Систему охраны труда реформируют

Реформировать систему охраны труда надо так, чтобы правила и условия работы были понятны всем – и работникам и работодателям

“Персона грата” с Виталием Ушкановым, “Радио России”.

Есть такое впечатление, что пресловутая техника безопасности, а если брать шире – охрана труда, давно стали диковинными анахронизмами. Давайте разберемся, так ли это. Гость программы – директор департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Наталия Жарова.

– Осталось ли что-нибудь в повседневной практике охраны труда серьезного, кроме грузных табличек с предупреждениями?

– Безусловно осталось, потому что без соблюдения правил охраны труда невозможно начало любого производства. Существуют инструктаж по охране труда, допуски к работе, правила и инструкции. Другое дело, что сфера охраны труда и здоровья требует реформирования. С нашей точки зрения, прежде всего реформирование необходимо для того, чтобы правила и условия работы были понятны всем – и работникам и работодателям.

– Сейчас это не так?

– Сейчас большинство компенсационных выплат по травмам и случаям смерти на производстве осуществляется по спискам, это статусный подход, зафиксированный в списке профессий. Если говорить о системе управления профессиональными рисками, которую мы внедряем и к которой готовим нормативные правовые акты, то ее цель заключается в том, чтобы на каждом месте работник и работодатель были в курсе тех рисков, которые существуют, и управляли ими.

– Что значит «система управления рисками»?

http://www.radiorus.ru/news.html?rid=892&date=21-10-2010&id=506062
– В Европейском союзе еще в 1989 году была принята деректива (действует практически до сих пор во всех странах ЕС), которая наладила систему управления профессиональными рисками на работе. У нас этот процесс тоже идет, но еще не получил законодательного оформления. В ряде пилотных регионов, особенно в Северо-Западном федеральном округе, есть очень интересные практики внедрения такой системы. Эта система включает в себя организационно-технические мероприятия и мероприятия, связанные со здоровьем работника. Риски при этом делятся на допустимые и опасные, информацию о них собирает как работник, так и работодатель. Существуют процедуры, которые позволяют эти риски оценивать.

Эта система дает нам установить связь между компенсациями, связанными с теми или иными профессиональными рисками, и затем перейти к сфере страхования от нечастного случая, которая должна строиться исходя из конкретного риска.

– То есть компенсации будут выдаваться вне зависимости от того, какую должность занимает человек, на каком месте работает?

– Да, и здесь мы сделали если не все, то достаточно много. В 2006 году были внесены изменения в Трудовой кодекс и выпущено постановление Правительства № 870. Суть изменений заключается в том, что предоставление компенсаций происходит по итогам аттестации рабочих мест, когда устанавливается класс условий труда. Сейчас в рамках действующей классификации вредным считается третий класс, который разделяется на четыре подкласса. И в зависимости от подкласса устанавливаются компенсации – сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, доплата к тарифной ставке. В кодексе и в постановлении закреплены минимальные гарантии. Гарантии более высокого размера могут определяться на уровне переговоров между работником и работодателем и федеральных отраслевых соглашений.

– Скажите, кто будет проводить аттестацию рабочих мест?

– Нами подготовлены изменения в порядок, введенный в действие в 2008 году. Один из основных постулатов нового порядка – это неаффилированность аттестующей организации. То есть если раньше аттестацию мог проводить сам работодатель (и понятно, какие в этом случае у него и аттестующей организации, когда она определяла класс условий труда, могли возникать соблазны), то в новом порядке совершенно четко написано, что аттестующая организация – это неаффилированная организация, независимый оценщик условий труда.

В этом году был принят приказ об аккредитации организаций, оказывающих услуги по охране труда (аттестация, обучение персонала и организация служб охраны труда на предприятии, в котором трудятся менее 50 человек). Мы проводим сейчас аккредитацию этих организаций. Аттестацией смогут заниматься только те организации, которые пройдут аккредитацию.

Также мы более четко приписали формирование аттестационной комиссии. Как и в других вопросах трудовых отношений, очень многое в решении вопросов охраны труда зависит от социального партнерства, которое существует на предприятии или в отрасли. С нашей точки зрения, с учетом того, что по итогам аттестации устанавливаются компенсации, вопрос участия в комиссии профсоюза должен быть прописан более четко. Если раньше была формулировка «может», теперь «должен участвовать».

– Профсоюзы настаивают на том, чтобы сначала провести аттестацию, потом сделать некий переходный период и только затем пересматривать социальные гарантии, которые существуют на сегодняшний день. Пойдете ли вы им навстречу или нет?

– С нашими социальными партнерами мы находимся в диалоге. При разработке темы, связанной с компенсациями и аттестацией, мы договорились, что определяем четкие понятные правила и двигаемся в этом направлении. Поэтому, думаю, что цель у нас с профсоюзами одна, об этапах мы тоже договорились. Мы уже разработали порядок аккредитации организаций, подготовили порядок проведения аттестации. Нами также подготовлены проекты приказов о предоставлении компенсаций, где прописан достаточно мягкий, гибкий период, в течение которого происходит переход от списочного установления компенсации к предоставлению компенсации по итогам реальной аттестации рабочих мест. Что дает такой подход и почему с социальными партнерами у нас есть взаимопонимание? Подход на основании аттестации рабочих мест позволяет аттестовать все рабочие места, вне зависимости от того, существует ли место в списке или нет, определить, вредные ли условия труда на рабочем месте или нет.

– Вот этот перечень социальных гарантий, которые человек может получить, станет меньше? Сохранятся ли выплаты, которые были раньше? Хуже станет работникам или лучше?

– С нашей точки зрения, станет лучше, потому что тем, кто имеет вредные условия труда, будут обязаны выплачивать компенсацию – сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда (установление процента к тарифной ставке).

– Когда берут человека на работу, он обязательно проходит инструктаж, как правило, достаточно формальный. Человек обязательно расписывается, что такой инструктаж проведен, и именно в этой подписи, по-моему, вся соль охраны труда: если не подпишешь – не допустят к работе, а если подпишешь – то с работодателя уже никакого спроса и нет, потому что подписал – сам и отвечай. Не останется вот эта формальная система таких инструктажей при приеме на работу?

