Экспедиторская расписка

Какие требования предъявляют

Формы документов, перечисленных в правилах, в том числе форма экспедиторской расписки, утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Этим же документом утвержден порядок их оформления. К документу предъявляются следующие требования:

  • бланк печатается типографским способом на листе формата А4, шрифт № 14;
  • наименование документа прописывается шрифтом № 16, полужирным;
  • допускается заполнение бланка машинным способом либо от руки синей или черной ручкой, в документе не допускаются помарки или исправления;
  • составляется в двух экземплярах: один передается клиенту, другой остается у экспедитора;
  • документ подписывается представителем компании-организатора перевозки, печать в экспедиторской расписке не нужна.

Важно отличать передаточную бумагу от товарно-транспортной накладной, в том числе понимать, оформляется ли экспедиторская расписка вместо транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная — документ, который оформляет перевозчик груза. Эта обязанность закреплена п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Таким образом, если организатор нанимает третье лицо в качестве перевозчика, ТТН составляется обязательно. Организатор вправе самостоятельно транспортировать груз, не привлекая третьих лиц, в таком случае для него достаточно передаточных документов, и оформление ТТН не является обязательным. То есть, говоря о том, заменяет ли ТН экспедиторскую расписку, констатируем — нет, это два разных документа.

Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. I), ст. 2701) и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 37, ст. 3890), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 февраля 2008 г.

Регистрационный N 11239

Порядок оформления и формы экспедиторских документов

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок оформления и формы экспедиторских документов разработан в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. I), ст. 2701) и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 37, ст. 3890) (далее – Порядок), устанавливает формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения, учитывая особенности при перевозке грузов разными видами транспорта.

2. Понятия, используемые в настоящем Порядке*:

транспортно-экспедиционные услуги – услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

экспедитор – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

клиент – лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

договор транспортной экспедиции – гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

груз – любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

грузоотправитель – лицо, предъявившее груз к перевозке;

грузополучатель – лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

3. Настоящий Порядок обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.

4. Требования, предусмотренные настоящим Порядком, не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

5. К экспедиторским документам относятся**:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции) (приложение N 1 к настоящему Порядку);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя) (приложение N 2 к настоящему Порядку);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение) (приложение N 3 к настоящему Порядку).

6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

II. Бланк “Поручение экспедитору”

8. Заполнение бланка “Поручение экспедитору” возлагается на клиентов.

9. Заполненный клиентом бланк “Поручение экспедитору” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

10. Бланк “Поручение экспедитору” может заполняться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.

11. Изготовление бланка “Поручение экспедитору” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

12. Бланк “Поручение экспедитору” печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размером N 14.

13. Бланк “Поручение экспедитору” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

14. Заполнение бланка “Поручение экспедитору” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

15. Бланк “Поручение экспедитору” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи поручения экспедитору;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный поручению экспедитора клиентом;

строка 3 “Грузоотправитель” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Клиент” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Грузополучатель” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 6 “Экспедитор” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 7 “Уведомить сторону о прибытии груза” – указывается отметка о необходимости уведомления грузоотправителя или клиента о прибытии груза (заполняется также в случае, если имеется необходимость известить о прибытии груза иное лицо, кроме грузополучателя, при этом указываются его фирменное наименование и местонахождение);

строка 8 “Страна происхождения груза” – указываются название страны, где был произведен груз;

строка 9 “Грузы, готовые к отправке, место, дата” – указываются наименование груза, точный адрес его нахождения, а также дата готовности груза к отгрузке;

строка 10 “Вид транспорта” – указывается вид транспорта, на котором предполагается осуществить перевозку груза;

строка 11 “Пункт назначения” – указывается адрес (пункт) доставки груза;

строка 12 “Страхование” – указываются номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению клиента);

строка 13 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 14 “Маркировка” – указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 15 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 16 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 17 “Объем” – указывается объем груза;

строка 18 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными Документами (заполняется по усмотрению клиента);

строка 19 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 20 “Требуемые документы” – указывается перечень документов, приложенных к поручению экспедитора, необходимых для перевозки груза;

строка 21 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 22 “Подпись клиента” – проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

16. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) поручения экспедитору, является обязательным.

17. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

18. Бланк “Поручение экспедитору” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается экспедитору).

III. Бланк “Экспедиторская расписка”

19. Заполнение бланка “Экспедиторская расписка” возлагается на экспедитора.

20. Заполненный экспедитором бланк “Экспедиторская расписка” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

21. Изготовление бланка “Экспедиторская расписка” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

22. Бланк “Экспедиторская расписка” печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размером N 14.

23. Бланк “Экспедиторская расписка” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

24. Заполнение бланка “Экспедиторская расписка” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

25. Бланк “Экспедиторская расписка” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи экспедиторской расписки;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный экспедиторской расписке экспедитором;

строка 3 “Грузоотправитель” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Клиент” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Экспедитор” – указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 6 “Страна происхождения товара” – указывается название страны, где был произведен груз;

строка 7 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 8 “Маркировка” – указывается маркировка груза, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 9 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 10 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 11 “Объем” – указывается объем груза;

строка 12 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;

строка 13 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 14 “Условия” – указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора;

строка 15 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 16 “Подпись экспедитора” – проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с ее расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

26. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) экспедиторской расписки, является обязательным.

27. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

28. Бланк “Экспедиторская расписка” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

IV. Бланк “Складская расписка”

29. Заполнение бланка “Складская расписка” возлагается на экспедитора.

30. Заполненный экспедитором бланк “Складская расписка” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

31. Изготовление бланка “Складская расписка” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

32. Бланк “Складская расписка” печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размером N 14.

33. Бланк “Складская расписка” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

34. Заполнение бланка “Складская расписка” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

35. Бланк “Складская расписка” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи складской расписки;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный, складской расписке экспедитором;

строка 3 “Клиент” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Экспедитор” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Склад” – указывается местонахождение склада, на который помещается груз для хранения;

строка 6 “Страна происхождения товара” – указывается название страны, где был произведен груз;

строка 7 “Страхование” – указывается номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению экспедитора);

строка 8 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 9 “Маркировка” – указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 10 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 11 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 12 “Объем” – указывается объем груза;

строка 13 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами (заполняется по усмотрению экспедитора);

строка 14 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 15 “Условия” – указываются условия приема груза экспедитором на хранение;

строка 16 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 17 “Подпись экспедитора” – проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

36. Заполнение строк, в которых предусматривается информация о сторонах складской расписки, является обязательным.

37. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

38. Бланк “Складская расписка” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

* Пункт 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 37, ст. 3890).

Читайте также:  Как получить гражданство ОАЭ

** Пункт 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 37, ст. 3890).

строка 15 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

Каким может быть номер документа (на примере того, как заполняют экспедиторскую расписку ТК «КИТ» и «Деловые линии»)?

Оказанием экспедиторских услуг в РФ занимается множество транспортных компаний. И каждая из них, беря за основу ту информацию, наличие которой предусмотрено законодательно утвержденной формой экспедиторской расписки, создает свой уникальный бланк этого документа.

Уникальными оказываются и системы применяемой нумерации. Так, например, транспортная компания «КИТ» в номере экспедиторской расписки шифрует названия пунктов назначения и отправления.

А ООО «Деловые линии» взамен экспедиторской расписки оформляет содержащую аналогичные данные накладную, оговаривая в текстах разработанных в этой компании шаблонов транспортно-экспедиционных договоров применение именно этого документа.

О том, как может быть оформлен путевой лист автотранспорта, доставляющего груз, читайте в материале «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

Форма документа и правила заполнения

Бланк расписки и порядок его заполнения утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Составляется экспедитором для себя и для грузоотправителя или клиента.
Заполнение бланка обычно не вызывает затруднений. Строки, в которых предусматривается информация о сторонах, являются обязательными к заполнению.
Строки, относящиеся к информации о грузе, заполняются в зависимости от характера (свойств) перевозимого имущества.

