Административная апелляция

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Из текста документа следует, что апелляционная жалоба или представление могут быть поданы не только на судебный акт в целом, но и на его часть, например, резолютивную или мотивировочную, а также по вопросам распределения судебных расходов, порядка и срока исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при вынесении судебного акта.

Пленум ВС: как рассматривать апелляции по административным делам

Разъяснения правил КАС не только стали первыми, которые Верховный суд представил в 2020 году. Впервые в истории заседание Пленума ВС прошло в онлайн-формате. В нем приняли участие 89 судей Верховного суда, представители Генпрокуратуры, Минюста, Совфеда и Госдумы, члены научного сообщества. Открытую трансляцию в ВС не организовали, но по окончании заседания его запись выложили в открытый доступ в YouTube.

Проект разъяснений на заседании представила судья Елена Горчакова. Она напомнила о том, что в 2019 году начали работать новые апелляционные суды общей юрисдикции. А прошедшая параллельно процессуальная реформа привнесла существенные изменения в гл. 34 Кодекса административного судопроизводства. Поэтому ВС счел нужным разъяснить правила апелляционного процесса по административным делам.

Михаил Сорокин, судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, заявил: обсуждаемые разъяснения Пленума ВС имеют для судов «огромную важность и практическое значение». «В проекте достигнут разумный баланс соблюдения принципа процессуальной экономии и прав участников процесса. Он соответствует духу административного процессуального закона и задачам административного судопроизводства», – сказал судья.

Проект постановления Пленума ВС состоит из шести разделов и 52 пунктов, но все еще может измениться: по итогам обсуждения документа Вячеслав Лебедев принял решение отправить разъяснения на доработку. В конце материала есть ссылка на текущий текст документа, а мы коротко рассказываем о наиболее интересных его положениях.

В разъяснениях Пленум закрепляет: апелляционную жалобу или представление можно подать не только на судебный акт в целом, но и на отдельные его части. Например, можно оспорить только распределение судебных расходов. При этом такая частичная апелляция «притормозит» вступление в силу всего обжалуемого акта, а не только его обжалованной части.

Согласно правилам КАС, суд при вынесении решений по «сложным административным делам» может отложить составление мотивированного решения, но не более чем на 10 дней. Пленум ВС просит судей быть конкретными и заранее указывать, в какой день мотивировочная часть решения будет готова. Эту информацию нужно донести до участников процесса при объявлении «резолютивки» по итогам заседания.

Значительная часть разъяснений ВС касается процессуальных сроков.

Во-первых, Верховный суд напомнил, что у участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы. Эти правила применяются и в отношении апелляционных жалоб, которые заявитель подал непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Во-вторых, разъясняются правила восстановления пропущенного срока подачи апелляции. Соответствующее ходатайство можно заявить как прямо в тексте апелляции, так и отдельным документом. Если же участник процесса подал только ходатайство о восстановлении срока, а саму апелляцию приложить забыл, то суд должен «незамедлительно сообщить» заявителю о необходимости подачи жалобы, в том числе и по телефону, СМС, электронной почте. Срок, в течение которого можно исправить «ошибку», устанавливает судья первой инстанции, куда подается апелляция.

В-третьих, приводится примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и ряд процессуальных уважительных причин. Например, позднее получение копии акта суда, а также нарушение самим судом сроков составления мотивировочной части решения.

Некоторые разъяснения ВС адресованы непосредственно судам. Так, суд первой инстанции должен «по своей инициативе» и исходя из доводов апелляционных жалоб исправлять описки, опечатки или явные арифметические ошибки в судебном акте, рассматривать замечания на протокол или аудиозапись судебного заседания, а также принимать дополнительное решение.

А пока дело находится в первой инстанции (а оно по общему правилу находится там до истечения сроков обжалования), у участников дела должна быть возможность ознакомиться не только с поступившими апелляционными жалобами, но и с поступившими на них возражениями.

Как только дело вместе с жалобой поступит в апелляционный суд, тот может совершить ряд важных действий: применить меры предварительной защиты, приостановить исполнение судебного акта (в том числе по собственной инициативе), а также решить вопрос об участии лиц в судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи. На такие действия может быть указано в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству и о назначении судебного разбирательства по административному делу в суде апелляционной инстанции.

