Налоговые проверки: их виды и порядок проведения

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение

|следующая лекция ==>
Налоговая декларация|Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1950 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93′ НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

1) сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

2) выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Какие есть виды налоговых проверок?

  • Понятие налоговой проверки
  • Выездная проверка
  • Камеральная проверка
  • Встречная проверка
  • Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
  • Итоги

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

юБУФШ I – лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ

Hл тж РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ФБЛЦЕ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ЛПОФТПМШОЩИ Й РПЧФПТОЩИ РТПЧЕТПЛ.

Налоговые проверки: виды, порядок проведения и оформления результатов Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента [1].

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных.

В статье рассмотрены особенности проведения каждого вида проверок.

Читайте также:  Минфин разъяснил, как организациям учитывать госсубсидии

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой с 02.09.2010 составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.
Существует ошибочное мнение, что если у налогоплательщика налоговый орган не затребовал документы, значит, камеральная проверка не проводится. Однако это далеко не так.

При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
– проверка правильности исчисления налоговой базы;
– проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
– проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
– проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
– сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы

Документы, которые вправе требовать налоговые органы

Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
– при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
– непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
– отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
– налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
– доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
– систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
– среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
– неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Рассмотрим основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок:

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

По местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@.

3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки – период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).

При выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Возможна в случаях:
– в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом;
– при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного.
(п. 10 ст. 89 НК РФ)

Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

Справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:
– путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган – подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;
– путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, – подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;
– обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Рассмотрение материалов налоговых проверок, вынесение решений по ним, а также порядок обжалования решений производится с соблюдением установленных сроков в следующей последовательности:

В течение 5 дней с даты акта налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ). Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку (пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ). Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В течение 10 дней со дня истечения срока для представления возражений с возможностью продления не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия могут проводиться в течение срока не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

В течение 5 дней со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В течение 10 дней со дня вручения Решения налогоплательщику. В случае подачи апелляционной жалобы – со дня утверждения Решения вышестоящим налоговым органом (п. 9 ст. 101 НК РФ).

После вынесения Решения. Действует до дня исполнения Решения либо до дня его отмены вышестоящим органом или судом (п. 10 ст. 101 НК РФ).

В течение 10 дней со дня вручения Решения налогоплательщику (пп.1,2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

В течение одного года с момента вынесения Решения (п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

В течение одного месяца со дня ее получения. Возможно продление срока для получения документов у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

В течение 3 дней с момента принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).

В течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении Решения в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ).

В срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Возможно продление на срок до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Со дня вступления в силу. Может быть приостановлено при обжаловании решения по ходатайству (п. 4 ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

В течение 10 дней с момента вступления в силу решения (ст. 69, п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В течение 10 календарных дней с момента получения требования, если иное не указано в требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Принимается после истечения срока исполнения требования, но не позднее двух месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Не ранее внесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

В течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В целях защиты прав и законных интересов налогоплательщика необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе налоговых проверок. Возможности, предусмотренные законодательством, зачастую не в полной мере используются налогоплательщиками, что в итоге оборачивается для них неблагоприятными налоговыми последствиями.

Во избежание возможных потерь, которые могут возникнуть в силу недостаточной осведомленности о процессе проведения налоговых проверок, порой целесообразно обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт их сопровождения.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

Виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. У всех видов проверок налоговой одна цель – проконтролировать соблюдение компаниями и ИП соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли были рассчитаны и уплачены налоги, сборы и страховые взносы.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, которую инспекция проводит регулярно на основе вашей декларации (или расчета) и документов, которые вы самостоятельно предоставили, а также документов, которые у нее есть. Камеральную проверку проводят на территории инспекции без какого-либо специального решения (п.п.1, 2,10 ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка – это своего рода текущий контроль, который нужен для внесения корректировок (при необходимости).

