Закон о полиции, и что может измениться в 2020 году

Реформа и зарплата МВД 2020-2021: последние важные новости сегодня

О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?

Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.

Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.

Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.

На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.

Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2018 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.

Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2019 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).

Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.

С Росгвардией дело обстоит принципиально иначе. Надбавки распространяются только на тех, кто участвует в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Кроме того, надбавки не полагаются военнослужащим срочной службы, если они не носят званий полиции (подавляющее большинство сотрудников Росгвардии носит звания внутренней службы). Это дает всем сотрудникам Росгвардии ложный и опасный сигнал. Получается, что охрана общественного порядка в ходе массовых мероприятий – это не часть обычной работы Росгвардии (включая приданный ей ОМОН), а нечто, за что необходимо выплачивать дополнительные деньги. Это при том, что в федеральном законе о Росгвардии пункт «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности» в списке ее задач идет первым. Чем же тогда должна заниматься Росгвардия за основную зарплату?

Однако есть еще одна общая (и проблемная) черта обоих постановлений. Это форма увеличения зарплат. Вместо простого увеличения окладов это надбавка, порядок назначения которой определяется ведомством и, можно ручаться, будет предполагать: а) различные оговорки и б) дискрецию начальства по определению ее размера. Казалось бы, что здесь плохого? Гибкая система материального стимулирования – очень удобный инструмент управления. Однако это так до тех пор, пока мы говорим о небольших коллективах и свободном рынке труда. Там, где речь идет об огромных унифицированных структурах и о службе, существенно отличающейся по своим условиям от обычной работы, такой подход опасен. В зарплате военнослужащего размер вариативной части должен быть невелик, а назначение или снятие таких надбавок – прозрачным (за выслугу лет, за воинское звание и т. д.). В противном случае вероятность начальственного волюнтаризма очень высока, особенно на низовом уровне.

Российская система выплат полицейским и военнослужащим и так далека от идеала прозрачности и дает большие возможности низовым руководителям. Вводимое же дополнение только увеличивает эти возможности. Система надбавок – едва ли не главная причина недовольства низовых сотрудников полиции и, насколько можно судить, важнейший источник конфликтов внутри правоохранительных органов. Сделан политический жест, который мог принести объективную пользу жителям столиц, повысив качество полицейских кадров. Однако сделан он таким образом, что возникли все возможные неприятные последствия. Оппозиционно настроенная общественность активно комментировала «премии за избиения». Росгвардии дан странный сигнал, что работа на массовых мероприятиях требует надбавки. И без того разбалансированная система оплаты труда в полиции расшатана еще больше. Созданы дополнительные поводы для недовольства и конфликтов внутри системы, анализирует ситуацию в системе МВД ассоциированный профессор социологии права им. С.А. Муромцева и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД России и деятельность структурных подразделений этого ведомства предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м — почти 790 млрд рублей.

МВД и его подразделения – это достаточно громоздкая структура, при которой большинство служб, отделов и управлений не участвует непосредственно ни в охране общественного порядка, ни в борьбе с преступниками. Реформа позволит перевести некоторые подразделения в другие подведомственные структуры. В результате произойдёт сокращение штатов.

Руководство московской полиции уже сегодня предлагает ликвидировать в составе центрального аппарата оперативно-розыскные подразделения и освободившийся штат направить в райотделы полиции на усиление.

Реорганизация предполагается и в Московском уголовном розыске. Как считает председатель Московского профсоюза полиции М. Пашкин, уголовный розыск уже давно нуждается в реорганизации.

Предполагается, что в 2020-2024 годах произойдёт изменение и самой системы, которая включает в себя и другие силовые ведомства. Возможно произойдёт объединение ГИБДД и патрульно-постовой службы, что кажется вполне логичным и сэкономит средства.

МЧС может войти в систему МВД на правах достаточно самостоятельной единицы. Здесь, безусловно, будет не всё так гладко, поскольку МЧС изначально создавалось почти с «нуля». Люди и руководители привыкли к самостоятельности, да и их деятельность довольно далека от охраны общественного порядка или борьбы с преступностью.

Немало должностей, которые сегодня аттестуются, переведут на гражданскую службу.

Одним из первых шагов нового правительства стало повышение оклада сотрудников МВД, Росгвардии и военных, которые работают в столице, Санкт-Петербурге и соответственно в Московской и Ленинградской областях. Надбавка составила 100 процентов от оклада, что, конечно, весьма существенно. Возможно, какие-то надбавки получат и силовики в других регионах. В 2021 году Минфином предусмотрено выделение средств на МВД в 2021-ом году в размере почти 766 млрд рублей, а уже через год, в 2022-ом почти на тридцать млрд больше.