– Мне кажется, нужно шире посмотреть на проблему. Никакая система оценки и управления рисками, предоставления компенсаций невозможна без формирования системы знаний работодателей и работников в области охраны труда, потому что и те, и другие должны быть подготовлены. Другой вопрос – в каких формах это проводить.

Один из наших следующих шагов – подготовка порядка обучения по охране труда. Сейчас необходимо определить направления подготовки по всем уровням – на уровне предприятий, уровне повышения квалификации, уровне подготовки специалистов. Если подготовка специалистов в большей степени относится к ведению Минобрнауки (мы совместно работаем), то остальное – наша компетенция, и мы готовим нормативные документы. Мы разрабатываем программу, которая могла бы модифицироваться в зависимости от профессии, специальности, отрасли. Определенные наработки в этом направлении у нас уже есть, сейчас готовим итоговый документ.

– То есть будут некие обучающие центры, где будут готовить не столько специалистов в области охраны труда, сколько работодателей?

– И работников. Работника тоже нужно обучать безопасному труду и ответственности за те действия, которые он производит. Обязанности проходить обучение никто не отменял. Вопрос в том, чтобы сделать обучение современным, использовать новые методики.

– Мы с вами говорили об охране труда, и наверняка это относится не только к большим предприятиям, это относится к любому рабочему месту. То есть если, предположим, у меня есть свой маленький бизнес и у меня работают три человека, я должен аттестовать каждое из этих рабочих мест. Это бесплатно или для маленького бизнесмена это потребует определенных затрат?

– Процедура небесплатна, поскольку заключается договор между работодателем и аттестующей организацией. В соответствии с порядком все рабочие места должны быть аттестованы в течение пяти лет. То есть маленький бизнесмен не обязан аттестовать места одномоментно. Он может это сделать в течение пяти лет. Если места аналогичные – похожие по условиям труда, по оборудованию, по процессам, которые человек осуществляет, фактически аттестуется одно рабочее место.

– То есть это обходится в три раза дешевле?

– Да. Нами предусмотрен механизм, который позволяет в том числе и малым предприятиям проводить процедуру аттестации рабочих мест.

– То есть это обходится в три раза дешевле?

Цели СУОТ

Не понаслышке знаю, что многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований, для чего повторяться?

Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования законодательства, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.

Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.

То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.

В целом система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.

А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).

Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

Вопрос первый: почему не действуют или действуют нерезультативно существующие СУОТ?

Основные из них следующие:

  1. отсутствие на многих предприятиях целостной (завершённой) системы управления. Имеющиеся на этот счёт отдельные документы (стандарты, положения) не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не отражают современных тенденций, не учитывают требования рынка в области управления взаимосвязанными процессами в области качества продукции и услуг, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и по этим причинам не формируют таким образом целостную систему управления, организации, исполнения;
  2. уровень и качество нормативной базы предприятий, определяющей механизм функционирования Систем, не соответствует существующей нормативно-правовой базе и современным требованиям в области охраны труда; на многих предприятиях Украины функционируют системы управления, основу которых составляют документы, разработанные в 80-е годы прошлого столетия;
  3. недостаточная роль служб охраны труда, профессиональная и психологическая неготовность её специалистов и персонала предприятий к разработке, восприятию и внедрению более современных систем управления несмотря на многолетнюю предисторию;
  4. недостаточная информированность работников предприятий и эффективность пропаганды в отношении политики, которая проводится на предприятиях в области охраны труда;
  5. отсутствие необходимого контроля за функционированием систем управления (система аудита пока ещё не нашла широкого применения);
  6. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), побуждающего разработку и внедрение специалистами современных систем управления и внедрения иных инновационных решений;
  7. недостаточное внимание к охране труда в целом со стороны собственников и руководителей подразделений.
  8. наконец, длительное отсутствие единых рекомендаций на государственном уровне и типовых моделей в отраслях, в соответствии с которыми предприятия могли бы разрабатывать или совершенствовать свои системы уравления, обеспечивая тем самым высокое качество и унифицированный подход к структуре и содержанию СУОТ.

По этим причинам традиционные СУ во многом не отвечают современным требованиям и это во многом объясняет неэффективность их функционирования, а также необходимость разработки принципиально новой модели в рамках единой интегрированной Системы управления (ИСУ), основанной на требованиях национальной нормативно-правовой базы, международных стандартах, рекомендациях МОТ, наконец – на практическом опыте.

I. Предварительный анализ состояния охраны труда

Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:

  • Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
  • Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
  • Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
  • Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
  • Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
  • Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
  • Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
  • Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

3. Доступность информации

Похожие книги на litres.ru

где КР – коэффициент риска;

Оценка риска: как в России реформируют охрану труда

Ежегодно в мире, по данным Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), в результате происшествий на рабочем месте и профессиональных заболеваний гибнут 2,44 млн человек. Помимо человеческих судеб, речь идет об огромных экономических потерях — до 4% глобального ВВП. Россия на этом фоне демонстрирует достаточно позитивную картину: в последние годы наблюдается снижение производственного травматизма. Так, по данным Минтруда, за девять месяцев 2017 года смертность в результате несчастных случаев на предприятиях уменьшилась на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 871 человек. При этом общее число происшествий с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) сократилось на 5% год к году, до 3556 случаев (для сравнения: за тот же период, по данным ГИБДД, на дорогах страны погибли 13 305 человек). Большинство летальных происшествий случаются в строительстве, сельском и лесном хозяйствах, на обрабатывающих производствах, транспорте, а также при добыче полезных ископаемых.

Можно ожидать, что в ближайшие годы сокращение травматизма на рабочем месте будет идти независимо от социальной политики — его обеспечит совершенствование технологий и оборудования, а также постепенная автоматизация самых опасных участков производства. Ставка на профилактику в сфере охраны труда способна принести быстрые и ощутимые результаты в социальной и экономической сферах. Согласно некоторым международным исследованиям, каждый доллар, вложенный в безопасность и гигиену труда, способен генерировать экономический эффект на два с лишним доллара. Между тем причиной 71,7% несчастных случаев на производстве в России в 2016 году стала неудовлетворительная организация производства работ и недостатки в обучении работников безопасности труда, следует из статистики Минтруда, а значит, их можно было избежать.

