Суд первой инстанции: виды, состав, особенности работы

Арбитражный суд субъекта РФ

Так как Арбитражный суд субъекта РФ занимается юридическими вопросами, уголовные правонарушения он не рассматривает. Но административные правонарушения в его власти в том случае, если они в его компетенции по законодательству. Также Арбитражный суд субъекта РФ может разбирать оспариваемые дела органов административной или исполнительной власти, которые вели свою деятельность без должного, то есть юридического, образования.

Суд занимается рассмотрением всех гражданских дел, кроме тех, которые относятся к Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Так как Арбитражный суд субъекта РФ занимается юридическими вопросами, уголовные правонарушения он не рассматривает. Но административные правонарушения в его власти в том случае, если они в его компетенции по законодательству. Также Арбитражный суд субъекта РФ может разбирать оспариваемые дела органов административной или исполнительной власти, которые вели свою деятельность без должного, то есть юридического, образования.

Секретарь судебного заседания

Задача секретаря – вести протокол заседания, помочь судье установить личности участников дела, передавать документы судье от истца или ответчика.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Принцип подсудности

Подавляющее большинство дел рассматривается в местных судебных организациях, с учётом их подсудности. Уголовные преступления и гражданские правонарушения разбираются по существу дела в районных или мировых судах.

Более сложные и резонансные дела могут сразу передаваться на рассмотрение в Верховные региональные суды (республик, областей), в исключительных случаях – напрямую в ВС Российской Федерации. Такое положение связано с наличием большего опыта работы и более высокой квалификации судей, служащих в верховных судах.

Исковые заявления по гражданским делам по своей подсудности относятся к мировым судам, когда сумма иска не превышает 50 т.р. Если же размер исковых требований выше, то дело следует направлять в районное или городское судебное учреждение. Уголовное первичное судопроизводство подразумевает рассмотрение дел о совершённых уголовных преступлениях в трёх вариантах, в зависимости от судейского состава:

  • Один судья, принимающий единоличное решение по существу рассматриваемого дела.
  • Судья и коллегия присяжных заседателей в количестве двенадцати человек. Присяжные выносят первоначальный вердикт о виновности или невиновности обвиняемого в преступлении человека.
  • В судах федерального уровня – коллегия из трёх судей.


Ведение уголовных дел подразумевает следующие судебные действия:

Секретарь судебного заседания

Секретарь судебного заседания – это тот самый человек, который присутствует на слушании и ведет протокол.

В глобальном понимании его обязанности и полномочия гораздо шире:

  • получение материалов от помощников судей, оформление обложек дел;
  • отправка копий определений участникам производства;
  • заполнение регистрационных журналов, карточек, внесение данных в электронные системы;
  • контроль поступления истребованных судом документов;
  • передача протоколов заседания для ознакомления участникам;
  • оформление дел после рассмотрения;
  • проверка явки участников на слушание;
  • подготовка документов для исполнения постановлений;
  • подготовка запросов, писем.

В отличие от секретаря суда, секретарь судебного заседания закрепляется за конкретным участком (судьей).

Состав формируется с учетом нагрузки с учетом специализации судей, опыта и нагрузки на участках.

Какие есть инстанции судов?

Инстанции судов – структурные подразделения судов или специальные суды, которые выполняют функции рассмотрения дел по существу и пересмотра судебных решений нижестоящих инстанций.

Российская судебная система представлена 4 инстанциями:

  1. Первая инстанция – рассмотрение дела и принятие решения по существу.
  2. Вторая инстанция – апелляционная, пересматривающая не вступившие в силу судебные акты.
  3. Третья инстанция – кассационная, пересматривающая судебные акты, вступившие в силу.
  4. Четвертая инстанция – надзорная, пересматривающая судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и (или) кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Некоторые специалисты в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам. Но такие суды не образуют какую-либо специальную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями. Дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт. То есть, в данном случае дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные виды судебных инстанций есть практически во всех видах судопроизводств: гражданском (ГПК), арбитражном (АПК), административном (КАС) и уголовном (УПК). Исключение – рассмотрение дел об административных правонарушениях (КоАП) и обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ). В первом случае обжалование и пересмотр решений также возможны, но здесь не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В случае с Конституционным судом все объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Инстанции судов – структурные подразделения судов или специальные суды, которые выполняют функции рассмотрения дел по существу и пересмотра судебных решений нижестоящих инстанций.