Стоит иметь ввиду, что свои коррективы внесет и инфляция, которая прогнозируется на уровне 4 процента. Правоохранители, следовательно, могут рассчитывать на индексацию именно на эти 4%. Не забудем и о региональных надбавках, о тех же северных.

Если говорить о структуре оклада полицейского, то она выглядит примерно так:

надбавка за образование;

различные доплаты за риск, ненормированный рабочий день и т.п..

Сегодня, чтобы завершить службу с льготной пенсией по выслуге, надо проработать немалый срок – два десятилетия. Это сегодня, но уже завтра, как поговаривают, выслуга может подняться до 25 лет. Как считают, слишком много у нас уже молодых пенсионеров, ведь сотрудник МВД может выйти на пенсию по выслуге уже в 45.

Много разговоров и о такой форме, как предоставление силовикам приличного выходного пособия вместо пенсии. К этому есть основания, поскольку на пенсию сотрудники выходят достаточно молодыми и им еще можно немало лет проработать на гражданке. Запас средств из выходного пособия позволит спокойно поменять профессию и продолжить работать. Какова здесь экономия? Примерно 700 миллиардов рублей в год. Но пока эта тема в порядке обсуждения и вряд ли что-то измениться в 2021 году.

Если говорить и повышении пенсионных выплат или выслуги лет, то это скорее всего произойдёт в 2021 году – предполагается поднять сумму ассигнований до 240 млрд рублей.

Указанная информация касается структурных подразделений системы МВД РФ из всех регионах России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Стоит иметь ввиду, что свои коррективы внесет и инфляция, которая прогнозируется на уровне 4 процента. Правоохранители, следовательно, могут рассчитывать на индексацию именно на эти 4%. Не забудем и о региональных надбавках, о тех же северных.

Новый закон о полиции: россиянам мало не покажется

Скандальный проект внесен в Госдуму

Читайте также:  Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП

Взбудораживший народ законопроект, который предлагает существенно расширить полномочия сотрудников полиции, внесен-таки в Госдуму — от имени Правительства РФ, что обрекает его на принятие. Остается только вздохнуть и постараться понять, чем все это нам, законопослушным и не очень гражданам, грозит.

«МК» вот уже несколько лет внимательно наблюдает за тем, как МВД с упорством, достойным лучшего применения, пытается перекроить под себя действующий с 2011 года закон «О полиции». Если кратко, то полиция просила и просит себе больше прав.

В пояснительной записке это, правда, деликатно названо «уточнением» полномочий ради «усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан». Но из текста законопроекта неопровержимо следует: речь идет именно о существенном расширении полномочий и дополнительных гарантиях.

При разработке законопроекта учтены не только пожелания самого МВД, но и предложения региональных органов госвласти, «ветеранов органов внутренних дел, общественных объединений и граждан», доверительно сообщает далее пояснительная записка. Словом, «по многочисленным просьбам трудящихся»…

Что же хотят «уточнить» полицейские?

«В настоящее время существует практическая потребность в проведении полицией осмотра мест происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов» и вообще всего чего угодно при получении заявления или сообщения о происшествии, утверждает МВД. Существующий закон «О полиции» не позволяет делать это в полной мере. После того как закон обновят, позволит.

Зачем нужна «уточненная» норма, разрешающая сотрудникам полиции проникать в жилые дома и иные помещения, на земельные участки и территории? Чтобы полицейские смогли принимать «безотлагательные меры» по задержанию, объясняет МВД. Сейчас разрешено проникать «куда не звали» лишь для пресечения преступлений — а можно будет, если лишь поступит сообщение о том, что в данном доме или на земле скрывается преступник.

Фото: АГН «Москва»

Еще полицию предлагается наделить законным правом вскрывать без согласия и предварительного уведомления собственника автотранспортное средство — для «спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность». Например, если человек в машине нуждается в медицинской помощи либо без присмотра оставлен младенец «и другие», многозначительно добавляет пояснительная записка… «Вскрыть» машину будет можно, если в ней заблокировался виновник ДТП или предполагаемый преступник. Если собственник ни сном ни духом о «вскрытии», полиция уведомит его в течение 24 часов и посторожит транспортное средство. Такие полномочия уже есть у Росгвардии — и ничего же, «успокаивают» авторы…

Исключает ли это ситуации, когда машину вскрыли или дверь в дом выломали по ошибке? Нет. Но компенсации причиненного вреда требовать не стоит — законопроект честно об этом предупреждает.