Читайте также:  Гарантия на стоматологические услуги: разбираем нюансы

«Необходимо сменить парадигму с реагирования на профилактику. Предупредить несчастные случаи всегда легче и экономически выгоднее, чем ликвидировать тяжелые последствия недостатков в системе безопасности труда», — отмечает директор департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж.

Реформа труда

Российское законодательство в сфере охраны труда — одно из лучших в мире, уверен генеральный директор EcoStandard Group Николай Кривозерцев, поскольку предусматривает специальную оценку условий труда и воздействия негативных факторов на каждом рабочем месте (СОУТ) — на основе этой оценки должны формироваться рабочий график сотрудника, назначаться льготы и компенсации, определяться срок выхода на пенсию и т.д. Такую оценку обязаны проводить все организации и предприятия независимо от вида деятельности, формы собственности и организационно-правовой структуры. Однако, как и во многих других случаях, строгость законодательства компенсируется необязательностью его исполнения: СОУТ превращается в формальность, работодатель имеет массу возможностей «договориться» с инспектором. В то же время контрольные функции делят между собой несколько надзорных ведомств, включая Роструд и Роспотребнадзор, что увеличивает административную нагрузку на бизнес.

Реформа контрольно-надзорной деятельности, которая проводится в России, предполагает переход надзорных органов к риск-ориентированному подходу, что затронет и сферу охраны труда. Согласно этой концепции, внимание инспекторов концентрируется на потенциально опасных производствах, правила устанавливаются исходя из фактического уровня производственного травматизма и условий труда в отдельных видах экономической деятельности, а нагрузка на добросовестный бизнес с низким риском снижается. Внедрение цифровых технологий позволяет перейти к дистанционному мониторингу, а готовящиеся поправки в Трудовой кодекс должны обеспечить превентивное выявление опасных условий труда и защиту работника. В рамках же подпрограммы «Безопасный труд», запущенной с 2018 года (входит в госпрограмму «Содействие занятости населения»), ставится задача пересмотреть систему социального страхования, чтобы не платить пособия по факту потери здоровья и трудоспособности, а на ранних стадиях выявлять профзаболевания и проводить реабилитацию. (Напомним, за каждого работающего по трудовому договору сотрудника работодатель уплачивает взнос в Фонд социального страхования — эти средства могут расходоваться как на выплаты пострадавшим, так и на профилактику.) По словам главы Минтруда Максима Топилина, необходимо «перевернуть пирамиду и переформатировать расходы так, чтобы человек сохранял здоровье на производстве».

К нулевому травматизму

Важнейшее значение в рамках реформы имеет формирование безопасной культуры труда, в равной степени разделяемой работниками и работодателями. Способствовать этому должно присоединение России к международной инициативе «Нулевой травматизм» (Vision Zero), запущенной в Сингапуре в сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. Она предлагает комплексную концепцию безопасности работника, включающую в себя экологическую, промышленную и пожарную безопасность, производственный контроль и охрану труда. Концепция, разработанная МАСО, предлагает работодателям ориентироваться на семь «золотых правил» для снижения травматизма и профилактики заболеваний, при этом гибкость концепции позволяет применять ее на любом месте работы, на любом предприятии, в любой отрасли и во всех регионах мира. «Жизнь священна, и у каждого человека есть право вернуться домой живым после работы», — отмечает генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски.

Правила «Нулевого травматизма»

  1. Стать лидером — показать приверженность принципам.
  2. Выявлять угрозы — контролировать риски.
  3. Определять цели — разрабатывать программы.
  4. Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации.
  5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием.
  6. Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки.
  7. Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия.

«Работник лично должен быть заинтересован в обеспечении безопасности на своем рабочем месте. Безопасность — это не машины, не оборудование, она в умах людей», — подчеркивает Валерий Корж. Роль сотрудников в охране труда годами недооценивалась, уверен Ханс-Хорст Конколевски: «Работодатели склонны приглашать сторонних экспертов и платить им большие деньги, чтобы понять, что не так в компании, вместо того чтобы использовать внутренние ресурсы и ориентироваться на работников. А ведь именно они знают, что происходит в цехе».

Благополучия цифровой эпохи

Развитие технологий также накладывает отпечаток на сферу охраны труда. С одной стороны, роботы могут заменить людей на опасных производствах, системы дистанционного мониторинга — обеспечить раннее реагирование при нештатных ситуациях, а обучающие игры на основе виртуальной реальности — научить сотрудников поведению при пожаре. С другой стороны, применение высокотехнологичного оборудования требует повышения квалификации и ответственности специалистов и несет в себе новые риски, например, если речь идет о беспилотном транспорте. «Охрана труда — это то направление, где внедрение новых цифровых решений принесет не только существенный экономический эффект, но позволяет сохранить здоровье и жизнь сотрудников», — говорит директор по операционной работе ИТ-кластера Фонда «Сколково» Сергей Ходаков. Однако, добавляет эксперт, требуется совершенствование регуляторных и нормативных требований к создаваемым технологиям и применению их на промышленных предприятиях.

Впрочем, само понятие охраны труда также постепенно расширяет свое значение, а социальные обязательства компании перед сотрудниками уже не ограничиваются предотвращением производственных травм. Концепция человеческого капитала предполагает, что компания заинтересована в поддержании физического и душевного благополучия работников ничуть не меньше, чем в исправно работающем оборудовании. Именно поэтому понятие well-being уже крепко укоренилось в программах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности международных компаний.

