Военная ипотека или субсидия – что лучше выбрать

Плюсы и минусы военной ипотеки

  • сумма военной ипотеки не зависит от наличия иного жилья;
  • военную ипотеку можно использовать для покупки жилья уже после 6-8 лет службы;
  • максимальная сумма ничем не ограничена, кроме продолжительности военной службы;
  • после возникновения права накопления можно использовать на любые цели.
  • сумма военной ипотеки не зависит от состава семьи и права на дополнительную жилплощадь;
  • зачастую для получения суммы, сравнимой с размером субсидии, участнику НИС необходимо прослужить большее количество лет в календарном исчислении.

Сделаем аналогичный расчет, но для разной продолжительности военной службы. Для субсидии будем считать в том числе и льготную выслугу 20 лет из расчета год за полтора и год за два. Сумму субсидии считаем для семьи из трех человек и семьи из четырех человек. При расчете суммы НИС имеем в виду, что участником военнослужащий может стать после 3 лет службы (рядовой и сержантский состав, прапорщики), после 5 лет службы (офицеры, выпускники ВВУЗов) или сразу по поступлению на службу (офицеры).

Военная ипотека или субсидия

На сегодняшний день военнослужащие могут стать обладателями собственной жилой недвижимости благодаря двум основным государственным программам, а именно:

За счет накопительно-ипотечной системы

За счет военной субсидии.

И в первом, и во втором случае военнослужащие имеют право самостоятельно выбирать понравившиеся жилье вне зависимости от его места расположения, квадратуры и типа. Дело остается за малым – определиться какую же программу выбрать?

К минусам программы «Военная ипотека» можно отнести необходимость служить не менее десяти лет. Если же по каким-либо причинам, кроме наступления инвалидности или гибели военного, контракт будет разорван, то государство, в свою очередь, прекращает отчислять выплаты на накопительный счет, а военнослужащий должен будет вернуть полученную денежную сумму в полном объеме.

Что положено ипотека или субсидия

Имею ли я право на военную ипотеку. Первый контракт заключен 2001 году. Прерван в 2008 году по собственному желанию. И в 2012 подписан новый контракт.

Да вы имеете полное право получить военную ипотеку для этого вам необходимо подать рапорт. Хорошего приятного вечера.

Вы можете купить жилье по программе военной ипотеки. Автоматически участниками программы становятся военнослужащие, которые окончили высшие учебные заведения, и заключили свой первый контракт после 1 января 2005 года. Все остальные участники, имеющие право на оформление льготной ипотеки, согласно Федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», должны подать соответствующий рапорт. Ими могут быть военнослужащие, вышедшие из запаса, срок службы которых составил больше трех лет, а также офицеры имеющие действующий контракт на начало 2005 года.

Согласно приказу министра обороны от 21.07.2010 № 510, на получение поддержки в целях приобретения или улучшения жилья могут претендовать военнослужащие офицеры и прапорщики следующих категорий, установленных абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих»:

заключившие контракт до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных вузов и иных образовательных организаций) и их семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях;

уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста, по состоянию здоровья или по сокращению штатов, успевшие отслужить 10 и более лет, а также их члены семей, если они нуждаются в улучшении жилищных условий;

отслужившие 20 лет военные, которым предоставлено служебное жилье;

уволенные после минимум 10 лет службы по здоровью, сокращению или по возрасту граждане, которым предоставлено служебное жилье.

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”

К участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

1) лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года;

3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание;

4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;

6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Таким образом, так как первый контракт был заключен в 2001 году, то к участникам накопительно-ипотечной системы Вы не относитесь.

Согласно приказу министра обороны от 21.07.2010 № 510, на получение поддержки в целях приобретения или улучшения жилья могут претендовать военнослужащие офицеры и прапорщики следующих категорий, установленных абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих»:

Понятие военной ипотеки

В 2005 году Правительством РФ была разработана программа, на основании которой значительная часть лиц, что проходит военную службу на основании контракта, имеют право стать участником накопительного счета, с которого деньги будут перечислены на ипотечное кредитование.

Таким образом, военнослужащие получают право на приобретение жилья после 3-х лет службы, даже если у них есть в собственности объекты недвижимости. Это хороший способ не только улучшить жилищные условия, но и обеспечить жильем своих детей.