Полиция сможет также досматривать граждан — «в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи». Досматривать можно будет и их вещи, автомобили и перевозимые на них грузы на определенных территориях (например, оцепленных) — «для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых запрещен или ограничен». Это не «новеллы», объясняют авторы, уже сейчас подобный «подход» прописан в законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», и некоторые субъекты РФ (Москва, Республика Алтай, Свердловская область и Хабаровский край) такое практикуют. Законопроект всего лишь «распространяет и адаптирует к современным потребностям» эту практику, позволяя производить досмотр в поисках оружия, взрывчатки, радиационно, химически и бактериологически опасных веществ.

Увы, но многие нововведения почему-то не удостоились разъяснений. Например, почему надо непременно полностью освободить полицейского от ответственности «при выполнении обязанностей»? Или почему слово «обязан» применительно к нему последовательно убирается из множества статей закона «О полиции»? Сейчас правоохранитель «обязан представиться» гражданину при обращении к нему — а впредь будет просто «представляться»… Вроде одно и то же, но в слове «обязан» слышится все-таки более категоричный приказ поступить именно так, а не иначе.

Кстати, представляться придется и гражданам, которые вдруг решат обратиться к полицейским. Представляться, показывать свои документы, а полицейский (тоже представившись), если сочтет необходимым, дополнительно проведет «идентификацию» обратившегося — пробьет по базам… Последнее, видимо, для того, чтобы отбить желание лишний раз о чем-то спросить или заявить.

Зачем нужна «уточненная» норма, разрешающая сотрудникам полиции проникать в жилые дома и иные помещения, на земельные участки и территории? Чтобы полицейские смогли принимать «безотлагательные меры» по задержанию, объясняет МВД. Сейчас разрешено проникать «куда не звали» лишь для пресечения преступлений — а можно будет, если лишь поступит сообщение о том, что в данном доме или на земле скрывается преступник.

В ГД внесен законопроект о расширении полномочий полицейских

Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в Федеральный закон «О полиции». Законопроект, как подчеркивается в пояснительной записке, был разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан.

«Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер», — сказано в документе.

Так, в частности, законопроектом прописывается норма, в соответствии с которой «сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях».

Также законодательство предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления.

«Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец и другие), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление», — подчеркивается в законопроекте.

«Для пресечения хищений чужого имущества предлагается наделить полицию полномочием осуществлять досмотр граждан, в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи», — отмечают авторы инициативы.

«Комитет внимательно изучит и детально проработает с заинтересованными ведомствами, экспертным сообществом, общественными организациями внесенные сегодня Правительством РФ в ГД поправки в Федеральный закон «О полиции», — прокомментировал законопроект Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Парламентарий отметил, что принятый девять лет назад Федеральный закон «О полиции» в целом оправдал свою эффективность, создана качественная правовая основа деятельности полиции, однако, как показывает всесторонний анализ правоприменительной и судебной практики, ряд положений нуждается в уточнении.

Среди важных нововведений, предложенных в поправках, Председатель Комитета отметил «предоставление полицейскому возможности представляться задержанному уже после прекращения им опасных, угрожающих жизни и имуществу, противоправных действий, а также новую норму о праве полицейских досматривать граждан и автомобили при оцеплении зданий или участков местности».

«При пресечении терактов и в ряде других критических ситуаций, когда счет идет на минуты и секунды, такие полномочия полиции помогут спасти жизнь десяткам, а может быть, и сотням людей, а также усилить защищенность сотрудников правопорядка, закрепить в более четких и понятных для граждан формулировках порядок их действий», – пояснил Василий Пискарев.

Он также подчеркнул, что «при обсуждении поправок, безусловно, приоритетным для Комитета является обеспечение безопасности граждан, общества и государства. Законопроект будет рассмотрен в установленном регламентом порядке».

«Комитет внимательно изучит и детально проработает с заинтересованными ведомствами, экспертным сообществом, общественными организациями внесенные сегодня Правительством РФ в ГД поправки в Федеральный закон «О полиции», — прокомментировал законопроект Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Новый ФЗ «О полиции». Разбираемся

В недавнем времени Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции”. Наверняка подавляющее большинство читателей осведомлено о нем. Несомненно, нормативно-правовое регулирование деятельности правоохранительных органов всегда являлось и является актуальным для обсуждения юристами и не только. В этой статье мне хотелось бы рассмотреть важнейшие, на мой взгляд, положения законопроекта и дать им определенную субъективную оценку.

В пояснительной записке авторы проекта (Правительство РФ) утверждают, что основной целью его является уточнение полномочий полиции, а также усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан и совершенствования Федерального закона “О полиции”, так как в ходе изучения правоприменительной практики удалось выявить ряд проблем, препятствующих полиции эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств. В рамках документа предлагается ряд изменений, причем разного предназначения – как функциональные, так и лингвистические (замена терминов). Впрочем, хотелось бы остановиться лишь на главных и ключевых, на мой взгляд, положениях.

