Взятки, подарки – различие двух терминов в России

Подарок или взятка? Либо ни дать, ни взять!

Каждому из нас когда-то приходилось вручать подарки в знак благодарности или в честь праздника врачу, учителю, чиновнику. Но не все знают, в каких случаях подарок будет считаться не подарком, а просто взяткой. В чем же состоит разница между подарком и взяткой?

Любые договорные отношения между физическими или юридическими лицами регулируются гражданским законодательством. Не является исключением и договор дарения. В силу ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Несмотря на то что даритель проявляет свое волеизъявление и передает свою вещь безвозмездно, законодательством установлены некоторые ограничения и для субъектов отношений, связанных с дарением, и для объекта дарения.

Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому посредством его вручения, символической передачи, может совершаться устно. Но если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей или договор содержит обещание дарения в будущем, такой договор должен заключаться в письменной форме. В противном случае он будет ничтожным. Ну и, конечно, передавая в дар недвижимость, нужно не только оформить договор письменно, но и позаботиться о государственной регистрации (ст. 574 ГК РФ).

Особое значение запрет на дарение подарков стоимостью свыше 3000 руб. имеет для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России. Однако в п. 2 ст. 575 ГК РФ отмечено, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Запрет на получение государственными гражданскими и муниципальными служащими подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений установлен также Федеральными законами, которые дублируют положения указанной статьи. В соответствии с данными законами подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., полученные служащими, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. При этом служащий имеет право выкупить подарок в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Что же такое взятка? Точного определения ни в ГК РФ, ни в УК РФ нет. Но УК РФ рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290). Отдельным пунктом выделяется получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290).

Статьями 290 и 291 УК РФ предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. При этом за получение взятки применяется более суровое наказание, чем за ее дачу. Так, дача взятки в значительном размере должностному лицу наказывается штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в 15-кратном размере. Получение же взятки в значительном размере должностным лицом наказывается штрафом в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

Одним из обязательных признаков получения взятки является предмет преступления – взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Но в качестве взятки может выступить и подарок.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. То есть, передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. Таким образом, требуется связь между действием и взяткой. Не имеет значения, что было первым – получение взятки или определенное действие или сначала действие, а затем взятка. Главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность. В связи с этим различают взятку-подкуп и взятку-благодарность. Конечно, взятка-подкуп является более опасным преступлением, но и при взятке-благодарности, подрывающей авторитет государственного аппарата, также наступает ответственность.

Так можно ли разграничить обычный подарок и взятку? Низший предел взятки не установлен законодателем, таковой может быть и тысяча рублей, если эта сумма предназначалась за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).

И независимо от размера вознаграждения, полученного должностным лицом, оно будет считаться взяткой в следующих случаях:

  • – если имело место вымогательство этого вознаграждения;
  • – если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа;
  • – если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Таким образом, если должностное лицо, не рассчитывая на подарок, совершает какое-то действие (бездействие) по службе, а затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение, то состава преступления – получения взятки не будет, но если размер вознаграждения, переданного одному из лиц, перечисленных в ст. 575 ГК РФ, будет превышать 3000 руб., такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Принимая подарок, следует не только руководствоваться морально-этическими убеждениями и принципами разумности, но и не забывать об ответственности, установленной как при получении, так и при даче взятки.

Взятки могут быть облечены в форму подарка. Подарком могут стать обед в шикарном ресторане, билет на эстрадное шоу, дорогие часы, акции, отдых за границей и многое другое, а могут быть цветы, сувениры, книги и т. п. Одни подарки приемлемы, другие – нет. Грань между ними пролегает там, где подарок делает принявшего его обязанным дарителю.

Когда человек дает или берет взятку, он не просто становится нарушителем, он унижает права людей, окружающих его. Многие совершенно не испытывают чувства ответственности за свои действия. А ведь наши поступки – это пример для окружающих. Когда человек, решив проблему незаконным способом, хвастается этим перед друзьями, он, фактически, предлагает воспользоваться его примером. Не стыдится своего преступления, не опасается ответственности, а наоборот – пропагандирует его. Поэтому дача либо получение взятки – это путь безответственных людей. Людей, не думающих о своей стране, о себе, будущем своих детей.

Связи между людьми, основанные на психологических мотивах (симпатия, уважение, оказание знаков внимания и т. п.), играют огромную роль в общественных процессах. Подарок в нашей на три четверти азиатской стране – традиционный культурный принцип. Необходимо уважать и по возможности следовать культурным традициям. Но, бесспорно, одно — как поется в известной песне “Решайте сами, думайте сами…!” взять либо давать!

Так можно ли разграничить обычный подарок и взятку? Низший предел взятки не установлен законодателем, таковой может быть и тысяча рублей, если эта сумма предназначалась за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).

Характеристики

При определении различий в данных терминах в сложившейся ситуации правоохранительные органы руководствуются определенными характеристиками. Им важно определить наличие состава преступления, потому что только в этом случае передача материальных ценностей будет считаться взяткой. Главные характеристики при определении взяточничества следующие:

  • передавать материальные ценности может только вменяемое лицо, то есть человек должен достичь 16 лет и быть психически здоровым;
  • получатель взятки – человек, занимающий должность в госслужбе;
  • в действиях каждого из участников данных обстоятельств четко прослеживается прямой умысел;
  • в качестве материальных ценностей можно рассмотреть любые выгоды, полученные обеими сторонами;
  • взяткодатель должен самостоятельно передать материальные ценности, хотя это может быть осуществлено дистанционно, через посредника или напрямую;
  • государственный служащий намеренно выполняет определенные действия, или наоборот, перестает действовать;
  • сторона, дающая взятку, обязательно должна получить определенные выгоды от передачи материальных ценностей.

При невозможности доказать эти характеристики, данный инцидент будет считаться получением подарка. И к нему тогда будут относиться следующие признаки:

  • факт дарения осуществляется безвозмездно, и даритель не получает в ответ собственных выгод;
  • стоимость подарка не учитывается, она может быть безгранично большой (сумма подарка может иметь значение только в исключительных случаях, определенных законодательством).

Более подробно вы можете узнать об этом из представленного видео.


  • штрафные санкции, размер которых может составлять несколько миллионов рублей;
  • испытательные работы длительностью 2 или 3 года, обычно назначаются при незначительных нарушениях;
  • принудительные работы сроком общим 3-5 лет, также назначаются при незначительных нарушениях, обычно, когда человек не лишается свободы;
  • лишение должности, сроком на 3-10 лет осуществляется практически во всех случаях выявления данного нарушения;
  • лишение права заниматься данной деятельностью на протяжении 3-10 лет, назначается также практически во всех случаях выявления данного нарушения;
  • лишение свободы длительностью 3-12 лет, назначается в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства.