Для этих целей при Министерстве обороны РФ создано структурное подразделение «Росвоенипотека», которая аккумулирует взносы и выплачивает их в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту. Также следует отметить, что к участию в этой программе допущены не все банки.

Для этих целей при Министерстве обороны РФ создано структурное подразделение «Росвоенипотека», которая аккумулирует взносы и выплачивает их в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту. Также следует отметить, что к участию в этой программе допущены не все банки.

Порядок предоставления ЕДВ


Расчет ЕДВ осуществляется в соответствии с двумя законодательными актами:

Изменения в военной ипотеке по новому законопроекту. Правовой анализ от Начфин.инфо

Недавно в СМИ появилась информация о готовящихся поправках в 117-фз о накопительно-ипотечной системе. Естественно, военные сразу же стали присылать нам сообщения с просьбой разъяснить что ждет участников ипотеки. И поскольку в формате индивидуальных консультаций решить этот вопрос в полной мере сложно, мы решили сделать видеообзор с развернутыми комментариями.

Сам законопроект уже доступен на сайте федерального портала проектов НПА, поэтому вы можете с ним ознакомиться по этой ссылке >>>

Мы же сегодня пройдемся по важным аспектам, которые планируется изменить для военных участников ипотеки.

Итак, начнем первое изменение.
1. Статью 10 предлагается дополнить частью 2 следующего содержания:
«В случае если у участника возникло основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 10, он имеет право использовать накопления для жилищного обеспечения в целях приобретения жилого помещения, в том числе по договору участия в долевом строительстве, или жилого дома с земельным участником в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или получить накопления в случае увольнения с военной службы».

Если объяснить простыми словами, то если у военного возникло право на накопления, по основаниям указанным в ст. 10, то он может приобрести жилье, иначе если не захочет это делать, то накопления в денежной форме он получит только при увольнении.
Что изменится. В статье прописано целевое использование денежных средств только на жилье. А если военный захочет в период службы снять и использовать на свое усмотрение деньги, то он не сможет этого сделать.

Не забываем, что в соответствии со статьей 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” закреплена гарантия на жилобеспечение военнослужащих. Поэтому законодатели стали исходить из принципа пока служишь, если есть необходимость в жилье, то тратить деньги можно только на него. А когда уволишься, там уже распоряжайся по своему усмотрению, чтобы претензий к государству не было. С одной стороны, может показаться, что это дисциплинирует. С другой, если провести аналогию с получением субсидии, то получается дискриминация участников НИС: поскольку те, кто ожидают субсидию, могут получить эти денежные средства не дожидаясь увольнения. Конечно, другой вопрос сколько придется ждать в наших реалиях.

Читайте также:  Можно ли жарить шашлыки во дворах домов

Ну и возможно, также государство заинтересовано максимально долго аккумулировать накопления на счетах участников, чтобы извлекать прибыль из них в виде дохода от инвестирования.

Хорошо это или плохо, на ваш взгляд, пишите в комментариях.

2.Смотрим следующее изменение: часть 3 статьи 11 дополнится абзацем следующего содержания, цитирую:
«Участник, получивший средства, указанные в абзаце первом настоящей части, сохраняет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, а также на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, а также на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения сохраняется за ним до подписания передаточного акта, но не более чем на три месяца с даты направления застройщиком участнику сообщения о завершении строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости в соответствии с договором участия в долевом строительстве и о готовности объекта долевого строительства к передаче.»

Тут нужно напомнить, что судебная практика до сих пор была не в пользу военнослужащих, их лишали поднаема уже с момента заключения договора ЦЖЗ при приобретении жилья, хотя эта позиция судов полностью противоречила нормам законодательства.

Сейчас же, если такая поправка вступит в силу, получится что если жилье приобретено в так называемую «долевку» по месту службы, то право на «служебку» или поднаем у военнослужащего сохраняется до подписания передаточного акта. Естественно, не более чем на три месяца с момента уведомления застройщиком о готовности объекта к передаче в случае, если военный будет уклоняться от подписания. Если же жилье приобретено не по месту службы, то вроде бы как право должно сохраниться на «служебку» или поднаем. Но опять же законодатель четко не указывает до какого момента сохраняется право.

Отметим еще один момент. Крайне интригует вопрос не будет ли отказов тем кто приобрел жилье до вступления в силу настоящего закона и не породит ли это формирование новых судебных тяжб.

Идем далее по тексту законопроекта.

3. В статье 14 в абзаце первом части 1 слова «три года» заменить словами «пять лет».