1) В пункте 16 статьи 13 слова “при наличии данных о том” заменить словами “если имеются основания полагать”. Речь идет о праве полиции на личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также их транспортных средств. Вполне очевидна смысловая разница между двумя приведенными выше формулировками. «Наличие данных», как полагается, на порядок более конкретное выражение условие совершения процессуальных действий, нежели лишь «основания полагать». как видится, законодатель вводит достаточно размытую и неоднозначную формулировку. С одной стороны, это позволит правоохранителям чаще и оперативнее реагировать на правонарушения, но не будет ли такого, что словосочетание «основания полагать» в правоприменении обретет слишком широкий смысл.

2) Вторым объектом для обсуждения является внесение статьи 151, дающей полицейским полномочие вскрывать транспортные средства. На данный момент подобная статья есть в ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”. Полиция получит право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, если есть основания полагать, что:

– в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

– совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

– в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные.

В вводимой статье присутствует ряд и иных оснований, однако стоит остановиться именно на вышеперечисленных. Повторно фигурирует формулировка «основания полагать». Очевидно, сотрудник полиции без проведения соответствующей процедуры не может точно определить наличие превышающего норму уровня алкоголя в крови правонарушителя. Тем самым может образоваться определенный «штамп», при ссылке на который полицейские будут иметь полномочие вскрывать любое транспортное средство. Конечно, мы не можем с уверенностью утверждать подобное, и специалисты могут поспорить, однако мало кто возразит, что ответ на поставленный вопрос будет получен лишь уже на практике, что уже вынуждает оценивать положения новой статьи как неоднозначные.

3) В пункте 5 статьи 15 1 авторы утверждают, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не совсем понятна негативная реакция некоторых коллег на данное положение. Ведь в самом пункте условием является соблюдение сотрудником федерального законодательства, регулирующего особенности данного процессуального действия. Конечно, трудно всегда предусмотреть подноготную каждого положения закона, однако данный пункт является прямой гарантией обеспечения полномочий сотрудников полиции. И стоит ли говорить об ответственности лица, чьи полномочия дополняются именно с целью придания законности определенным его действиям. подчеркну – при соблюдении законодательства на указанном в пункте уровне, о чем и говорит законодатель.

Читайте также:  Сколько стоит медкомиссия для устройства на работу?

4) В статье 16 предлагается ввести пункт 6, констатирующий, что при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление, полиция имеет право проводить оцепление территорий, жилых помещений, строений и других объектов. Дословный лингвистический смысл данного положения вполне понятен. Однако здесь автор расширяет действие «оснований полагать» в том числе и на неоконченное преступление, что на порядок может усложнить правоприменительную практику. В действующей на сегодняшний день редакции основаниями проведения оцепления при неоконченном преступлении являются предупреждение массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций, а также проверка сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ. Очевидно, вводимый новый пункт данной статьи является достаточно двояким: с одной стороны, у нас возникают все те же вопросы, что и при рассмотрении предыдущих положений, мы вновь можем говорить о неопределенности правоприменения и тд, а с другой – дополнительная возможность обеспечить безопасность путем легализации проведения оцепления уже при готовящемся преступлении. Неоднозначности придают, конечно, и опасения насчет реализации данной нормы. Нельзя не говорить о том, что она позволяет трактовать себя недостаточно конкретно, что может привести к ее, мягко говоря, слишком частому применению. Однако, как и во всех случаях, покажет лишь сам процесс правоприменения. Повторюсь – основания опасаться имеют место быть, но столь однозначно относиться также не стоит.

5) В части 2 статьи 24, регламентирующей возможность полицейского применить оружие при задержании (если оружие уже оголено), слова “или прикоснуться к его огнестрельному оружию” предлагается заменить словами “прикоснуться к его огнестрельному оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции “. Изменение заключается в введении очередной неоднозначной категории как «совершение иных действий, дающих основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника». как кажется, данное положение может являться неким заимствованием из законодательства иных стран. Впрочем, везде подобные нормы реализуются достаточно дифференцированно. Полицейский однозначно должен иметь широкие гарантии своей собственной безопасности в силу специфики должностных обязанностей, однако беспокойство вызывает возможность различной трактовки предлагаемой формулировки и высокая вероятность ее расширительного толкования.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что однозначная негативная реакция общественности на данный законопроект имеет место быть, но хотелось бы призвать к чуть боле сдержанной оценке. Конечно, все понимают, что просто так такие проекты не принимаются, что любые подобные новеллы имеют под собой определенные цели. И опасения граждан являются небезосновательными. И напоследок отмечу, что однозначные ответы на все вопросы даст лишь правоприменительная практика. И время.