Судебная инстанция

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Состав суда как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел. Но председатель, руководствуясь принципом независимости судей, не влияет на перспективу разрешения гражданских дел судьями.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалисты.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалисты.

Понятия и виды судебных инстанций

Первая инстанция – рассмотрение дела по существу. Ответить на основные существенные вопросы дела. В Гражданском и Арбитражном процессах основной вопрос – вопрос об удовлетворении иска или об отказе в его удовлетворении. Иск – требование, которое истец адресует суду. В уголовном процессе основной вопрос дела – вопрос о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления. В уголовном процессе есть две стороны – сторона обвинения, сторона защиты.

Суд первой инстанции

Длительное время Суд европейских сообществ оставался в их институционной системе главным и единственным органом осуществления правосудия. Он, и только он рассматривал все виды исков, принимал предварительные решения, давал заключения. Такая практика не вызывала никаких осложнений, поскольку общее количество дел, проходивших через Суд европейских сообществ, было относительно небольшим. Статистика 60-х годов показывает, что ежегодно Суд европейских сообществ рассматривал примерно 50 дел, принимая по ним около 20 решений. О такой загрузке сегодня Суд не может и мечтать. Количество дел резко возросло, что связано как с расширением состава сообществ, так и, особенно, с созданием единого внутреннего рынка. В середине 80-х годов в Суд европейских сообществ каждый год поступало примерно 400 дел.

Суд европейских сообществ стал испытывать все более ощутимые перегрузки, что не могло не сказываться на уровне и эффективности правового регулирования в целом. Рассмотрение дел затягивалось на годы, принимаемые решения не всегда прорабатывались достаточно тщательно. К тому же нетрудно было заметить, что наряду с делами, имевшими существенное значение, в том числе с исками по поводу нарушения условий учредительных договоров, основных правил единого внутреннего рынка, а также с обращениями национальных судов, Суд был вынужден рассматривать множество других, менее серьезных дел. В частности, быстро росло число частных исков служащих многочисленных институтов, других органов и служб сообществ к своему непосредственному руководству. Это явилось прямым следствием появления многочисленной бюрократии, усложнения внутренних взаимоотношений в ее рядах.

Читайте также:  Договор залога недвижимости в обеспечении договора займа

В этих условиях Суд все чаще стал не только обращать внимание Совета, Комиссии, а также правительств государств-членов на свою перегруженность, но и ставить вопрос о необходимости создания в сообществах еще одного суда, назначение которого состояло бы в том, чтобы взять на себя рассмотрение части дел, в особенности не главных, второстепенных, которых было очень много в Суде европейских сообществ. Последний в свою очередь должен был бы сосредоточиться на рассмотрении споров, имеющих важное экономическое и политическое значение, что повысило бы его роль в правовой жизни сообществ.

Ссылки скептиков и прямых противников появления в сообществах второго суда на то, что проблему перегрузки Суда европейских сообществ можно решить путем создания в нем необходимого количества палат, были малоосновательны. Жизнь подсказывала, что необходимо идти иным путем и разделить компетенцию между двумя судами. По предложению Суда европейских сообществ перед Советом был поставлен и в принципе решен вопрос о создании Суда первой инстанции.

Единым европейским актом устанавливалось и в учредительные договоры было внесено положение о том, что по запросу Суда и после консультаций с Комиссией и Европарламентом Совет единогласным решением может создать при Суде судебный орган с компетенцией Суда первой инстанции, правомочный принимать к рассмотрению некоторые виды исков физических и юридических лиц и выносить по ним решения, которые могут быть обжалованы в Суде, но только в соответствии с условиями, предусмотренными его Уставом (ст. 168 «а» Договора о ЕЭС). Сразу же была проведена достаточно четкая граница между Судом европейских сообществ и новым судом. Установлено, что Суд первой инстанции не будет правомочен ни рассматривать, ни принимать решения по искам государств-членов и по вопросам, по которым выносятся предварительные решения.