Разграничение взятки и подарка

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.04.2018 2018-04-02

Статья просмотрена: 3673 раза

Из изложенного можно сделать вывод, что различие между подарком и взяткой состоит не в цене передаваемого имущества, а в мотивах и целях, в направленности совершения таких действий. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

Когда дача взятки становится оконченным противоправным деянием

В судебной практике дача взятки становится оконченным противоправным деянием даже тогда, когда чиновник получил только часть предлагаемых взяткодателем материальных ценностей (например, на его банковский счет была перечислена часть суммы от общего размера взятки). Не играет никакой роли успел или не успел взяткополучатель воспользоваться полученными средствами.

Оконченным преступным деянием считается указанная выше ситуация, сложившаяся во время проведения оперативных или следственных мероприятий, независимо от того, когда была изъята полученная чиновником взятка (сразу после ее получения или через некоторое время).

В обстоятельствах, когда взятка выражается в получении имущественных ценностей, преступное деяние переходит в категорию оконченного преступного деяния после того как чиновник, являющийся взяткополучателем, начал деятельность (бездеятельность), направленную на получение взяткодателем выгоды (например, передачи ему имущественных ценностей, возврат или уничтожение расписки по долгу и т.д.).

В ситуации, когда чиновник отказался брать взятку, попытка ее передачи взяткодателем квалифицируется как покушение на преступное деяние в соответствии с правовыми нормами статей 291 УК и 291.1.

Нереализованное по каким-либо причинам обещание взяткодателя незаконно передать чиновнику вознаграждение в любой форме за оговоренную деятельность или бездеятельность в рамках его должностных полномочий квалифицируется как подготовка к передаче взятки и, если ее размер превышает 10000 рублей, она квалифицируется по ст. 291 УК (ч.3-ч.5) и ст.30 (ч.1). Если размер взятки меньше указанной суммы, то согласно смыслу статьи 291 УК (ч.2) и ст.30 (ч.2) за такое деяние ответственность не налагается.

Обобщая вышесказанное, можно говорить, что квалификация преступного деяния как дача взятки (ст. 291 УК) в качестве оконченного преступного деяния основывается на установлении факта того, что чиновник взял хотя бы часть ее.

В ситуации, когда чиновник отказался брать взятку, попытка ее передачи взяткодателем квалифицируется как покушение на преступное деяние в соответствии с правовыми нормами статей 291 УК и 291.1.

Взятка преподавателю (врачу) или подарок?

Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.

Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.

Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.

Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.

Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.


Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Основные характеристики

Основное различие, по уголовному закону, между этими понятиями заключается в том, что коррупция – это уголовно наказуемое и противоправное деяние. Подарок – это умышленная деятельность, которая не имеет состава преступления или административного проступка.

Так, правовой аспект взяточничества содержит такие обязательные признаки:

  • взяткодателем может выступать только вменяемое лицо (что подтверждается психиатрической экспертизой), достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет);
  • взяточник – это государственный служащий, который действует исключительно в рамках своих должностных обязанностей;
  • действия обеими участниками совершаются только в форме прямого умысла, то есть каждый целенаправленно совершает противоправные действия;
  • объектом преступления могут выступать любого рода ценности и услуги, независимо от размера общей стоимости;
  • со стороны взяткодателя должна иметь место самостоятельная передача благ в любом виде (перевод, личное вручение, передача через посредника);
  • коррупционер выполняет целенаправленные служебные действия или бездействие;
  • обязательно получение выгоды взяткодателем.

Подарком будет считаться деятельность с таким признаками:

  • дарение происходит на безвозмездных условиях;
  • считать цену подарка необходимости нет (лишь в исключительных случаях устанавливается граничный размер).


Дополнительно с незаконными действиями

Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок»

Любые договорные отношения между физическими или юридическими лицами регулируются гражданским законодательством. Не является исключением и договор дарения. Несмотря на то что даритель проявляет свое волеизъявление и передает свою вещь безвозмездно, законодательством установлены некоторые ограничения и для субъектов отношений, связанных с дарением, и для объекта дарения.

Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому посредством его вручения, символической передачи, может совершаться устно. Но если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей или договор содержит обещание дарения в будущем, такой договор должен заключаться в письменной форме. В противном случае он будет ничтожным. Ну и, конечно, передавая в дар недвижимость, нужно не только оформить договор письменно, но и позаботиться о государственной регистрации (ст. 574 ГК РФ).

Особое значение запрет на дарение подарков стоимостью свыше 3000 руб. имеет для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России. Однако в п. 2 ст. 575 ГК РФ отмечено, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

В соответствии с данными законами подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., полученные служащими, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. При этом служащий имеет право выкупить подарок в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Читайте также:  Ст 341.2 ТК РФ 2020 года

Что же такое взятка? Точного определения ни в ГК РФ, ни в УК РФ нет. Но УК РФ рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290).

Статьями 290 и 291 УК РФ предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. При этом за получение взятки применяется более суровое наказание, чем за ее дачу.

Одним из обязательных признаков получения взятки является предмет преступления – взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Но в качестве взятки может выступить и подарок.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. То есть, передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. Таким образом, требуется связь между действием и взяткой.

И независимо от размера вознаграждения, полученного должностным лицом, оно будет считаться взяткой в следующих случаях:

· если имело место вымогательство этого вознаграждения;

· если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа;

· если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Таким образом, если должностное лицо, не рассчитывая на подарок, совершает какое-то действие (бездействие) по службе, а затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение, то состава преступления – получения взятки не будет, но если размер вознаграждения, переданного одному из лиц, перечисленных в ст. 575 ГК РФ, будет превышать 3000 руб., такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Принимая подарок, следует не только руководствоваться морально-этическими убеждениями и принципами разумности, но и не забывать об ответственности, установленной как при получении, так и при даче взятки.

Взятки могут быть облечены в форму подарка. Подарком могут стать обед в шикарном ресторане, билет на эстрадное шоу, дорогие часы, акции, отдых за границей и многое другое, а могут быть цветы, сувениры, книги и т.п. Одни подарки приемлемы, другие – нет. Грань между ними пролегает там, где подарок делает принявшего его обязанным дарителю.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

К вопросу о разграничении понятий “подарок” и “взятка”

Корсаков К.В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела права Института философии и права Уральского отделения РАН.