По данным ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда», на одного сотрудника, пропускающего по болезни 14 дней в году, работодатель несет потери в 40–60 тыс. руб. Сидячий образ жизни офисных работников обходится мировой экономике в $67,5 млрд в год, при этом программы здоровья и благополучия на работе окупаются для бизнеса в среднем за 2,6 года, подсчитали во Всемирной организации здравоохранения. Согласно исследованиям Harvard Business Review, компании, не вкладывающие средства в превентивные программы, ежегодно вынуждены увеличивать расходы на здравоохранение на 7%, тогда как их конкуренты, внедряющие принципы well-being, — только на 2%.

Среди актуальных трендов — создание комфортных, экологичных и эргономичных рабочих мест, «зеленого» офиса, где используют экоматериалы, разделяют отходы и экономят электричество. В Москве, где конкурс на лучший «зеленый» офис проводится уже пять лет, в нем приняли участие 560 российских и зарубежных компаний. «Сотрудники компаний ежедневно проводят на работе в среднем не менее восьми часов. Очень важно, как обустроено их офисное пространство, — для самих сотрудников и для работодателя. Ведь то, насколько физически и психологически комфортно людям работать, напрямую влияет на личную эффективность и производительность труда», — отмечает замначальника управления особо охраняемых природных территорий столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Ольга Сосницкая.

Впрочем, само понятие охраны труда также постепенно расширяет свое значение, а социальные обязательства компании перед сотрудниками уже не ограничиваются предотвращением производственных травм. Концепция человеческого капитала предполагает, что компания заинтересована в поддержании физического и душевного благополучия работников ничуть не меньше, чем в исправно работающем оборудовании. Именно поэтому понятие well-being уже крепко укоренилось в программах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности международных компаний.

Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить?

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  1. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  2. ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  3. ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  1. руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  2. на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  3. работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.

Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

Реферат: Совершенствование системы охраны труда на предприятии

Глава 1. Теоретические основы понятия «охрана труда»………………………

1.1. Сущность и содержание охраны труда……………………………..

1.2. Нормативно-правовые акты по охране труда……………………….

Глава 2. Оценка состояния охраны труда на примере Усть-Таттинского потребительского общества……………………………………………………..

2.1. Краткая характеристика Усть-Таттинского потребительского общества……………………………………………………………………

2.2. Анализ системы охраны труда в Усть-Таттинском потребительском обществе……………………………………………………………………

2.3. Основные причины, сдерживающие развитие системы охраны труда в Усть-Таттинском ПО………………………………………………

Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы охраны труда в Усть-таттинском ПО……………………………………………………………….

3.2. Оценка затрат на реализацию проекта……………………………..

Список использованной литературы…………………………………………….

На всех предприятиях создаются здоровые и безопасные условия труда, устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, а также создаются условия труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.

Охраной труда называют разработку и использование мер, защищающих человека в процессе труда, составляющих содержание человеческой деятельности. Она является важнейшей составляющей безопасности жизнедеятельности человека.

Область человеческой деятельности, которая называется «безопасность жизнедеятельности», включает три взаимосвязанных раздела: «охрана окружающей среды (экология)», «охрана человека в быту», «охрана человека в процессе труда». В охране труда тоже можно выделить социально-экономические меры защиты человека, правовые, медико-биологические мероприятия, техники безопасности, которые являются основной частью охраны труда.

Цель курсового проекта – разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы охраны труда на конкретном предприятии.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы охраны труда;

2. Проанализировать систему охраны труда на конкретном предприятии;

3. Разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию системы охраны труда на предприятии.

Структура работы: курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы понятия «охрана труда»

1.1. Сущность и содержание охраны труда

Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г.№181-ФЗ и сформулировано следующим образом: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно- гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные мероприятия». [3, с.83]

Под иными мероприятиями следует понимать мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности и т.п., в ходе трудовой деятельности работников.

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, так как они являются элементами охраны труда, её составными частями.

Кроме понятия охраны труда в ст.1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» даются и другие определения, а именно:

Безопасность-это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. [6, с.103]

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производительный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. [11, с.93]

В основном законе нашего государства Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определен в статье 37«…Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…»

В Трудовом кодексе РФ отражены следующие вопросы:

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 23 июля 1999 года.

– признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

-государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный контроль и контроль над соблюдением требований охраны труда;

-установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех видов собственности;

-обеспечение общественного контроля соблюдением законодательства в области охраны труда;

-обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

-обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

-гарантирование компенсации за вред, причиненный работникам другие принципы. [7, с.105]

Читайте также:  Собственность и вещные права

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора.

1.2. Нормативно-правовые акты по охране труда

В Российской Федерации действует система нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, правил и инструкций по безопасности, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. [10, с.203]

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два года.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ об охране труда, а также федеральных, целевых, отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;

-государственное управление охраной труда;

-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

-расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

-участие государства в финансировании охраны труда;

-подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда. [6, с.204]

В соответствии со ст.14ФЗ «Об основах охраны труда в РФ « обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

1.Обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования и осуществление технических процессов.

2.Обеспечить применение средств индивидуальной защиты и коллективной защиты.

3.Обеспечить соответствие требованиям охраны труда на каждом рабочем месте.

4.Обеспечить режим труда и отдыха.

5.Проведение инструктажа по охране труда.

6.Проверку знаний требований охраны труда.

7.Обеспечить организацию контроля над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

8.Обеспечить своевременное расследование несчастных случаев и оформление документации по расследованию.

9.Обеспечить проведение за счет средств организации обязательных предварительных и периодических осмотров. [12, с.86]

В свою очередь работник также обязан выполнять требования по охране труда.

1.Соблюдать требования по охране труда;

2.Правильно применять средства индивидуальной защиты;

3.Проходить обучение, инструктажи и проверку знаний требований охраны труда;

4.Немедленно извещать своего руководителя работ о любой ситуации, которая угрожает жизни или здоровья людей;

5.Проходить предварительные медосмотры.

6. Все работники предприятия, в т.ч. и ее руководитель обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требования охраны труда в порядке установленном правительством РФ. [7, с.105]

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнение обязательств по охране труда, предусмотренных договорами, несут ответственность.

В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности.