Бланк расписки изготовляется типографским способом или с использованием компьютера. Форма документа содержит наименование, расположенное по центру и иные реквизиты. Бланк может содержать следующие достоверные и развернутые данные о грузе в соответствующих строках:


1. Вначале указывается дата написания расписки (она должна соответствовать непосредственно дате приема груза).

Кто оформляет и обязательно или нет?

Из названия экспедиторской расписки уже становится понятно, что её оформляет экспедитор. Оформлять он её должен в момент передачи ему груза. Клиент при этом должен оплатить счёт на перевозку. Так как она включает в себя сведения об объекте перевозки, то отправитель предоставляет их ответственному за транспортировку.

Для учёта расходов по налогу на прибыль нужен пакет бумаг по транспортировке, в их числе расписка, то есть, другими словами, документ подтверждающий, что ответственным за транспортировку был принят груз. Таким образом, расписка является обязательным документом для целей бухгалтерского и налогового учёта.

Но в любом случае, расписка не заменяет накладную, это два разных документа и оформляются они по-разному, и предназначены для разных целей и учитываются в бухгалтерском учёте по-разному.

Советы юристов

Экспедиторская расписка считается важным документом не только для самого заказчика, но и для непосредственного экспедитора. Это обусловлено тем, что документ применяется в налоговом учете для расчета расходов, понесенных специалистом во время перевозки груза. Поэтому составлять его надо аккуратно, с учетом многочисленных требований и без ошибок. Если будут выявлены разные помарки или неточности, то это может стать основанием для того, чтобы работники ФНС отказались применять ее для уменьшения налоговой базы.

Расписка содержит данные только о сторонах соглашения и грузе. В ней отсутствует информация о периоде транспортировки груза. Поэтому дополнительно надо отдельно выставлять и оплачивать счет на оплату. Экспедитор должен позаботиться и о формировании транспортной накладной.

Весь пакет документов требуется не только непосредственному исполнителю, но и заказчику. Это позволит без сложностей заниматься расчетами налогов и ведением бухгалтерского учета.

Экспедиторская расписка считается важным документом для всех организаций и частных лиц, специализирующихся на перевозке грузов. Именно на основании нее передается ответственность за конкретные товары экспедитору.

Применение экспедиторской расписки

Как указано в п. 7 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), неотделимой частью соглашения об оказании связанных с организацией транспортировки грузов услуг является экспедиторская расписка. Предназначение этого документа, согласно п. 5 порядка оформления, утв. приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23 (далее — Порядок), заключается в удостоверении факта передачи грузоотправителем или клиентом груза и его получения экспедитором. На основании п. 12 Правил расписка также управомочивает исполнителя на владение грузом до момента его передачи определенному условиями сделки лицу.

В контексте применения акта также стоит учитывать следующие моменты:

  1. В письме УФНС по г. Москве от 29 августа 2008 года № 20-12/082058 сказано, что расписки недостаточно для подтверждения расходов на доставку имущества в целях обложения налогами, поскольку форма этого документа не предусматривает включения в нее данных о стоимости оказанных услуг.
  2. Экспедиторская расписка заменяется складской, если имущество клиента исполнитель принимает на складское хранение (п. 13 Правил).
  3. Отсутствие данного документа не исключает ответственности исполнителя, т. к. расписка не единственное доказательство передачи товара (определение ВС РФ от 20.04.2017 № 309-ЭС17-3184).

16 — личная подпись составителя акта, ее расшифровка.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю). Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон). Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто). Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора. Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза. Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств». Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать. Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г. по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза. (Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов

Просим дать пояснения в части порядка оформления экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), установленных Федеральным законом “О транспортно-экспедиционной деятельности” от 30.06.2003 N 87-ФЗ, по договору транспортной экспедиции в связи с опубликованием письма Минфина от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

В пояснениях просим предоставить Ваше мнение также по следующим вопросам:

1. Может ли наша компания, с целью сокращения документооборота, разработать свою форму документа, которая будет совмещать все три формы при условии, что будет включены все необходимые реквизиты/данные .