Сажаева М.А., старший преподаватель Уральского государственного юридического университета.

Данная статья посвящена актуальным и проблемным вопросам разграничения взяток, передающихся государственным служащим, и подарков, преподносящихся им в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, и иных разновидностей подарков. Авторами статьи проводится анализ действующего гражданского и административного законодательства, регулирующего данную сферу отношений, а также сложившихся в России доктринальных подходов. Предлагаются аргументированные наиболее оптимальные пути разрешения юридической проблемы отграничения взяток от обычных подарков, нередко вызывающей трудности у правоприменителей.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, должностные преступления, подарок и взятка, антикоррупционные ограничения.

The question of the distinction between “gift” and “bribe”

K.V. Korsakov, M.A. Sazhaeva

Korsakov K.V., candidate of law, senior researcher of department of law of the Institute of Philosophy and Law Ural branch of RAS.

Sazhaeva M.A., senior lecturer of the Ural State Law University.

This article is devoted to topical issues of demarcation of bribes, transmitted by public servants and gifts, give them in connection with their official position or in connection with the performance of their official duties, and other varieties of gifts. The authors of the article analyses the current civil and administrative legislation regulating this sphere of relations, as well as the existing doctrinal approaches. Offers reasoned the most optimal ways of resolving legal problems distinguishing bribes from the usual gifts, the calling is often difficult for enforcers.

Key words: corruption, bribery, malfeasance, gift and bribery, anticorruption restrictions.

Коррупция как сугубо негативное и разрушительное социально-правовое явление наносит колоссальный вред как современному российскому обществу, так и его политической организации – государству, подрывая авторитет и доверие к последнему , в связи с чем наше государство на законодательном уровне устанавливает барьеры ее воспроизводству и разрастанию и закрепляет меры, направленные на ее локализацию и снижение. Так, в п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” установлено существенное ограничение антикоррупционного свойства, накладываемое на российских государственных служащих, – законодательный запрет получать от физических или юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Этот же законодательный акт в качестве одного из оснований для увольнения государственного служащего с государственной службы называет несоблюдение им ограничений, установленных в тексте данного Закона.

Васильев А.М., Мошкин С.В. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью: вопросы теории и практики. Армавир, 2017. С. 8.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 “О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации” лица, замещающие государственные должности, и государственные служащие в случае получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, обязаны уведомить об этом и сдать такой подарок. Такие подарки признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Подобные законодательные ограничения, запреты и изъятия не являются нетрадиционными для отечественной правовой доктрины и позитивного права: в бытность советского государства согласно нормам УК РСФСР 1960 г. их нарушение чиновниками подпадало под категорию должностного преступления, расценивалось как взяточничество и решительно преследовалось в уголовно-правовом порядке .

См.: Словарь-справочник по правам человека // С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. М.: Права человека, 2006. С. 73.

Сегодня согласно нормам публичного права в Российской Федерации никто из государственных служащих не вправе получать безвозмездные дары, подношения и преференции, каким-либо образом связанные с их деятельностью на государственной службе, а установленные запреты и ограничения на получение подарков государственными служащими связаны с особенностями их административно-правового статуса и являются одними из средств предупреждения злоупотреблений и иных коррупционных проявлений со стороны работников важной отрасли – государственного управления.

В то же время часть отечественных авторов указывает на наличие в главе 32 (“Дарение”) Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 575 “Запрещение дарения”, в которой сказано, что “не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей”, “лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”, и делает вывод о наличии юридической коллизии между двумя федеральными законами, заключающейся в том, что один закон устанавливает безоговорочный запрет на принятие подарков, а другой делает исключение для подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, при этом “они оба имеют одинаковую юридическую силу” .

Бесчастнова О.В. Основы антикоррупционного поведения. Астрахань, 2015. С. 36.

Возникшее противоречие усугубляется тем, что в Федеральном законе Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ “О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ” установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с частью второй Гражданского кодекса законы и иные российские правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ. Следование этой правовой норме позволяет не учитывать положения ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” и законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих полный и безоговорочный запрет на получение государственными служащими вознаграждений, связанных с исполнением ими должностных обязанностей, и руководствоваться в этом вопросе исключительно нормами Гражданского кодекса РФ, разрешающими государственным служащим получение подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, стоимостью менее трех тысяч рублей. Причем некоторые субъекты Российской Федерации в законах, регламентирующих отношения в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, распространили упомянутые положения Гражданского кодекса РФ не только на государственных, но и на муниципальных служащих .

Бондарь В.Н. Общество против коррупции. Муниципальные программы противодействия коррупции. М., 2013. С. 19.

Полагаем, что при толковании, интерпретации и применении названных выше нормативов, содержащихся в ст. 575 ГК РФ, необходимо учитывать то немаловажное обстоятельство, что они ограничены сектором гражданско-правовых отношений – сферой действия вбирающих их гражданской кодификации – и не применяются в области административных либо каких-либо иных публичных правоотношений, а потому не могут ни отменять, ни ограничивать, ни подменять собой запреты публично-правового свойства, содержащиеся в административном, уголовном, конституционном, налоговом либо трудовом законодательстве, включая адресованный российским законодателем государственным служащим прямой запрет принимать какие-либо подарки, связанные с исполнением ими должностных обязанностей.

В тексте Гражданского кодекса РФ такое коллизионное правило отражено во многих нормах, в частности в содержащейся в ч. 3 ст. 2: “К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”.

Позицию о неприменимости исключения из ст. 575 ГК РФ разделяют многие современные российские исследователи, например А.А. Саморуков, который пишет, что “если принятие подарков чиновниками запрещено законодателем в основополагающем акте, который определяет их статус, их права и обязанности, то никакие иные исключения и оговорки из других нормативных актов применяться не могут” .

Саморуков А.А. Стандарты антикоррупционной деятельности на государственной службе субъекта Российской Федерации. Оренбург, 2016. С. 28.

Данное мнение подкрепляется и нормами международного права в сфере противодействия коррупции, распространяющими свое действие на Российскую Федерацию и имеющими большую юридическую силу, нежели внутринациональное гражданское законодательство, – безоговорочным определением коррупции, содержащемся в комментарии к ст. 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН: “Коррупция – это совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещании или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место действие или бездействие” .

Воронцов А.В. Социально-экономические проблемы преодоления коррупции. СПб., 2015. С. 55.