5) В части 2 статьи 24, регламентирующей возможность полицейского применить оружие при задержании (если оружие уже оголено), слова “или прикоснуться к его огнестрельному оружию” предлагается заменить словами “прикоснуться к его огнестрельному оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции “. Изменение заключается в введении очередной неоднозначной категории как «совершение иных действий, дающих основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника». как кажется, данное положение может являться неким заимствованием из законодательства иных стран. Впрочем, везде подобные нормы реализуются достаточно дифференцированно. Полицейский однозначно должен иметь широкие гарантии своей собственной безопасности в силу специфики должностных обязанностей, однако беспокойство вызывает возможность различной трактовки предлагаемой формулировки и высокая вероятность ее расширительного толкования.

Новый Закон о полиции 2020 – удар по правам человека

Нас убеждают, что государство заботится о своих гражданах, принимает меры по соблюдению прав и законных интересов граждан.

Сейчас в государственной думе рассматривается закон о внесении ряда поправок в Федеральный закон РФ «О полиции» и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

В качестве наглядной иллюстрации приведу только некоторые выдержки.

Первое. Проект поправок в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Можно не размениваться на такие мелочи данного законопроекта, как «сделка с дьяволом» в новой редакции ст.4.1. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь это называется «контракт – письменное соглашение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и лица, добровольно изъявившего желание оказывать ему содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности, о взаимных обязательствах сторон и об условиях конфиденциального сотрудничества». Ключевое слово здесь – добровольно изъявившего желание. Ничего не будем обсуждать, промолчим.

Второе. А здесь молчать нельзя. В статью 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается внести поправку следующего содержания:

«Причинение вреда признается вынужденным, если без такого причинения в конкретных условиях места и времени объективно было невозможно обеспечить защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Вред не может считаться причиненным вынужденно, если он заведомо связан с причинением смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека».

В ходе мероприятий по проведению обыска следователь принял решение взломать полы, перед этим случайно разбил дорогой чайный сервиз, гражданин заявил о том, что он не допустить такого беспредела и подошел к шкафу со словами: «Я сам все открою, все отдам, все покажу, только ничего не ломайте». Оперативный сотрудник полиции посчитал, что это может быть уловкой и гражданин собрался достать оружие и причинить всем участникам следственного действия физический ущерб. А дальше уже как получится, вплоть до причинения смерти.


«Применение физической силы, повлекшее причинение тяжких телесных повреждений гражданину, в помещении которого проводился обыск, со стороны оперативных сотрудников было вынужденным в силу реальной угрозы жизни и здоровью участникам следственных мероприятий по производству обыска – следователю, оперативным сотрудникам, понятым. Поведение гражданина свидетельствовало о крайней степени агрессивности, не оставляющей и тени сомнения в реальности применения со стороны гражданина физической филы, расправы. Угроза жизни была реальной и неотвратимой и только действия оперативных сотрудников устранили реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью участников процессуальных действий.

Полномочия полицейских: сейчас и потом. Как их изменят поправки в закон о полиции

Существующее правовое поле, в рамках которого функционирует Федеральный закон «О полиции» с 2011 года, когда он был принят, значительным образом изменилось, в результате чего назрела необходимость существенного изменения этого нормативного акта.

  • Цели внесения поправок в Федеральный закон «О полиции»
  • Какие изменения в полномочиях сотрудников полиции стали наиболее заметными

Целью внесения новых полномочий для сотрудников полиции в указанный федеральный нормативный акт является усиление гарантий, которые даются для защиты прав и интересов жителей государства. С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Правительство утвердило поправки, расширяющие права сотрудников МВД

В Госдуму вскоре будет внесен законопроект, уточняющий и расширяющий права полиции. Самой значимой станет норма, позволяющая сотрудникам вскрывать транспортные средства граждан, а также выставлять оцепление вокруг жилых домов, в том числе при эпидемиях и для соблюдения карантинных мероприятий. Кроме того, расширены нормы применения полицейскими огнестрельного оружия при попытках оказания им вооруженного сопротивления.

Как стало известно в среду, в правительстве согласован проект закона «О внесении изменений в ФЗ “О полиции”». Вскоре документ поступит на рассмотрение в Госдуму.

Инициатором выступило МВД: поправки были разработаны в договорно-правовом департаменте ведомства в декабре прошлого года, после чего их направили в заинтересованные министерства и правительство. Нужно отметить, что попытка внесения схожих поправок была предпринята рядом депутатов около двух лет назад, но тогда их отправили на доработку. Официально в МВД содержание законопроекта до его рассмотрения в Госдуме не комментируют.