Тут напомним, что уже продолжительное время муссировалась тема о том, что якобы военнослужащим дадут право приобретать жилье только через 10 лет службы, однако, как видите, пока в плане увеличить 3-летний срок до 5 лет с момента включения в реестр. Для чего это делается ? Ни для кого уже не секрет, что если военный берет максимальный кредит по военной ипотеке через 3 года после включения в реестр НИС, то далее откуда-то начинают появляться долги и огромные платежи в последние месяцы на графиках погашения. Об этом мы уже подробно рассказывали в нашем выпуске ссылка будет ниже. Если подзабыли или не в курсе ознакомьтесь.

Но задача здесь банально проста — чтобы на счете военного в НИС аккумулировалось больше накоплений и если вы при таких условиях возьмете меньший кредит, то минимизируете риски возникновения долгов. Поможет ли данное новшество в законе решить проблему, тут вопрос спорный. Думаю, эти 2 года кардинально ситуацию не изменят.
Следующее изменение.

4. Часть 3 статьи 9 дополнить пунктом 4 следующего содержания: Что основанием для исключения из реестра НИС будет:
«4) выявление факта включения в реестр участников военнослужащего, у которого отсутствуют основания, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, в случае если военнослужащий на дату выявления такого факта не реализовал права, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.»

В принципе, этот момент существует уже давно на уровне судебной практики. И теперь фактически позицию Конституционного суда по делу Аланова, наконец-то, воплотят в законе. То есть простыми словами, если по ошибке военного включили в реестр безосновательно и он не успел приобрести жилье или снять деньги, то у государства есть все основания для исключения из реестра. Если же он успел реализовать право и приобрести жилье, то тут исключить военнослужащего из НИС будет уже невозможно.

Продолжаем рассматривать изменения.

5. Снова дополняется пункт 4.1. части 1 статьи 9: после слов «солдат и матросов» будут слова «за исключением проходящих обучение по образовательной программе высшего образования в военных образовательных организациях высшего образования или военных профессиональных образовательных организациях

По видимому, планируется чтобы данная категория военнослужащих могла быть включена в реестр НИС только после обучения в ВУЗе. Соответственно после обучения это будет уже другая категория участников НИС. И у нас есть опасения, что с этим новшеством опять что-то будет неладное.

Смотрите что выходит, сама по себе категория сержанты и старшины, солдаты и матросы является добровольной категорией участников НИС. И с начала года их уже добавили в 117-фз как обязательную категорию. Напомним: для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу по контракту после 31 декабря 2019 года, основанием для включения является – общая продолжительность их военной службы по контракту после 31 декабря 2019 года три года, включая продолжительность военной службы по контракту до указанной даты. Хотя если включать продолжительность военной службы до указанной даты, то это вообще получается иная категория.
Ну а теперь еще хотят, видимо, чтобы эта обязательная категория не включалась в реестр в период обучения в ВУЗе. Но сразу хочется возразить, это же опять ударит по карману военных, т.е. приведет к тому, что из таких исключений по времени, военный меньше получит накоплений от государства.

Получится как с 03 категорией участников НИС — прапорщиками, когда сержанты и старшины, заключившие 1 контракт после 1 января 2005 года, дорастают до звания прапорщик и в принудительном порядке их переводят из добровольной в обязательную категорию. Эту проблему я уже не раз освящала, смотрите ссылки здесь и под видео. При этом вновь испеченные прапорщики при такой ситуации денег на жилье от государства практически не получат. Складывается ситуация, что у военного выбор: либо расти по службе и потерять в деньгах по НИС, либо по военной ипотеке остаться при своем, но ни в коем случае тогда не расти по службе.

И я боюсь, что в случае с новой поправкой в пункт 4.1. части 1 ст 9 получится приблизительно так же, опять сержантам и старшинам ограничен рост в плане продвижения по службе — в данном случае при обучение в ВУЗе, иначе они потеряют деньги по НИС. В общем все неоднозначно, поэтому будем ждать судебной практики по данному вопросу.

Продвигаемся далее, изменение номер 6. Здесь хотят затронуть и 03 категорию — прапорщики. В части 2 статьи 9 пункт 3 после слов «1 января 2005 года,» дополнить словами «если общая продолжительность их военной службы по контракту составляет не более трех лет»

Давайте посмотрим, как статья будет выглядеть полностью, основание для включение в реестр НИС: 3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, если общая продолжительность их военной службы по контракту составляет не более трех лет.