Подчеркнем, что, хотя круг дарителей ст. 575 ГК РФ и не ограничивает, нам представляется, что содержащаяся в ней гражданско-правовая норма, лишь подчеркивающая запреты, которые налагаются сегодня нормами публичного права, распространяется на случаи вручения подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, со стороны сослуживцев и коллег по службе либо руководства и коллективов организаций, учреждений и ведомств, в которых работают соответствующие государственные служащие, по поводу их юбилеев, выхода на пенсию, большого стажа работы, особые заслуги и в честь других наиболее важных событий, то есть на очень узкую сферу отношений фидуциарного характера, но не касается ситуаций дарения со стороны иных лиц.

Подтверждением нашей точки зрения служат положения и нормативы многих законов субъектов Российской Федерации, разрешающие подобного рода подарки: в частности, в ст. 23 Закона Свердловской области от 18 октября 1995 г. N 26-ОЗ “О государственной службе Свердловской области” говорится о награждении “ценным подарком” как одним из видов поощрений государственных служащих за “образцовое выполнение государственным служащим должностных полномочий, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности”.

Однако следует оговориться, что такие законы используют категорию “ценный подарок”, которая, как мы считаем, неравнозначна и нетождественна понятию “обычный подарок”, содержащемуся в ст. 575 ГК РФ, а с учетом современного уровня цен “ценный подарок”, полагаем, не может быть ограничен по стоимости тремя тысячами рублей, так как обратное с неизбежностью девальвирует его “ценность”.

Награждение “ценным подарком” напрямую связано с исполнением одаряемым его должностных обязанностей, оно осуществляется за его большие, особые и выдающиеся заслуги в этой деятельности и справедливо рассматривается как разновидность материального и морального поощрения, стимулирования того или иного государственного служащего, а потому стоимостной порог именно такого подарка, по нашему мнению, не должен быть лимитирован тремя тысячами рублей, однако вполне может быть ограничен иной, более высокой суммой.

Естественно, что стоимость подарков от сослуживцев и коллег по службе или работе, не связанных с исполнением должностных обязанностей, равно как и от родственников, близких людей и друзей государственного служащего, вообще не может быть ограничена, так как таковые выпадают из плоскости публичных правоотношений и замыкаются отношениями гражданско-правовыми и личными, партикулярными. Позитивное право учитывает это обстоятельство: в п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ содержится ограничение только в отношении тех подарков, получаемых государственными служащими, которые дарятся им “в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”.

В отличие от норм ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” положения п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ способны оказать деструктивное влияние на правовую оценку правоприменителями тех или иных действий при квалификации деяний по статьям УК РФ “Получение взятки” или “Дача взятки”, так как согласно им получение должностным лицом “обычного подарка” стоимостью менее трех тысяч рублей в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей является законным и не должно влечь никакой юридической ответственности.

В таких случаях российским правоприменителям следует руководствоваться только одним простым критерием, разграничивающим взятки и подарки. Этот критерий – безвозмездность. Последняя выступает основным признаком договора дарения как разновидности гражданско-правовой сделки: любой дар безвозмезден, если дарение обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это приводит к признанию такого договора ничтожным. Взятка же всегда, в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие, как акт человеческого поведения она обязательно носит возмездный, взаимный и обоюдный характер, причем, в отличие от уголовно наказуемого хищения, “она может быть абсолютно любого размера – менее трех тысяч рублей, менее одной тысячи и даже менее ста рублей” .

Корсаков К.В. Адекватность и соразмерность превенции – залог эффективности борьбы с современной организованной преступностью // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. N 1. С. 20.

На практике чаще всего подарок внешне напоминают взятки-благодарности. Классическая отечественная уголовно-правовая доктрина по темпоральному признаку выделяет две разновидности взяток: взятки-подкупы, которые передаются до совершения должностным лицом деяния (действия или бездействия) в пользу взяткодателя (включая так называемый тотальный подкуп, когда взяткодатель передает взятки, не оговаривая точных, конкретных деяний, однако рассчитывая, что при необходимости должностное лицо их обязательно совершит) и взятки-благодарности, которые передаются после совершения должностным лицом оговоренного деяния.

Читайте также:  Полис ДМС — что это, на каких условиях оформляется?

Последние могут преподноситься спустя значительное время после совершения должностным лицом деяния в интересах взяткодателя по случаю различных профессиональных и иных праздников, дней рождения, именин, рождения детей, памятных дат и иных событий, дабы закамуфлировать и замаскировать тем самым коррупционные отношения. Установить и доказать в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности возмездный, обоюдовыгодный характер отношений, в рамках которых делаются такие “подарки”, непросто.

При установлении критерия безвозмездности правоприменителям не следует обращать внимания не только на размер (стоимость, цену) взятки, но и на ее внешнее выражение – форму. Если такие хорошо описанные в юридической литературе предметы взятки, как деньги, ценные бумаги, имущественные ценности, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги имущественного характера, материальные выгоды (например, производство строительных или ремонтных работ, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, занижение процентных ставок за пользование банковскими займами, предоставление билетов на развлекательные мероприятия, туристических и санаторно-курортных путевок, проездных билетов и пр.) не вызывают сомнений, колебаний и ошибок в квалификации, то, видимо, в силу сложившихся в быту и распространившихся еще в советское время обычаев, традиций и обыкновений дарить определенным категориям работников и служащих (врачи, педагоги, секретари-референты и мн. др.) подарки , взятки в виде недорогой сувенирной продукции, канцелярских принадлежностей, цветов, алкогольных и безалкогольных напитков, конфет, шоколада, тортов и иных (не деликатесных) продуктов питания нередко ошибочно расцениваются как “обычные подарки” и не рассматриваются как мелкие взятки, даже если они были переданы не безвозмездно, а были обусловлены и опосредованы какими-то действиями в интересах дарителя.

См.: Алиева Г.А., Апоницкий С.В., Арямов А.А. Противодействие коррупции в жилищно-коммунальном секторе России. М., 2015. С. 18.

Как верно отмечает М.Ф. Гацко, “в современных условиях дарение по любому поводу подарка сторонними лицами сотруднику Следственного комитета РФ, прокурору, судье, сотруднику органов внутренних дел в связи с их служебной деятельностью во всех случаях будет являться недопустимым” . Мы считаем, что подобный доктринальный подход должен безальтернативно и безоговорочно распространяться на все категории российских государственных служащих, чья деятельность непосредственно связана с выполнением правоохранительных, разрешительных, регистрационных, надзорных, контрольных и фискальных функций от имени государства.

Гацко М.Ф. Государственная политика в области противодействия коррупции. Ногинск, 2017. С. 51.