Законопроект предусматривает ряд норм, уточняющих или расширяющих уже имеющиеся в законе «О полиции».

Так, действующая редакция дает право полиции «патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка». В новом варианте ст. 13 ФЗ говорится, что сотрудники ведомства имеют право также «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», места преступлений, административных правонарушений, происшествий, а также «публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу их безопасности, а также осуществлять временно ограждение указанных мест и объектов».

В ст. 16 («Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов») предлагается ввести норму, в соответствии с которой полиция получит право блокировать по решению руководителя территориального органа «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» (в нынешней редакции закона речь идет лишь об «участках местности»). Отметим, что среди причин для таких действий в законе называются карантинные мероприятия, а также эпидемии. В пределах оцепления полицейским будет разрешено досматривать граждан, их вещи, автомобили и грузы.

Наиболее же актуальными являются дополнения к ст. 15 закона «О полиции», которая оговаривает право полицейских на вхождение или проникновение на земельные участки, в жилые дома и другие помещения граждан. В законопроекте предлагается унифицировать терминологию и использовать только слово «проникновение»

Авторы законопроекта предлагают ввести новую статью — 15.1 («Вскрытие транспортного средства»). Предлагается наделить полицейских правом вскрывать автомобили и проникать в них для спасения жизни граждан, обеспечения их безопасности, в том числе при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, пресечении преступления или задержании подозреваемых или обвиняемых, а также при «производстве по делу об административном нарушении, если имеются основания предполагать, что совершившее его лицо находится в состоянии опьянения». Кроме того, причиной для вскрытия машины могут стать несчастный случай с автовладельцем или подозрения, что в машине могут находиться запрещенные законом вещества. Наконец, транспортное средство полицейские могут вскрыть в связи с угрозой теракта.

Наиболее же актуальными являются дополнения к ст. 15 закона «О полиции», которая оговаривает право полицейских на вхождение или проникновение на земельные участки, в жилые дома и другие помещения граждан. В законопроекте предлагается унифицировать терминологию и использовать только слово «проникновение»

В Госдуму внесли проект закона, расширяющего права полицейских

МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволяет полицейским вскрывать машины в случае угрозы жизни людей и оцеплять жилые помещения, строения и другие объекты. Документ опубликован в среду в думской электронной базе данных.

“Полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства”, – говорится в пояснительной записке. Также полицейские смогут вскрыть машину для обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, при угрозе теракта, для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (или граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление), для пресечения преступления.

Правоохранители смогут воспользоваться этим правом и для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения. Еще одно основание для вскрытия машины – осмотр автомобиля или груза, если есть основания полагать, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.

Собственник должен быть проинформирован в срок до 24 часов с момента вскрытия автомобиля, в его отсутствие посторонние в транспортное средство не должны допускаться. Устанавливается, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный при вскрытии транспортного средства, если вскрытие было проведено по основаниям и в соответствии с законодательством.

Правоохранители смогут воспользоваться этим правом и для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения. Еще одно основание для вскрытия машины – осмотр автомобиля или груза, если есть основания полагать, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.

Читайте также:  Особенности выдачи справки об отпуске с места работы

Реформа МВД в 2020 году

Реформирование силовых ведомств – более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто. Антинаркотические органы когда-то были выделены в отдельное ведомство, а затем снова вошли в состав МВД. Из состава полиции была выделена Росгвардия, в которую перешёл ОМОН и вневедомственная охрана. Слухи, которые ходят вокруг возможного реформирования полиции в 2020 году, затрагивают ещё более чувствительные для сотрудников темы. Например, не первый год полицейские опасаются повышения выслуги лет для получения ведомственной пенсии. Будет ли реформа МВД в 2020 году, какую форму она примет и насколько близко затронет интересы простых сотрудников – разберёмся в том, что будет происходить с полицией в новом году.

Разница в суммах финансирования МВД в 2020 году и в последующие годы говорит о том, что деньги очевидно пойдут не на рост зарплат полицейских. На 2020 год запланированы какие-то крупные расходы в МВД, но какие именно – пока неизвестно. Может быть, это будет какое-то перевооружение полиции или обновление основных фондов. Но не значительный рост зарплат.

Закон о полиции, и что может измениться в 2020 году

Перевели 10 законов с бюрократического языка на русский

Для любителей подымить останутся только кальянные

Фото: Дарья Селенская / Сеть городских порталов

Каждый месяц в России начинается с порции изменений в законах. В октябре кончаются коронавирусные «плюшки», зато бюджетникам снова индексируют зарплату. Кафе и рестораны последний месяц предлагают кальяны посетителям, а вернуть деньги за концерт, на который вы не попали потому, что заболели, наконец-то стало можно!