При этом сейчас указано: общая продолжительность их военной службы по контракту три года;

Получается какое-то «масло масленое» и что тут законодатели хотели сказать не известно. Либо это даст право включаться в реестр ранее 3 лет или стояла задача просто что-то поменять с тем же смыслом.

Тогда встает вопрос, а если присвоение звания прапорщик произойдет например, через 5 лет. Даст ли это основание не включать военнослужащих-прапорщиков в обязательную категорию принудительно в случае, если ранее они были в добровольной категории. Логичнее и правильнее было бы для данной категории определить четко невозможность скажем так «присвоения» 03 категории в обязательном порядке, если до этого военнослужащий фактически относился к добровольной категории.

И последнее 7-е изменение, которое мы должны рассмотреть – уточняет порядок выплат накоплений в случае гибели военнослужащего. Статью 12 хотят дополнить частью 1.1: В случае, если участник уволен с военной службы и у него возникли основания, указанные в пунктах 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в связи с гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим после увольнения с военной службы, такой участник не получил в установленном порядке денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены его семьи, а в случае отсутствия членов семьи, его родители (усыновители) имеют право получить указанные денежные средства

Тут все ясно, скажем вкратце: если возникло право на накопления, то члены семьи получат выплаты.

В остальных изменениях в принципе ничего существенного мы не находим, там идут правки на уровне уточнений.
Но и с ними существует проблема с отсутствием разъяснений по поводу того, с какого момента по каким правоотношениям будет применяться то или иное новшество. И не получится ли, как например происходило с изменениями по 32-ФЗ, когда военнослужащие оказались в неравных условиях, неужели снова судебная практика будет строиться на нарушении конституционных норм равенства.

На этом заканчиваем, надеемся, теперь вам стало ясно, как выглядят основные предстоящие изменения в порядке НИС. Подробнее смотрите в в 64-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Далее для большего понимания сегодняшней темы и принятия правильного решения, предлагаю рассмотреть ошибки и алгоритм их решения, подробнее в 63-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты

Пишите в комментариях или на форуме свое мнение по рассмотренным поправкам, если есть необходимость подискутируем.


Идем далее по тексту законопроекта.

Как получить жилье матери-одиночке в 2020 году

  • документ, который идентифицирует личность;
  • документ, подтверждающий статус;
  • свидетельство, подтверждающее факт рождения ребенка;
  • документы о доходах и собственности, облагаемой налогом;
  • сведения о регистрации (на протяжении 10 лет);
  • документ об осмотре жилого помещения (за 5 лет).
  • мать или ребенок инвалиды,
  • имеют тяжелое заболевание, создающее риск для проживающих с ними людей,
  • недвижимость пришла в аварийное состояние.

Совет! Чтобы ускорить продвижение очереди, следует начать раньше собирать документы (до трехлетнего возраста ребенка). Выбрав данный вариант, придется ждать длительное время.

Совет! Чтобы ускорить продвижение очереди, следует начать раньше собирать документы (до трехлетнего возраста ребенка). Выбрав данный вариант, придется ждать длительное время.

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

  • На что могут рассчитывать военнослужащие с точки зрения жилищных условий?
  • Что нужно знать о служебном жилье?
  • Как военнослужащему получить постоянное жилье?
  • Как получить квартиру с помощью ипотечного кредита (займа) для военных?
  • Кому доступна жилищная субсидия (Единовременная денежная выплата) для военнослужащих?
  • Как военному получить жилищную субсидию (ЕДВ)?
  • Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих?
  • Как получить жилье по договору социального найма через Минобороны России?

По российским законам военнослужащие имеют право не только на социальное и материальное обеспечение и повышенную пенсию, но и получение жилья от государства — бесплатно или на льготных условиях. В этой статье мы подробно расскажем, как военнослужащему улучшить жилищные условия.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Что нужно знать о служебном жилье.
  • Как военнослужащему получить постоянное жилье.
  • Как стать участником накопительно-ипотечной системы для военнослужащих.
  • Как получить жилищную субсидию (Единовременную денежную выплату) для военнослужащих.
  • Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих.
  • Как военнослужащему получить жилье по договору социального найма.

К военнослужащим относятся граждане, которые проходят военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Нормы предоставления жилья военнослужащим регулирует Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – закон № 76-ФЗ). Согласно ему государство гарантирует, что оно либо предоставит военным жилье, либо выделит денежные средства на его приобретение.

