Свободная зона: что это такое, описание и особенности

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.) [1]
  • Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

Классификация ОЭЗ

Свободные экономические зоны отличаются не столько установленными льготами, сколько предполагаемой специализацией. Есть несколько вариантов их классификации, рассмотрим наиболее популярные.

По направлению деятельности:

  1. Промышленно-производственные, ППТ. Сосредоточены на создании определённых товаров для внутреннего потребления или экспорта. Например, промышленные парки или экспортно-производственные зоны.
  2. Торговые. СЭЗ выводится из-под действия таможенного законодательства, а значит появляются более комфортные условия для продажи товаров.
  3. Технико-внедренческие зоны, ТВТ. Как следует из названия, работают ради разработки и внедрения современных инновационных технологий производства, обучения, менеджмента. Яркие представители категории — разнообразные технопарки и технополисы.
  4. Сервисные или зоны обслуживания. Связаны с финансовыми и прочими услугами. Разновидностью являются офшорные зоны, а также туристско-рекреационные территории (ТРТ).
  5. Комбинированные. Сочетают в себе характеристики нескольких разновидностей.

По территориальной целостности:

  1. Территориальные. Ограничиваются пределами конкретной территории, например, города или района.
  2. Функциональные. Не предусматривают территориальной целостности, действуют в нескольких регионах, но только для одного или несколько чётко обозначенных направлений работы.
  3. Смешанные. Сочетают в себе признаки двух предыдущих разновидностей.

По связи с национальной экономикой:

  1. Интегрированные в национальную экономику. Ориентированы на внутреннего потребителя.
  2. Экспортно-ориентированные. Производимая в них продукция или оказываемые услуги (как в случае с оффшорами, например) предназначены на вывоз за пределы страны.

По национальному признаку:

  • Мононациональные. Ограничены пределами одного государства.
  • Транснациональные. Существуют одновременно в границах нескольких государств.

  • «Липецк»;
  • «Калуга»
  • «Моглино»;
  • «Алабуга»;
  • «Узловая»;
  • «Тольятти»;
  • «Титановая долина»;
  • «Лотос».

Свободная зона: что это такое, описание и особенности

Особая экономическая зона (ОЭЗ), или свободная экономическая зона (СЭЗ) – это определенная территория государства, имеющая особое юридическое положение по отношение к другим территориям в пределах государства. Создание особых экономических зон – это крупномасштабный проект правительства страны, который создан с целью привлечения инвестиций в приоритетные для государства сферы деятельности.

Особая экономическая зона (ОЭЗ), или свободная экономическая зона (СЭЗ) – это определенная территория государства, имеющая особое юридическое положение по отношение к другим территориям в пределах государства. Создание особых экономических зон – это крупномасштабный проект правительства страны, который создан с целью привлечения инвестиций в приоритетные для государства сферы деятельности.

Что такое свободная экономическая зона (особая экономическая зона)?

Добавлено в закладки: 0

Свободная экономическая зона – это экономическая зона, в которой действуют различные льготы таможенного, налогового, другого характера.

Такие зоны создают для стимуляции экономики и интеграции в сферу мирового хозяйствования. Целями создания свободных зон являются: снижение безработицы с помощью создания новых рабочих мест, укрепление торговых межгосударственных связей, расширение экспортных поставок, привлечение иностранных инвестиций, увеличение качества использования местных ресурсов и так далее. В мире на сегодняшний день действуют больше 4 тысяч экономических свободных зон.

Свободная экономическая зона или особая экономическая зона (сокращённо СЭЗ или ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особенным юридическим статусом в отношении к остальной территории и экономическими льготными условиями для иностранных или национальных предпринимателей. Основная цель создания этих зон — это решение стратегических задач развития в целом государства или отдельной территории: общеэкономических, внешнеторговых, региональных, социальных и научно-технических задач. Системное развитие особенных экономических зон в России началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 года. Особенную экономическую зону создают на сорок девять лет. Срок существования ОЭЗ не подлежит продлению.

Читайте также:  Существуют сроки взыскания по договорам займа?