Десять важных законодательных изменений октября — в нашем разборе.

Коронавирусные поблажки кончились

Весной из-за распространения федеральные власти приняли ряд временных мер и послаблений, которые с перестают действовать. Это касается кредитов для бизнеса, полисов ОСАГО и некоторых пособий.

Все эти положения не относятся лишь к религиозным организациям, устанавливающим свои ящики для сбора пожертвований.

Путин одобрил поправки к закону «О полиции»

7 февраля 2020 , 08:51 [ «Аргументы Недели» ] Источник: URA.RU

Президент РФ Владимир Путин подписал изменения в закон «О полиции». Поправки предусматривают дополнительные обязанности для сотрудников полиции, направленные на защиту прав граждан.

«Федеральный закон направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан», — отмечено в документе, опубликованном на сайте Кремля. Также поправки призваны улучшить работу полиции по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений.

Теперь полицейские обязаны сообщать близким пострадавшего об оказанной ему помощи, при наличии информации сообщать родственникам о том, в какую больницу отправлен пострадавший. Также сотрудники полиции будут обязаны информировать владельцев земельных участков и нежилых помещений при проникновении на эти территории.

Поправки расширяют круг лиц, которым гражданин может сообщить о своем задержании. Согласно изменениям, человек сможет позвонить не только супругу или родителям, но и близким родственникам, сестре или брату в срок, не позднее трех часов с момента задержания.

Депутат МГД Козлов: Прививка от бешенства нужна даже не покидающим жилье домашним кошкам

Северный дублёр Кутузовского проспекта: новая пьеса политического театра

В Миассе нашли нарушения при установке «лежачих полицейских»

Пираты московского моря

Войска Азербайджана в ходе наступления в Карабахе захватили армянское село

В РФ предложили разрешить предупредительный огонь авиации по нарушителям морских границ

Александр Лукашенко освободил от должности посла Беларуси в Латвии

Костырко: Информация о продаже базы данных онлайн-голосования – фейк

Автоэксперт рассказал о своем скептическом отношении к новым поправкам к ПДД

В Москве заочно арестовали трижды проголосовавшую по поправкам в Конституцию женщину

По делу о смертельном ДТП в станице Старокорсунской задержан сотрудник ППС

Сообщения о нападении человека с ледорубом на полицейского в московском храме опровергнуты

Сотрудник полиции спас упавшего под поезд человека

Мишустин вернулся к исполнению обязанностей премьер-министра РФ

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • В РФ предложили разрешить предупредительный огонь авиации по нарушителям морских границ

    Закон о полиции с последними изменениями

    Сотрудники полиции зачастую проходят службу в экстремальных условиях, рискуя своей жизнью и здоровьем. Государство высоко ценит заслуги полицейских, всячески заботится о действующих сотрудниках и тех, кто по разным причинам вынужден уйти на заслуженный отдых. Деятельность работы правоохранителей регламентирует Закон о полиции, принятый 07.02.2011г., известный как ФЗ-№3. С момента вступления в силу он не однократно видоизменялся, большие перемены ждут полицейских и в 2019 году.

    1. Основные положения Закона о полиции
    2. Пенсионное обеспечение
    3. Изменения в начислении заработной платы
    4. Другие изменения в закон о полиции
    5. Пояснение адвокатов закона о полиции

    Количество полицейских, несущих службу в разных регионах Российской Федерации, превышает 900 тыс. человек, а так как речь идет о госслужащих, то именно государство и Президент должны заботиться о судьбе правоохранителей. Своим указом от 01.01.2018г. Владимир Путин уже внес свою посильную лепту в вопрос проведения масштабной реформы деятельности полиции, а это означает, что существенных перемен придется ожидать уже в скором времени.

    Работа полиции и отношения с населением

    В законе указаны права и должностные обязанности работников полиции, страховка, степень ответственности и предоставление гарантий собственной безопасности. Указано, что контролировать деятельность полиции может как государство, так и общество.

    Основная часть работы полиции заключается в соблюдении гражданских прав населения. Применение ограничения гражданских прав и свободы гражданина, допустимо в случаях, которые предусмотрены законодательством.

    Применения силы, спецсредств или огнестрельного оружия работниками полиции, допускается в строго регламентированных ситуациях. В этих случаях сотрудники должны объяснить причины подобных действий, а также разъяснить гражданину его права.

    Полномочия работников полиции достаточно широки. Начиная от проверки документов на улице и заканчивая изъятием транспорта, но все они имеют под собой законные основания.

    Сотрудникам органов внутренних дел категорически запрещается причинять физический или моральный вред человеку, унижать его достоинство.