Как получить квартиру с помощью ипотечного кредита (займа) для военных?

  • Что нужно знать о служебном жилье.
  • Как военнослужащему получить постоянное жилье.
  • Как стать участником накопительно-ипотечной системы для военнослужащих.
  • Как получить жилищную субсидию (Единовременную денежную выплату) для военнослужащих.
  • Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих.
  • Как военнослужащему получить жилье по договору социального найма.

А для тех, кто служит в Росгвардии есть военная ипотека? Если сотрудник спецподразделения получил статус военнослужащего, он получает все положенные государством социальные гарантии, в том числе возможность взять ипотеку на льготных основаниях.

  1. Военный получает жилье практически бесплатно. Средства на первый взнос можно накопить за 1-2 года на личном счете или воспользоваться семейными сбережениями. Ежемесячную нагрузку по кредиту и досрочные выплаты возьмет на себя государство.
  2. Общая сумма военной ипотеки зависит от величины ежегодных выплат, которые может обслуживать заемщик. В связи со снижением ставок и индексацией ежегодной выплаты в 2020 году допустимая стоимость жилья для военнослужащего превысила 2,4 млн. рублей.
  3. Процедура оформления кредитного договора длится дольше, так как в сделке участвует третья сторона – ФГКУ Росвоенипотека, представляющее интересы Минобороны. Представители учреждения внимательно проверяют легитимность сделки и самостоятельно перечисляют средства.
  4. От покупателя требуется лишь найти жилье на вторичном рынке, выбрать надежного застройщика, если нужна квартира в новостройке, а также подобрать кредитное учреждение с выгодными ставками, предоставляющее займы по госпрограммам.


Помните, что государство оплатит только ту часть, которая соответствует нормам предоставления площади жилого помещения, то есть не более 18 м2 общей площади жилого помещения на человека (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Военная ипотека: какие изменения готовят с осени-2020

Ключевая новация: увеличение срока накоплений, после которого военный получает право направить деньги на ипотеку — иными словами, речь о моменте, когда военнослужащий покупает себе жилье.

Срок службы, после которого военнослужащие могут направить предоставленные государством деньги на первоначальный взнос по военной ипотеке, могут увеличить с трёх до пяти лет. Такое предложение содержится в законопроекте Минобороны, который ведомство опубликовало 26 августа. Общественное обсуждение продлится до 9 сентября. Как устроена военная ипотека и как военным избежать долгов перед государством за жильё, разобралась «Парламентская газета».

Законопроект Минобороны вносит поправки в закон о накопительно-ипотечной системе (НИС). Ключевая новация: увеличение срока накоплений, после которого военный получает право направить деньги на ипотеку — иными словами, речь о моменте, когда военнослужащий покупает себе жилье. Сейчас этот срок составляет три года, Минобороны планирует увеличить его до пяти лет.

Данное решение способствует накоплению большей суммы для первоначального взноса, но также и стимулирует военных дольше служить, ведь государство заинтересовано в этом, сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Давно известна практика поступления на военную службу именно ради льготного получения жилья, говорит сенатор.

«Государство значительно облегчает вопрос жилищного обеспечения для военнослужащих. Но это должно и мобилизовать военного продолжать службу. Все должны получить своё», — добавил он.

Ещё одна поправка в законопроекте Минобороны касается включения в НИС мичманов и прапорщиков. В частности, они смогут вступить в систему на общих основаниях сразу после окончания высших военных учебных заведений.

Также законопроект позволит предоставлять военнослужащим накопления для жилищного обеспечения и средства, дополняющие эти накопления, единым платежом через ФГКУ «Росвоенипотека». Это технические поправки, они оптимизируют обращение бюджетных средств и исключают ошибочное перечисление денег военнослужащим, которые уже были исключены из реестра участников НИС.

Вместе с тем, руководствуясь решением Конституционного суда, Минобороны корректирует механизм исключения из реестра участников НИС тех военнослужащих, которые были включены туда по ошибке. Согласно законопроекту, таких военных исключат из реестра только в том случае, если им ещё не перечислили средства от государства. В противном случае военнослужащие останутся в системе и будут и далее получать выплаты из бюджета на свой накопительный счёт.

