Публичный лесной сервитут: что это значит

Прекращение сервитута

Иногда необходимость в сервитуте отпадает, или он начинает мешать соседу полноценно использовать свой участок, в таком случае он может быть прекращен. Основанием служит соглашение о его отмене между сторонами или новое решение суда. Эти изменения вносятся в реестр прав и обременение с участка снимается.

После чего на участок накладывается обременение. Оно фиксируется в ЕГРП. Когда земля находится в общей собственности, для сервитута нужно согласие всех совладельцев.

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Читайте также:  Прошел суд по кредиту что делать

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

Ограничения лесного сервитута

Законодательно закреплено право граждан находиться в лесах и заниматься там сбором растений и грибов. Но есть отдельные случаи, в которых оно ограничивается. Запрещается или ограничивается пребывание в лесах:

  1. находящихся на территории земель категории обороны и безопасности;
  2. особо охраняемых территорий;
  3. и в других, о которых говорится в федеральных законах.

При сборе также есть определённые ограничения. Нельзя собирать растения (включая их части) и грибы, входящие в Красные книги. Также не допускается сбор растений с наркотическими свойствами.

Ограничения могут быть связаны и с пожарной или санитарной безопасностью. Она должна соблюдаться и тогда, когда нахождения в лесу является свободным.

Законом Н 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» предусматриваются обстоятельства, при наличии которых госрегистрация сервитута приостанавливается если:

Как его установить?


Если вы хотите установить соглашение с владельцами соседних угодий, то порядок действий таков
:

  1. Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.
  2. Если соглашение было достигнуто, то подписать договор, в котором будет указано, на какие земли распространяется сервитут, для каких целей он был заключен, права и обязанности каждой стороны по предоставлению и использованию земель. После подписания договора его необходимо зарегистрировать таким же образом, как и любой другой договор на недвижимое имущество.
  3. Если в договоре была указана оплата за услугу, то произвести ее.
  4. Если соглашения не было достигнуто, то вы имеете право обратиться в суд и потребовать его заключения.

Естественно, любое судебное решение, касающееся ваших отношений с лесодателем, может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какова оплата за такие виды ограничений?

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

Плата может быть различна. К примеру, собственник участка, переходящего в рабство другому лицу имеет право потребовать любую плату за использование его владений. Но при этом ее размер, должен быть указан в договоре между двумя сторонами.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Это тоже важно знать:
Оформление права собственности на земельный участок по наследству и в аренде

Что касается оплаты за частное земельное ограничение, размер зависит от решения суда. Но, несмотря на эти условия, плата за ограниченное право на участок земли должна быть соразмерной. При ее определении размера оплаты можно ознакомиться с рекомендациями Росземкадастра.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Статья 21. Лесные сервитуты. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 21
Комментируемая статья впервые закрепила в лесном законодательстве понятие “лесной сервитут”, под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в Лесном кодексе по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными Водным кодексом Российской Федерации. Понятие “лесной сервитут”, как, впрочем, и “водный сервитут” не совпадает с классическим понятием “сервитут” (см. комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997).
Сервитуты – это один из видов вещных прав, возникших еще в римском праве. Необходимость правового регулирования сервитутных отношений в России возникла в связи с установлением права частной собственности на землю. Суть понятия сервитута состоит в том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком. Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутном правоотношении предстают собственники недвижимости.
Лесной кодекс внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся в римском частном праве. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов – Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой – неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи – несобственники.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных ст. 274 – 277 ГК РФ, которые применимы в определенной степени к регулированию только частных лесных сервитутов, заключается в следующем. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок (участок лесного фонда или участок лесов, не входящих в лесной фонд), прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (лесопользователя), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК РФ предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно – правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка (пользователь участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы. По требованию собственника земельного участка (пользователя участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу (участок лесного фонда или участок леса, не входящего в лесной фонд), в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник (лесопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке (см. также комментарии к ст. 86 и 123 ЛК РФ).

Читайте также:  Акт приема-передачи законченного строительством объекта

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 21
Комментируемая статья впервые закрепила в лесном законодательстве понятие “лесной сервитут”, под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в Лесном кодексе по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными Водным кодексом Российской Федерации. Понятие “лесной сервитут”, как, впрочем, и “водный сервитут” не совпадает с классическим понятием “сервитут” (см. комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997).
Сервитуты – это один из видов вещных прав, возникших еще в римском праве. Необходимость правового регулирования сервитутных отношений в России возникла в связи с установлением права частной собственности на землю. Суть понятия сервитута состоит в том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком. Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутном правоотношении предстают собственники недвижимости.
Лесной кодекс внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся в римском частном праве. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов – Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой – неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи – несобственники.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных ст. 274 – 277 ГК РФ, которые применимы в определенной степени к регулированию только частных лесных сервитутов, заключается в следующем. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок (участок лесного фонда или участок лесов, не входящих в лесной фонд), прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (лесопользователя), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК РФ предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно – правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка (пользователь участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы. По требованию собственника земельного участка (пользователя участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу (участок лесного фонда или участок леса, не входящего в лесной фонд), в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник (лесопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке (см. также комментарии к ст. 86 и 123 ЛК РФ).