1.Дисциплинарная ответственность – замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможно лишение премии.

2.Административная ответственность – влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Штрафы имеют право налагать должностные лица государственного надзора и контроля по охране труда.

3.Уголовная – определяется судом. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил. Если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, то наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида:

-материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю);

-материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесенный ему ущерб на работе. [8, с.95]

В случаях, если деятельность организации осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанная деятельность могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей.

Таким образом, целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.

Глава 2. Оценка состояния охраны труда на примере Усть-Таттинского потребительского общества

В период раздробления потребительских обществ в Республике Саха (Якутия) с целью преодоления кризиса в 1998 году на базе Таттинского улусного потребительского общества было создано четыре юридических лица: Ытык-Кюельское, Таттинское, Черкехское, Усть-Таттинское потребительские общества.

Усть-Таттинское потребительское общество было учреждено пайщиками из четырех наслегов улуса (Усть-Таттинского, Уолбинского, Баягинского, Хара-Алданского). Эти наслега, наиболее отдаленные от улусного центра, располагают относительно сложной транспортной схемой. Обществу было передано основных средств на сумму 2531 тыс. рублей.

В начале деятельности потребительского общества действовали четыре магазина по продаже товаров повседневного спроса; четыре хлебопекарни; столовая, имеющая кондитерский цех. Следовательно, занимались розничной торговлей, производством хлеба и хлебобулочных изделий, организацией общественного питания.

Вновь созданной организации необходимо было занять прочную позицию в экономике улуса, стать равноправным конкурентом другим субъектам потребительского рынка. Следовало расширить реализацию товаров, расширить сбыт собственной продукции для более полного привлечения потенциальных покупателей и потребителей, завоевать доверие жителей улуса. Создать имидж потребительской кооперации как социально ориентированной системы можно только тогда, когда население будет получать реальную пользу, прежде всего – экономическую выгоду от деятельности кооперативных организаций.

Был выбран путь диверсификации деятельности для достижения поставленных задач.

«Диверсификация (от лат. Diversus – разный и facere – делать) – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства». [10, с.93]

Как показывает опыт зарубежных форм и передовых отечественных предприятий, в условиях рыночных отношений диверсификация деятельности является залогом успеха любой организации.

Для диверсификации деятельности необходимо было укреплять, расширять материально-техническую базу.

Усть-Таттинское потребительское общество с момента создания по мере возможностей вкладывает средства в обновление основных фондов.

В 1999 году открыли новый магазин «Кустук» в улусном центре Ытык-Кюель. Магазин должен был стать «лицом» организации, поэтому большое внимание было уделено созданию современного интерьера для привлечения потенциальных покупателей. Был проведен «евроремонт» здания. Штат работников сформировали из опытных, инициативных работников торговли.

Доля потребительского общества в общем объеме товарооборота улуса возросла от 7,1% в 1998 году до 11,9% в 1999 году.

С этого года начали устанавливать прямые связи с поставщиками товаров. Был заключен договор с железнодорожной станцией «Эргис». Приобрели автомашину марки «Камаз». Жители сел улуса получили возможность приобретать мебель, сложные технические товары по доступным ценам, не выезжая за ее пределы.

Со следующего 2000 года начали предоставлять платные услуги населению. В эксплуатацию был введен цех по производству мебели.

В связи с расширением деятельности численность работников составила 62 человека, увеличившись в 2 раза по сравнению с 1998 годом. Потребительское общество стало вносить посильный вклад в решение проблем занятости в сельской местности.

В течение года была проведена перепись пайщиков с целью уточнения их численности. Установлены следующие размеры паевого взноса: для ветеранов войны и тыла – 150 рублей, остального населения – 300 рублей, работников потребительского общества – 1000 рублей.

Работа по восстановлению социальной базы кооперации была продолжена в 2001 году. Расширили ассортимент товаров, отпускаемых пайщиками со скидкой 15%. Была введена тетрадь учета покупок каждого пайщика. Каждый месяц по результатам суммы покупок предоставлялась дополнительная скидка в сумме 300 рублей. Один раз в месяц проводился «Единый день пайщика». Каждый пайщик мог получить полноценную информацию о деятельности потребительского общества. В каждом обслуживаемом населенном пункте активным пайщикам за счет организации стали выписывать газету «Российская кооперация».

Потребительским обществом в результате анализа конъюнктуры рынка были предприняты меры по усилению конкурентоспособности, так как за эти годы активизировались частные предприниматели. В селе Усть-Татта в магазине «Алдаана» был проведен «евроремонт», полностью обновлено торгово-технологическое оборудование. При этом во внимание было принято то, что частники в основном торговали продуктами питания. Оборотные средства были направлены в первую очередь для закупа товаров, представленных в ассортименте конкурентов, у прямых поставщиков. Таким образом, добились относительного снижения цен на товары, что привело к повышению охвата покупательных фондов населения обслуживаемой территории. Продажа на одного жителя составила 7111 руб., что позволило потребительскому обществу занять почетное второе место в рейтинге кооперативных организаций Республики Саха (Якутия).

Открыли прокат видеокассет, отдел промыслов. Народные умельцы получили возможность реализовать свою продукцию.

Была введена в эксплуатацию новая хлебопекарня в селе Усть-Татта. Были созданы условия для повышения эффективности производства хлеба и хлебобулочных изделий. Предусмотрены меры по обеспечению нормальных условий труда работникам. Комната отдыха оснащена мягкой и кухонной мебелью, что, несомненно, улучшает моральный климат в рабочем коллективе.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности Усть-Таттинского потребительского общества за 2006-2008 гг.

Для характеристики финансово-хозяйственной деятельности Усть-Таттинского ПО рассмотрим данные таблицы 1,2,3,4

Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы охраны труда в Усть-таттинском ПО……………………………………………………………….