K.V. Korsakov, M.A. Sazhaeva

Понятие взятки

Согласно Уголовному кодексу взятка – это добровольная передача должностному лицу денежных средств или определенных материальных ценностей взамен на выполнение определенных действий или его бездействие в рамках служебных полномочий взяткополучателя.

При взятке могут передаваться не только деньги, но и ценные бумаги, и иные материальные ценности. Для того, чтобы правонарушение приобрело статус взятки, достаточно, чтобы была передана хоть какая-то часть вознаграждения, не обязательно вся сумма. Но именно размер взятки не оказывает влияние на наличие состава преступления.

От суммы взятки зависит только тяжесть наказания. Так, при взятке в особо крупных размерах (свыше 1,5 млн.р.) учитывается высокая общественная опасность такого деяния и нарушителю грозит лишение свободы вплоть до 12 лет.

Основными отличительными чертами взятки по закону являются:

  • взяткодателем может являться только вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет (с которого предусмотрена ответственность);
  • взяткополучатель – государственный служащий, действующий в пределах своих полномочий;
  • действия обеих сторон имеют прямой умысел;
  • объектом взятки могут являться любые ценности или услуги;
  • взятка может передаваться лично или через посредника;
  • взятка может передаваться явно либо в скрытой форме (в виде выигрыша, скидки, оплаты отдыха и пр.);
  • за взятку ее получатель должен выполнить определенные действия или бездействовать;
  • взяткодатель должен иметь определенную выгоду от передачи взятки.

Получение и дача взятки являются уголовно наказуемым деянием. За него виновных могут приговорить к штрафу, принудительным работам или лишению свободы.

Получение и дача взятки являются уголовно наказуемым деянием. За него виновных могут приговорить к штрафу, принудительным работам или лишению свободы.

Что такое подарок?

Подарок – это вещь, которую преподносят безвозмездно, по собственному усмотрению, с целью сделать приятное получателю. Ближе всего данный термин по смыслу относится к слову “пожертвование”.

Чем обычный подарок отличается от взятки? Как правило, дарение подарка связано с каким-либо значимым событием, к примеру, днем рождения, свадьбой или рождением ребенка.

Однако поводом для щедрого жеста может быть желание выразить глубокое уважение, продемонстрировать чувства и так далее. Подарок зачастую имеет скрытое значение, понятное получателю и дарителю.

Бывают случаи, когда он накладывает своего рода обязательства на адресата и предполагает совершение ответного действия по отношению к дарителю. С давних пор подарки считались благородным делом. Из сказок и былей можно узнать, что за доблесть и отвагу герои всегда награждались ценными дарами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, данный термин обозначает подкуп муниципальных и государственных служащих. Такие действия считаются стандартным проявлением коррупции. Взятка бывает двух видов: подкуп и благодарность.

…В чем разница между взяткой и подарком?

Читайте также:
Чиновники смогут принимать в дар алкоголь, оружие и продукты

Комментарий AиФ.ru: Принципиальное отличие подарка и взятки, вопреки расхожему мнению, определяется вовсе не количеством денег. Уголовным законом не указан минимальный порог взятки (взяткой может оказаться и 100, и 200 рублей), главное – это встречное требование выполнить какие-либо действия в пользу взяткодателя.

Относительно подарков должностным лицам закон был весьма строг еще в царской России. Так, Петром I был издан указ «О воспрещении взяток и посулов», Александр I «воспрещал приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам», Николай I наложил запрет принимать «приношения от общества». Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года предусматривало уголовную ответственность чиновника и иного гражданского служащего, который примет «подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином». Данное деяние тогда называлось мздоимством.

Сегодня ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» достаточно жестко решает вопрос с подарками чиновникам. Так, государственному служащему запрещается «получать в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)».

В тоже время Гражданский кодекс делает исключение – для обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Кодекс хоть и очерчивает верхний предел «обычного подарка», не влекущего никакой ответственности дарителя и служащего, но не оговаривает каких-либо иных условий правомерности такого поступка – кроме размера самого подарка.

Стоит отметить, что указанный запрет не распространяется на подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями и служебными командировками. Данные подарки признаются собственностью Российской Федерации, региона или муниципалитета, и принявший их служащий обязан подарки сдать в орган, в котором работает. При этом, если подарок окажется дороже 3 тысяч, чиновник будет вправе его выкупить, а если дешевле – он автоматически возвращается получившему его лицу.

Есть вероятность, что список подарков, которые смогут без декларирования получать чиновники, в ближайшее время будет существенно расширен. Согласно подготовленному в правительстве документу, регламентирующему получение подарков госслужащими, в реестр «даров», которые можно будет не регистрировать, внесены алкогольные напитки, продукты, оружие, цветы и канцелярские принадлежности. При этом некоторые исключения всё же есть. К примеру, чиновникам придётся декларировать презенты в виде элитных коллекционных сортов спиртного и очень дорогие продукты питания. Как считают эксперты, исключение наиболее распространенных подношений вполне разумно и должно стать некоей защитой от излишнего бюрократизма.

Сегодня ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» достаточно жестко решает вопрос с подарками чиновникам. Так, государственному служащему запрещается «получать в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)».

Меры наказания за дачу взятки

Последовательность предоставление услуги и благодарности за нее не имеет значения, если подарок дается не безвозмездно – он считается взяткой.

Доказать факт дачи взятки бывает не просто, но, если существуют неоспоримые доказательства оба участника процесса несут ответственность в соответствии с УКРФ. Дачу взятки грозит наказанием в виде штрафа, исправительными работами или лишением свободы.

Применяемые меры осуществляются в зависимости от величины суммы взятки:

  1. За дачу небольшой суммы в качестве взятки предусмотрен штраф в размере менее годового оклада, или суммы взятки, умноженной на количество раз от 5 до 30. Общая сумма штрафа не должна превышать 500000 р. Исправительные работы назначаются на срок до 2 лет, или принудительные работы до 3 лет.
  2. Размер штрафа за дачу крупной взятки составляет до 1000000 р. Исправительные работы могут назначаться на срок до 2 лет, а лишение своды на срок до 5 лет.
  3. Штраф за особо крупную взятку назначается на сумму до 2000000 р. Возможно лишение свободы на период до 15 лет.