Как устроена военная ипотека
Стать участником накопительно-ипотечной системы может любой военный, служащий по контракту. Её название уже поясняет смысл системы: человек может копить, а потом при желании — оформить ипотеку. Смысл в том, что пока военный служит — по кредиту он не платит, за него это делает государство в лице Минобороны.

Когда военный становится участником НИС, государство начинает каждый год перечислять на его счёт определённую сумму. Размер взносов регулярно индексируется, в 2020 году он равен 288 410 рублям. Кроме взносов, накопления пополняются также за счёт доходов от инвестирования этих средств (подобно вкладу денег в банк под проценты).

По прошествии трёх лет у военного появляется право использовать накопленные деньги как первоначальный взнос по ипотеке. Ипотека — слово ключевое, то есть он оформляет жилищный кредит, а купленная квартира или дом находятся под залогом, причём двойным — у банка и у государства.

Пока военный служит, Минобороны продолжает начислять ему деньги, которыми и погашается заём. Когда ипотека окончательно выплачена, военнослужащий получает дом или квартиру в собственность и никаких обязательств более не имеет.

К слову, оформлять ипотеку сразу через три года необязательно, можно продолжать копить деньги и использовать их в любое удобное время.

Если военнослужащий не собирается покупать жильё, право распоряжаться накопившимися деньгами без каких-либо обязательств возникает у него только в следующих случаях:

1. Продолжительность службы достигла 20 лет и более (включая льготное исчисление).

2. Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья (вследствие признания негодным к военной службе).

3. Увольнение военного, прослужившего десять лет и более, по следующим основаниям:

достижение предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья (ограниченно годен);

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

по семейным обстоятельствам (член семьи военного по медицинским показаниям не может проживать в местности, где тот служит, а перевести его в другое место невозможно; изменилось место службы жены или мужа-военного; нужно постоянно ухаживать за маленьким ребёнком (если нет матери/отца) или больным близким родственником; нужно опекать родного брата или сестру).

В этих случаях все перечисленные контрактнику деньги, остались ли они на накопительном счёте или ушли в счёт оплаты ипотеки, становятся как бы погашенными — он никому ничего не должен и может свободно распоряжаться остатками накоплений. При этом ему выплачивают и дополнительные выплаты — деньги, которые военный мог бы получить, прослужи он до достижения 20-летнего срока службы.

Почему военные попадают в долги из-за ипотеки
Сложнее дело обстоит, когда военный увольняется по другим причинам, в том числе раньше, чем через десять лет службы. В этом случае у него нет права использовать предоставленные в рамках НИС деньги. Как разъясняется на сайте «Росвоенипотеки», это значит, что он обязан вернуть государству все уже предоставленные ему средства, даже если они уже были выплачены банку в виде первоначального взноса и платежей в счёт ипотеки. По данным Минобороны, таких граждан насчитывается уже более шести тысяч человек, и их число продолжает увеличиваться.

Если ипотека ещё не погашена, то на бывшем военном останется «висеть» оформленный кредит, который ему придётся также выплачивать самостоятельно. Таким образом, он будет должен и государству, и банку. Более того, если военнослужащий был уволен по неуважительным причинам (например, в связи с утратой доверия), то за пользование государственными деньгами ему ещё и начислят проценты.

Читайте также:  Совместное участие в преступном деянии в УК ФРГ

На возврат денег государству экс-военным отводится десять лет. Однако, как отмечает Минобороны, большинство из них не делает этого в срок. Общий долг по возврату средств уже достиг 7,2 миллиарда рублей, из них просроченные долги составляют 4,8 миллиарда.

«Более 50 процентов данной задолженности является просроченной и принимает характер безнадёжной к взысканию», — отмечает Минобороны в пояснительной записке к своему законопроекту.

Если ипотека ещё не погашена, то на бывшем военном останется «висеть» оформленный кредит, который ему придётся также выплачивать самостоятельно. Таким образом, он будет должен и государству, и банку. Более того, если военнослужащий был уволен по неуважительным причинам (например, в связи с утратой доверия), то за пользование государственными деньгами ему ещё и начислят проценты.

Что выбрать: военный жилищный сертификат или военную ипотеку?

Различают два способа решения жилищного вопроса военнослужащими: военный сертификат или военная ипотека. Данные программы являются взаимоисключающими, поэтому военнослужащему предстоит выбрать, какая форма поддержки станет для него более выгодной. Получение военной ипотеки регулируется нормами ФЗ-117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В данном законе предполагается погашение ипотеки государством, а не самим военнослужащим. Ипотека оформляется через банки-участники госпрограммы. Ставки по ипотечной программе для военнослужащих обычно ниже, так как государство считается надежным добросовестным заемщиком, что делает военную ипотеку весьма популярной.

