договора.

3.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязан, по получении заявки от ЗАКАЗЧИКА на авиаперевозку (при условии предварительного предоставления ЗАКАЗЧИКОМ ИСПОЛНИТЕЛЮ всей нужной информации (включая запрошенную) об отправляемом грузе, в том числе для соблюдения пунктов 2.2, 2.4 настоящего Договора ), забронировать перевозку груза и информировать ЗАКАЗЧИКА о номере рейса, авианакладной, дате отправки груза, предоставленной грузовой квоте, по мере поступления соответствующих данных.

3.3. ЗАКАЗЧИК обязан вместе с грузом предоставить необходимую информацию (адрес получателя, контактный номер телефона получателя и прочее) для отправки груза. Груз должен находиться в исправной упаковке.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. ЗАКАЗЧИК оплачивает ИСПОЛНИТЕЛЮ авиаперелет, доставку груза автотранспортом до аэропорта (если это необходимо), обработку груза в аэропорту и другие согласованные мероприятия (согласно прайс-листам и дополнительным соглашениям), далее по тексту совместно именуемые «услугами «ИСПОЛНИТЕЛЯ».

4.2. ЗАКАЗЧИК производит 100 % оплату услуг ИСПОЛНИТЕЛЯ не позднее, чем за 2 дня до отправки груза. Оплата осуществляется в рублях Российской Федерации.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. ЗАКАЗЧИК отвечает за правильность предоставляемой ИСПОЛНИТЕЛЮ информации, соответствие груза заявленному и за сроки предоставления груза к перевозке, согласно листу бронирования.

5.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ несет ответственность за организацию транспортного процесса и отвечает перед ЗАКАЗЧИКОМ за груз до момента сдачи его на склад аэропорта, далее ответственность несет соответствующий авиаперевозчик, согласно нормам и правилам ИАТА, ИКАО.

5.3. При наступлении обстоятельств невозможности полного или частичного исполнения любой из сторон своих обязательств, а именно: стихийного бедствия, блокады, непогоды, выполнения авиакомпанией-перевозчиком правительственных заказов или других, независящих от сторон обстоятельств действия непреодолимой силы, препятствующих сторонам исполнить свои обязательства, сроки последних отодвигаются по времени, соизмеримо периоду, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия. ИСПОЛНИТЕЛЬ информирует ЗАКАЗЧИКА о предстоящих изменениях.

5.4. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по настоящему договору, должна немедленно известить об этом другую Сторону.

6. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

6.1. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязан, в случае изменения тарифов на авиаперевозку в кратчайшие сроки предупредить об этом ЗАКАЗЧИКА и согласовать новые тарифы на авиаперевозку.

6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору будут считаться действительными при условии оформления в виде дополнительных соглашений, подписанных обеими Сторонами.

Читайте также:  ФЗ 255 об обязательном социальном страховании

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий договор действует с момента подписания его Сторонами и до 31 декабря 2010 г. при полном выполнении взаимных обязательств и расчетов.

7.2. Если ни одна из сторон письменно не заявит о прекращении настоящего договора за месяц до окончания его срока, то договор считается пролонгированным до 31 декабря года следующего за текущим. Количество продлений срока действия договора не ограничено.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

«ИСПОЛНИТЕЛЬ»: ООО “ТСТ Карго”

Юр. адрес:Россия, г. Химки, МО, Коммунальный пр-д, д.2

Почт. адрес: МО, г. Химки, а/п «Шереметьево — 1», а/я 18

в «Еврокредит»(ООО) г. Москва

Бухгалтерия – т.(495)

За ИСПОЛНИТЕЛЯ За ЗАКАЗЧИКА

Приложение к договору

Образец декларации безопасности перевозимого груза

Документ, удостоверяющий личность грузоотправителя:

– кем, когда выдан:

Контактная информация грузоотправителя:

Документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя:

– кем, когда выдан:

Контактная информация уполномоченного представителя:

Я, нижеподписавшийся грузоотправитель (или его уполномоченный представитель), настоящим удостоверяю, что:

1.Грузовая отправка по вышеуказанной авианакладной известна мне и ее содержимое:

-полностью соответствует данным в транспортных и сопроводительных документах;

-не содержит наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г.;

-не содержит сильнодействующих и ядовитых веществ внесенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г.;

-не содержит опасных грузов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или иных опасных предметов или веществ, которые могли бы повлечь причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу физических лиц при хранении и воздушной перевозке воздушным транспортом;

-в виде опасных грузов, если таковые имеются, подготовлено и оформлено в соответствии с требованиями Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху DOC 9284/AN905;

-соответствует требованиям авиационной безопасности резолюции ИАТА 1630.

2. Груз доставлен мною с обеспечением условий безопасности и надежно защищен от несанкционированного доступа с момента подготовки к воздушной перевозке. Упакованный груз на всех стадиях хранения и транспортировки находился под охраной.

3.На грузовую отправку имеются все необходимые документы, сертификаты, разрешения и лицензии российских и иностранных уполномоченных органов на вывоз, транзит и ввоз на территорию иностранного государства отдельных видов товаров и тары в случае, если наличие таковых разрешений необходимо.

4.Я удостоверяю, что грузовая отправка готова для контроля по авиационной безопасности согласно приложению ИКАО № 17 к Конвенции о международной гражданской авиации.

5.Мне разъяснено, что данная декларация и представленные мною документы могут быть переданы государственным контрольным органам или авиаперевозчику по их требованию.

6.Авиаперевозчик имеет право проверить упаковку и содержание любого отправления и потребовать точной и полной информации или документации относительно любой партии груза.

7.Авиаперевозчик сохраняет за собой право, не неся никакой ответственности, отказать в перевозке груза, если того требуют обстоятельства или по причинам безопасности, когда есть подозрения, что они могут содержать взрывчатые вещества или опасные устройства, которые могут быть перевезены в нарушение законов и правил.

8.Я, нижеподписавшийся, в случае причинения вреда имуществу авиаперевозчика или терминального агента, жизни и здоровью их персонала и пассажиров по причине нарушения мною норм и законов РФ, Технических инструкций ИКАО DOC 9284/AN905, неправильности или недостаточности информации, представленных мною, а также в случае воздействия опасных свойств отправляемого груза, обязуюсь возместить ущерб в полном объеме.

Приложение к договору

Заключение и изменение договора воздушной перевозки

Договор заключается в свободной форме (обычно определенной перевозчиком в локальных правилах) и сопровождается оформлением одного или нескольких дополнительных документов. Таковыми могут быть:

  1. Пассажирский билет (при соглашении о перелете гражданина).
  2. Багажная квитанция (при перевозке багажа). Содержание и примерные формы билета и квитанции утверждены приложением к приказу Минтранса России от 29.01.2008 № 15. При оформлении электронных образцов используется форма электронного билета, утв. приказом Минтранса от 08.11.2006 № 134.
  3. Грузовая накладная (при перевозке груза).

После заключения договора и оформления сопутствующей документации все еще возможно изменить его условия. В п. 67 Общих правил сказано, что пассажир может изменить условия соглашения, при этом в п. 230.1. уточняется, что добровольное изменение пассажиром условий сделки допускается по согласованию с перевозчиком.

Если изменения вносятся до начала перевозки, осуществляется замена билета. Если же пассажир внес изменения в соглашение после отправки транспортного средства, то возможным решением, в зависимости от ситуации, может стать:

  • оформление нового билета;
  • наклейка перевозчиком на билет стикеров с графами, в которые вносятся изменения (если маршрут следования остался неизменным);
  • обмен билета или внесение в перевозочный документ письменного согласия на оказание услуг перевозки иным лицом.