Выездная налоговая проверка – это проверка, которую инспекция проводит на основе специального решения ее руководителя (его зама), как правило, на территории того, кого проверяют. Выездную проверку могут проводить по одному, несколькими или сразу всем налогам, сборам, страховым взносам. При этом инспекция может проверить три года, которые предшествуют году проверки. Обычно ее проводят, когда проверяемое лицо своими действиями вызвало интерес инспекторов и попало в план выездных проверок (п.п.1, 3, 4, 17 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка – это глубокое изучение деятельности проверяемого лица для выявления серьезных недочетов схем ухода от налогов, а также признаков налоговых преступлений.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. У всех видов проверок налоговой одна цель – проконтролировать соблюдение компаниями и ИП соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли были рассчитаны и уплачены налоги, сборы и страховые взносы.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

6.4. Налоговые проверки: виды, цели и методы

Камеральная налоговая проверка

Правила проведения камеральной налоговой проверки установлены в ст.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

налоговых деклараций (расчетов);

документов, представленных налогоплательщиком;

документы, подтверждающие право налогоплательщиков на на-логовые льготы;

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Цели камеральной налоговой проверки показаны на рис. 6.4.

На проведение камеральной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и др. документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены в налоговой декларации (расчете) какие-либо ошибки или не соответствия, то об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Рис. 6.4. Цели камеральной налоговой проверки

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст.

Читайте также:  Проводки по зарплате с использованием счета 70: таблица

Следует отметить, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если они не предусмотрены НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Правила проведения выездной налоговой проверки установлены в ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Для проведения такой проверки необходимо соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Цели выездной налоговой проверки показаны на рис. 6.5.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение – случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в облас-

Рис. 6.5. Цели выездной налоговой проверки

ти налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения;

• в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Срок проведения выездной налоговой проверки головной организации – не более 2-х месяцев. Однако, указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях – до 6-ти месяцев.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

истребования документов (информации);

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6-ти месяцев.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплатель-щика могут быть истребованы необходимые для проверки документы, и налогоплательщик обязан их предоставить.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости проверяющие могут:

проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,

производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

производить выемку документов (правила выемки – ст. 94 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Порядок участия свидетеля в налоговой проверке регламентируется ст. 90 НК РФ.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, то показания могут быть получены по месту его пребывания.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

лица, которые получили информацию, относящуюся к их профессиональной тайне (адвокаты, аудиторы).

Как правило, к такой процедуре, как допрос свидетелей, налоговые органы прибегают во время выездных проверок и в ходе работы специальных комиссий. Информация, полученная от свидетелей, зачастую не является доказательством неуплаты (неполной уплаты) налогов и сборов, но может послужить поводом для более глубокой проверки.

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе потребовать все необходимые для проверки документы у:

проверяемой организации (ее филиала, представительства);

контрагентов проверяемой организации;

иных лиц располагающих документами (информацией,), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Для того, что бы получить все необходимые для проверки документы указанным лицам вручают требование о представлении документов.

При этом проверяемой организации требование высылает тот налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете. Чтобы получить необходимые сведения у контрагентов и прочих лиц налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета этих лиц. В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а в отношении конкретной сделки – сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 2,3 ст. 93.1 НК РФ).

В течение 5-ти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Таким образом, налоговый орган, проводящий проверку, может запросить необходимые сведения не напрямую у контрагентов проверяемой организации, а только в налоговом органе по месту их учета. Вместе с тем, приказом ФНС России «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов» от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ налоговым органам предоставлено право запрашивать информацию о контрагенте в обслуживающем его банке.

Истребуемые документы представляются в виде копий, которые заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) организации и печатью этой организации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками документов. В отношении конкретного перечня документов в НК РФ нет четкого указания. Это касается и проверяемой организации, и ее контрагентов, и прочих лиц.

Запрашивая у проверяемой организации по каждой конкретной сделке выписки из книги продаж, копии счетов-фактур, налоговые инспекторы могут затребовать аналогичную информацию и у кон-трагентов организации.

Основной целью налоговых инспекторов является убедиться в том, что все представленные для проверки документы подлинны и ими оформлены реальные сделки.

Срок представления документов установлен для:

проверяемых организаций – в течение 10-ти дней со дня вручения соответствующего требования;

контрагентов проверяемой организации и иных лиц – в течение 5-ти дней со дня получения требования или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Следует отметить, что необходимую информацию налоговые органы могут запросить как в ходе налоговой проверки, так и вне ее. Но в последнем случае основанием для истребования документов должна быть необходимость проверки конкретной сделки. При этом запрос может быть направлен и участникам сделки, и всем прочим лицам, владеющим информацией.