Единый европейский акт и Маастрихтский договор еще не учредили Суд первой инстанции, а только разрешили создать его. «Дело» последовало за «словом» только после того, как на основании учредительных положений Совет своим решением от 24 октября 1988 г. образовал Суд первой инстанции, который начал свою деятельность в сентябре 1989 г.

Официальное наименование нового судебного органа – Суд первой инстанции европейских сообществ. Чтобы сразу же отвести все сомнения по поводу взаимоотношений нового суда с уже функционировавшим Судом европейских сообществ, было установлено, что Суд первой инстанции придается Суду европейских сообществ. Местопребыванием Суда первой инстанции был определен также г. Люксембург. В решении Совета были закреплены положения об организации Суда, его юрисдикции, правилах его процедуры.

Со стороны могло показаться, что юрисдикция Суда первой инстанции устанавливалась очень просто, путем ее выявления из юрисдикции Суда европейских сообществ. Ведь главная задача вроде бы состояла лишь в том, чтобы разгрузить Суд европейских сообществ, переложить часть его работы на новый суд. Но этого нельзя было добиться, не имея исходной концепции первой инстанции в тандеме «Суд европейских сообществ – Суд первой инстанции». Решение Совета об образовании Суда первой инстанции имело в этом отношении важное значение. В нем содержались три основных положения, касавшиеся Суда первой инстанции.

Во-первых, Суд первой инстанции должен был рассматривать споры между сообществами и их служащими, предусмотренные статьей 179 Договора о ЕЭС и статьей 152 Договора о Евратоме. Иными словами, любые споры между сообществами и их служащими в рамках и с соблюдением условий, предусмотренных Штатным регламентом или Правилами найма и увольнения, переходили из юрисдикции Суда европейских сообществ в юрисдикцию Суда первой инстанции.

Во-вторых, на рассмотрение Суда первой инстанции передавались некоторые категории исков, предусмотренные Договором о ЕОУС. Это были иски предприятий или ассоциаций в области угледобывающей и сталелитейной промышленности, которые касались решений или рекомендаций Комиссии, носящих индивидуальный характер, а также общих решений или рекомендаций Комиссии, которые, по мнению этих предприятий или ассоциаций, ведут к злоупотреблению полномочиями, затрагивавшему их интересы. Это были, далее, иски предприятий или ассоциаций к Комиссии в связи с тем, что она в установленный срок не принимает решения или рекомендации по соответствующему вопросу, если молчание будет истолковано как решение или как рекомендация об отказе. Кроме того, Суд первой инстанции был правомочен рассматривать иски, вытекающие из положений о размерах сборов на различную продукцию, об интервенции Комиссии в отношении цен и коммерческой политики, концентрации производства.

В-третьих, под юрисдикцию Суда первой инстанции подпало рассмотрение исков физических или юридических лиц, оспаривающих решения Совета и Комиссии, принятых персонально в отношении того или иного лица, а также хотя и адресованных другому лицу, но тем не менее непосредственно и персонально затрагивающих данное лицо. В Суд первой инстанции были также при соблюдении установленных условий переадресованы иски юридических или физических лиц с жалобой на орган сообщества, действия которого в отношении конкретного лица ограничиваются принятием лишь рекомендаций и заключений, хотя это и не устраняет нарушения Договора о ЕЭС.

Создание Суда первой инстанции сразу же принесло значительное облегчение Суду европейских сообществ. Однако полностью проблема устранения его перегруженности решена не была. Поэтому в последующем юрисдикция Суда первой инстанции несколько раз расширялась. Это было сделано дважды по предложению Суда европейских сообществ в форме решения Совета: первый раз 8 июня 1993 г. и второй раз 7 марта 1994 г. Если суммировать предпринятые меры, то можно сказать, что под юрисдикцию Суда первой инстанции было передано рассмотрение всех исков, предъявляемых физическими и юридическими лицами. О том, насколько большой стала нагрузка Суда первой инстанции, говорит тот факт, что из канцелярии Суда европейских сообществ ему сразу же было передано около 300 дел.