    В их обязанности входит пресечение действий, носящих насильственный характер в отношении личности. Работники полиции обязаны предоставить для ознакомления материалы дела и документы, подтверждающие необходимость ограничения свободы и гражданских прав задержанного. Исключением могут быть отдельные случаи, указанные в законе.

    Полицейские, при необходимости обращения к населению, обязаны представиться, назвав свою фамилию, должность, звание и предъявить подтверждающие документы. В ситуациях, когда граждане обращаются к полицейскому, он также обязан представиться, выслушать и оказать посильную помощь, не выходя за рамки своих полномочий, или же разъяснить гражданам, в каких компетентных органах им смогут помочь.

    Запрещается разглашение или передача иным лицам, полученных в процессе работы, сведений о личной жизни граждан, если не было их добровольного согласия, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством.

    Действия полиции, ограничивающие права граждан, организаций или должностных лиц, осуществляются в строгом порядке и при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

    Не допускается подстрекательство, склонение или принуждение граждан к совершению преступных действий сотрудниками полиции.

    Сотрудник полиции не может ссылаться на приказы руководства или другие причины, в целях оправдания бездействия или невыполнения своих должностных обязанностей. Законность выполнения работы и принятых решений со стороны работников полиции, контролируется органами исполнительной власти на Федеральном уровне.

    Работники органов внутренних дел обязаны стоять на защите прав населения, в независимости от пола граждан, расы, вероисповедания, национальных особенностей, места рождения и положения в обществе, уважать национальные традиции и культурные особенности.

    Работа полиции должна быть направлена на достижение и улучшение межнациональных отношений.

    Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

    Действующие сотрудники полиции, не могут принимать участие или поддерживать деятельность политических, общественных и религиозных организаций. Их действия должны быть беспристрастными, чтобы не нанести вред авторитету правоохранительных органов.

    Адрес: Москва , 115432, ул. Трофимова,2 корп. 1

    Оформить ОСАГО можно будет у посредника

    С 19 октября автомобилисты смогут приобрести страховку не только на официальном сайте страховой компании или в ее офисе, но и у посредника. В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы», заключить договор страхования ОСАГО в электронном виде водители смогут с использованием финансовой платформы. При этом оператор такой платформы не вправе взимать вознаграждение при заключении договора. То есть стоимость полиса, рассчитанная через посредника, должна соответствовать стоимости на официальном сайте страховой компании.

    Иностранцы, у которых есть совершеннолетние и дееспособные дети, уже являющиеся гражданами РФ, смогут получить российское гражданство в упрощенном порядке. Новый порядок начнет работать с 12 октября текущего года, до этой даты такая упрощенная схема доступна нетрудоспособным родителям. Кроме этого, Федеральным законом N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“ и Федеральный закон „О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации“» при приеме в гражданство РФ будет проводиться обязательная дактилоскопическая регистрация. Полномочия по ее проведению возлагаются на МВД.

    Как рассчитать размер льготы

    Права и обязанности налогоплательщиков регулируются Налоговым кодексом РФ. В нем указано, какие суммы работодатель не вправе облагать налогом.

    Игнорировать Налоговый кодекс бухгалтерия предприятия не может, но когда налоговый вычет больше дохода работника, схема отчислений сильно меняется.

    Превышение льготы над заработком сотрудника может быть вызвано несколькими причинами:

    • низкая заработная плата и наличие сразу нескольких видов льгот;
    • отпуск без сохранения заработной платы;
    • работник является многодетной матерью (отцом) или имеет ребенка-инвалида;
    • покупка недвижимости, земли;
    • оплата дорогостоящего лечения.

    На основании ст. 210 НК РФ в случаях, когда у работника в течение месяца не было дохода, или же доход был меньше суммы вычета, НДФЛ за этот период не платится. При наличии неиспользованного остатка необлагаемой НДФЛ суммы, он переносится на следующий период, что позволить уменьшить сумму отчислений.

    На основании законодательства работодатель должен исчислять НДФЛ нарастающим итогом, то есть поэтапно суммировать и пересчитывать его. Это необходимо, чтобы избежать переплаты НДФЛ за счет лишних отчислений из зарплат работников. При возникновении излишка, он может быть переведен в счет будущих отчислений или получен работником самостоятельно после обращения в ФНС.

    На основании законодательства работодатель должен исчислять НДФЛ нарастающим итогом, то есть поэтапно суммировать и пересчитывать его. Это необходимо, чтобы избежать переплаты НДФЛ за счет лишних отчислений из зарплат работников. При возникновении излишка, он может быть переведен в счет будущих отчислений или получен работником самостоятельно после обращения в ФНС.

    Ссылка на основную публикацию