По общему правилу суд апелляционной инстанции приступает к рассмотрению поданных жалоб, когда заканчивается срок на обжалование решения. Но в некоторых случаях суд апелляционной инстанции может даже начать рассматривать дело до истечения сроков обжалования. По мнению ВС, это возможно для дел, в которых предусмотрен сокращенный срок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции.

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Пленум разъясняет: хотя апелляционный суд при рассмотрении административного дела не связан доводами жалоб сторон и рассматривает дело полностью, оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. Согласно общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.

Верховный суд также подчеркивает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При этом в случаях, когда принятие судебного акта в обжалуемой части стало следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов, содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

Верховный суд обращает внимание апелляционных судов на недопустимость отказа в принятии дополнений к апелляционным жалобам, которые содержат новые основания, по которым участники процесса считают судебный акт неправильным. До начала рассмотрения административного дела по существу суду следует (с учетом мнения участников процесса) решить вопрос о возможности рассмотрения жалобы с учетом принятых дополнений в данном судебном заседании.

Срок рассмотрения сложного административного дела в апелляции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такое правило зафиксировано в ст. 141 КАС. Впрочем, даже сложность не позволит продлить рассмотрение административных дел некоторых категорий:

  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • о госпитализации гражданина в психиатрическую медицинскую организацию в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации.

Кодекс административного судопроизводства устанавливает, что формирование состава суда должно происходить в автоматическом режиме. В то же время Пленум ВС подчеркивает: если судьи на дело были назначены «вручную», один этот факт не является безусловным основанием для отмены решения. Отмена решения в таком случае возможна, но только если неиспользование «автораспределения» судей привело к «нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства».

В КАС есть правило о непрерывном аудиопротоколировании судебного заседания. Пленум подчеркивает: протокол судебного заседания, который составлен в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование. Поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

Если секретарь начал вести запись не с самого начала заседания, то это безусловное основание для отмены решения. Если запись прерывается, из-за чего на нее не попадают показания свидетелей, то это тоже повод для отмены акта.

Но если аудиопротокол оказался неполным из-за технических сбоев, о возникновении которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения, то решение отменять не должны.

Пленум обращает внимание: в апелляции можно обжаловать не все определения, принимаемые при рассмотрении административного дела в первой инстанции, а только те определения, на возможность обжалования которых указано в соответствующих статьях КАС, а также определения, которые исключат возможность дальнейшего движения административного дела.

На те определения, которые невозможно обжаловать, можно подать возражение в рамках общей апелляционной жалобы.

К апелляционной жалобе нужно прикладывать копии документов, которые подтверждают полномочия представителя, а также документ о высшем юридическом образовании. Пленум ВС указал: отсутствие копий этих документов в приложении к жалобе не станет поводом для оставления этой жалобы без движения. Но только при условии, что копии доверенности или диплома уже есть в материалах дела.

Читайте также:  Срочный и бессрочный трудовой договор - отличия

Не должны становиться препятствием и другие несущественные недостатки жалобы, которые суд может устранить самостоятельно. К таким «мелким» недостаткам ВС отнес неуказание в жалобе номера административного дела или номера мобильного телефона для связи с представителем.


Михаил Сорокин, судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, заявил: обсуждаемые разъяснения Пленума ВС имеют для судов «огромную важность и практическое значение». «В проекте достигнут разумный баланс соблюдения принципа процессуальной экономии и прав участников процесса. Он соответствует духу административного процессуального закона и задачам административного судопроизводства», – сказал судья.

Кто имеет право оспорить решение суда

Закон не устанавливает круг лиц, которые могут подать апелляцию по административному делу. Поэтому применяются общие правила судопроизводства, которые наделяют таким правом:

  • Участников административного процесса;
  • Лиц, чьи права были нарушены принятым решением;
  • Представители по закону, которые защищают в суде права подопечных.

Это могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, беженцы, лица с двойным подданством. Также в процессе могут участвовать коммерческие организации, должностные лица государственных органов, представители общественных объединений.


Образец апелляции по административному делу:

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

Содержание и отправка жалобы

Содержание апелляционной жалобы безусловно отличается от содержания административного иска. Основным отличием является указание в жалобе оснований, по которым податель жалобы считает решение суда первой инстанции неправильным. Так как по смыслу апелляционной жалобой обжалуются не действия другого лица, нарушающие наши права и свободы, а решение суда, которое нарушает права и интересы путем неправильного разрешения спора.