Для того чтобы принять участие в ипотечной программе, военнослужащий должен стать участником накопительно-ипотечной системы. Основным требованием для участия в военной ипотеке является действующий контракт на прохождение военной службы.

Государственный жилищный сертификат и военная ипотека имеют свою плюсы и минусы. При ипотеке государство регулярно погашает платежи по кредиту, тогда как сертификат – единовременная выплата.

Сертификат на жилье реализуется безвозмездно, хотя предъявляет более жесткие требования к получателям. Ипотечные платежи могут быть компенсированы государством только до тех пор, пока контрактник состоит на военной службе. При увольнении предстоит взять на себя все платежи.

С помощью сертификата недопустимо оплатить жилье в строящемся доме, а при ипотеке таких ограничений нет.

Все указанные преимущества и ограничения необходимо учитывать при выборе программы для улучшения жилищных условий.

  1. В течение 2 месяцев владелец сертификата оформляет счет в банке, на который будут переведены средства по сертификату. Это специальный счет, с которого нельзя снять деньги.
  2. На подбор подходящей недвижимости отводится 6-9 месяцев.
  3. Заключается договор купли-продажи квартиры. Договор купли-продажи недвижимости подписывается на общих основаниях, но в нем необходимо прописать особый порядок взаиморасчетов. В частности, то, что оплата происходит из средств федерального бюджета.
  4. Документы на регистрацию сделки передаются в Росреестр.
  5. В банк, в котором находятся заблокированные средства, переведенные от государства, передают документы, подтверждающие переход прав собственности на квартиру в пользу военнослужащего.
  6. Банк проверяет документы в течение 10 дней и затем переводит необходимую сумму продавцу.
  7. Подписывается акт приема-передачи квартиры.

Выбор без права на ошибку: военная ипотека или субсидия


24.05.2017 Актуальным для значительного числа военнослужащих остается вопрос выбора системы жилищного обеспечения. Как не прогадать с жилищным вопросом – в этом материале.

Среди всех категорий участников НИС добровольные участники системы – солдаты, сержанты, старшины, матросы – остаются одной из наиболее проблемных.

И вот почему. Формально, и согласно действующему законодательству, те военнослужащие, которые заключили второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, являются добровольными участниками НИС. То есть могут как писать рапорт и включаться с даты регистрации этого рапорта в реестр НИС, так и не писать его и соответственно оставаться под действием 76-ФЗ о статусе военнослужащих и претендовать на обеспечение по так называемой «старой» системе, то есть получать (при признании факта нуждающимся в жилом помещении) квартиру в натуре или субсидию, она же единовременная денежная выплата (ЕДВ). Материалы по теме 11:22 15.02 13:24 09.02 Однако на практике такая возможность, как правило, до указанной категории военнослужащих не доводится, более того, таким военнослужащим работники органов военного управления и регистрирующих органов зачастую говорят о том, что для них доступна только военная ипотека и иной формы обеспечения нет, что, мягко говоря, не соотносится с действующим законодательством.

Почему же так происходит? Ни для кого не секрет, что система жилищного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации постепенно переводится

  1. нельзя быть дольщиком в строящемся доме.
  2. у Росвоенипотеки есть ряд требований к объекту недвижимости, и далеко не под каждый объект можно получить ВИ (квартиры в аварийных домах не могут быть взяты в ВИ);
  3. целевой заем не дают тем контрактникам, кому на момент обращения уже исполнилось 45 лет;
  1. собираются приобретать несколько объектов недвижимости (например, дом и земельный участок).
  2. не могут встать на учет как нуждающиеся в жилье;
  3. не хотят ждать возможности улучшения условий проживания несколько лет, и планируют приобрести жилье в ближайшее время;

Особые условия

Может возникнуть ситуация, когда имеющиеся на счёте средства не были истрачены. В таком случае военнослужащий имеет право использовать их на любые цели. Однако, как и любой программе, данной государственной системе присущи некоторые условия, которые следует учитывать, прежде чем воспользоваться накопленными финансами.