Основные пределы юрисдикции Суда первой инстанции были определены четко и категорично с самого начала. Во-первых, Суд первой инстанции не получил права ни рассматривать, ни принимать решения по искам государств-членов или институтов сообществ. Во-вторых, вне его юрисдикции осталось рассмотрение вопросов в преюдициальном порядке, т.е. принятие предварительных решений. Если иметь в виду основные тенденции перераспределения компетенции между двумя судами сообществ, то можно предположить, что со временем Суд первой инстанции станет рассматривать больше дел, сторонами в которых являются государства-члены или институты сообществ. Что же касается предварительных решений, то с учетом их природы и значения они, видимо, так и останутся в пределах юрисдикции Суда европейских сообществ.

Итак, с созданием Суда первой инстанции у сообществ появилась судебная организация, которая, хотя и состояла всего из двух судов, имела определенные черты системности. В пей имелся один главный, вышестоящий суд – Суд европейских сообществ, который рассматривал все важнейшие дела, и был образован нижестоящий суд – Суд первой инстанции, на долю которого пришлись остальные дела. Суд европейских сообществ стал кассационной инстанцией по отношению к Суду первой инстанции.

На практике определение подсудности дел стало одной из насущных проблем в функционировании судебной системы сообществ. Порой схожие дела передавались как в Суд европейских сообществ, так и в Суд первой инстанции. Это объяснялось зачастую тем, что в одном случае дело направлялось физическим или юридическим лицом, а в другом – государством-членом или институтом сообщества. Как правило, вопрос о подсудности решался достаточно быстро и без особых осложнений, чему в немалой степени способствовало организационное единство аппарата обоих судов.

Читайте также:  Пай в кооперативе по наследству

Суд первой инстанции действует на тех же принципах, что и Суд европейских сообществ. Его состав определяется Советом после консультаций с Комиссией и Европарламентом. Судьи не избираются, а назначаются по общему согласию правительств государств-членов. Есть только одно предварительное условие: подобно судьям Суда европейских сообществ судьи Суда первой инстанции назначаются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают данными, необходимыми для того, чтобы работать в должности судьи.

В отличие от Суда европейских сообществ Суд первой инстанции имеет в своем составе генеральных адвокатов. Как гласят Правила процедуры Суда первой инстанции, каждый его член выполняет функции судьи. Вместе с тем установлено, что в необходимых случаях каждый судья, исключая председателя Суда первой инстанции, может выполнять обязанности генерального адвоката. Таких необходимых случаев всего два. Во-первых, Суд первой инстанции может иметь назначенного его председателем генерального адвоката тогда, когда речь идет о пленарном заседании. Во-вторых, палата Суда первой инстанции также может получить помощь со стороны генерального адвоката, если она сочтет, что необходимость в этом обусловлена сложностью рассматриваемого дела (ст. 17, 18 Правил процедуры Суда первой инстанции).

Срок пребывания судей Суда первой инстанции в должности – шесть лет. Частичное обновление его состава должно проводиться каждые три года. В настоящее время такое частичное переназначение проводится поочередно, «порциями» по семь и восемь судей. Судьи, срок полномочий которых истек, могут быть назначены вновь. Ограничений во времени и количестве переназначений нет.

Связь между Судом первой инстанции и Судом европейских сообществ проявляется сразу же после назначения судей. Установлено, что судьи Суда первой инстанции приносят присягу перед Судом европейских сообществ. Решение о том, что судья Суда первой инстанции не соответствует более предъявляемым к нему требованиям, принимается также Судом европейских сообществ, который консультируется по этому поводу с Судом первой инстанции, заслушивающим судью, о котором идет речь, на своем закрытом заседании.

Судьи Суда первой инстанции избирают из своей среды председателя Суда, который выполняет функции, аналогичные функциям председателя Суда европейских сообществ. Председатель Суда первой инстанции избирается сроком на три года с правом избрания на новый срок. Председатели палат назначаются Судом первой инстанции сроком на один год. Своего аппарата у Суда первой инстанции нет, его обслуживание осуществляет аппарат Суда европейских сообществ. Суд первой инстанции имеет отдельно от Суда европейских сообществ только канцлера (начальника канцелярии) и сотрудников канцелярии.