Добавлено в закладки: 0

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Общие льготы.

Процедура СТЗ: применение, правила оформления, прекращение

Направление процедуры – иностранная продукция и товары Таможенного Союза. Принцип работы состоит в том, что эти продукты размещаются, используются на территории Свободной экономической зоны (СЭЗ) либо ее части и за них не выплачиваются таможенные, налоговые, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины. Но это действует лишь при условии, что продукция размещается под эту процедуру и используется в соответствующем СЭЗ порядке.

Применение СТЗ в качестве таможенной процедуры:

  1. Продукция, которая находится на территории свободной ТЗ, освобождается от платежей и мероприятий нетарифного регулирования, а также от ограничений, которые применяются к товарам ТС.
  2. Продукция, к которой применяется режим свободной ТЗ, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.
  3. На территории свободных ТЗ резидентами выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в странах-участницах ТС.

Товары, которые помещены под таможенную процедуру свободной ТЗ, считаются находящимися вне таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются:

Цель создания особых экономических зон

Цели свободных экономических зон состоят в стимулировании экономического развития страны и налаживании внешнеэкономических связей.

Особые экономические зоны создаются с целью:

привлечения прямых иностранных инвестиций;

создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развития экспортной базы;

минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;

приближения производства к потребителю;

использования более дешёвой рабочей силы;

отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;

СЭЗ в Беларуси: возможности и перспективы

Этот весомый инструмент привлечения международных инвестиционных ресурсов призван содействовать форсированному развитию определенных регионов. Для страны это довольно молодой опыт, хотя в мировой практике давно имеет место (Великобритания, Япония, Нидерланды и другие).

Зоны свободной экономической торговли создают преимущества их участникам и стране в целом. Но несмотря на положительную динамику в хозяйственных процессах, есть здесь свои недостатки. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы особых условий.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

– туристическо- рекреационном;
– промышленно-производственном;
– транспортной логистике, в частности портовой логистике
– научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.


В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности : промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

Влияние свободных экономических зон на занятость населения

По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в сорок пять миллиардов рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).


По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Понятие и виды свободных экономических зон

Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой один из элементов новой модели международного разделения труда, побуждающей страны принимать торговые, финансовые, налоговые и другие меры для ускорения перемещения ресурсов в отрасли, где могут быть сохранены или укреплены их сравнительные преимущества. СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Имея различные организационные формы и целевое назначение, они широко варьируются по своему названию – “свободные таможенные территории”, “экспортные зоны”, “зоны свободной торговли”, “свободные банковские зоны”, “промышленно-торговые зоны”, “технико-внедренческие зоны” и т. д. Однако при всем подобном терминологическом разнообразии речь идет, по существу, об одном и том же явлении – создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала. По определению экспертов ООН, “СЭЗ – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот”. Международная Киотская конвенция (1979 г.) “Об упрощении и гармонизации таможенных процедур” определяет сегодня понятие СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю.

Читайте также:  Типовой образец договора купли-продажи велосипеда с рук

В самой общей форме принято определять СЭЗ как район или часть страны, обладающий выгодным экономико-географическим положением (ЭГП), в котором устанавливаются беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальных районов. Главные признаки СЭЗ – тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод ЭГП реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком.

Общими принципами для всех разновидностей СЭЗ являются:

1. отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, исходных или промежуточных материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;

2. льготный режим налогообложения;

3. свободное обращение твердоконвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых трансакций;

4. гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга (кроме вышеперечисленных) льгот и привилегий.

СЭЗ могут иметь самые разные организационные Формы И различное Целевое назначение. Среди них выделяются:

А) свободные таможенные и беспошлинные зоны;

Б) транзитные зоны, расположенные на перекрестках транспортных путей;

В) зоны экспортного производства, ориентирующиеся, прежде всего, на внешние рынки, имеющие наиболее важное значение среди всех видов СЭЗ.