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

  • Анализ бизнес-процессов ОГ, входящих в организационный объем проекта, и выработка унифицированных решений;
  • Разработка концептуального проекта Решения по итогам проведенного анализа;
  • Разработка ИР «Типовое решение по направлению «Охрана труда и промышленная безопасность» на базе 1С»;
  • Обеспечение требований законодательства РФ и ЛНД Компании в области информационной безопасности, в частности:
    • Получение согласий работников ОГ, входящих в организационный объем проекта, на обработку персональных данных;
    • Формирование списков доступов к ИР (списков пользователей с предоставленными полномочиями).

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования
  • Сбор и консолидация информации, поступающей с программно-аппаратных комплексов и измерительной аппаратуры (АСУ ТП): газоанализаторы, датчики температуры, датчики измерения излучения и т.п.
  • Настройка сценариев реагирования информационной системы при достижении пороговых значений в случае опасности и повышения риска здоровья человека.
  • Разработка и настройка расчетных механизмов, ускоряющий обработку задач, требующих сложных или объемных вычислительных операции.
  • Повышения прозрачности и доступности информации, относящейся к области ОТиБП на Предприятии.

Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

ОХРАНА ТРУДА ПО ТК РФ: ПОНЯТИЕ И ТРЕБОВАНИЯ

Работодатели обязаны соблюдать правила и требования охраны труда. За любое нарушение – штраф от 50 000 руб. А если с работником произойдет несчастный случай, руководителю компании грозит уголовная ответственность.

Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).

Организация системы управления охраной труда: приоритеты

Павел Матвеев, эксперт по охране труда

10 мая 2019 г., охрана труда, система управления охраной труда, СУОТ на предприятии, документы по охране труда

Расставлять приоритеты нам приходится всю жизнь, и документооборот по охране труда тому не исключение. Что важнее всего, когда готовится организация системы управления охраной труда? Какие элементы системы нужно подготовить в первую очередь, а с какими можно повременить? В этой статье мы не только ответим на эти вопросы, но и подскажем, какие документы СУОТ делать совсем необязательно. Готовы?.

  • этого требует заказчик, устраивающий конкурс (тендер) или аукцион;
  • этого требует государственный инспектор по труду во время очередной или внеплановой проверки;
  • этого требует сам процесс организации охраны труда с целью обеспечения системного подхода.

Минздравсоцразвития намерено реформировать систему охраны труда

В распоряжении Ъ оказалась концепция реформы системы охраны труда в РФ, разработанная Минздравсоцразвития. В случае ее утверждения в 2008-2011 годах нынешняя система может быть заменена на систему оценки профессиональных рисков, а тарифы отчислений в фонд социального страхования могут быть дифференцированы в зависимости от состояния дел с производственным травматизмом на конкретном предприятии.

По поручению первого вице-премьера Дмитрия Медведева Минздравсоцразвития разработало концепцию программы по улучшению условий и охраны труда “Безопасный труд” до 2025 года. В документе, проект которого попал в распоряжение Ъ, предполагается с 2011 года введение в РФ системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков.

Программа “Безопасный труд”, разрабатываемая Минздравсоцразвития с 2007 года, призвана сменить действующую со времен СССР систему охраны труда и рассматривается как часть демографической программы — ее конечной целью является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве (в России показатели, характеризующие смертность из-за травматизма, в 4,5 раза выше ЕС), повышение качества рабочих мест и условий труда.

10 сентября на форуме Международной ассоциации соцобеспечения Дмитрий Медведев заявлял, что демографическая проблема может стать серьезным барьером роста российской экономики. В проекте программы фиксируется, что ежегодные экономические потери, обусловленные условиями труда, оцениваются для России в 407,8 млрд руб. (1,9% ВВП). Из них потери ВВП в сумме более 56 млрд руб. связаны со смертностью на производстве, потери в 223,1 млрд руб. связаны с временной утратой трудоспособности из-за производственных травм.

В Минзравсоцразвития в новой программе делают ставку на внедрение системы управления профессиональными рисками, то есть переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками. Для этого, согласно концепции, необходима регулярная аттестация рабочих мест (оценка условий труда и профрисков), в результате которой на каждом предприятии должен быть принят план мероприятий по улучшению условий труда. Концепция впервые предполагает разработку системы целевых индикаторов ситуации с охраной труда, которые рекомендовано обсуждать на трехсторонних комиссиях “профсоюзы–работодатели–государство”. Мониторинг результативности программы будет контролироваться правительством посредством таких комиссий в регионах. Всего на реализацию программы из средств бюджета фонда социального страхования понадобятся в 2007 году 497,8 млн руб., в 2008 году — 532,7 млн руб., в 2009 году — 567,3 млн руб.

В министерстве убеждены, что “назрела и острая необходимость глубокой модернизации системы социального страхования от несчастных случаев на производстве”. Предполагается, что тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, должны дифференцироваться в зависимости от состояния охраны труда на каждом конкретном предприятии: чем хуже условия труда, тем тариф выше.

Минздравсоцразвития в целом предлагает акцентироваться не на ужесточении законодательства, а на повышении “коллективной ответственности” работодателей и работников за сокращение травматизма. “Только вовлечение работника и работодателя создаст систему, которая защитит здоровье работника и обеспечит безопасность труда”,— заявил Ъ от разработчиков документа начальник отдела развития социального партнерства департамента Минздравсоцразвития Марат Байгереев.

Читайте также:  Структура и содержание коллективного договора

В проекте программы планируется реализовать ее в три этапа. На первом (2008-2010 годы) планируется снизить смертность трудоспособного населения, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость минимум на 8-10%. На втором этапе (2011-2015 годы) — снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20% (сейчас — 41%). К 2025 году должны быть достигнуты показатели стран ЕС: рабочих мест с опасными условиями труда — 3-5%, коэффициент травматизма со смертельным исходом — 0,05-0,08.

“Новая концепция лучше, чем старая система аттестации рабочих мест”,— говорит главный специалист в области охраны труда субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной организации труда Викинг Хусберг. “Ситуация с охраной труда в России сложна, систему нужно менять, но если еще десять лет назад не было понимания, что безопасный труд это выгодно, то сейчас оно есть: несчастные случаи дороже. Такую систему внедряют некоторые предприятия, но проблема в средних и мелких”,— говорит он.