Грузоотправитель также вправе внести поправки в условия заключенной сделки, согласовав их с контрагентом.

  • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
  • изменением маршрута перевозчиком;
  • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
  • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
  • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
  • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

Статья 103 ВЗК РФ. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Договор воздушной перевозки груза характерен тем, что перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

Предмет и существенные условия

Предметом договора воздушной перевозки является обязанность одного из его участников (перевозчика) доставить второго (пассажира) посредством воздушного судна (самолета) из одного пункта в другой. Также в предмет входит и обязанность привезти в это место багаж. При этом в предмет включается и время, когда пассажир с грузом должен как вылететь на самолете из точки отправления, так и прибыть в точку назначения.

К другим важным условиям этого договора относят тарифы, на основе которых калькулируется итоговая стоимость перевозки пассажира, а также доставки и вещей и сама эта цена. Кроме того, в соглашении оговариваются взаимные права перевозчика и пассажира.

Определяется порядок предоставления данной услуги, в том числе как происходит доставка к самолету в точке отправления и от него в точке назначения. Также устанавливаются нормы по обслуживанию пассажира на самом воздушном судне и в обоих аэропортах.

Для договора воздушной перевозки в качестве главного условия выступает обязательство одной из сторон (перевозчика) перевезти груз из одной определенной точки в другую в интересах другой (грузоотправителя).


Договор авиаперевозки грузов должен иметь письменную форму. При этом во многих случаях он оформляется в виде коносамента либо транспортной накладной.

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

Ст. 103 Воздушный кодекс в последней действующей редакции от 11 января 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА Текст научной статьи по специальности « Право»

Background: the contract of air transportation of cargo regulates relations between the parties and guarantees their safety. There are a number of features of the conclusion and implementation of the analyzed document: thus, the conclusion of the contract for the carriage of cargo by air requires certain organizational prerequisites in the form of reservations. Objective: to research the specifics of the contract conclusion for carrying cargo by air through the procedure of securing the transport capacity for the carriage of cargo ( reservation ). Methodology: in the process of research general scientific and special methods of cognition of the subject were used, traditionally related to the methodological apparatus of the legal science: dialectical-materialistic, methods of system-structural analysis of legal phenomena, dialectical, formal-logical, comparative-legal. Results: the assertion that the procedure for reserving capacity for the transportation of passengers, baggage, cargo is, in essence, a preliminary agreement between the shipper and the carrier on all the substantive issues of the contract of carrying cargo was argued. Conclusions: booking of capacity on an aircraft, in essence, is a preliminary contract for air freight.

Регистрация ИП через представителя по доверенности

Одной из организационно-правовых форм предприятия, которая оптимально подходит для представителей малого и среднего бизнеса, является индивидуальное предпринимательство. ИП имеет ряд преимуществ, не требует обязательного наличия уставного капитала, печати и открытого расчетного счета в банке.

Процедура регистрации осуществляется просто и без дополнительных сложностей. Более того, сделать это можно несколькими способами, в числе которых регистрация ИП по доверенности. Ведь, как показывает практика, предприниматель не всегда может выделить время для осуществления регистрационных операций в силу занятости или других существенных причин.

В таком случае можно прибегнуть к услугам третьих лиц и обратиться в фирму, предоставляющую услуги по регистрации предприятий, или же составить нотариально заверенную доверенность на физическое лицо, таким образом, наделив его полномочиями действовать в ваших интересах и от вашего имени.

В статье представлена детальная информация о том, как осуществляется регистрация ИП по доверенности, какие документы следует подготовить для реализации процедуры, а также как правильно составить доверенность в налоговую на регистрацию ИП.

Одной из организационно-правовых форм предприятия, которая оптимально подходит для представителей малого и среднего бизнеса, является индивидуальное предпринимательство. ИП имеет ряд преимуществ, не требует обязательного наличия уставного капитала, печати и открытого расчетного счета в банке.

Ссылка на основную публикацию