2. Насколько правомерно составление данных документов с периодичностью один раз в месяц на весь объем груза, или данные документы необходимо оформлять на каждую партию груза.

3. Насколько правомерно, совмещение данных документов с Актом Оказанных Услуг (АОК) при условии добавления всех обязательных реквизитов.

4. Насколько правомерно оформление складской расписки от имени нашей компанией при условии, что складских помещений в собственности, во временном пользовании или под управлением наша компания не имеет.

Также поясняем основные моменты работы нашей компании по договору транспортной экспедиции:

Груз нашего клиента доставляется на терминал нашего подрядчика в автомашинах или вагонах. Фактическая передача груза под экспедирование нашей компании происходит в момент выгрузки груза из машины/вагона на терминале. Терминал осуществляет прием груза клиента на склад под наш договор и по нашим инструкциям осуществляет консолидацию груза в морские контейнеры. При этом необходимо иметь в виду, что партия груза из одной машины может быть загружена в несколько контейнеров. Далее осуществляется вывоз груза в морских контейнерах в порт, под наш договор с терминалом порта для дальнейшей погрузки на судно и отправке на экспорт. Морская перевозка также организуется нашей компанией с привлечением судоходных компаний.

В своём Письме от 22.03.17 № 03-03-06/1/16317 Минфин РФ отметил следующее:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 г . формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности – оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”), оформленные по установленной форме, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказания услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 21.09.15 № 03-03-06/1/53868.

По нашему мнению, из данных разъяснений Минфина можно сделать вывод о том, что для подтверждения расходов необходим полный комплект документов: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, а также (помимо указанных) любых иных подтверждающих документов [1] .

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации , либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Читайте также:  Как оформить кредитную карту через Сбербанк Онлайн?

Таким образом, в целях документального подтверждения необходимо наличие документов, составленных в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 87-ФЗ [2] правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона № 87-ФЗ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) ;

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Правил [3] экспедиторскими документами являются :

-поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

-экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

-складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В соответствии с пунктом 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктом 11 Правил порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктом 12 Правил экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

В соответствии с пунктом 13 Правил в случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

Таким образом, составление предусмотренных Правилами экспедиторских документов является обязанностью экспедитора в силу Закона № 87-ФЗ, так как данные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Данные документы содержат перечень оказываемых услуг, подтверждают факт получения груза, принятия груза на складское хранение.

Возможность применения одной объединённой формы нормами Закона № 87-ФЗ, Правилами и Порядком не предусмотрена. Равно как и отсутствует прямой запрет на такое оформление. Вместе с этим, по нашему мнению, применение одного документа вместо трех указанных выше, невозможно в силу следующего.

Из норм Порядка можно сделать вывод, что каждый документ составляется на определённом этапе реализации договора [4] в двух экземплярах [5] , имеет чётко установленные реквизиты, порядок их заполнения и отдельный бланк.

В связи с этим, по нашему мнению, оформление одного документа становится невозможным, так как:

-документы оформляются в разное время;

-не предусмотрена возможность применения произвольной формы с условием соблюдения реквизитов.

По нашему мнению, учитывая требования к оформлению экспедиторских документов, организация может предусмотреть оформление поручения экспедитору и экспедиторской расписки на одном листе, поскольку получение поручения и передача груза могут быть осуществлены одновременно. Однако в данном случае речь будет идти об оформлении двух установленных документов, а не какого-то единого документа, разработанного организацией.

В свою очередь, складская расписка, на наш взгляд, не может одновременно оформляться вместе с заявкой и экспедиторской распиской, так как груз может быть принят либо на хранение, либо к перевозке. Соответственно, складская расписка не может быть объединена с заявкой и экспедиторской распиской.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация вправе оформлять на одном листе два документа: заявку и экспедиторскую расписку. Складская расписка должна оформляться отдельно.