Концепция уже прошла серию обсуждений среди работодательских и профсоюзных объединений, в Минздравсоцразвития не скрывают, что против ряда ее положений уже высказаны претензии. В ближайшее время документ будет рассмотрен советом президента по нацпроектам.

Программа “Безопасный труд”, разрабатываемая Минздравсоцразвития с 2007 года, призвана сменить действующую со времен СССР систему охраны труда и рассматривается как часть демографической программы — ее конечной целью является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве (в России показатели, характеризующие смертность из-за травматизма, в 4,5 раза выше ЕС), повышение качества рабочих мест и условий труда.

СУОТ – Основные задачи

Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда. СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.

СУОТ строится (основывается, базируется) как на отечественных нормативных документах, так и на международных стандартах, включая OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001, которые разработаны для последовательного и планомерного внедрения и применения.

СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:

  • отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией;
  • обучения персонала инновационным методам работы;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда;
  • пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий;
  • обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
  • создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
  • создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
  • обеспечение оптимального режима труда и отдыха;
  • обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).

Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Как исправить опасные ошибки в СЗВ‑СТАЖ: рекомендации Пенсионного фонда

В инструкциях четких правил нет. Мы разузнали у специалистов фонда, как они предлагают корректировать новый отчет в разных ситуациях.

Ошибки в отчете, который успешно принял ПФР

За каждую ошибку в СЗВ-СТАЖ фонд вправе требовать с компании 500 руб. штрафа. Аналогичный штраф выпишут за каждого человека, о котором компания не отчиталась к 1 марта.

Если забыли показать в СЗВ-СТАЖ кого-то из физлиц или, наоборот, включили лишнего сотрудника, фонд примет отчет без вопросов. Но на проверке оштрафует компанию на 500 руб. за каждого человека (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). В первом случае это будет штраф за то, что отчитались не за всех физлиц, во втором — за недостоверные сведения в СЗВ-СТАЖ. Советы, как исправить эти ошибки, — ниже.

Ошибка № 1. Включили в отчет лишнего человека. Показывать в СЗВ-СТАЖ нужно только тех людей, которые в 2017 году работали в компании по трудовым или гражданско-правовым договорам. Если в отчет попали лишние физлица — например те, кого вы приняли на работу в 2018 году или уволили в 2016-м, — исправьте такие сведения. Если сделаете это до того, как об ошибке узнают и сообщат проверяющие, штрафа за недостоверные сведения в отчете не будет (п. 39 Инструкции, утв. приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н).

Подайте в ПФР отчет СЗВ-КОРР с типом «Отменяющая» (утв. постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п). В нем заполните только разделы 1 и 2, в которых сведения о компании и физлице (абз. 6 п. 4.1 Порядка, утв. постановлением № 3п). Так вы отмените данные, которые фонд ошибочно внес на лицевой счет физлиц.

Вместе с СЗВ-КОРР сдайте опись по форме ОДВ-1 (утв. постановлением № 3п). В этой форме заполните только разделы 1—3. В блоке «Тип описи» поставьте крестик рядом со словом «Исходная». Не ошибитесь — крестик рядом со словом «Отменяющая» ставить не надо. Этот значок нужен только в том случае, если хотите отменить данные из раздела 5 описи ОДВ-1, которую сдавали с первичным СЗВ-СТАЖ. В этом разделе компании приводят сведения о сотрудниках, которые вправе уйти на пенсию досрочно.

Ошибка № 2. Забыли включить в СЗВ-СТАЖ сотрудника. Скорректируйте отчет и в этом случае. Если сделаете это после 1 марта 2018 года, когда пройдет срок сдачи СЗВ-СТАЖ, проверяющие потребуют штраф — 500 руб. за каждого забытого человека. Повод для штрафа — компания не представила вовремя сведения на физлиц, за которых должна была отчитаться.

Протокол с кодом предупреждения 10 или 20 означает, что ваш отчет приняли. Но лучше уточнить в фонде, почему появилось предупреждение и надо ли корректировать отчет.

Безопаснее исправить ошибку добровольно, до того как о ней сообщит ПФР. Тогда есть шанс отбиться от штрафов в суде, как компании делают с СЗВ-М. Обычно срабатывает такой аргумент: организация исправила ошибку в отчетности самостоятельно до того, как это потребовали сделать проверяющие. Значит, штрафовать ее не за что (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 по делу № А16-1601/2016). Какие есть способы отбиться от штрафов за СЗВ-М.

Чтобы исправить ситуацию с забытыми физлицами, подайте в фонд СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая». Образец 2. В положении № 3п сказано про другую форму, которая дополняет предыдущий отчет, — СЗВ-КОРР с типом «Особая» (абз. 7 п. 4.1 Порядка, утв. постановлением № 3п). Но в ПФР на забытых сотрудников рекомендуют сдавать именно СЗВ-СТАЖ по типу Дополняющая».

Не забудьте приложить к дополняющему СЗВ-СТАЖ опись по форме ОДВ-1. Заполните в ней разделы 1—3 и поставьте крестик рядом со словом «Исходная».

Отчет приняли, но пришел протокол с кодами предупреждения 10 или 20

Протокол с кодами 10 или 20, который приходит из фонда в ответ на СЗВ-СТАЖ, означает, что отчет приняли, но с предупреждением. Если в отчете есть ошибка, безопаснее ее устранить, чтобы избежать возможного штрафа за недостоверные сведения. К примеру, вы забыли выделить в отчете кодом ДЛОТПУСК дополнительный отпуск работника, который вправе уйти на пенсию досрочно. Такая ошибка исказит стаж льготника. Для фонда это критично, поэтому он вправе потребовать с компании штраф за недостоверные сведения.

Как мы выяснили в ПФР, к недостоверным сведениям проверяющие относят все, что мешает фонду корректно идентифицировать компанию, человека, его стаж и условия работы.