Если лицо отказывается, предоставить запрашиваемые документы или не предоставляет их в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предус-мотренную статьей 129.1 НК РФ. Это – штраф в размере 1000 руб., а при повторном непредоставлении документов в течение календарного года – 5000 руб. Вместе с тем на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Однако срок представления документов может быть продлен. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление с указанием причины опоздания, например, – большой объем запрашиваемых документов и др.

Выемка документов и предметов

Правила выемки документов и предметов установлены в ст. 94 НКРФ.

При выездной налоговой проверке должностные лица налогового органа могут осуществить выемку документов и предметов. Для этого необходимо мотивированное постановление, которое утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа.

Правила выемки документов:

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Участие понятых регламентируется ст. 98 НК РФ. Количество понятых – не менее 2-х человек. Это должны быть любые незаинтересованные физические лица, но не работники налоговых органов.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Предлагается добровольно выдать документы. В случае отказа выемка производится принудительно.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Выемка, изъятие документов и предметов оформляется протоколом.

Экспертиза и привлечение специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участие переводчика

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперта привлекают на договорной основе. Для проведения экспертизы требуется соответствующее постановление налогового органа (ст. 95 НК РФ).

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

заявить отвод эксперту;

просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Согласно ст. 97 НК РФ в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Переводчик должен быть лицом, не заинтересованным в исходе дела.

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

Согласно ст. 99 НК РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

При составлении протоколов должны быть учтены следующие требования:

Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются следующие сведения:

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

содержание действия, последовательность его проведения;

выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

При необходимости проверяющие могут:

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Порядок проведения налоговой проверки

Процесс проведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовыми актами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов, имеющих целью проверку соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие в связи с этой деятельностью правоотношения между налоговыми органами и лицами, участвующими в проверке.[25]

Отметим, что обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке не является стадией собственно процесса налоговой проверки. Следует отметить положительный зарубежный опыт судебного рассмотрения налоговых споров, а также опыт создания специальных судебных инстанций по рассмотрению налоговых споров. Например, в составе Управления федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков на неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Данное бюро имеет подразделения на местах и призвано урегулировать споры без судебной процедуры. Такая система позволяет решать вопросы непосредственно на местах, без обращения в вышестоящие инстанции. Кроме того, в США создан Налоговый суд.[26]

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

– встречные. Имеют место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами. В этом случае налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

Место проведения: место нахождения налогового органа.

Проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Особенности проведения:

– в случае выявления: а) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, б) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, – об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

– налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, например, п. 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

Читайте также:  Договор об отчуждении патента - бланк 2020

– в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам проводятся в соответствии со ст. 101 НК РФ. Подобные выводы отражены в практике ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5[27], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71[28]), а также Конституционного Суда РФ (Определение от 18.01.2005 № 9-О[29]).

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Место проведения: территория (помещение) налогоплательщика; в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки – место нахождения налогового органа.

Основания проведения: решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого разработана и утверждена ФНС РФ.[30]

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Сроки проведения:

– по общему правилу не более двух месяцев;

– продлевается до четырех месяцев; в исключительных случаях – до шести месяцев руководителем (его заместителем) ФНС России[31];

– налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Позиция Конституционного суда по вопросам исчисления сроков выездной проверки заключается в следующем.[32] В установленный двухмесячный срок включаются – с тем, чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т.п. – только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки. Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Особенности проведения:

– проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

– проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;

– проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

– при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке;

– при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке по акту, составленному этими должностными лицами.

Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

– по окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения;

– не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки[33], подписываемый этими лицами и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). Об отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения указанных лиц от получения акта налоговой проверки это отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Действия налогового органа по результатам проверки:

– вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы);

– предложение налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;

– обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в случаях: а) отказа от добровольной уплаты суммы налоговой санкции; б) пропуска срока уплаты, указанного в требовании.