Основа регулирования публичных сервитутов

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов – в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2018г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. В соответствии со статьей 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018 года) публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом – решением соответствующего органа.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 17 ст. 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018г.), ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Использование лесов на основании права ограниченного пользования (сервитута) теперь регламентировано.

Разновидности лесного сервитута

Обременение подразделяется на публичное и частное. Первое распространяется на неограниченный круг лиц. А второе устанавливается в интересах конкретных людей или предприятий. Частный сервитут, как правило, является оплачиваемым.

Понятие публичного лесного сервитута присутствовало в старой версии Лесного Кодекса (от 1997 года). В 21-й статье говорилось о праве граждан РФ свободно находиться на землях лесного фонда (а также в лесах, не входящих в него). В новой версии (от 2006 года) такого термина не содержится. Но в его 11-й статье указывается на право пребывания в лесах, а также заготовки и сбора ягод, растений, грибов и т. п.

Читайте также:  Как безопасно продать автомобиль передача денег

Ограничение прав может быть срочным, если необходимость в нём возникла на определённый период. Например, для ограниченной во времени исследовательской работы. Если же не ожидается, что причина установления сервитута исчезнет, он является бессрочным.

Эти виды рассматриваются в Земельном Кодексе. Но по общему правилу они распространяются и на лесной сервитут, поскольку противоречия с Лесным Кодексом нет.

Если не удалось получить добровольное согласие, придётся обращаться в судебные органы. Для этого составляется иск об установлении сервитута.

Связанные понятия

* прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

См. также

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

    Регистрация сервитута

    Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

    Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

    Принятие решения и издания НПА

    Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

    • земельном участке;
    • его месте нахождения;
    • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
    • землевладельце, чей участок обременяется;
    • наименовании обременения и его содержание;
    • периоде действия обременения и иные условия.


    Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

    Установление сервитута на лесном участке

    Порой у владельца лесного участка нет возможности полноценно пользоваться своей собственностью из-за того, что она отрезана от тех или иных коммуникаций, поскольку владения иногда располагаются вплотную друг к другу, что доставляет сложности собственникам.

    Для решения подобных проблем придуман сервитут.

    Законом установлено два основных типа: общественный (публичный) и необщественный (частный).

    Публичный лесной сервитут устанавливается для всех лиц путем принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ.

    Для установления частного лесного сервитута требуется заключение соглашения между собственником лесного участка (в данном случае это орган власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в нем.

    В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных федеральным законодательством для:

    1) размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

    2) проведения изыскательских работ;

    3) ведения работ, связанных с пользованием недрами.

    В Хабаровском крае органом, уполномоченным заключать подобные соглашения в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда на территории края, является управление лесами Правительства Хабаровского края, а механизм заключения соглашений урегулирован Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.06.2019 № 48.

    Заявление о заключении соглашения об установлении сервитута могут подать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

    Оно должно обязательно содержать:

    • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
    • учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении земельного участка или случая заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, на срок до трех лет, когда не требуется осуществление государственного кадастрового учета части земельного участка и государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута;
    • цели и основания установления сервитута (в случае обращения за установлением сервитута для ведения работ, связанных с использованием недр, номер лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр);
    • срок действия сервитута.

    Кроме того, к заявлению потребуется приложить схему границ сервитута на кадастровом плане территории. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

    В заключении соглашения будет отказано, если заявление об установлении сервитута подано в отношении земельного участка, по которому управление лесами Правительства Хабаровского края не вправе заключать соглашение об установлении сервитута или планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами, или установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

    Срок, в течение которого будет заключено соглашение, зависит от необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута, срок составляет 30 календарных дней со дня регистрации заявления в управлении лесами Правительства Хабаровского края. В иных случаях срок составляет 60 календарных дней со дня регистрации заявления.

    Сама услуга по заключению соглашения предоставляется бесплатно, но сервитут в обязательном порядке должен быть зарегистрирован и для регистрации потребуется уплатить госпошлину (1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей для юридических лиц).

    После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

    Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда регулируется Правилами определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Хабаровского края, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 03.06.2015 № 127-пр.

    В соответствии с Порядком размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Елена Тимош, руководитель группы общей юридической обработки отдела регионального законодательства РИЦ «КонсультантПлюс» в Хабаровске.

    08.07.2019 Установление сервитута на лесном участке

    В заключении соглашения будет отказано, если заявление об установлении сервитута подано в отношении земельного участка, по которому управление лесами Правительства Хабаровского края не вправе заключать соглашение об установлении сервитута или планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами, или установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

  • Добавить комментарий