При подготовке текста жалобы важно не просто указать на какие-то нарушения норм материального или процессуального права, а также и обосновать чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.

Также при составлении апелляционной жалобы рекомендуется указывать не просто суд апелляционной инстанции, но также и конкретное структурное подразделение, рассматривающее такие жалобы (например, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ).

В приложении к апелляционной жалобе должно обязательно быть решение суда, которое обжалуется.

Размер государственной пошлины, квитанция об уплате которой также обязательно прикладывается к жалобе, определяется подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6 тыс. руб. Таким образом, при подаче апелляционной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом – в размере 150 руб., организацией – 3 тыс. руб. Закон допускает случаи, когда уплата пошлины может производиться в рассрочку (отсрочку) и размер пошлины уменьшаться.

КАС РФ ввел новеллу в части отправки процессуальных документов иным участникам спора. В случае, если лицо, подающее жалобу, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, то оно может на своему усмотрению либо самостоятельно направить сторонам по делу жалобу и прилагаемые к ней документы, либо направить в суд апелляционную жалобу и приложенные к ней документы с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:

Срок подачи жалобы

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, подать жалобу можно в течение десяти дней после получения постановления.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, подать жалобу можно в течение десяти дней после получения постановления.

Правила подачи апелляционной жалобы по административному делу

Адресата апелляции выбирают по правилам подсудности. Постановления должностных лиц и коллегиальных органов оспариваются в районном суде. Туда же обращаются, если вердикт вынесли мировые судьи. Краевой или окружной суд – орган для подачи апелляции по административному делу, которое рассматривала районная инстанция.

Апелляцию составляют в нескольких экземплярах – по числу участников процесса. Обращение передают через курьера, направляют заказным письмом или лично относят в канцелярию суда. Допускается подача электронных документов на сайте судебного органа.

Пропущенный срок подачи административной апелляционной жалобы восстанавливают с помощью ходатайства. Его удовлетворят, если апеллянт опоздал по веским причинам: из-за тяжелой болезни, форс-мажора, несвоевременного получения копии вердикта.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Уточняющие вопросы по теме

Составление текста жалобы

Оформляется апелляционная жалоба на постановление об административном правонарушении, как правило, на стандартных листах бумаги формата А-4. Текст заявления представляют в рукописной или печатной (с применением технических средств) форме. Размер шрифта должен обеспечивать свободное его прочтение. Исправления и ошибки не допускаются. К содержанию текста предъявляют следующие требования.

  1. В правом верхнем углу пишут наименование (территориальную принадлежность) суда, предполагаемого для рассмотрения апелляции.
  2. Ниже помещают личные сведения заявителя — фамилию, имя, отчество, адрес регистрации по месту жительства, непосредственного проживания, номер телефона заявителя, электронной почты (при наличии).
  3. Фиксируют личные данные других участников судебного процесса, а при участии в рассмотрении дела юридических лиц – полные реквизиты предприятий.
  4. Вносят сведения о суде первой инстанции, ранее занимавшимся рассмотрением дела и принявшим по нему подлежащее обжалованию решение.
  5. Основная часть документа включает подробное (сдержанная деловая форма) описание обстоятельств рассмотрения дела в суде первой инстанции, приводятся весомые, на взгляд заявителя, аргументы, служащие основанием для пересмотра ранее принятого решения.
  6. Приводятся доказательства, по объективным причинам не представленные в судебную инстанцию при первом рассмотрении дела.
  7. В заключительной части четко формулируются требования заявителя, например: «судебное постановление отменить», «в свете новых обстоятельств, принять другое постановление», «провести рассмотрение на основании новых доказательств» и аналогичные формулировки.
  8. Далее размещают список прилагаемых к апелляционной жалобе копий документов и перечень письменных доказательств (при наличии).
  9. В конце документа ставиться дата подачи заявления и подпись заявителя с ее расшифровкой.

Образцы апелляционных жалоб по административным делам применительно к конкретным обстоятельствам и сути оспариваемых в суде вопросов можно скачать из интернета.

Читайте также:  Наказание в виде обязательных работ по УК РФ


Подать заявление об отзыве апелляции может гражданин — ее инициатор, а также уполномоченное лицо, права которому переданы в соответствии с действующими нормами закона. Копии документов обязательно направляются участникам судебного разбирательства. Если с их стороны возражения отсутствуют, то рассмотрение жалобы прекращается с вынесением соответствующего постановления.