Выделяются также научно-технические и научно-внедренческие зоны, создаваемые на базе технологических парков, но также ориентированные на внешние рынки, финансово-банковские центры, функционирование которых основано на привлечении на льготной основе иностранного капитала.

Существует другая классификация:

1. свободные торговые зоны, вольные порты, беспошлинные склады и т. д. – базируются на смягчении таможенных пошлин

2. экспортные промышленные зоны – базируются на применении льготного таможенного и налогового режима, в том числе и для иностранного капитала

3. банковские и страховые зоны – основаны на льготном режиме осуществления этих операций

4. технологические зоны (технополисы), обеспечивающие на основе применения льгот разработку и внедрение современной технологии;

5. комплексные зоны (свободные города, особые зоны) ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон. Отличительной особенностью С. э. з. может быть, например, изолированность от остальной территории страны (въезд через пропускные, а провоз товаров – через таможенные пункты).

В настоящее время в экономической литературе имеет место четкая классификация свободных экономических зон. Во-первых, это Торгово-складские зоны, в составе которые существует несколько подвидов:

– зоны внешней торговли,

– свободные таможенные зоны,

– свободные беспошлинные зоны,

Другая крупная группа – это Экспортно-производственные зоны, в составе которых можно отдельно выделить:

– зоны совместного предпринимательства,

– зоны свободного предпринимательства,

– специальные экономические зоны.

Еще один существенный вид свободных экономических зон – это Научно-исследовательский парк, внутри которого можно выделить:

– исследовательский парк и

Наконец, наиболее общая группа зон – это Комплексные или комбинированные свободные экономические зоны.

Существует и еще целый ряд признаков, по которым можно провести классификацию свободных экономических зон. Например, можно различать их в зависимости от размеров, в зависимости от участия одной или нескольких стран. Различают и так называемые Международные свободные экономические зоны – таможенные союзы, общие рынки, валютно-экономические союзы. Особый вид свободных экономических зон – оффшорные зоны.

Свободная экономическая зона (Free economic zone; Free economic area) – ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:

– зоны свободной торговли;

– зоны совместного предпринимательства;

– банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;

– технологические зоны;

– комплексные зоны.

Зона свободной торговли (Free trade zone) – обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами.

Зона совместного предпринимательства(Зона свободного предпринимательства; Экспортная промышленная зона – Joint venture zone) – обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе.

Комплексная зона – “открытый” город или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон.

Порто-франко (Free port; итал. Porto franco) – вольная гавань; порт на побережье или внутренний порт, который пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

Свободная таможенная зона(Свободный склад – Free custom zone stock) – в РФ – таможенный режим, при котором:

– иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к ним мер экономической политики; а

– российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в порядке, определяемом Таможенным Кодексом РФ.

Технополис (Технологический парк (Технопарк); Технологическая зона –Technopolis) – разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций.

Оффшорные зоны (Off shore centers, от англ. Off-shore – вне берега) – небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами.

2. Зарубежный опыт в создании СЭЗ.

Терминология “свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров” благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров “азиатского чуда”, несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет.

Сегодня таких городов («порто-франко») в мире насчитывается более 400. Только в Европе существует около 130 свободных таможенных зон, а в США на основе специального закона 1934 г., принятого с приходом к власти президента Франклина Рузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название “внешнеторговых зон”. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самой большой среди них является научно-техническая СЭЗ “Силиконовая долина”, где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники.

Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.

По состоянию на начало 1999 года мировое экономическое пространство насчитывало более тысячи свободных экономических зон. В них изготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которой составляет около 15% мирового торгового оборота. СЭЗ действуют по “шлюзовому” принципу, благодаря которому национальные товары и услуги поступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальные экономики, играя важную роль как в развитии хозяйства страны – реципиента, так и мировой экономики в целом.

Читайте также:  Дарственная на дом: все плюсы и минусы, важные моменты

Особенно привлекательным является создание свободных экономических зон в приграничных регионах, так как в этом случае в пределах зоны можно также успешно решить практически все специфические проблемы трансграничных территорий. В этом смысле показателен пример России, где из нескольких десятков созданных СЭЗ реально работают только две – Калининградская и “Находка”, функционирующие в приграничных регионах на двух противоположных, западной и восточной границах огромной страны.