В отношении оформления указанных документов раз в месяц, отметим следующее .

В пункте 10 Порядка указано, что Бланк «Поручение экспедитору» может заполняться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.

Таким образом, Порядок прямо допускает оформление заявки на оказание сразу нескольких услуг. Следовательно, можно предположить, что в случае, если речь идет о перевозке одинакового товара одинакового количества по одинаковому маршруту, то клиент может оформить одну заявку на весь месяц.

В отношении экспедиторской и складкой расписок такой подход не применим, так как указанные документы подтверждают факт передачи груза экспедитору (для перевозки или хранения), соответственно должны оформляться в момент передачи груза .

Учитывая изложенное, по нашему мнению, экспедиторские документы должны оформляться в обязательном порядке. При этом, по нашему мнению, если подача заявки на перевозку и передача груза осуществляются в один момент, то поручение экспедитору и экспедиторская расписка могут быть оформлены одновременно на одном листе. Складская расписка оформляется отдельно.

Рассматривая этот вопрос, следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Таким образом, стороны договора могут применять иные экспедиторские документы, помимо указанных выше .

Такие документы, по нашему мнению, должны содержать всю информацию о грузе и услугах экспедитора, которая необходима для заключения договора транспортной экспедиции. Также использование данных документов должно быть прямо предусмотрено договором.

Аналогичное мнение высказано в письме УФНС РФ по г. Москве от 24.05.07 № 19-11/048184.1:

«В соответствии с пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее – Правила), под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции определяется как гражданско-правовая сделка, согласно которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.

На основании пунктов 6 и 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. При этом, если сторонами договора транспортной экспедиции не определена возможность использования иных экспедиторских документов, такими документами являются :

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение)» .

Такого же подхода придерживаются суды (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.12 по делу № А28-3501/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.14 по делу № А36-4495/2013).

Учитывая изложенное, по нашему мнению, стороны договора вправе не применять поручение экспедитору, экспедиторскую расписку и складскую расписку, если договором предусмотрено использование иного документа.

В отношении возможности объединения экспедиторских документов с актом оказанных услуг, отмечаем следующее .

Как было указано выше, экспедиторские документы подтверждают заключение договора и оформляются до оказания транспортных услуг, независимо от того какие-формы экспедиторских документов используются.

В свою очередь, акт оказанных услуг оформляется по факту их оказания, т.е. после оказания транспортных услуг. В связи с этим, по нашему мнению, объединение экспедиторских документов и акта оказанных услуг в один документ некорректно.

В отношении оформления складской расписки от имени Организации при условии, что складских помещений в собственности, во временном пользовании или под управлением Организация не имеет отметим следующее.

Как было указано выше, складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

В рассматриваемом случае, по нашему мнению, груз передается на хранение Вашей организации, так как склад при приеме груза на хранение выступает от имени Вашей организации.

Клиент, передавая на склад груз для хранения, не заключает со складом соответствующий договор, а действует в рамках договора экспедиции . В связи с этим, по нашему мнению, складская расписка должна быть оформлена от Вашей организации как экспедитора.

Коллегия Налоговых Консультантов, 14 мая 2017г.

[1] Аналогичное мнение было изложено в Письме Минфина РФ от 09.07.15 № 03-03-06/1/39517, в котором так же отмечено, что для подтверждения расходов так же необходим акт оказанных услуг

[2] Федеральный закон от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ)

[3] Постановление Правительства РФ от 08.09.06 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Правила)

[4] При получении поручения, при принятии груза для экспедиции, принятии груза на хранение

требования к качеству экспедиционных услуг;

Экспедиторская расписка

  • поручение экспедитору – перечень услуг, которые экспедитор оказывает в рамках договора;
  • складская расписка – подтверждение принятия от клиента груза на хранение;
  • экспедиторская расписка. Для чего она нужна? Подтвердить факт того, что экспедитор получил груз для дальнейшей перевозки.

