Прекращение юридического лица путем реорганизации

Гражданское право

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Ликвидация и реорганизация: справочник по отчетности

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации — ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых деклараций при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Прекращение юридического лица путем реорганизации

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах, как (п. 1 ст. 57 ГК).:

– слияние нескольких ЮЛ в одно;

– присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому;

– разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

– выделение из состава ЮЛ (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых ЮЛ;

– преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного ЮЛ, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным/к существующим ЮЛ в порядке универсального правопреемства.

При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые ЮЛ, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения ЮЛ.

Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного ЮЛ и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, ЮЛ продолжает существовать, лишь меняя свою организационно-правовую форму. В отдельных случаях допускается возможность использования преобразования с целью изменения статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение.

Обычно реорганизация проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке (п. 1 и 5 ст. 17 Закона о конкуренции)[1].

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, ЮЛ, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдать предписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Реорганизация оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК).

Лица или органы, принявшие решение о реорганизации, должны письменно уведомить об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного ЮЛ в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должныбыть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших ЮЛ. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного ЮЛ должны влечь отказ в гос регистрации вновь возникших ЮЛ (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения ЮЛ будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК).

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. ЮЛ в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий гос регистрацию ЮЛ, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ такое уведомление направляется ЮЛ, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В единый государственный реестр ЮЛ вносится запись о том, что ЮЛ (юридические лица) находится в процессе реорганизации.

Реорганизуемое ЮЛ после внесения в ЕГРС ЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о гос регистрации ЮЛ, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации ЮЛ, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

2. Кредитор ЮЛ, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации ЮЛ, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

3. Кредитор ЮЛ – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации ЮЛ, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это ЮЛ, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым ЮЛ, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Указанные требования могут быть предъявленыкредиторамине позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации ЮЛ.

Такие требования не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

4. Если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) ЮЛ несут солидарную ответственностьпо обязательствам реорганизованного ЮЛ.

6. Особенности реорганизации кредитных организаций, законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 – 5 к кредитным организациям не применяются.

Для отдельных видов ЮЛ предусматривается особый порядок реорганизации. При слиянии акционерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок конвертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества, а при присоединении акционерных обществ ими заключается аналогичный по содержанию договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами обществ (ст. ст. 16 и 17 Федерального закона “Об акционерных обществах”).

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента гос регистрации вновь возникших ЮЛ, а в случае присоединения – с момента гос регистрации прекращения деятельности присоединенного ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК). Такая регистрация оформляется по правилам, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Читайте также:  Социальная юридическая консультация бесплатно

Обычно реорганизация проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке (п. 1 и 5 ст. 17 Закона о конкуренции)[1].

Вопрос 20. Прекращение юридического лица путём реорганизации и ликвидации

Юридическое лицо может прекратить своё существование путём реорганизации или ликвидации. Критерием разграничения этих двух форм прекращения юридического лица служит наличие (при реорганизации) либо отсутствие (при ликвидации) правопреемства, т.е. переход прав и обязанностей от юридического лица к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация юридического лица возможна в разных формах (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), причём, возможно сочетание этих форм.

Решение о реорганизации должно быть принятии уполномоченным на то органом юридического лица или учредителями (участниками).

– слияние юридических лиц – права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;

– разделение юридического лица – его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам;

– присоединение одного юридического лица к другому – права и обязанности одного переходят ко другому;

– выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц – к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;

– преобразование юридического лица – к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Объём переходящих прав и обязанностей, в том числе при выделении и разделении, фиксируется в передаточном акте. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

В зависимости от волеизъявления субъекта можно выделить следующие способы реорганизации юридического лица:

– добровольный – по решению учредителей, либо органа юридического

– разрешительный – с согласия государственных органов, если это прямо предусмотрено законом;

– принудительный – по решению уполномоченных государственных органов или суда, если это прямо указано в законе

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, уведомление о своей реорганизации. Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

Кредитор юридического лица вправе потребовать в судебном порядке не менее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами. Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое. Солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами песет также реорганизованное юридическое лицо.

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом, предъявленному в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации или не принимавшего участия в голосовании, может признать реорганизацию несостоявшейся.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (за исключением реорганизации в форме присоединения).

Действующим законодательством могут быть установлены особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий).