Каждая из вышеперечисленных мер может применяться отдельно, или в совокупности. Например, суд может вынести решение по факту дачи взятки должностному лицу или чиновнику в виде штрафа и исправительных работ, или штрафа и лишения свободы на определенный срок.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18

  1. За дачу небольшой суммы в качестве взятки предусмотрен штраф в размере менее годового оклада, или суммы взятки, умноженной на количество раз от 5 до 30. Общая сумма штрафа не должна превышать 500000 р. Исправительные работы назначаются на срок до 2 лет, или принудительные работы до 3 лет.
  2. Размер штрафа за дачу крупной взятки составляет до 1000000 р. Исправительные работы могут назначаться на срок до 2 лет, а лишение своды на срок до 5 лет.
  3. Штраф за особо крупную взятку назначается на сумму до 2000000 р. Возможно лишение свободы на период до 15 лет.

К вопросу о разграничении понятий “подарок” и “взятка”

Корсаков К.В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела права Института философии и права Уральского отделения РАН.

Сажаева М.А., старший преподаватель Уральского государственного юридического университета.

Данная статья посвящена актуальным и проблемным вопросам разграничения взяток, передающихся государственным служащим, и подарков, преподносящихся им в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, и иных разновидностей подарков. Авторами статьи проводится анализ действующего гражданского и административного законодательства, регулирующего данную сферу отношений, а также сложившихся в России доктринальных подходов. Предлагаются аргументированные наиболее оптимальные пути разрешения юридической проблемы отграничения взяток от обычных подарков, нередко вызывающей трудности у правоприменителей.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, должностные преступления, подарок и взятка, антикоррупционные ограничения.

The question of the distinction between “gift” and “bribe”

K.V. Korsakov, M.A. Sazhaeva

Korsakov K.V., candidate of law, senior researcher of department of law of the Institute of Philosophy and Law Ural branch of RAS.

Sazhaeva M.A., senior lecturer of the Ural State Law University.

This article is devoted to topical issues of demarcation of bribes, transmitted by public servants and gifts, give them in connection with their official position or in connection with the performance of their official duties, and other varieties of gifts. The authors of the article analyses the current civil and administrative legislation regulating this sphere of relations, as well as the existing doctrinal approaches. Offers reasoned the most optimal ways of resolving legal problems distinguishing bribes from the usual gifts, the calling is often difficult for enforcers.

Key words: corruption, bribery, malfeasance, gift and bribery, anticorruption restrictions.

Коррупция как сугубо негативное и разрушительное социально-правовое явление наносит колоссальный вред как современному российскому обществу, так и его политической организации – государству, подрывая авторитет и доверие к последнему , в связи с чем наше государство на законодательном уровне устанавливает барьеры ее воспроизводству и разрастанию и закрепляет меры, направленные на ее локализацию и снижение. Так, в п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” установлено существенное ограничение антикоррупционного свойства, накладываемое на российских государственных служащих, – законодательный запрет получать от физических или юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Этот же законодательный акт в качестве одного из оснований для увольнения государственного служащего с государственной службы называет несоблюдение им ограничений, установленных в тексте данного Закона.

Васильев А.М., Мошкин С.В. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью: вопросы теории и практики. Армавир, 2017. С. 8.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 “О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации” лица, замещающие государственные должности, и государственные служащие в случае получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, обязаны уведомить об этом и сдать такой подарок. Такие подарки признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Подобные законодательные ограничения, запреты и изъятия не являются нетрадиционными для отечественной правовой доктрины и позитивного права: в бытность советского государства согласно нормам УК РСФСР 1960 г. их нарушение чиновниками подпадало под категорию должностного преступления, расценивалось как взяточничество и решительно преследовалось в уголовно-правовом порядке .

См.: Словарь-справочник по правам человека // С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. М.: Права человека, 2006. С. 73.

Сегодня согласно нормам публичного права в Российской Федерации никто из государственных служащих не вправе получать безвозмездные дары, подношения и преференции, каким-либо образом связанные с их деятельностью на государственной службе, а установленные запреты и ограничения на получение подарков государственными служащими связаны с особенностями их административно-правового статуса и являются одними из средств предупреждения злоупотреблений и иных коррупционных проявлений со стороны работников важной отрасли – государственного управления.

В то же время часть отечественных авторов указывает на наличие в главе 32 (“Дарение”) Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 575 “Запрещение дарения”, в которой сказано, что “не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей”, “лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”, и делает вывод о наличии юридической коллизии между двумя федеральными законами, заключающейся в том, что один закон устанавливает безоговорочный запрет на принятие подарков, а другой делает исключение для подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, при этом “они оба имеют одинаковую юридическую силу” .

Бесчастнова О.В. Основы антикоррупционного поведения. Астрахань, 2015. С. 36.

Возникшее противоречие усугубляется тем, что в Федеральном законе Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ “О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ” установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с частью второй Гражданского кодекса законы и иные российские правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ. Следование этой правовой норме позволяет не учитывать положения ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” и законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих полный и безоговорочный запрет на получение государственными служащими вознаграждений, связанных с исполнением ими должностных обязанностей, и руководствоваться в этом вопросе исключительно нормами Гражданского кодекса РФ, разрешающими государственным служащим получение подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, стоимостью менее трех тысяч рублей. Причем некоторые субъекты Российской Федерации в законах, регламентирующих отношения в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, распространили упомянутые положения Гражданского кодекса РФ не только на государственных, но и на муниципальных служащих .

Читайте также:  Полис ОСАГО от компании «Ингосстрах»: как купить онлайн

Бондарь В.Н. Общество против коррупции. Муниципальные программы противодействия коррупции. М., 2013. С. 19.

Полагаем, что при толковании, интерпретации и применении названных выше нормативов, содержащихся в ст. 575 ГК РФ, необходимо учитывать то немаловажное обстоятельство, что они ограничены сектором гражданско-правовых отношений – сферой действия вбирающих их гражданской кодификации – и не применяются в области административных либо каких-либо иных публичных правоотношений, а потому не могут ни отменять, ни ограничивать, ни подменять собой запреты публично-правового свойства, содержащиеся в административном, уголовном, конституционном, налоговом либо трудовом законодательстве, включая адресованный российским законодателем государственным служащим прямой запрет принимать какие-либо подарки, связанные с исполнением ими должностных обязанностей.

В тексте Гражданского кодекса РФ такое коллизионное правило отражено во многих нормах, в частности в содержащейся в ч. 3 ст. 2: “К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”.

Позицию о неприменимости исключения из ст. 575 ГК РФ разделяют многие современные российские исследователи, например А.А. Саморуков, который пишет, что “если принятие подарков чиновниками запрещено законодателем в основополагающем акте, который определяет их статус, их права и обязанности, то никакие иные исключения и оговорки из других нормативных актов применяться не могут” .