Чтобы исправить ошибку с кодами 10 или 20, подайте в фонд форму СЗВ-КОРР с типом «Корректирующая». Образец 3. К отчету приложите опись по форме ОДВ-1. Заполните в ней разделы 1—3, а в блоке «Тип описи» поставьте крестик рядом со словом «Исходная». Не ошибитесь и не поставьте крестик в поле «Корректирующая» в описи. Такой значок нужен только в том случае, если хотите скорректировать данные из раздела 5 формы ОДВ-1, которую сдавали с первичным СЗВ-СТАЖ. Это сведения по сотрудникам, которые вправе уйти на пенсию досрочно.

Отчет приняли частично и прислали протокол с ошибкой 30

Еще по этой теме

Как ваши коллеги отменяют штрафы за СЗВ-М. Проверенные методы, которые помогут избавиться от штрафов и за СЗВ-СТАЖ.

Если получили протокол с кодом ошибки 30, значит, СЗВ-СТАЖ приняли частично. К примеру, это возможно из-за неверных Ф. И. О. и СНИЛС работников. Другая возможная ошибка — привели стаж, который выходит за рамки 2017 года, или отразили периоды работы физлица не в календарной очередности. Чтобы избежать штрафа в 500 руб. на человека, исправьте такую ошибку в течение пяти рабочих дней с момента получения протокола.

Бывает, что в графе 11 раздела 3 отчета стоит код «ДЕКРЕТ», а отчество сотрудника заканчивается на «-ич». Сведения на такого человека ПФР не примет: в декрете могут быть только женщины, а из вашего СЗВ-СТАЖ следует, что отчитываетесь за мужчину. Такая ошибка тоже приведет к штрафу, поэтому ее лучше оперативно устранить.

Также отчет примут частично, если в СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная» или «Дополняющая» заполнили сведения в разделах 4 и 5. Писать что-либо в этих разделах не надо. Поэтому исправлять такую ошибку не понадобится, так как фонд не принял сведения именно из этих разделов 4 и 5.

Сведения по физлицам, которые фонд не принял, скорректируйте и отправьте заново. Заполните разделы 1—3 формы СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» на тех лиц, по которым ошиблись (п. 2.1.5 Порядка, утв. постановлением № 3п).

Подайте вместе с формой, дополняющей СЗВ-СТАЖ, опись по форме ОДВ-1. Заполните в ней разделы 1—3, отметьте крестиком тип сведений «Исходная».

НАТАЛЬЯ БЕЛЯНЦЕВА, начальник Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц ПФР: СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» сдавайте, если фонд прислал вам протокол с кодом ошибки 30 или 40 и не учел сведения на лицевых счетах физлиц. Используйте эту форму, если нужно отчитаться за работников, которых забыли включить в исходный СЗВ-СТАЖ.

Отчет приняли с ошибкой 40

Ошибки с кодом 40 возникают, если фонд принял СЗВ-СТАЖ частично, поскольку в отчете есть некорректные данные. Например, в отчете неверно указали код должности сотрудника-льготника или в сведениях о компании или сотрудниках есть лишние знаки, например пробелы (приложение 5 к формату СЗВ-СТАЖ, утв. постановлением № 3п). Исправьте такие ошибки, чтобы избежать штрафа в 500 руб.

Подайте СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая», в которой заполните только разделы 1—3. К отчету приложите опись по форме ОДВ1. В ней тоже заполните только разделы 1—3 и отметьте крестиком тип сведений «Исходная».

Ошибка с кодом 50 означает, что отчет не приняли

Протокол с ошибкой 50 означает, что СЗВ-СТАЖ не приняли полностью. Исправьте ошибки и сдайте отчет повторно, чтобы избежать штрафа.

Эта ошибка означает, что фонд нашел критичные ошибки в СЗВСТАЖ и не принял его полностью. Это может произойти, например, если отчет подписали некорректной электронной подписью, привели неверные ИНН, КПП и регистрационный номер компании. Также ошибкой будет, если количество физлиц в СЗВ-СТАЖ расходится с данными описи по форме ОДВ-1. Кроме этого ошибкой будет сдать СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» на сотрудника, данные по которому ПФР уже учел на лицевом счете. Или если вы представите СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная», когда до этого уже подавали такую форму и фонд ее принял. Проследите за видом корректирующей формы, иначе ошибка приведет к тому, что ваш новый отчет не примут.

Исправьте ошибки, о которых сообщил ПФР, и повторно сдайте СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная». Иначе фонд оштрафует компанию на 500 руб. за каждого человека в отчете. Приложите к СЗВ-СТАЖ опись по форме ОДВ-1.

На заметку

Надо ли было включать в СЗВ-СТАЖ директора — единственного учредителя

Директор — единственный учредитель состоит с компанией в трудовых отношениях независимо от того, есть ли с ним письменный трудовой договор и получает ли он зарплату. Так считают в ПФР. Поэтому чиновники хотят видеть такого человека и в СЗВ-СТАЖ, и в СЗВ-М. Если раньше подавали на директора СЗВ-М, но не включили в исходный СЗВ-СТАЖ, подайте на него СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая». Поставьте в графе 11 раздела 3 код «НЕОПЛ», если по директору нет начислений: в таком случае фонд считает, что директор находится в отпуске за свой счет.

Если весь год на руководителя не подавали СЗВ-М, но включили в СЗВ-СТАЖ, компанию могут оштрафовать за то, что не учитывали директора в СЗВ-М. Штраф будет 6000 руб. (500 ₽ × 12 мес.).

Директор — единственный учредитель состоит с компанией в трудовых отношениях независимо от того, есть ли с ним письменный трудовой договор и получает ли он зарплату. Так считают в ПФР. Поэтому чиновники хотят видеть такого человека и в СЗВ-СТАЖ, и в СЗВ-М. Если раньше подавали на директора СЗВ-М, но не включили в исходный СЗВ-СТАЖ, подайте на него СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая». Поставьте в графе 11 раздела 3 код «НЕОПЛ», если по директору нет начислений: в таком случае фонд считает, что директор находится в отпуске за свой счет.

Ссылка на основную публикацию