Ликвидация юридических лиц – это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Она также может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников), либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация – на основании решения суда (например, в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В отличии от реорганизации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, а также по решению суда.

Процедуры прекращения юридического лица при реорганизации и ликвидации схожи.

Во-первых, лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Во-вторых, учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны «совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В-третьих, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В-четвёртых, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности ( банкротстве).

В-пятых, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В зависимости от волеизъявления субъекта можно выделить следующие способы реорганизации юридического лица:

Процесс прекращения реорганизации

Процедура реорганизации, подразумевающая под собой слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование одна из самых распространенных и технически сложно осуществимых в корпоративной сфере жизнедеятельности компаний. Чего стоит признать нельзя сказать о прекращении реорганизации.

Читайте также:  Сколько стоит написать завещание

Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», конкретизирует порядок проведения реорганизации юридическими лицами, при этом совсем без внимания законом оставлен вопрос о прекращении реорганизации.

Не редки случаи, когда действующие участники либо руководители компании принимают решение о ее реорганизации, что не всегда соответствует мнению сменяющих их лиц. И тут возникает одновременная задача и вопрос, как для юристов так и для финансистов – чем регламентировать прекращение реорганизации и какими нормами руководствоваться.

Действительно, законодательство прямо не описывает как прекратить реорганизацию, но тем нее менее при его внимательном изучении в целом производиться достаточно ясная и простая картина решения рассматриваемого вопроса.

Так, ч.1 ст. 57 ГК РФ устанавливается, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принимая указанную норму по аналогии к рассматриваемому вопросу это означает, что и процесс прекращения реорганизации будет находиться также в компетенции лиц предусмотренных в приведенной норме, если конечно иное не предусмотрено уставом общества.

Возможность применения аналогии закона прямо предусмотрена ГК РФ, так из его ч.1 ст. 6 следует, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

Далее. Реорганизация неразрывно связана с единым государственным реестром юридических лиц, поскольку все значимые действия данного процесса подлежат регистрации, производящаяся в свою очередь на основании заявлений по утвержденным формам Федеральной налоговой службы. И здесь на помощь в выяснении вопроса приходит уведомление о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003.

Так, на первой странице указанной формы заявления имеется графа «№1 Уведомление представлено в связи с» и в одном из двух предложенных вариантов предусматривается «принятием решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается)».

Таким образом, для прекращения реорганизации, Вам следует оформить протокол либо решение об отмене процедуры реорганизации всеми лицами, участвующими в данной процедуре и уполномочить лицо, которое будет подавать соответствующее заявление в налоговую. В заявлении необходимо проставить галочку в соответствующей графе.

Получается, что на регистрацию в налоговую должны быть поданы протокол (решение) и заявление по форме утвержденной ФНС России. Предварительно, проекты документов рекомендуем предоставить в налоговую для устной консультации с сотрудником налогового органа, т.к. зачастую у налоговиков видение порядка регистрационных действий отличаются от мнения заявителей на этот счет. После согласования налоговой Ваших документов, следует приступать к их полному оформлению – подписывать, заверять у нотариуса и подавать в налоговую.

Юридическая компания «Миралс» оказывает полный комплекс услуг по корпоративному сопровождению юридических лиц, включая проведение и прекращение реорганизации компаний. Обращайтесь к нам за эффективным решением Ваших вопросов!

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

Далее. Реорганизация неразрывно связана с единым государственным реестром юридических лиц, поскольку все значимые действия данного процесса подлежат регистрации, производящаяся в свою очередь на основании заявлений по утвержденным формам Федеральной налоговой службы. И здесь на помощь в выяснении вопроса приходит уведомление о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003.

Пошаговые этапы

Ликвидация юридического лица происходит по следующему алгоритму:

  1. Принимается решение о ликвидации на созванном по этому вопросу собрании.
  2. Лица или органы, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом госрегистрации ликвидационную комиссию. Именно она будет решать важнейшие вопросы и выполнять управленческие функции в перспективе.
  3. Учредители устанавливают порядок и сроки ликвидации на основании ст. 63-64 Гражданского кодекса.
  4. В течение трех дней о принятом решении о ликвидации уведомляют налоговую инспекцию в письменной форме.
  5. Решение о ликвидации становится основанием для наступления сроков исполнения по обязательствам.
  6. Ликвидационная комиссия размещает в печатных органах публикацию о ликвидации юрлица, порядке и сроках заявления требований кредиторов. Официальным изданием для этого является «Вестник государственной регистрации». Срок предъявления требований составляет не менее 2 месяцев после публикации данных о ликвидации юрлица.
  7. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности.
  8. Комиссия в письменном формате уведомляет кредиторов о ликвидации.
  9. После окончания сроков для предъявления требований ликвидационная комиссия должна составить промежуточный баланс. Он включает данные о составе имущества, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения.
  10. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями или участниками юрлица либо тем органом, который принял решение о ликвидации.
  11. Выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемой компании и ликвидационной комиссией с учетом очередности по ст. 64 Гражданского кодекса на основании промежуточного баланса.
  12. Все нереализованное имущество распределяется между кредиторами в такой очередности: выплаты ранее распределенной прибыли и выплаты соразмерно долям участников в уставном капитале. При недостаточности имущества требования первой очереди не удовлетворяются, а имущество передается по правилам второй очереди.
  13. По итогам расчетов с кредиторами готовится ликвидационный баланс.

На основании п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация – прекращение деятельности юрлица, что должно быть зафиксировано в ЕГРЮЛ. Именно в день внесения записи в ЕГРЮЛ процесс считается завершенным.

Ликвидация компании в общем случае предполагает прохождение следующих этапов: принятие решения о прекращении деятельности, создание ликвидационной комиссии, извещение кредиторов и налоговой службы, публикация сведений о прекращении деятельности, составление предварительного ликвидационного баланса, расчет по долгам, подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

Немного истории, или С чем связана популярность реорганизации

За всю витиеватую историю существования в России различных схем «ликвидации» юридических лиц, не свойственных, да и во многом непонятных представителям западного бизнеса, реорганизация, наравне со сменой руководства и собственников на номиналов, всегда была наиболее популярной моделью прекращения деятельности организаций, причем обоснованной объективными причинами. Выбор реорганизации вместо официальной ликвидации на протяжении многих лет был обусловлен отработанной системой усиленного налогового прессинга, активизирующегося именно тогда, когда компания приходила к решению ликвидироваться. Перспектива выездной налоговой проверки, которая как «дамоклов меч» весит над собственниками и руководителями официально ликвидирующихся предприятий, до сих пор заставляет последних идти на любые альтернативные схемы «ликвидации», лишь бы только избежать визита налоговых инспекторов, которые, к слову, всегда действуют по принципу:

«если уж пришли, то необходимо хотя бы маленькое нарушение, но найти, хоть небольшой штраф, но начислить».

Именно гнетущая перспектива лицом к лицу столкнуться с налоговыми инспекторами в ходе выездной налоговой проверки, изначально породила возникновение множества альтернативных схем ликвидации. Некоторые уже перестали быть актуальными, некоторые из-за своей малой эффективности практически не используются, а вот усовершенствованные за долгие годы «плодотворного юридического труда» варианты реорганизации выжили, «модернизировались» и активно используются до сих пор. Статистика – вещь упрямая: если в случае официальной ликвидации вероятность налоговой проверки составляет 80-90 процентов, то в случае реорганизации ее вероятность прямо противоположная. Все, конечно, зависит от региона, но и тут на помощь может прийти его смена, а вслед за этим и смена налоговой юрисдикции.

Реорганизация в форме слияния – процесс, предусматривающий прекращение деятельности участвующих в реорганизации компаний с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому юридическому лицу. В свою очередь, реорганизация в форме присоединения – это прекращение деятельности только присоединяемой компании или нескольких присоединяемых компаний с передачей всех обязанностей и прав юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение. Выделение представляет собой реорганизацию, в результате которой создается новое юридическое лицо с частичной передачей ему прав и обязанностей реорганизуемой компании (сингулярным правопреемство) без прекращения деятельности последней.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Существует пять форм реорганизации юридического лица: реорганизация в форме преобразования, слияния, присоединения, разделения и выделения. Реорганизация путем преобразования заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Например, преобразование общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования.)

Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою “одежду” (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего видового статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение. В конце 80-х – начале 90-х годов XX века в качестве разгосударствления государственного имущества (мягкой формы его приватизации) использовалось преобразование государственных предприятий в арендные и коллективные предприятия.