Возврат апелляционной жалобы по административному делу

Законодательно закреплен перечень оснований для возвращения заявителю апелляционной жалобы по административному делу. Перечень оснований – закрытый.

Вот причины, по которым судебный орган вернет Вам пакет документов:

  1. Если будет выявлено, что лицо, обращающееся с жалобой не имеет на то законных оснований. Например, заявитель не является стороной, участвующей в деле, а также вынесенное судебное постановление никак не затрагивает его права и обязанности.
  2. В том случае, когда Ваша жалоба была оставлена без движения для устранения выявленных недостатков, но Вы по какой-то причине не исполнили требования суда в установленный срок. В таком случае, Вам необходимо будет заново подавать весь пакет документов;
  3. Если Вы подаете жалобу за рамками срока на апелляционное обжалование, и к жалобе не приложено ходатайство с просьбой восстановить срок с указанием причин пропуска и наличия оснований для его восстановления;
  4. По соответствующему ходатайству от самого заявителя . Предположим, Вы передумали обращаться с жалобой, тогда по Вашему заявлению суд вынесет определение о возвращении апелляционной жалобы.


Вот причины, по которым судебный орган вернет Вам пакет документов:

Глава 34. Производство в суде апелляционной инстанции

Доводы административного истца о незаконности пункта 389 Инструкции фактически сводятся к несогласию с конкретным судебным решением, вынесенным по заявлению С.В. об оспаривании действий УМВД по г. Белгороду по отказу в заверении копии заключения ВВК МСЧ по Белгородской области и взыскании компенсации морального вреда. Однако в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, законность этого судебного постановления проверена быть не может. Административный истец вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном главами 34, 35, 36 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Сам себе адвокат

Адрес: г. Ростов-на-Дону пер. Соборный, 2а

Правила составления обращения

При подаче апелляции очень важно соблюдать все основные требования, законодательно предъявляемые к данным документам. Это важно в первую очередь по той причине, чтобы не пропустить отведенные сроки на подачу апелляций на решение суда.

Пропустив эти сроки, можно полностью лишиться права на пересмотр дела. По этой причине изначально стоит обратить внимание не только на саму процедуру подачи исков, но и на их составление, а именно на наличие обязательных пунктов и соблюдение основных правил.

Чтобы не допустить ошибок, можно изначально найти типовой образец подобного обращения и затем просто внести в него свои основные данные, характерные для конкретного дела. Но при заполнении необходимых разделов важно также обращать внимание и на некоторые нюансы данных вопросов.

Особенности рассмотрения административных дел в порядке апелляционного производства

Полянский П.А.
Российский государственный университет правосудия
студент 3 курса

Институт обжалования судебных решений был известен еще во времена Римской империи, где можно было подать жалобу на решения нижестоящего суда. В России институт обжалования судебных решений зародился во времена Ивана III. Со временем порядок обжалования изменялся. Во времена правления Петра I в апелляционную жалобу запрещалось включать требования, которые не были рассмотрены судом первой инстанции. В дальнейшем суть апелляционного пересмотра менялась, производство стало ревизионным, апелляционный суд направлял дело на новое рассмотрение суд первой инстанции. Однако основное назначение института апелляции на протяжении веков оставалось одинаковым: проверка обоснованности решений первой инстанции и устранение допущенных ошибок при принятии решения.

Большинство российских правоведов справедливо отмечают, что для пересмотра решений в порядке апелляционного производства для КАСа РФ необходим существующий опыт гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В связи с этим при пересмотре дел в порядке апелляции по КАСу РФ необходимо обращаться к нормам ГПК и АПК РФ.

Глава 34 КАСа дает определение пересмотра дела в апелляционном порядке как одну из форм контроля за деятельностью судов первой инстанции, проверяющую законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции.