Суд первой инстанции образует палаты, состоящие из трех или пяти судей, и распределяет судей между ними. Как правило, дела в Суде первой инстанции рассматриваются в палатах. Споры между сообществами и их служащими направляются в палату, состоящую из трех судей, а все остальные – в палату из пяти судей. Правила процедуры предусматривают случаи, когда дела слушаются Судом первой инстанции на пленарном заседании. Это может быть обусловлено юридической сложностью дела, его значением или иными особыми обстоятельствами.

Распределение дел между палатами производится председателем Суда первой инстанции. Он же по предложению председателя палаты назначает по каждому делу судью-докладчика.

Язык процесса определяется так лее, как и в Суде европейских сообществ. Внутренним рабочим языком в Суде первой инстанции тоже является французский язык.

Хотя у Суда первой инстанции имеются свои собственные Правила процедуры, судебное разбирательство в нем во многом аналогично тому, которое установлено для Суда европейских сообществ. Вначале следует письменная процедура, после завершения которой проводится устная процедура. Совпадают многие нормы, касающиеся организации как письменного, так и устного разбирательства, проведения дополнительных процессуальных действий, в том числе проверки доказательств и иных материалов дела при помощи свидетелей и экспертов.

Особый интерес представляет кассационный порядок пересмотра решений Суда первой инстанции. Этот порядок в основном заимствован из опыта французского правосудия. Его суть состоит в том, что кассационный суд проверяет дело, совершенно не вникая в его фактические обстоятельства. Кассационные жалобы не подлежат проверке. Установление фактических обстоятельств полностью отнесено к ведению суда, рассматривавшего дело в полном объеме. Кассационный суд призван проверить только соответствие принятого решения нормам материального и процессуального права. Более того, кассационный суд не вправе выходить за пределы аргументов, приведенных в кассационной жалобе.

Формализм кассационного порядка рассмотрения жалоб на решения нижестоящего суда очевиден и в нормах, действующих в сообществах. Кассационная жалоба на решение Суда первой инстанции, направляемая в Суд европейских сообществ, должна быть ограничена вопросами права. Такая жалоба может обосновываться: а) отсутствием у Суда первой инстанции компетенции рассматривать данное дело; б) нарушением процедуры рассмотрения дела, установленной для Суда первой инстанции, что наносит ущерб интересам жалобщика; в) нарушением права сообществ со стороны Суда первой инстанции. Решения, касающиеся судебных издержек и определения сторон, обязанных эти издержки нести, обжалованию не подлежат.

Подача кассационной жалобы, как правило, не откладывает исполнения решения Суда первой инстанции.

Если кассационная жалоба будет сочтена обоснованной, Суд европейских сообществ отменит решение Суда первой инстанции. Если позволяет дело, Суд европейских сообществ вправе самостоятельно вынести по нему окончательное решение. В противном случае он направляет дело обратно в Суд первой инстанции для вынесения решения. При этом Суд первой инстанции обязан следовать за решением Суда европейских сообществ по вопросам права.

Суд первой инстанции набрал в последние годы «крейсерскую скорость». Количество дел, ежегодно поступающих на его рассмотрение, изменялось следующим образом: 1991 г. – 93; 1992 г. – 115;

1993 г. – 194; 1994 г. – 224; 1995 г. – 212; 1996 г. – 215. Резкая «прибавка» в 1994 г. не случайна. Она отражает расширение круга дел, рассматриваемых Судом первой инстанции, происшедшее после соответствующих решений Совета в 1993–1994 гг. Иски служащих составляли соответственно: 1991 г. – 81; 1992 г. – 79; 1993 г. – 83;

1994 г. – 81; 1995 г. – 79; 1996 г. – 98. Это означало, что Суд первой инстанции стал рассматривать практически все споры между сообществами и его служащими, затронутыми решениями институтов сообществ. На долю других обращений приходилось: 1991 г. – 12; 1992г.-36; 1993г.- 111; 1994 г.- 143; 1995 г. – 133; 1996 г. – 117. Особую группу составили дела о так называемых молочных квотах, т.е. квотах на производство молока. Они появились только в 1993 г. (395 дел), когда вопрос о таких квотах был очень актуальным, и сошли на нет в 1996 г. (5 дел), когда острота проблемы спала. Дела о молочных квотах стали преходящим явлением в многозначной деятельности Суда первой инстанции.