Саморуков А.А. Стандарты антикоррупционной деятельности на государственной службе субъекта Российской Федерации. Оренбург, 2016. С. 28.

Данное мнение подкрепляется и нормами международного права в сфере противодействия коррупции, распространяющими свое действие на Российскую Федерацию и имеющими большую юридическую силу, нежели внутринациональное гражданское законодательство, – безоговорочным определением коррупции, содержащемся в комментарии к ст. 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН: “Коррупция – это совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещании или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место действие или бездействие” .

Воронцов А.В. Социально-экономические проблемы преодоления коррупции. СПб., 2015. С. 55.

Подчеркнем, что, хотя круг дарителей ст. 575 ГК РФ и не ограничивает, нам представляется, что содержащаяся в ней гражданско-правовая норма, лишь подчеркивающая запреты, которые налагаются сегодня нормами публичного права, распространяется на случаи вручения подарков, связанных с исполнением должностных обязанностей, со стороны сослуживцев и коллег по службе либо руководства и коллективов организаций, учреждений и ведомств, в которых работают соответствующие государственные служащие, по поводу их юбилеев, выхода на пенсию, большого стажа работы, особые заслуги и в честь других наиболее важных событий, то есть на очень узкую сферу отношений фидуциарного характера, но не касается ситуаций дарения со стороны иных лиц.

Подтверждением нашей точки зрения служат положения и нормативы многих законов субъектов Российской Федерации, разрешающие подобного рода подарки: в частности, в ст. 23 Закона Свердловской области от 18 октября 1995 г. N 26-ОЗ “О государственной службе Свердловской области” говорится о награждении “ценным подарком” как одним из видов поощрений государственных служащих за “образцовое выполнение государственным служащим должностных полномочий, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности”.

Однако следует оговориться, что такие законы используют категорию “ценный подарок”, которая, как мы считаем, неравнозначна и нетождественна понятию “обычный подарок”, содержащемуся в ст. 575 ГК РФ, а с учетом современного уровня цен “ценный подарок”, полагаем, не может быть ограничен по стоимости тремя тысячами рублей, так как обратное с неизбежностью девальвирует его “ценность”.

Награждение “ценным подарком” напрямую связано с исполнением одаряемым его должностных обязанностей, оно осуществляется за его большие, особые и выдающиеся заслуги в этой деятельности и справедливо рассматривается как разновидность материального и морального поощрения, стимулирования того или иного государственного служащего, а потому стоимостной порог именно такого подарка, по нашему мнению, не должен быть лимитирован тремя тысячами рублей, однако вполне может быть ограничен иной, более высокой суммой.

Естественно, что стоимость подарков от сослуживцев и коллег по службе или работе, не связанных с исполнением должностных обязанностей, равно как и от родственников, близких людей и друзей государственного служащего, вообще не может быть ограничена, так как таковые выпадают из плоскости публичных правоотношений и замыкаются отношениями гражданско-правовыми и личными, партикулярными. Позитивное право учитывает это обстоятельство: в п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ содержится ограничение только в отношении тех подарков, получаемых государственными служащими, которые дарятся им “в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”.

В отличие от норм ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” положения п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ способны оказать деструктивное влияние на правовую оценку правоприменителями тех или иных действий при квалификации деяний по статьям УК РФ “Получение взятки” или “Дача взятки”, так как согласно им получение должностным лицом “обычного подарка” стоимостью менее трех тысяч рублей в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей является законным и не должно влечь никакой юридической ответственности.

В таких случаях российским правоприменителям следует руководствоваться только одним простым критерием, разграничивающим взятки и подарки. Этот критерий – безвозмездность. Последняя выступает основным признаком договора дарения как разновидности гражданско-правовой сделки: любой дар безвозмезден, если дарение обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это приводит к признанию такого договора ничтожным. Взятка же всегда, в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие, как акт человеческого поведения она обязательно носит возмездный, взаимный и обоюдный характер, причем, в отличие от уголовно наказуемого хищения, “она может быть абсолютно любого размера – менее трех тысяч рублей, менее одной тысячи и даже менее ста рублей” .

Корсаков К.В. Адекватность и соразмерность превенции – залог эффективности борьбы с современной организованной преступностью // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. N 1. С. 20.

На практике чаще всего подарок внешне напоминают взятки-благодарности. Классическая отечественная уголовно-правовая доктрина по темпоральному признаку выделяет две разновидности взяток: взятки-подкупы, которые передаются до совершения должностным лицом деяния (действия или бездействия) в пользу взяткодателя (включая так называемый тотальный подкуп, когда взяткодатель передает взятки, не оговаривая точных, конкретных деяний, однако рассчитывая, что при необходимости должностное лицо их обязательно совершит) и взятки-благодарности, которые передаются после совершения должностным лицом оговоренного деяния.

Последние могут преподноситься спустя значительное время после совершения должностным лицом деяния в интересах взяткодателя по случаю различных профессиональных и иных праздников, дней рождения, именин, рождения детей, памятных дат и иных событий, дабы закамуфлировать и замаскировать тем самым коррупционные отношения. Установить и доказать в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности возмездный, обоюдовыгодный характер отношений, в рамках которых делаются такие “подарки”, непросто.

При установлении критерия безвозмездности правоприменителям не следует обращать внимания не только на размер (стоимость, цену) взятки, но и на ее внешнее выражение – форму. Если такие хорошо описанные в юридической литературе предметы взятки, как деньги, ценные бумаги, имущественные ценности, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги имущественного характера, материальные выгоды (например, производство строительных или ремонтных работ, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, занижение процентных ставок за пользование банковскими займами, предоставление билетов на развлекательные мероприятия, туристических и санаторно-курортных путевок, проездных билетов и пр.) не вызывают сомнений, колебаний и ошибок в квалификации, то, видимо, в силу сложившихся в быту и распространившихся еще в советское время обычаев, традиций и обыкновений дарить определенным категориям работников и служащих (врачи, педагоги, секретари-референты и мн. др.) подарки , взятки в виде недорогой сувенирной продукции, канцелярских принадлежностей, цветов, алкогольных и безалкогольных напитков, конфет, шоколада, тортов и иных (не деликатесных) продуктов питания нередко ошибочно расцениваются как “обычные подарки” и не рассматриваются как мелкие взятки, даже если они были переданы не безвозмездно, а были обусловлены и опосредованы какими-то действиями в интересах дарителя.