Исковое заявление о взыскании соответствующей санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Отметим, что налоговая проверка представляет собой наиболее конфликтную форму налогового контроля, зачастую сопровождаемую злоупотреблениями со стороны проверяющих. В связи с этим каждое процессуальное действие налоговых органов при проведении проверки должно быть четко, без двусмысленностей, урегулировано на законодательном уровне, что будет способствовать правовой защите налогоплательщиков.[34]

Несовершенство налогового законодательства, его абстрактность, противоречия положений ряда статей и повторы в части проведения налогового контроля оставляет широкие возможности для усмотрения налоговых органов. Ограничению усмотрения налоговых органов при осуществлении налогового контроля будет способствовать судебный контроль; материальная ответственность за ущерб, причиненный неправомерными действиями; совершенствование норм, регулирующих процедуры налогового контроля.[35]

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 3830 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности проведения:

Как оспорить результат проверки

Акт о нарушениях по результатам камеральной проверки налоговой инспектор составляет в течение 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней акт вручают налогоплательщику под подпись либо отправляют заказной почтой.

Если проводилась выездная проверка, то в последний день налогоплательщику выдают справку о ее проведении. В течение двух месяцев после этого налоговая должна составить акт. На вручение акта налогоплательщику отводятся еще 5 рабочих дней.

Налоговая может вручить решение и в более поздние сроки, закон при этом она не нарушит.

Далее у налогоплательщика есть месяц, чтобы представить свои возражения на акт. Их необходимо подать в налоговую, которая проводила проверку, лично, по почте или электронно.

После истечения месяца на возражения налоговая рассматривает материалы проверки. О дате и времени рассмотрения извещают налогоплательщика, но его присутствие необязательно.

После рассмотрения материалов проверки налоговая выносит решение: привлечь налогоплательщика к ответственности или нет. Оно вступает в силу через месяц после получения его налогоплательщиком.

Если налогоплательщик несогласен с решением, он может направить апелляционную жалобу. На это как раз и отводится месяц до вступления решения в силу. Жалоба подается в региональное УФНС через налоговую, которая вынесла решение.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

1.3. Классификация ипотечных кредитов

Основные условия реализации классических моделей ипотечного кредитования – стабильность экономики, надежность и эффективность финансово-кредитной системы, наличие развитого рынка ценных бумаг, высокая платежеспособность населения, и самое главное – активное участие государства как гаранта устойчивости всей системы отношений в ипотечных операциях.

Ипотечные кредиты классифицируются по различным признакам:

1) по объекту недвижимости на:

— предприятия, здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

— жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;

— дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

— воздушные, морские суда, суда каботажного плавания и космические объекты; объекты незавершенного строительства1;

1 Статус объектов незавершенного строительства был изменен в январе 2005 г. До этого времени объекты незавершенного строительства не относились к недвижимому имуществу.

2) по целям кредитования на:

— приобретение готового жилья в многоквартирном доме либо отдельного дома на одну или несколько семей в качестве основного или дополнительного места жительства;

— приобретение дома для сезонного проживания, дачи, садовых домиков с участками земли; приобретение земельного участка под застройку;

3) по виду кредитора на банковские и небанковские;

4) по виду заемщиков как субъектов кредитования:

— на кредиты, предоставляемые застройщикам и строителям;

— на кредиты, предоставляемые непосредственно будущему владельцу жилья;

— по степени аффилированности заемщиков.

Кредиты могут предоставляться сотрудникам банков; сотрудникам фирм – клиентов банка; клиентам риэлторских фирм; лицам, проживающим в данном регионе; всем желающим;

5) по способу рефинансирования. Ипотечным кредитованием занимаются различные кредитные институты. Особенности их деятельности заключены в способе рефинансирования выдаваемых кредитов.

6) по способу амортизации долга на:

— постоянный ипотечный кредит;

— кредит с переменными выплатами;

— кредит с единовременным погашением согласно особым условиям;

7) по виду процентной ставки на кредиты с:

— фиксированной процентной ставкой;

— переменной процентной ставкой;

8) по возможности досрочного погашения:

— с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения;

— с правом досрочного погашения при условии уплаты штрафа;

9) по степени обеспеченности (величине первоначального платежа). Сумма кредита может составлять от 50% до 100% стоимости заложенного имущества.