Исходя из анализа судебной статистики можно отметить, что в последние годы в Суде первой инстанции увеличилось количество дел, касающихся правил конкуренции. Число исков служащих к институтам сообществ остается на прежнем уровне. С передачей Суду первой инстанции юрисдикции в сфере торговли появилась относительно большая группа дел, связанных с торговлей.

Увеличение работы в Суде первой инстанции привело к тому, что в 1994 г. были внесены довольно существенные поправки в его правила процедуры. Согласно новой схеме внутренней организации, Суд первой инстанции образовал четыре палаты, число членов каждой из которых было увеличено с трех до пяти судей. Такие палаты стали заниматься вопросами конкуренции и концентрации. Еще одним последствием возросшей нагрузки судей Суда первой инстанции стало придание каждому судье второго секретаря по правовым вопросам.

Количество решений Суда первой инстанции, отмененных в кассационном порядке Судом европейских сообществ, было относительно небольшим. Оно колебалось в пределах 14–18%. В процентном отношении наблюдалось определенное уменьшение общего числа таких дел.

Со стороны могло показаться, что юрисдикция Суда первой инстанции устанавливалась очень просто, путем ее выявления из юрисдикции Суда европейских сообществ. Ведь главная задача вроде бы состояла лишь в том, чтобы разгрузить Суд европейских сообществ, переложить часть его работы на новый суд. Но этого нельзя было добиться, не имея исходной концепции первой инстанции в тандеме «Суд европейских сообществ – Суд первой инстанции». Решение Совета об образовании Суда первой инстанции имело в этом отношении важное значение. В нем содержались три основных положения, касавшиеся Суда первой инстанции.

Читайте также:  Договор постоянной ренты

Принципы судебной системы РФ

Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.

Самостоятельность и независимость . Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».

Гласность судопроизводства . Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.

Государственный язык судопроизводства . Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.

Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.

Равноправие и состязательность . Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Процессуальные полномочия судей

В ст. 29 УПК РФ регламентированы основные права и обязанности судей в рамках рассмотрения уголовного дела.

Только судьи, вне зависимости от особенностей состава суда, правомочны исполнять следующие процессуальные действия:

  • Признание подсудимого виновным и назначение ему наказания;
  • Признание подсудимого невиновным и освобождение его от наказания;
  • Применение к подсудимому принудительных мер медицинского или воспитательного характера;
  • Прекращение уголовных дел по веским основаниям;
  • Избрание меры пресечения и ее продление;
  • Разрешение на обыск и осмотр жилища;
  • Наложение ареста на имущество и др.
  • Суд имеет право рассматривать жалобы на прокурора, следователя или дознавателя в рамках досудебного производства по делу.

    Статус судьи в стране имеет свои привилегии, в том числе, и неприкосновенность. Судьи имеют высокие доходы, но и большую степень ответственности. Их деятельность сопряжена с дополнительными рисками, что обуславливает обоснованность наличия у них оружия.

    Неизменность состава суда означает, что каждое уголовно дело рассматривается именно тем судьей, который начал его рассмотрение.

    Приказ

    Постановление, вынесенное на основании заявления от кредитора о взыскании денежных средств или имущества с должника. Оно подтверждает материально-правовые отношения между сторонами, а также устанавливает основания для передачи денежных средств одной стороны в пользу второй.

    Для вынесения приказа необходимо соблюдение ряда условий. В первую очередь, это отсутствие спора о праве и «бесспорность» требований взыскателя, во вторую – то обстоятельство, что должник не известил суд о своем несогласии с предъявленной претензией.

    Важная особенность приказа состоит в том, что он сам по себе является исполнительным документом и может быть предъявлен на исполнение в установленный срок.