Экспедиторская расписка

Оформление экспедиторской расписки происходит в случаях привлечения предприятием сторонней транспортировочной компании для перевозки товарно-материальных ценностей. Данный документ входит в обязательный комплект экспедиторских документов и является приложением к договору между грузоотправителем или грузополучателем и транспортной организацией. Он относится к первичной документации и поэтому к его составлению необходимо относится внимательно, соблюдая все установленные для подобного рода бумаг нормы и требования.

Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.

Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов

Просим дать пояснения в части порядка оформления экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), установленных Федеральным законом “О транспортно-экспедиционной деятельности” от 30.06.2003 N 87-ФЗ, по договору транспортной экспедиции в связи с опубликованием письма Минфина от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

В пояснениях просим предоставить Ваше мнение также по следующим вопросам:

1. Может ли наша компания, с целью сокращения документооборота, разработать свою форму документа, которая будет совмещать все три формы при условии, что будет включены все необходимые реквизиты/данные .

2. Насколько правомерно составление данных документов с периодичностью один раз в месяц на весь объем груза, или данные документы необходимо оформлять на каждую партию груза.

3. Насколько правомерно, совмещение данных документов с Актом Оказанных Услуг (АОК) при условии добавления всех обязательных реквизитов.

4. Насколько правомерно оформление складской расписки от имени нашей компанией при условии, что складских помещений в собственности, во временном пользовании или под управлением наша компания не имеет.

Также поясняем основные моменты работы нашей компании по договору транспортной экспедиции:

Груз нашего клиента доставляется на терминал нашего подрядчика в автомашинах или вагонах. Фактическая передача груза под экспедирование нашей компании происходит в момент выгрузки груза из машины/вагона на терминале. Терминал осуществляет прием груза клиента на склад под наш договор и по нашим инструкциям осуществляет консолидацию груза в морские контейнеры. При этом необходимо иметь в виду, что партия груза из одной машины может быть загружена в несколько контейнеров. Далее осуществляется вывоз груза в морских контейнерах в порт, под наш договор с терминалом порта для дальнейшей погрузки на судно и отправке на экспорт. Морская перевозка также организуется нашей компанией с привлечением судоходных компаний.

В своём Письме от 22.03.17 № 03-03-06/1/16317 Минфин РФ отметил следующее:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 г . формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности – оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”), оформленные по установленной форме, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказания услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Читайте также:  Управляющая компания не хочет ремонтировать крышу

Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 21.09.15 № 03-03-06/1/53868.

По нашему мнению, из данных разъяснений Минфина можно сделать вывод о том, что для подтверждения расходов необходим полный комплект документов: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, а также (помимо указанных) любых иных подтверждающих документов [1] .

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации , либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, в целях документального подтверждения необходимо наличие документов, составленных в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 87-ФЗ [2] правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона № 87-ФЗ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) ;

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Правил [3] экспедиторскими документами являются :

-поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

-экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

-складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В соответствии с пунктом 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктом 11 Правил порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктом 12 Правил экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

В соответствии с пунктом 13 Правил в случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

Таким образом, составление предусмотренных Правилами экспедиторских документов является обязанностью экспедитора в силу Закона № 87-ФЗ, так как данные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Данные документы содержат перечень оказываемых услуг, подтверждают факт получения груза, принятия груза на складское хранение.

Возможность применения одной объединённой формы нормами Закона № 87-ФЗ, Правилами и Порядком не предусмотрена. Равно как и отсутствует прямой запрет на такое оформление. Вместе с этим, по нашему мнению, применение одного документа вместо трех указанных выше, невозможно в силу следующего.

Из норм Порядка можно сделать вывод, что каждый документ составляется на определённом этапе реализации договора [4] в двух экземплярах [5] , имеет чётко установленные реквизиты, порядок их заполнения и отдельный бланк.