До принятия КАСа сравнительный анализ норм ГПК и АПК РФ вызывал ряд разногласий. Большинство ученых приходило к выводу, что нормы АПК РФ более эффективны и ГПК РФ должен им соответствовать. Центральными являются вопросы, как полномочий суда апелляционной инстанции, так и пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат нормы, которые позволяли бы суду вернуть дело на новое рассмотрение. КАС РФ такое положение содержит, но в определенных в ч. 3 ст. 309 случаях, а именно: «в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле» [1]. В гражданском процессе в случае подобного нарушения судом первой инстанции суд апелляционной инстанции отменяет решение и принимает новое, но не возвращает дело на новое рассмотрение. Этот вопрос широко обсуждался, и в Постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2010 г. № 10-П подчеркивается невозможность направления дела на новое рассмотрение: «суд апелляционной инстанции не наделен полномочием направлять дело на новое рассмотрение мировому судье, но ему предоставлено право устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства, с тем, чтобы в случае необходимости восполнить неполноту исследования мировым судьей фактических обстоятельств, самостоятельно устранить допущенные им нарушения материального или процессуального закона и, соответственно, принять новое решение» [2].

На мой взгляд, необходимо расширить перечень случаев для возвращения дела на новое рассмотрение. Необходимо добавить такое основание, как недостаточность мотивации судебного решения, так как часто суды из-за технических ошибок могут искажать смысл формулировок решения; если какие-либо доказательства были рассмотрены судом, но не учтены при вынесении решения.

Однако в данном случае возникает вопрос о целесообразности применения неполной апелляции. Недостатки присутствуют как в полной, так и в неполной апелляции. Так, М.Ш. Пацация к недостаткам полной апелляции относит:

  • медлительность производства из-за необходимости исследования новых доказательств;
  • отсутствие непосредственного изучения доказательств, поскольку апелляционный суд часто имеет дело лишь с протоколами суда первой инстанции;
  • необходимость присутствия в апелляционном суде сторон, что влечет для них дополнительные расходы;
  • стимулирование пассивности сторон в суде первой инстанции из-за возможности достижения необходимого результата при повторном рассмотрении дела в апелляционном суде.

Применение неполной апелляции не согласуется с критериями доступности и справедливости правосудия. Полная доступность не может быть достигнута в данном случае, поскольку сторона лишена возможности представить новые доказательства, даже если они не были представлены ею в первой инстанции не по мотиву недобросовестности. Неполная апелляция не соответствует критерию справедливости, поскольку заявитель лишается права полноценной защиты своих прав в апелляции, единственной инстанции, где происходит повторное рассмотрение дела по существу [3].

В главе 34 КАС РФ закреплен порядок рассмотрения дела в порядке апелляции. Моделью для разработки порядка рассмотрения административного дела в апелляционной инстанции послужило гражданское процессуальное законодательство. Однако КАС закрепил несколько новых положений, которые будут рассмотрены далее.

Для начала необходимо сказать о сроках подачи апелляционной жалобы. В гражданском и административном процессуальном законодательстве предусмотрен общий и специальный сроки подачи жалобы. Общий срок является одинаковым и составляет один месяц со дня принятия судом решения. Специальные сроки предусмотрены в ГПК, АПК, и КАС РФ, но технически эта задача решается по-разному.

В ч. 2 ст. 321 ГПК РФ сказано, что апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не предусмотрены ГПК.

КАС РФ предусматривает исчерпывающий перечень дел и сроков апелляционного обжалования, установленного для них. В ст. 305 КАС РФ устанавливает специальный срок рассмотрения дел. Помимо специальных сроков подачи апелляционной жалобы, такие сроки установлены и в отношении вынесения судом определения об оставлении жалобы без движения (общий срок – пять дней и для отдельных категорий дел – три дня). Сокращенный срок установлен по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, по делам о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, по делам о психиатрическом освидетельствовании. Специальный срок установлен и в отношении частной жалобы и представления прокурора, сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Специальный срок как правовой институт в КАС регламентирован четче, чем в ГПК и АПК [4].

Интересным является вопрос о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы. В КАСе, ГПК и АПК РФ этот вопрос решается по-разному. В гражданском процессе решение о восстановлении пропущенного срока выносит суд первой инстанции в судебном заседании с извещением заинтересованных лиц. В арбитражном процессе вопрос решается судом апелляционной инстанции без извещения участвующих в деле лиц.

КАС РФ занял промежуточную позицию. Вопрос о восстановлении пропущенного срока решается в суде первой инстанции, как и в ГПК, но без извещения участвующих в деле лиц, по аналогии с АПК. По моему мнению, рассмотрение данного вопроса в суде первой инстанции является наиболее разумным, поскольку в случае отказа в восстановлении пропущенного срока, стороны могут обжаловать отказ в суд апелляционной инстанции. Однако положение о неизвещении участвующих в деле лиц является спорным. «Само по себе проведение судебного заседания без извещения участвующих в деле лиц вызывает недоумение и является по существу не более чем фикцией. Разумеется, по факту никакого судебного заседания проводиться не будет, а судья этот вопрос будет рассматривать у себя в кабинете без соблюдения требований процессуальной формы» [5].

Читайте также:  Куда следует обращаться при угрозах уголовным делом?

Еще одним спорным вопросом является двухэтапный порядок подачи апелляционной жалобы. На первом этапе подается заявление о намерении обжаловать судебное решение, на втором – жалоба в установленный законом срок. Срок подачи составляет один месяц. Считаю необходимым внести положение, согласно которому срок подачи делился бы на два этапа, поскольку это ускорило бы вступление решения суда в законную силу. Подобный порядок существует за рубежом. Применение двухэтапного порядка позволит стороне тщательнее составить апелляционную жалобу. В настоящее время наблюдается большое количество жалоб, которые судьи оставляют без движения из-за их неправильного составления. Применение двухэтапного порядка поможет решить данную проблему.

Гражданская и административная апелляция различается также по составу суда, рассматривающего дело. КАС РФ выделяет только коллегиальную форму, а ГПК РФ рассматривает как коллегиальную, так и единоличную, предназначая последнюю для рассмотрения дела в районном суде по апелляционным жалобам, представлениям на решения мировых судей.

Частичный анализ различий в процессуальных нормах КАС, ГПК И АПК РФ показывает, насколько тесно связана эта тема с унификацией процессуального законодательства. Из-за различий в процессуальных нормах возникает неравное положение участников процесса, полномочий судов апелляционной инстанции. Институт пересмотра судебных актов является важной гарантией эффективного правосудия, поэтому важно, чтобы нормы были максимально унифицированы, безусловно, с учетом специфики публичных отношений.

[1] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // “Собрание законодательства РФ”, 09.03.2015, N 10, ст. 1391офиц. текст: по сост. на 03.07.2016 г. // Рос. газета. – 2015. – № 49.

[2] По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы: постановление Конституционного суда РФ от 21.04.2010 № 10-П // Рос. газета. – 2010. – № 5182 (103).

[3] Пацация М. Ш. О полной и неполной апелляции в арбитражном процессе // Законодательство и экономика. – 2005. – № 12, С. 50

[4] Гамидова Э.Г. Рассмотрение административных дел в порядке апелляции по кодексу административного судопроизводства Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2016. №4 (46)

[5] Масаладжиу Р.М. Апелляционное производство по административным делам: новые подходы и старые проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. – № 5. – 2016.

КАС РФ предусматривает исчерпывающий перечень дел и сроков апелляционного обжалования, установленного для них. В ст. 305 КАС РФ устанавливает специальный срок рассмотрения дел. Помимо специальных сроков подачи апелляционной жалобы, такие сроки установлены и в отношении вынесения судом определения об оставлении жалобы без движения (общий срок – пять дней и для отдельных категорий дел – три дня). Сокращенный срок установлен по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, по делам о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, по делам о психиатрическом освидетельствовании. Специальный срок установлен и в отношении частной жалобы и представления прокурора, сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Специальный срок как правовой институт в КАС регламентирован четче, чем в ГПК и АПК [4].

Агент и принципал: учет платежей

Налогообложение сделки нередко зависит от того, какой договор заключила компания со своим партнером для ее осуществления. Если в составе денежных поступлений организации есть средства, полученные в рамках агентского соглашения, то бухгалтеру необходимо помнить об особенностях их учета.

Агентское соглашение имеет много общего с договорами комиссии и поручения. Отличием является то, что агентский договор предусматривает не только совершение сделок (как договор поручения и комиссии), но и выполнение фактических действий. Например, это может быть сбор информации, подготовка и проведение переговоров.

Гражданский кодекс называет существенным условием агентского договора (то есть таким, без которого он недействителен) только предмет соглашения — это действия, совершаемые агентом.

Подобные договоры, в частности, применяют салоны сотовой связи. Согласно ему, организация (салон связи) оказывает оператору услуги по приему от абонентов платежей за мобильную связь и перечисляет полученные средства оператору. Оплата от абонентов поступает в кассу организации, о чем оператор получает извещение. Денежные средства зачисляются на расчетный счет организации и впоследствии отправляются на расчетный счет оператора. В данном случае организация действует как агент от имени принципала — оператора связи. Права и обязанности по договору, обусловленные внесением абонентами платежей, возникают у оператора связи. Об этом говорится также в письме УМНС по г. Москве от 21 ноября 2005 г. № 18-12/3/85786.

Доход агента — вознаграждение Рассмотрим особенности учета и налогообложения операций, совершаемых в рамках агентского договора, на примере соглашения между организацией-агентом (салоном связи) и принципалом — оператором связи. В этом случае денежные средства, поступившие от абонентов в кассу агента в виде оплаты за услуги связи, не признаются в составе доходов ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 3 ПБУ 9/99; подп. 9 п. 1 ст. 251 НК). Они принимаются к учету с одновременным отражением кредиторской задолженности перед оператором связи по перечислению ему денежных средств в полной сумме поступившего от абонента платежа. А причитающаяся организации сумма вознаграждения признается в бухгалтерском учете доходом от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг (п. 5 ПБУ 9/99) и отражается в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов. Расчеты с оператором связи по полученным от абонентов платежам и по сумме причитающегося организации вознаграждения в аналитическом учете ведутся по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с условиями договора, заключенного с оператором связи, сумма причитающегося организации вознаграждения удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору связи. С суммы вознаграждения организация-агент должна исчислить к уплате в бюджет НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК). В целях налогообложения прибыли сумма полученного вознаграждения (за вычетом НДС) включается в состав доходов от реализации (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК).

Пример ООО «Норма», являющееся владельцем салона связи, оказывает оператору связи услуги по приему от абонентов платежей за услуги мобильной связи. Полученная оплата зачисляется на расчетный счет организации и не позднее следующего дня перечисляется на расчетный счет оператора. Стоимость услуг составляет 1,5 процента от суммы каждого платежа. За текущий месяц от абонентов поступили денежные средства в сумме 1 000 000 руб.

Бухгалтер сделает следующие проводки.

Для обособленного отражения в аналитическом учете по счету 76 были использованы обозначения: 76-п «Задолженность перед оператором связи по полученным от абонентов платежам», 76-в «Задолженность оператора связи по сумме вознаграждения».

Дебет 50 Кредит 76-п
1 000 000 руб. — поступили в кассу денежные средства в оплату услуг связи оператора мобильной связи;

Дебет 57 Кредит 50
1 000 000 руб. — отражена сумма денежных средств, сданная службе инкассации банка для внесения на расчетный счет организации;

Дебет 51 Кредит 57
1 000 000 руб. — денежные средства зачислены на расчетный счет организации;

Дебет 76-в Кредит 90-1
15 000 руб. (1 000 000 руб. × 1,5%) — начислено причитающееся организации вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68
2288 руб. (15 000 руб. : 118 × 18) — начислен НДС с суммы вознаграждения;

Дебет 76-п Кредит 76-в
15 000 руб. — удержана сумма вознаграждения;

Дебет 76-п Кредит 51
985 000 руб. (1 000 000 руб. – 15 000) — перечислены денежные средства оператору связи (за вычетом удержанного вознаграждения).

Системное толкование норм гражданского и налогового законодательства позволяет сделать вывод, что затраты, связанные с погашением по договорам займа (кредита), в том числе уплата процентов, являются непосредственными расходами принципала. Агент их при налогообложении прибыли не учитывает. Минфин в письме от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/463 разъяснил, что если агент в связи с исполнением обязательств по агентскому договору произвел расходы, которые принципал ему возместил, то они в налоговом учете агента не включаются в состав затрат в целях налогообложения прибыли.

Если же агент осуществляет расходы, которые не возмещаются принципалом, то агент вправе включить их в состав расходов при расчете налога на прибыль. Следовательно, расходы по уплате процентов в налоговую базу должен включить принципал.

Пример ООО «Норма», являющееся владельцем салона связи, оказывает оператору связи услуги по приему от абонентов платежей за услуги мобильной связи. Полученная оплата зачисляется на расчетный счет организации и не позднее следующего дня перечисляется на расчетный счет оператора. Стоимость услуг составляет 1,5 процента от суммы каждого платежа. За текущий месяц от абонентов поступили денежные средства в сумме 1 000 000 руб.

Ссылка на основную публикацию