    Важная особенность приказа состоит в том, что он сам по себе является исполнительным документом и может быть предъявлен на исполнение в установленный срок.

    Первая инстанция в гражданском процессе

    Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются мировыми и районными (городскими) судами. Предметом таких дел являются споры между гражданами, а, в отдельных случаях, с участием юридических лиц, государственных и муниципальных ведомств. Разграничение компетенции мировых и районных судей происходит по правилам, регламентированным в ГПК РФ:

    • по имущественным спорам, подлежащим оценке, разграничение связано с суммой исковых требований – при цене иска до 50 тыс. руб., дело будет рассматривать мировой судья;
    • законом выделены и отдельные категории дел, которые вправе разбирать по первой инстанции мировые судьи – выдача судебных приказов, бракоразводные процессы (при отсутствии спора о детях), определение порядка пользования имущественными активами и т.д.;
    • дела, прямо не отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными (городскими) судами.

    Основанием для начала судебного процесса является подача иска. Закон не содержит ограничений для предъявления исковых заявлений, даже если истек срок давности. Однако при рассмотрении иска может предъявляться ходатайство о пропуске срока давности, что повлечет прекращение дела.

    Разбирательство в судах первой инстанции по ГПК РФ происходит по следующим правилам:

    • в зависимости от обстоятельств спора, участниками процесса будут являться истец, ответчик, третьи лица, свидетели, специалисты, эксперты и т.д.;
    • для первой инстанции предусмотрено единоличное рассмотрение дел, тогда как в последующих инстанциях жалобу будет рассматривать коллегия судей (кроме случаев, когда подается апелляционная жалоба на решение мировых судей);
    • процесс проводится в открытом режиме, хотя закрытые заседания могут вестись по отдельным категориям дел (например, при усыновлении несовершеннолетних детей).

    Основными принципами судопроизводства являются открытость и гласность, равенство прав участников процесса. Итогом рассмотрения по первой инстанции может быть:

    • прекращение дела – при отказе от исковых требований, при пропуске срока давности, при нарушении правил подсудности и подведомственности;
    • оставление иска без рассмотрения и возвращение документов заявителю (например, если истец не оплатил пошлину);
    • вынесение положительного или отрицательного решения – полное или частичное удовлетворение иска, полный или частичный отказ.

    Возможен и вариант прекращения дела, при котором стороны заключают мировое соглашение. В этом случае суд обязан проверить, соответствует ли соглашение требованиям закона, не нарушает ли оно права и интересы участников процесса. При выявлении таких фактов, мировое соглашение не утверждается судом, а дело будет рассматриваться по общим правилам.

    Акты мировых судей обжалуются по второй инстанции в районный суд. Если решение было вынесено по первой инстанции районным (городским) судом, подать жалобу нужно в областную или краевую судебную инстанцию.

    Более того, истец и ответчик несут риск несвоевременного уведомления о заседании, если представили недостоверные адресные данные или отказываются от получения извещений. Узнать о текущем состоянии дела и датах предстоящих заседаний можно через онлайн-картотеку арбитражных дел.

    Звенья военных судов:
    • основное звено (гарнизонные военные суды);
    • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
    • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области);
    • третье промежуточное звено (кассационный военный суд – г. Новосибирск);
    • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

    Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

    Порядок и срок вступления приговора суда в силу

    Срок вступления приговора суда в силу начинается с момента истечения срока обжалования приговора в апелляционный или кассационный суд. В случае, когда после вынесения вердикта прошло 10 дней, и не была подана жалоба, то приговор вступает в законную силу. Срок вступления приговора, вынесенного апелляционным судом, определяется в день вынесения решения.

    Следует знать, что в срок входят праздничные и выходные дни. Вердикт вручается обвиняемому гражданину в течение пяти дней после принятия решения. В случае пребывания подсудимого в СИЗО, приговор вступает в силу, начиная с момента передачи ему копии заключения.

    Граждане, находящиеся под стражей или домашним арестом, ограничиваются в сроках обжалования приговора. Вместо 10 дней им полагается не более 3 суток на оспаривание решения суда.

    Первая инстанция состоит из:

    Ссылка на основную публикацию