В связи с этим, по нашему мнению, оформление одного документа становится невозможным, так как:

-документы оформляются в разное время;

-не предусмотрена возможность применения произвольной формы с условием соблюдения реквизитов.

По нашему мнению, учитывая требования к оформлению экспедиторских документов, организация может предусмотреть оформление поручения экспедитору и экспедиторской расписки на одном листе, поскольку получение поручения и передача груза могут быть осуществлены одновременно. Однако в данном случае речь будет идти об оформлении двух установленных документов, а не какого-то единого документа, разработанного организацией.

В свою очередь, складская расписка, на наш взгляд, не может одновременно оформляться вместе с заявкой и экспедиторской распиской, так как груз может быть принят либо на хранение, либо к перевозке. Соответственно, складская расписка не может быть объединена с заявкой и экспедиторской распиской.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация вправе оформлять на одном листе два документа: заявку и экспедиторскую расписку. Складская расписка должна оформляться отдельно.

В отношении оформления указанных документов раз в месяц, отметим следующее .

В пункте 10 Порядка указано, что Бланк «Поручение экспедитору» может заполняться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.

Таким образом, Порядок прямо допускает оформление заявки на оказание сразу нескольких услуг. Следовательно, можно предположить, что в случае, если речь идет о перевозке одинакового товара одинакового количества по одинаковому маршруту, то клиент может оформить одну заявку на весь месяц.

В отношении экспедиторской и складкой расписок такой подход не применим, так как указанные документы подтверждают факт передачи груза экспедитору (для перевозки или хранения), соответственно должны оформляться в момент передачи груза .

Учитывая изложенное, по нашему мнению, экспедиторские документы должны оформляться в обязательном порядке. При этом, по нашему мнению, если подача заявки на перевозку и передача груза осуществляются в один момент, то поручение экспедитору и экспедиторская расписка могут быть оформлены одновременно на одном листе. Складская расписка оформляется отдельно.

Рассматривая этот вопрос, следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Таким образом, стороны договора могут применять иные экспедиторские документы, помимо указанных выше .

Такие документы, по нашему мнению, должны содержать всю информацию о грузе и услугах экспедитора, которая необходима для заключения договора транспортной экспедиции. Также использование данных документов должно быть прямо предусмотрено договором.

Аналогичное мнение высказано в письме УФНС РФ по г. Москве от 24.05.07 № 19-11/048184.1:

«В соответствии с пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее – Правила), под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции определяется как гражданско-правовая сделка, согласно которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.

На основании пунктов 6 и 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. При этом, если сторонами договора транспортной экспедиции не определена возможность использования иных экспедиторских документов, такими документами являются :

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение)» .

Такого же подхода придерживаются суды (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.12 по делу № А28-3501/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.14 по делу № А36-4495/2013).

Учитывая изложенное, по нашему мнению, стороны договора вправе не применять поручение экспедитору, экспедиторскую расписку и складскую расписку, если договором предусмотрено использование иного документа.

В отношении возможности объединения экспедиторских документов с актом оказанных услуг, отмечаем следующее .

Как было указано выше, экспедиторские документы подтверждают заключение договора и оформляются до оказания транспортных услуг, независимо от того какие-формы экспедиторских документов используются.

В свою очередь, акт оказанных услуг оформляется по факту их оказания, т.е. после оказания транспортных услуг. В связи с этим, по нашему мнению, объединение экспедиторских документов и акта оказанных услуг в один документ некорректно.

В отношении оформления складской расписки от имени Организации при условии, что складских помещений в собственности, во временном пользовании или под управлением Организация не имеет отметим следующее.

Как было указано выше, складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

В рассматриваемом случае, по нашему мнению, груз передается на хранение Вашей организации, так как склад при приеме груза на хранение выступает от имени Вашей организации.

Клиент, передавая на склад груз для хранения, не заключает со складом соответствующий договор, а действует в рамках договора экспедиции . В связи с этим, по нашему мнению, складская расписка должна быть оформлена от Вашей организации как экспедитора.

Коллегия Налоговых Консультантов, 14 мая 2017г.

[1] Аналогичное мнение было изложено в Письме Минфина РФ от 09.07.15 № 03-03-06/1/39517, в котором так же отмечено, что для подтверждения расходов так же необходим акт оказанных услуг

[2] Федеральный закон от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ)

[3] Постановление Правительства РФ от 08.09.06 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Правила)

[4] При получении поручения, при принятии груза для экспедиции, принятии груза на хранение

Возможность применения одной объединённой формы нормами Закона № 87-ФЗ, Правилами и Порядком не предусмотрена. Равно как и отсутствует прямой запрет на такое оформление. Вместе с этим, по нашему мнению, применение одного документа вместо трех указанных выше, невозможно в силу следующего.

Бухгалтерская сторона вопроса

Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.

Важно! Расписка не подтверждает расходов клиента, т. к. в ней не указывается стоимость оказываемых экспедитором услуг, а лишь то, сколько стоит груз.

Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом. Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Статьи 805 и 806


Поле №15. Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.

Эквайринг: тарифы для ИП

Тариф на эквайринг — это комиссия, которую берет банк за предоставление услуги. Она составляет определенный процент от суммы покупки, оплачиваемой с карты. Но кроме комиссии, предприниматель также платит за оборудование (в случае его аренды) и за обслуживание счета. Тарифы для ИП на эквайринг некоторых банков представлены в таблице.

БанкРазмер взимаемой комиссии, %На каких условиях предоставляется оборудованиеДополнительные сведения
Торговый эквайрингМобильный эквайрингИнтернет-эквайринг
ТочкаОт 1,3 до 2,3До 2,72,8Терминалы можно купить у банка, в т. ч. в рассрочкуСредства зачисляются на счет в течение одного дня для торгового эквайринга, в течение трех дней для мобильного.
МодульБанк1,9 либо рассчитывается индивидуально2,75До 2,4POS-терминал можно купить в банке, взять в кредитБесплатное подключение, техподдержка работает круглосуточно
МКБОт 1,65От 1,65До 2,7Оборудование предоставляется, но возможна его самостоятельная покупкаСредства поступают на счет на следующий рабочий день
ТинькоффОт 1,59. Разные варианты тарифных пакетов — процент от платежей либо предоплаченный оборот по терминалуОт 1, 59От 2,19 до 2,79Оборудование предоставляется бесплатноДеньги зачисляются в течение одного дня
Сбербанк2,5 при обороте до 30 000 руб. в месяц. Если оборот больше, величина ставки рассчитывается индивидуально2,5-3От 1,8 до 2Можно арендовать терминалыКруглосуточная техподдержка, срок поступления денег на счет — один день, счет можно открыть в любом банке
Уральский Банк реконструкции и развитияОт 1От 21,9Для мобильного эквайринга POS-терминалы можно купить у банка, для торгового — предоставляются бесплатноТехподдержка круглосуточно
Альфа-БанкОт 1,9 до 2,1От 2,5 до 2,75От 2,4 до 3,5В банке можно купить оборудование для мобильного эквайринга (8 700 руб.). При покупке более одного — скидки. Для торгового эквайринга POS-терминалы предоставляются бесплатноБесплатное подключение, средства зачисляются на следующий рабочий день

Указанные в таблице комиссии действительны на момент написания статьи, но финансово-кредитные учреждения периодически их меняют, поэтому точные данные следует узнавать дополнительно.

Тариф на эквайринг — это комиссия, которую берет банк за предоставление услуги. Она составляет определенный процент от суммы покупки, оплачиваемой с карты. Но кроме комиссии, предприниматель также платит за оборудование (в случае его аренды) и за обслуживание счета. Тарифы для ИП на эквайринг некоторых банков представлены в таблице.

Ссылка на основную публикацию