Кроме того, ипотечные кредиты могут быть обычными и комбинированными (выдаваемыми несколькими кредиторами), субсидируемыми и выдаваемыми на общих условиях.

Тем не менее имеется значительное число субъектов Федерации, реализующих собственные ипотечные (псевдоипотечные) программы и накопившие определенный опыт в этой сфере. Первая программа ипотечного кредитования в России была разработана акционерным обществом «Корпорация «Жилищная инициатива» совместно со Сбербанком и Госстрахом России. Эта программа предусматривает несколько схем ипотечного кредитования жилищного строительства, например:

• «Форвард-кредитинвест». Эта схема рассчитана на коммерческих застройщиков (юридических лиц), которые ведут строительство жилья с целью его дальнейшей продажи состоятельным клиентам, включая коммерческие структуры.

Предметом залога в данном случае выступает сам строительный объект. Оформление залога и выдача кредита осуществляются поэтапно, по мере строительства объекта;

• «Ретрокредитинвест». Данная схема предназначена для граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Кредит выдается под залог существующей квартиры и только в случае, если ее рыночная стоимость выше затрат на строительство новой;

• «Фьючерсинвест». Эта схема предназначается для граждан, которые не желают закладывать свою недвижимость. По ней возможны два варианта:

1) квартира продается с аукциона с условием отсрочки выселения до окончания строительства нового жилья. Бывший собственник жилья самостоятельно вкладывает вырученные от продажи квартиры деньги в строительство недвижимости, принимая на себя финансовый риск и оплату счетов инвестора-застройщика;

2) собственник жилья поручает инвестору-застройщику продажу старого жилья и строительство нового, перекладывая на последнего все финансовые риски нестабильности окончательной цены нового строительства;

• «Комбинвест». В основу этой программы положена комбинированная схема организации процесса инвестирования жилья через систему жилстройсбережений и долевого инвестирования этих сбережений в конкретные объекты и предоставление соответствующего жилья гражданам. Источниками инвестирования могут быть:

1) личный целевой вклад, размер которого является фиксированной величиной и определяется по разнице между расчетной инвестиционной стоимостью квартиры, на которую претендует гражданин, и расчетным размером субсидии, если таковая имеет место. Личные вклады граждан могут вноситься и единовременно, и в ходе накопительного этапа, этапа инвестирования и этапа завершения расчетов. Данные средства вносятся на расчетный счет генерального менеджера проекта или банка по его поручению. Право на конкретный адрес дома-новостройки возникает у каждого гражданина при условии оплаты на накопительном этапе не менее 50% расчетной величины совокупного личного вклада;

2) адресные субсидии местных органов власти; субсидии коммерческих организаций, в которых работают граждане; субсидии из внебюджетных фондов, формируемых генеральным менеджером проекта в рамках системы за счет привлечения к строительству юридических и физических лиц;

3) средства от продажи ранее занимаемой семьей очередника квартиры;

4) краткосрочный заем, который можно получить у генерального менеджера проекта в размере недовнесенного на первых двух этапах остатка расчетного личного вклада. [4, с.61 ]

В ряде областей России (например, в Ленинградской области) разработана схема кредитования жилья в сельской местности с использованием сельхозпродукции как средства погашения кредита. В Москве наряду с попытками реализовать «американскую» и «немецкую» модели прорабатываются варианты «молодежной» ипотеки. Один из них предусматривает оплату 30% от стоимости квартиры молодой семьей с ребенком, другие 30% компенсирует столичная администрация, а на оставшуюся сумму предоставляется кредит в рассрочку на пятнадцать лет.

В Башкортостане схема ипотеки предполагает первоначальные взносы до 30% с возможными сроками рассрочки от пяти до пятнадцати лет. В качестве инвестиционных ресурсов используются бюджетные средства и средства покупателей, а также товарные кредиты, которые предоставляются подрядчикам в виде стройматериалов на сумму до 50 тыс. руб. сроком от года до пяти лет под 8% годовых.

— на кредиты, предоставляемые застройщикам и строителям;

Ссылка на основную публикацию