СЭЗ, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают сегодня не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыльность вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30-35 %. В азиатских СЭЗ до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше, чем где-либо.

Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи СЭЗ. Из 100 стран, в которых они имеются, их больше всего в США – около 200. В 80-е гг. мощно стартовала Азия – Китай и Вьетнам, где СЭЗ в буквальном смысле раскрутили экономику этих государств.

2.1. Ирландия. Аэропорт Шеннон, расположенный в юго-западной части Ирландии, являлся одним из крупнейших в Европе и обеспечивал дозаправку авиалайнеров трансатлантических рейсов. Но с появлением в 50-х годах реактивных самолетов, способных преодолевать большие расстояния без промежуточных посадок для дозаправки топливом, активность аэропорта Шеннон стала резко снижаться, а экономика прилегающего района оказалась под угрозой кризиса. Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Все это побудило правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы. Было поставлено 3 задачи:

– создать промышленный парк вблизи аэропорта;

– активизировать деятельность и повысить роль аэропорта через торговлю и туризм;

– обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.

В 1959 году на небольшой территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона, которая стала развиваться в два этапа. Развитие зоны началось с международного туризма и беспошлинной торговли. Здесь был открыт первый в мире “Дьюти фри шоп”. Параллельно с этим создавался промышленный парк, правда, очень медленно. В результате в 1980 г. был открыт инновационный центр “Лимерик”, благодаря чему стал возможен переход к высокотехнологичным производствам. Опыт Ирландии в области создания экономических зон был использован азиатскими странами.

2.2. Китай. Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР). Все они расположены в юго-восточной части Китая.

ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции; развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров. Все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания современнейшей инфраструктуры. На 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону.

В 1984 г. правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов – все крупные портовые города страны. Им отведена роль “окон” и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов. С середины 90-х гг. в СЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов.

После 1991 года статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов. Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ. Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

1. в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы.

2. приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

3. СЭЗ в России. Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания СЭЗ, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий в СЭЗ.

СЭЗ рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.

Союзная программа по созданию СЭЗ не была реализована по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:

– несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;

– отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;

– неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;

– а также пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.

Следует отметить, что зоны совместного предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон, ни для российских предприятий в связи с отсутствием как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.

Вторая волна в создании и развитии российских СЭЗ – это 1990 г., когда были изданы постановления парламента страны “О создании зон свободного предпринимательства”, а также постановления правительства о СЭЗ “Сахалин”. В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

Третья волна связана с внесением в Госдуму в 1994-1995 гг. трех альтернативных вариантов проекта Закона “О свободных экономических зонах”. И хотя ни один из них так и не был принят, обозначенные в этих документах новые параметры СЭЗ послужили как бы толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания свободных экономических зон.

К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 свободных экономических зон (см. табл.), большая часть из которых была создана еще в начале 90-х гг., и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле.

2.2. Китай. Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР). Все они расположены в юго-восточной части Китая.

Свободная экономическая зона vs свободная таможенная зона : в чём разница?

* субъект хозяйствования, регистрирующийся в качестве резидента СЭЗ должен
иметь инвестиционный проект

С чего начать разведение свиней

1. Составьте бизнес-план, который будет отражать все аспекты вашей будущей свинофермы, включая информацию о помещении, поголовье, породе, предполагаемых расходах, а также о каналах сбыта мяса.

2. Сделайте чертеж, и постройте свинарник необходимого размера и конфигурации (размеры поголовья и другие данные для расчетов уже должны быть в бизнес-плане), закупите необходимое оборудование.

3. Закупите поросят выбранной породы.

2. Сделайте чертеж, и постройте свинарник необходимого размера и конфигурации (размеры поголовья и другие данные для расчетов уже должны быть в бизнес-плане), закупите необходимое оборудование.

Ссылка на основную публикацию