Читайте также:  Почта Банк: досрочное погашение кредита, условия

Реорганизацию предприятия в форме преобразования проводят в случае, если число акционеров закрытого общества превысит пятьдесят, так как в соответствии с законодательством, данное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое общество. Другой пример, если число участников общества с ограниченной ответственностью (ООО) превысит пятьдесят, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив. Подробнее…

Реорганизация в форме преобразования чаще всего затрагивает преобразование из юридического лица государственной формы собственности в акционерное общество, например, из унитарного предприятия в АО.

При реорганизации в форме преобразования, как правило, не изменяется величина имущества и обязательств юридического лица, что является отличительной особенностью реорганизации данного вида от других. На основании передаточного акта имущество и обязательства преобразуемого юридического лица передаются преобразованному лицу.

6. Погашение кредиторской задолженности до момента окончания реорганизации.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающаяся от ликвидации наличием правопреемства. Исключение составляет реорганизация путем выделения, при котором реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (лишь регистрируются изменения, вносимые в учредительные документы).

Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:

1. Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).;

2. Присоединение — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу;

3. Разделение — прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.;

5. Преобразование — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организац.-прав. формы..

При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение), либо появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 63 ГК ПМР).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его де­ятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК ПМР содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ГК ПМР и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную ко­миссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидац. комиссия принимает на себя все полно­мочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ГК ПМР. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация бывает добровольной – по решению учредителей и принудительной – по судебному решению. Принудительная форма также в отдельных случаях проводится на основании законодательных норм в случае с преобразованием общества с ограниченной ответственностью, численность участников в котором превышает 50 человек.

Реорганизация в добровольном порядке осуществляется в любой форме, а в принудительном исключительно в качестве выделения или разделения.

Любая из форм проводится согласно передаточному акту, содержащему данные о подробностях передачи прав.

Между тем особенность проведения каждого процесса регулируется специальными нормами. Например, реорганизация и ликвидация юридического лица АО подробно указана в ст. 15 – 24 208-ФЗ. Так, п. 6.1 ст. 15 указывает на обязательное содержание уведомления, без соблюдения которого процесс не будет осуществляться.

Окончание реорганизационных изменений, как и ликвидации, фиксируется записью в ЕГРЮЛ. Например, если предусмотрена форма реорганизации с присоединением, прекращается существование присоединяемой компании, запись о чем и является окончанием процедуры.

Проведение описанных процессов имеет много общих моментов, но среди них можно выделить одно значительное отличие – правопреемство.

Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации.

Согласно ст. 60.2 ГК РФ по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу, суд может признать реорганизацию несостоявшейся.

Следовательно, данное правило относится только к корпорациям — хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, общественным организациям, ассоциациям и союзам и др. (ст. 65.1 ГК РФ).

Суд вправе признать реорганизацию корпорации несостоявшейся, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Иные основания для могут устанавливаться нормами ГК РФ и специальных законов.

Прекращение юридического лица путем реорганизации

Реорганизация – это один из способов прекращения юридического лица с передачей всех имеющихся прав и обязанностей.

Второй способ прекращения юридического лица – это ликвидация. Стоит отметить, что реорганизация отличается от ликвидации тем, что при осуществлении реорганизации сохраняется имущество. Разница лишь в том, в каком объеме сохраняется это имущество. Ведь оно может сохраниться как в увеличенном, так и в уменьшенном объеме.

Вообще, реорганизация абсолютно всегда подразумевает передачу всех прав, обязанностей. Стоит отметить, что передаются эти права обычно от прекращенного (измененного) юридического лица иному, только сформированному юридическому лицу. При осуществлении реорганизации абсолютно все права владения, распоряжения той или иной собственностью переходят к новому юридическому лицу. Сформированное юридическое лицо, к которому все это переходит, называют правопреемником. Все правила и определения данного процесса содержатся во 2 пункте 218 статьи Гражданского кодекса нашей страны.

В процессе реставрации какого-то определенного юридического лица конкретного вида в иное юридическое лицо, которое имеет совершенно другой вид, абсолютно все имеющиеся права и обязанности юридического лица подвергающегося реставрации, сразу же передаются к новому, только что сформированному юридическому лицу, исходя из правил передаточного акта.

Преобразование, присоединение и слияние

Процедура реорганизации юридического лица проводится:

  • в установленных законом случаях;
  • по решению юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.
  • добровольной;
  • принудительной.

При реорганизации происходит перерождение предприятия: одно юридическое лицо ликвидируется, вместо него появляются другие компании, проходящие регистрацию в органах юстиции.

Ссылка на основную публикацию