Кратко эти условия формулируются так:

  • С увеличением продолжительности срока службы сумма субсидий возрастает.
  • Семьи, имеющие трёх и более детей, получают преимущество в предоставлении военной ипотеки.
  • Воспользоваться помощью государства по приобретению жилья можно только один раз.


Может возникнуть ситуация, когда имеющиеся на счёте средства не были истрачены. В таком случае военнослужащий имеет право использовать их на любые цели. Однако, как и любой программе, данной государственной системе присущи некоторые условия, которые следует учитывать, прежде чем воспользоваться накопленными финансами.

Особенности программы и что это такое?

Военная ипотека – это программа, направленная на приобретение недвижимого имущества служащим в ВС РФ, которая разработана правительством РФ.

Цель военной ипотеки: предоставление ипотечно-кредитного займа на покупку жилого имущества.

Программа военной ипотеки работает по НИС. Для вступления в НИС от военнослужащего требуется рапорт, который нужно предоставить руководителю части. После одобрения информации, данные военнослужащего вносят в специальный реестр, открывают лицевой счет и ежегодно государство перечисляет на него субсидии.

Более детально о получении военной ипотеки читайте здесь.

Цель военной ипотеки: предоставление ипотечно-кредитного займа на покупку жилого имущества.

Плюсы и минусы государственного пенсионного фонда

Рассматривая положительные и отрицательные стороны деятельности ПФР, специалисты отделываются парой предложений, говоря о плюсах фонда, и одним – о минусах.

Приводим их дословно:

  • достоинством государственного фонда является надежность – полностью отсутствуют риски потерять накопления;
  • регулярная индексация, привязанная к инфляции.

К недостаткам относят низкую доходность хранящихся в ПФР средств.

Если говорить о плюсах, то они изложены точно и даже при большом желании больше не найти. А вот с минусами нужно разбираться.

1. Говоря о низкой доходности, работники социальных служб или лукавят, или вообще не понимают, о чем идет речь. Ведь уровень доходности отложенных в ПФР средств никак не влияет на пенсию жителей страны. В нормативных документах нет ни одного слова, привязывающего размер пенсионных выплат к прибыли ПФ, прокручивающего деньги населения через ВЭБ.РФ.

Доходность влияет только на количество сотрудников фонда, их зарплаты и здания-дворцы. Судя по тому, что наблюдается на местах – с получением прибыли все нормально: огромный штат, большие зарплаты, здания лучше газпромовских.

2. Во всех развитых странах пенсионные накопления принадлежат вкладчику. Он их имеет право завещать или полностью вывести в любое время. Суммы там немаленькие. Например, в США рабочий, не белый воротничок, а именно трудяга, при выходе на пенсию имеет на счету пенсионного фонда около 750,0-1500,0 тыс. долларов США, что позволяет раскатывать по всему миру без забот или обеспечить финансово свою семью после смерти.

Различие в пенсионном обеспечении наглядно показывает такой курьезный случай из юридической практики США. Вдова полковника ВМФ получала за мужа большУю, даже по меркам американцев, пенсию. В 80-тилетнем возрасте ей захотелось выйти замуж за 40-летнего нелегального иммигранта-украинца. Брак был зарегистрирован. Через 5 лет женщина умирает. Пенсию за погибшего полковника, после судебных разбирательств, правительство Соединенных Штатов было вынуждено выплачивать вдовцу.

В России такое возможно? Здесь даже прямые наследники не могут получить из государственного фонда оставшуюся часть пенсионных накоплений. Вот и все отличие. Это минус и притом жирный.

3. Информация о деятельности фонда полностью закрыта. Узнать, куда и на каких условиях вложены деньги фонда, не получится ни при каких обстоятельствах.

4. Нельзя получить данные и о состоянии лицевого счета пенсионера. Информацию выдают только при переводе средств в негосударственный фонд. Здесь даже объяснять ничего не нужно. Ведь, зная суммы, подтвержденные выпиской из фонда, наследники могут пытаться через суд получить невыплаченную часть пенсионных накоплений. А так — нет бумаги, нет дела.

5. Огромный штат фонда никак не соответствует качеству обслуживания. Даже создается впечатление, что чем больше сотрудников, тем сложнее добиться своего.

6. Отсутствие официального договора между фондом и клиентом ставит последнего в бесправное положение.

Результаты анализа впечатляют: у ПФР практически одни минусы.

6. Отсутствие официального договора между фондом и клиентом ставит последнего в бесправное положение.

Ссылка на основную публикацию