См.: Алиева Г.А., Апоницкий С.В., Арямов А.А. Противодействие коррупции в жилищно-коммунальном секторе России. М., 2015. С. 18.

Как верно отмечает М.Ф. Гацко, “в современных условиях дарение по любому поводу подарка сторонними лицами сотруднику Следственного комитета РФ, прокурору, судье, сотруднику органов внутренних дел в связи с их служебной деятельностью во всех случаях будет являться недопустимым” . Мы считаем, что подобный доктринальный подход должен безальтернативно и безоговорочно распространяться на все категории российских государственных служащих, чья деятельность непосредственно связана с выполнением правоохранительных, разрешительных, регистрационных, надзорных, контрольных и фискальных функций от имени государства.

Гацко М.Ф. Государственная политика в области противодействия коррупции. Ногинск, 2017. С. 51.

Key words: corruption, bribery, malfeasance, gift and bribery, anticorruption restrictions.

Небольшой знак внимания, взятка или подарок – в чем разница?

С начала года в Австрии введены усиленные меры по борьбе с коррупцией. Теперь законодательством охватываются также и случаи коррупции в сфере частных предприятий, таким образом, дача взятки сотрудникам частных фирм также наказуема. Значит ли это, что вам стоит глубоко призадуматься, прежде чем побаловать потенциального заказчика небольшими знаками внимания, такими как пара бутылок вина или упаковка сигар?

В большинстве случаев действительно стоит призадуматься. «Небольшой подарок» -понятие растяжимое, но конкретным оно становится раньше, чем многие предполагают. Сотрудник организации несет ответственность, если он в рамках служебных отношений требует привилегий или настаивает на них в обмен на осуществление или неосуществление каких-либо действий, противоречащих его должностным обязанностям.

Наказывается также и тот, кто дает взятку. Даже «небольшие одолжения» в случае должностных проступков со стороны получателя влекут за собой наказание для обеих сторон.

О том, что так может произойти, необходимо знать любому человеку, не обладающему специальными знаниями закона. В российском законодательстве грань, отличающая взятку от презента, подарка, определена статьей 575 Гражданского кодекса РФ, где указано, что не допускается дарение подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. То есть стоимость презента (подарка) не должна превышать 5 МРОТ, в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» – 500 рублей. Врачам, учителям, преподавателям, воспитателям, тренерам и т.п. от имени малолетних детей и недееспособных граждан их законные представители, подарки стоимостью более 500 рублей дарить не должны. Государственным служащим (к примеру, налоговому инспектору) и служащим органов муниципальных образований подарки свыше указанного размера принимать запрещено. В отношениях между коммерческими и не коммерческими организациями действуют такие же правила.

Получателю подарков угрожают существенные денежные штрафы и даже лишение свободы до двух лет, в случае получения взяток в размере от 5000 € до трёх лет. Дарителю независимо от стоимости подарка угрожает наказание в форме лишения свободы сроком “только” на два года, в большинстве же случаев денежный штраф. Подарки не являются чем-то предосудительным, если получателя не подстрекают к должностным проступкам. Если же руководитель отдела сбыта дарит руководителю отдела закупок другого предприятия без видимой причины дорогие часы, напрашивается вывод, что руководителя отдела закупок склоняют к размещению значительного заказа.

В России получатель подарков, если он должностное лицо государственной службы, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если же подарок принят на сумму более ста пятидесяти тысяч рублей, преступление наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Любители получать подарки в коммерческой организации наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо лишением права занимать определенные должности, а заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Возможно лишением свободы на срок до пяти лет.

Даритель независимо от стоимости подарка наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Возможен арест на срок от трех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до восьми лет.

Как же определить границу, за которой подарок превращается во взятку? Верховным судом в 1990 граница была установлена на 1000 шиллингах (72 €). В результате инфляции граница была передвинута на 100 €. Однако за отправную точку данную сумму принимать нельзя, так как Верховный суд принимает по каждому конкретному делу особое решение. Проблематика усложняется еще и тем, что регулярные поступления по одному и тому же поводу суммируются.

Источник: WirtschaftsBlatt 5.6.2008 Автор: Mag. Georg Jünger

Комментарий специалиста

В российском законодательстве грань, отличающая взятку от презента, подарка, определена статьей 575 Гражданского кодекса РФ, где указано, что не допускается дарение подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

9 декабря 2003 года была подписана Конвенция ООН по борьбе с коррупцией. С тех пор эта дата имеет официальный международный статус Всемирного дня борьбы с коррупцией. В числе стран, подписавших Конвенцию, была и Россия, которая в текущем году вошла в тридцатку наиболее коррумпированных государств мира.

Проблема борьбы с коррупцией всегда была актуальной для российского общества. Для решения этой проблемы в России приняты важные шаги в развитии правовой сферы. Так, Указом Президента РФ 24 ноября 2003 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, создана Правительственная Комиссия по противодействию коррупции. 28 мая 2004 года создана Межрегиональная общественная организация развития антикоррупционных программ “Общественный антикоррупционный комитет”. 25 октября 2005г распоряжением Правительства Российской Федерации одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006 – 2010 годы и план мероприятий по её проведению. 31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации утверждён Национальный план противодействия коррупции и Перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять для реализации этого плана.

О том, что так может произойти, необходимо знать любому человеку, не обладающему специальными знаниями закона. В российском законодательстве грань, отличающая взятку от презента, подарка, определена статьей 575 Гражданского кодекса РФ, где указано, что не допускается дарение подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. То есть стоимость презента (подарка) не должна превышать 5 МРОТ, в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» – 500 рублей. Врачам, учителям, преподавателям, воспитателям, тренерам и т.п. от имени малолетних детей и недееспособных граждан их законные представители, подарки стоимостью более 500 рублей дарить не должны. Государственным служащим (к примеру, налоговому инспектору) и служащим органов муниципальных образований подарки свыше указанного размера принимать запрещено. В отношениях между коммерческими и не коммерческими организациями действуют такие же правила.

Обоснование расходов

Для того чтобы командировочные расходы были приняты в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль, они должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса, то есть расходы должны быть:

обоснованы (экономически оправданы и выражены в денежной форме);

документально подтверждены (т. е. оформлены документами, соответствующими требованиям российского законодательства);

произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Командировочные расходы следует классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и отражать в налоговом учете в составе прочих расходов.

Большую часть расходов на командировки составляют оплата проезда сотрудников до места командировки и оплата проживания в гостиницах. НДС по таким расходам можно принять к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию