Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

“Повторяющиеся” участники закупок будут привлечены к административной ответственности, если контролирующие органы докажут сговор между ними

dusanpetkovic / Depositphotos.com

Несмотря на то, что термин “повторяющиеся участники закупок” законодательно не закреплен, на практике ФАС России проводит проверки в отношении организаций, которые из года в год становятся победителями закупок у одного заказчика или в определенной сфере. Действующие правовые нормы направлены на предотвращение коррупции, а наличие повторяющихся участников может указывать на сговор между ними и вести к назначению наказания (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон № 44-ФЗ, ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, далее – Закон № 135-ФЗ). Однако некоторые эксперты считают, что победа одних и тех организаций может быть обоснована в силу специфики закупок и отказа других участников от аукциона. Основываясь на практике ФАС России и арбитражных судов, а также мнениях экспертов, рассмотрим, в каких случаях организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Несмотря на то, что термин “повторяющиеся участники закупок” законодательно не закреплен, на практике ФАС России проводит проверки в отношении организаций, которые из года в год становятся победителями закупок у одного заказчика или в определенной сфере. Действующие правовые нормы направлены на предотвращение коррупции, а наличие повторяющихся участников может указывать на сговор между ними и вести к назначению наказания (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон № 44-ФЗ, ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, далее – Закон № 135-ФЗ). Однако некоторые эксперты считают, что победа одних и тех организаций может быть обоснована в силу специфики закупок и отказа других участников от аукциона. Основываясь на практике ФАС России и арбитражных судов, а также мнениях экспертов, рассмотрим, в каких случаях организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Подача неконкурентного предложения

Ещё одной формой сговора участников закупки между собой является подача неконкурентоспособного предложения с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями исполнения контракта. Этот вариант картеля также преследует цель обеспечить победу определённому участнику по цене близкой к начальной.

Соглашения о неучастии в торгах или о подаче неконкурентоспособного предложения преимущественно вредят заказчикам. Они не позволяют достичь экономии бюджетных средств и приобрести максимально качественный товар, поскольку заказчику просто не из чего выбирать.

Для поставщиков же основной проблемой является система «таран», где действия сговорщиков направлены против конкурентов — добросовестных участников.

Схема старая и легко выявляемая, однако, по-прежнему используемая. В январе 2018 года ФАС России сообщила об очередном раскрытии сговора на четырёх аукционах по ремонту и техобслуживанию зданий. Фирмы действовали по схеме «таран».

В настоящее время популярность приобретают «цифровые» сговоры с применением аукционных роботов, запрограммированных на минимальное снижение от начальной цены.

Ловушки для невнимательных

Составляя документацию, заказчик старается запутать поставщиков. Пишется объемное техническое задание, насыщенное множеством параметров, которые описываются с использованием слов «не меньше», «не больше» и так далее. В расчете на то, что поставщик окажется невнимательным, в какой-то момент заказчик меняет значение этих параметров на противоположные.

Если участник этого не заметил, его заявка будет отклонена из-за несоответствия требованиям.

Излюбленная сфера применения этого приема — медицинские аукционы. Лекарства обладают широким перечнем характеристик, благодаря которым техзадание можно «заточить» под нужного поставщика.

Штрафные санкции за картельный сговор

Вид санкцииСодержание
Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФЗа совершение такого правонарушения на должностных лиц налагается штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация до 3 лет; на юридических лиц — штраф от 1/10 до ½ НМЦК, но не меньше 100 000 руб.
Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб.Штрафные санкции за антимонопольное соглашение — это принудительные работы сроком до 5 лет, к ним добавляют лишение права занимать определенные должности до 3 лет; либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет либо без него и штрафом до 1 млн руб. или без него.

Поставщики медицинских масок в Республике Удмуртия попали под подозрение УФАС в антимонопольном сговоре. 11.03.2020 ведомство возбудило дело на ООО «Леск» и группу лиц в составе ООО «Нытва-Фарм» и ООО «Рет». Поставщики установили розничную цену на товар в размере 22 рубля за единицу и поддерживали ее. На территории Удмуртии такая стоимость максимальна. Если докажут, что компании хотели нажиться на ситуации, им грозят штрафы для юридических лиц и уголовная ответственность для должностных.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

Картельные сговоры

На картельный сговор идут несколько конкурирующих субъектов, чтобы временно, сезонно или надолго поделить рынок, а вместе с этим и потенциальные контракты, которые можно получить в госзакупках. Принцип прост: не создавать друг другу помехи, а договориться, чтобы каждый в пределах своей доли рынка побеждал на торгах и получал выгодные в отсутствие конкуренции условия.

Чаще всего картельные сговоры носят длительный характер — классические картели. Они действуют, пока участники «дружат» или пока не попадут под проверку антимонопольного органа (ФАС).

Сезонные картели создаются и распадаются в соответствии с сезонными колебаниями рыночной активности, в том числе активности в сфере госзакупок. Они могут иметь постоянный состав участников или менять их. Но цель одна — подготовиться к периоду повышенного спроса на какую-либо продукцию (товары, работы, услуги) и получить свою долю в условиях максимальной цены.

Одноразовые картели создаются для участия в одной закупке или нескольких идущих подряд закупках. Здесь немного другие цели, чем при создании классических или сезонных картелей. В ходе закупки участники картеля будут создавать условия для победы одного конкретного участника на максимально возможной цене. А после заключения контракта победитель передаст исполнение части контракта на субподряд другому участнику или участникам картеля в согласованных долях. В результате каждый получит свою выгоду от госконтракта независимо от того, кто стал победителем торгов. При реализации одноразовой схемы в нескольких подряд идущих закупках может обеспечиваться победа то одного, то другого участника картельного сговора.

Самые сложные, высокоорганизованные схемы используют картельные синдикаты. По сути, это организованная преступная группа, куда нередко входят десятки компаний и ИП. Картельные синдикаты практикуют множество серых схем, выстраивая систему, которая помогает заключать многомиллиардные контракты.

Что говорит о наличии картельного сговора (признаки, на которые обращает внимание ФАС):

  1. Одинаковый или почти не меняющийся состав участников закупок одного профиля.
  2. Один и тот же победитель или чередование победителей среди одинаковых участников закупок одного профиля.
  3. Связи между участниками торгов на уровне руководства, учредителей, собственников, прошлое функционирование в составе одной команды, компании, холдинга, аффилированность и т.п.
  4. Минимальное (для видимости) снижение цены, использование одинакового диапазона снижений цены одними и теми же участниками в разных закупках.
  5. Формальное участие, без особых активностей и побед одной и той же компании в закупках с одинаковым составом участников.

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Сговор участников – как распознать?

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

на неравноправное участие в торгах и сговор участников тендера

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

«Повторяющиеся» участники закупок будут привлечены к административной ответственности, если контролирующие органы докажут сговор между ними

Несмотря на то, что термин “повторяющиеся участники закупок” законодательно не закреплен, на практике ФАС России проводит проверки в отношении организаций, которые из года в год становятся победителями закупок у одного заказчика или в определенной сфере. Действующие правовые нормы направлены на предотвращение коррупции, а наличие повторяющихся участников может указывать на сговор между ними и вести к назначению наказания (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон № 44-ФЗ, ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, далее – Закон № 135-ФЗ). Однако некоторые эксперты считают, что победа одних и тех организаций может быть обоснована в силу специфики закупок и отказа других участников от аукциона. Основываясь на практике ФАС России и арбитражных судов, а также мнениях экспертов, рассмотрим, в каких случаях организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Нарушения со стороны “повторяющихся” участников закупок

Начальник управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров отметил, что необоснованное повторение участников в закупках может свидетельствовать о договоренности между ними. Во-первых, их целью может быть назначение победителем аукциона одного из сговорившихся участников, а в последующих торгах присуждение победы следующему из них – так они будут выигрывать закупки по очереди. Во-вторых, согласованность действий между поставщиком и организатором закупок необходима для передачи контракта определенным организациям.

Павел Тихомиров отметил, что в ходе проведения проверок в отношении “повторяющихся участников закупок” можно выявить следующие признаки нарушений:

  • “спрятанные закупки” – заказчик не выполнил обязанности по указанию предмета закупки в извещении о проведении торгов, фактически скрыл закупку от потенциальных участников торгов;
  • “заточенная” документация – попытка ограничить конкуренцию посредством подготовки документов под конкретного поставщика;
  • нереальные сроки исполнения контракта;
  • отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям;
  • заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение (например, на практике некоторые заказчики размещают закупки на сумму 100 руб.).

По итогам проверки ФАС России может привлечь “повторяющихся участников” к административной ответственности. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности влекут наложение максимального штрафа для граждан и должностных лиц в размере до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, а для юрлиц – до 5 млн руб. (ч. 1-2, ч. 5, ч. 7 ст. 14.32 КоАП).

Практика ФАС России и арбитражных судов по привлечению к ответственности “повторяющихся участников закупок”

ФАС России часто возбуждает дела по результатам проверки действий поставщиков и заказчиков и раскрывает картельный сговор между ними.

Так, комиссия УФАС по Ленинградской области выявила сговор компаний при проведении открытых аукционов по поставке витаминно-минерального комплекса для нужд бюджетных учреждений здравоохранения в период с 2017 года по 2018 год (решение комиссии УФАС по Ленинградской области от 1 июля 2019 года по делу № 3-04-А/18). По результатам исследования состояния конкуренции при проведении открытых аукционов в электронной форме она установила:

  • хозяйствующие субъекты, участвовавшие в торгах, использовали единую инфраструктуру, включавшую одинаковые IP-адреса;
  • файлы, содержавшиеся в составе заявок организаций, схожи и созданы с небольшим временным интервалом;
  • между компаниями осуществлялись денежные транзакции, что свидетельствует о наличии деловых связей;
  • аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта, что подтверждает отсутствие честной конкурентной борьбы.

Комиссия Ленинградского УФАС России отметила, что в аукционах, где участвовали только определенные компании, отсутствовала честная конкурентная борьба и их действия были направлены на поддержание цен на торгах. В связи с этим она приняла решение передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ.

  • хозяйствующие субъекты, участвовавшие в торгах, использовали единую инфраструктуру, включавшую одинаковые IP-адреса;
  • файлы, содержавшиеся в составе заявок организаций, схожи и созданы с небольшим временным интервалом;
  • между компаниями осуществлялись денежные транзакции, что свидетельствует о наличии деловых связей;
  • аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта, что подтверждает отсутствие честной конкурентной борьбы.

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.

· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (ОИК);

Госзаказ – практика. Как определить сговор участников торгов?

Сговор участников торгов является крайне неприятным событием, но случается оно достаточно часто. В большинстве случаев в сговоре принимают участие и поставщики, и заказчик, получающие некоторую выгоду от подобного совместного сотрудничества. В итоге организация тендера превращается в формальность.

Мошеннические схемы в области организации тендеров крайне разнообразны и зависят в первую очередь от фантазии и смышлености их участников. Регулярно создаются новые виды сговоров. При этом нередко всё продумано до мельчайших деталей и факт мошенничества почти нереально распознать, что значительно усложняет шансы определения законности проведения тендера.

Но всё же есть некоторые признаки, сигнализирующие о наличии противоправного элемента в проведении государственных тендеров.

Шесть основных признаков сговора участников тендера:

1. Отклонение большинства заявок, из-за чего к участию в конкурсе допускаются лишь два игрока. Это минимальное число поставщиков, которое нужно для признания действительности торгов. Еще более «кричащим» признаком сговора выступает допуск двух компаний, принадлежащих одному учредителю. В данном случае вероятность сговора заказчика и поставщика существенно увеличивается. Для подтверждения либо опровержения подозрений рекомендуем выполнить анализ причин отклонения заявок других игроков, поскольку у заказчика могли быть реальные основания и поводы для отказа.

2. Отклонение заявки без объяснения причин. Игроки всегда имеют возможность требовать от государственного заказчика объяснения причин для отказа. Если данное требование останется без внимания, то вероятность сговора участников значительно увеличивается.

3. Необоснованность причин отказа. К примеру, Вы в заявке указали цену предлагаемых услуг либо товаров, однако заказчик оформляет отказ из-за отсутствия расценок. Подобных примеров привести можно огромное множество.

4. Необоснованно завышенные требования, выдвигаемые к потенциальным исполнителям. Если документация тендера на поставку обычных товаров либо предоставление стандартных услуг, которые не отличаются какой-либо технической сложностью, включает в себя ТЗ на десятки страниц, то наверняка заказчик рассчитывает на ошибки большей части участников. В итоге победителем станет «свой» поставщик, знающий корректные «ответы». По аналогии в перечень документов, которые потенциальные исполнители обязаны предоставить, чтобы участвовать в тендере, могут входить лицензии, сертификаты либо прочие бумаги, которые трудно назвать обязательными для проведения предлагаемых работ.

5. Нечёткое ТЗ. К примеру, описание необходимых работ подготовлено так, что «непосвящённому» участнику торгов сложно понять их истинный масштаб. Безусловно, Вы всегда имеете возможность обратиться к государственному заказчику за разъяснениями. В итоге по его последующим действиям реально будет сделать вывод о наличии сговора либо невнимательности организатора в описании проводимых работ.

6. Чересчур сжатые сроки выполнения проекта. Например, заказчик хочет найти исполнителя для проведения объемных монтажных работ повышенной сложности, но на их выполнение выделяет только день. Безусловно, выиграть в подобных торгах может только организация, приступившая к данным работам раньше.

Достаточно сложным в аспекте доказывания видом мошенничества при организации государственных торгов выступает «ротация заявок». В этом случае чаще всего в сговоре участвуют несколько исполнителей и, скорее всего, заказчик. Выигрывают в тендерах заговорщики по очереди. Доход в большинстве случаев делится поровну между мошенниками или согласно размерам каждой фирмы (нельзя исключать и другие возможные варианты разделения вознаграждений).

Мы рассмотрели признаки мошенничества, задачей которого выступает выигрыш конкретного поставщика либо группы потенциальных исполнителей. Однако есть виды сговора, направленные на снижение, увеличение либо поддержку стоимости проекта. В данной ситуации можно заметить участие различных подставных организаций, готовых безосновательно пожертвовать собственным доходом ради участия в торгах.

Шесть основных признаков сговора участников тендера:

Хищения в сфере госконтрактов: обвинение и защита

В последнее время особый общественный резонанс приобретают дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, заключивших и исполнивших государственный или муниципальный контракт. Контроль за расходованием бюджетных средств в настоящий момент столь пристальный, что почти любое нарушение при исполнении контракта может быть расценено как хищение.

В 2017 г., согласно официальным данным, размещенным на сайте единой информационной системы в сфере закупок, были заключены государственные и муниципальные контракты на общую сумму 6,32 трлн руб. 1

Преступлениям, совершаемым при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присуща высокая латентность.

Так, согласно отчету о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел за период с января по сентябрь 2015 г. выявлено только 41 преступление, связанное с государственным заказом, все они были прекращены за отсутствием события и состава преступления 2 .

При этом наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных преступлений, связанных с госзаказом, со 143 в 2012 г. до 489 в 2016 г. 3

Предлагаю рассмотреть наиболее распространенные виды преступлений в сфере хищений при исполнении государственных контрактов и возможные действия адвокатов при защите интересов подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.

1. Заказчик составил и подписал документы о выполненных исполнителем работах (например, акты КС-2 и КС-3), однако работы на момент подписания указанных документов не были выполнены или были прекращены после частичного исполнения

В указанной ситуации действия заказчика могут быть квалифицированы по ст. 159 («Мошенничество»), ст. 160 («Присвоение или растрата») или даже по ст. 293 («Халатность») УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Действия заказчика могут быть квалифицированы как мошенничество в случае, если следствие установит, что заказчик своими обманными действиями ввел кого-то в заблуждение, то есть представил ложные сведения, свидетельствующие о якобы выполнении всех условий госконтракта.

Аналогичному риску привлечения к уголовной ответственности подвергается и исполнитель контракта. При этом заказчик может выступать как адресатом обмана – потерпевшим, так и соучастником преступления.

При подписании заказчиком акта приемки не выполненных для него работ и перечислении бюджетных средств организации-подрядчику его действия могут быть квалифицированы как растрата вверенных ему в силу служебного положения денежных средств.

Полагаю, что основной тактикой защиты интересов заказчика в указанных ситуациях является доказывание отсутствия намерения совершить хищение или иное противоправное деяние, то есть стороне защиты необходимо представить следствию доказательства отсутствия сговора с подрядчиком, отсутствия факта незаконного обогащения после заключения контракта и перечисления средств заказчика в пользу подрядчика и проч.

Опыт практики нашего Адвокатского бюро показывает, что уголовные дела при обоснованных названных доводах стороны защиты не имеют судебной перспективы по ст. 159 УК РФ.

Тем не менее даже при представлении перечисленных доказательств не исключены риски привлечения заказчика к ответственности за халатность.

Так, приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июня 2012 г. П., подписавший акт приема-передачи имущества, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, поскольку установлено, что, будучи должностным лицом, он подписал указанный документ без проверки реальности исполнения контрагентом договорных обязательств, в связи с чем не выявил нарушений, выразившихся в неисполнении условий государственного контракта.

Вместе с тем следует учитывать, что составы преступлений, предусмотренные ч. 1 и ч. 1.1 ст. 293 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести, срок давности привлечения к ответственности за которые составляет два года с момента совершения инкриминируемого деяния. Это, в свою очередь, позволяет защите по истечении указанного срока давности заявить ходатайство о прекращении дела по этому основанию.

2. Исполнитель выполнил работы, но в ходе проверки их качества обнаружилось их несоответствие условиям государственного или муниципального контракта

Названные действия могут быть квалифицированы как мошенничество только в том случае, если умысел, направленный на хищение чужого имущества, возник у лица до получения чужого имущества.

Органы следствия, как правило, в качестве основного доказательства наличия признаков хищения расценивают строительно-техническую экспертизу, выводы которой указывают на несоответствие выполненных работ условиям государственного контракта. Однако если сторона защиты докажет, что у исполнителя госконтракта была реальная возможность исполнить обязательство (имелся соответствующий штат сотрудников, строительные и иные материалы, исполнитель работал без привлечения иных лиц по субподрядным договорам и т.п.), а также если он располагал независимой гарантией банка, по которой заказчик правомочен взыскать денежные средства у банка при ненадлежащем исполнении обязательств принципалом (исполнителем контракта), то ни о каком хищении речь идти не может.

3. Исполнитель выполнил работы, но по завышенным ценам

Зачастую органами следствия и судом делаются поспешные выводы о хищениях на основании завышения или снижения стоимости выполнения работ (оказания услуг или поставки товаров).

Сам по себе факт завышения запланированной стоимости товаров, работ или услуг, оплачиваемых за счет государственных средств, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо в каждом конкретном случае выяснять, чем обусловлено изменение цены.

Следствие будет устанавливать такие факты, как сговор между госзаказчиком и подрядчиком о завышении стоимости работ; создание условий для победы в конкурсе (аукционе) подрядчика и заключение договора по завышенной цене с конкретным исполнителем при отсутствии явных причин выбора данного исполнителя; факт преднамеренного завышения стоимости контракта при отсутствии необходимых на то оснований и при наличии осведомленности участников госконтракта о реальной стоимости работ.

Рассмотрим типичную ситуацию, когда правоохранительные органы могут усмотреть признаки хищения при исполнении госконтракта.

А., будучи генеральным директором ООО «Бешеные псы» (подрядчик), заключил государственный контракт с ГКУ «Криминальное чтиво» (заказчик), в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по объекту «Кинотеатр». Для совершения задуманного А. вступил в сговор с директором заказчика Б.

А., достоверно зная, что подрядчик не намеревается выполнять работы по инженерной подготовке сооружения для возведения кинотеатра, создает лишь видимость выполнения работ надлежащего качества и предусмотренного госконтрактом объема, дал указание работникам ООО включить в документы первичного учета заведомо ложные сведения о якобы выполненных подрядчиком работах, что они (как правило, следствие отмечает, что эти лица не были осведомлены о преступных намерениях фигуранта дела) и сделали, составив акт о приемке выполненных работ.

А. подписал от имени ООО указанный акт и передал его Б. Последний, в свою очередь, дал бухгалтерам заказчика указание (также, как правило, неосведомленным об истинных намерениях фигурантов дела) направить первичную документацию, содержащую заведомо недостоверные сведения о выполнении заказчиком обязательств по государственному контракту, в казначейство.

На основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, управлением Федерального казначейства федерального бюджета с лицевого счета заказчика на расчетный счет подрядчика были перечислены денежные средства в общей сумме 1 млрд руб.

Часто следствие квалифицирует такой случай как растрату вверенных денежных средств. На мой взгляд, защите на стадии судебного разбирательства следует придерживаться версии, что никакого хищения вверенных денежных средств не было, поскольку денежные средства на счет подрядчика перечислены не самим Б., а казначейством, что в силу требований ст. 252 УПК РФ не позволит суду изменить обвинение и потребует возвращения дела на дополнительное расследование.

При расследовании хищений в сфере госконтрактов нередко в нарушение ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ обвиняемым избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Защите в данном случае необходимо доказывать суду как первой, так и последующих инстанций, что инкриминируемые деяния совершены в сфере предпринимательской деятельности. Доказательствами этого могут быть:

1. Руководитель исполнителя официально оформлен в качестве директора юридического лица, с которым был заключен госконтракт (представить суду устав общества, решение совета учредителей/акционеров общества об избрании руководителя исполнителя в качестве директора, приказ о приеме на работу на эту должность).

2. Юридическое лицо – исполнитель контракта создано и осуществляло законную предпринимательскую деятельность задолго до инкриминируемых действий.

3. Юридическое лицо – исполнитель имеет соответствующий штат сотрудников и материально-техническую базу, не является фиктивной или «технической» компанией.

4. Исполнитель параллельно с обязательствами по спорному контракту осуществляет деятельность и по иным договорам, заключенным с другими контрагентами.

5. В силу правовой позиции высших судебных инстанций 4 для признания преступления, совершенного в предпринимательской сфере, неважно, кто является контрагентом по договору, в том числе не имеет значения, что предметом хищения выступили бюджетные средства (при преднамеренном неисполнении государственных и муниципальных контрактов). Соответственно, недопустимо и незаконно фигурантов дела заключать под стражу.

6. В ответ на доводы следствия о том, что иные соучастники фигурантов дела не обладают «предпринимательским» статусом, следует сослаться на п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», согласно которому если «предпринимательское» хищение совершено в соучастии с иными лицами, не являющимися предпринимателями, то в отношении этих лиц при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, также не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Защите следует обращать внимание на дату совершения инкриминируемого деяния в сфере предпринимательской деятельности. Так, 12 июня 2015 г. ст. 159.4 утратила силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П). Деяния, подпадающие под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159.4 УК РФ, и совершенные до 12 июня 2015 г., в силу положений ст. 9, 10 УК РФ подлежат квалификации по данному уголовному закону, то есть по ст. 159.4 УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание 5 .

2 Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за период с 2012 по 2016 г. Форма «5БЭП».

3 Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за период с января по сентябрь 2015 г. Форма «5БЭП».

4 Пункт 1.3.4 Обзора судебной практики по применению Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии», утвержденного Президиумом ВС РФ 4 декабря 2013 г.; п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П.

5 Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. № 57П18.

Опыт практики нашего Адвокатского бюро показывает, что уголовные дела при обоснованных названных доводах стороны защиты не имеют судебной перспективы по ст. 159 УК РФ.

Начальная максимальная цена контракта: жалоба по 44-фз

Начальная максимальная цена контракта: жалоба по 44-фз

Проведение торгов подчиняется определенным условиям. Существуют требования к кандидатам, к порядку формирования цены контракта, к процедуре принятия и рассмотрения заявок. Закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ должны происходить с соблюдением всех требований в целях обеспечения конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Нарушения указанных требований в одностороннем порядке заказчиком или по согласованию с участником торгов могут привести к привлечению виновных лиц к административной ответственности. В споре между участниками закупок и антимонопольным органом разбирался суд кассационной инстанции.

Фабула дела:

ИП Федоришин Д.В. и ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области» оспаривают решение антимонопольной службы о нарушении предпринимателем процедуры проведения торгов, выразившееся в противоправной договоренности с заказчиком. Заказчиком был проведен аукцион на поставку деревянных опор. С предпринимателем подали заявки два других лица, аффилированных с ним.

После того, как эти лица сняли свои заявки, предприниматель оказался единственным поставщиком, с ним был заключен контракт по цене, в 6 раз превышающей рыночную. Кроме того, предприниматель не является прямым поставщиком деревянных опор, эти материалы он закупает у лесозаготовителя. УФАС выявила признаки сговора лиц при проведении процедуры открытого аукциона, необоснованного завышения начальной (максимальной) цены контракта. УФАС не выписало предписание, но передало материалы в правовой отдел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Суд первой инстанции отменил решение УФАС, в апелляции отказали в восстановлении пропущенного срока на обжалование, суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил и оставил в силе решение антимонопольного органа.

Судебный акт: постановление АС Северо-Западного округа от 01.10.2018 по делу № А21-595/2018 [Ф07-10602/2018]

Выводы суда:

1. Предприниматель закупает древесину через цепочку поставщиков, что увеличивает стоимость отпуска материалов. ФГКУ при объявлении аукциона сформировало не отвечающую рыночной начальную (максимальную) цену.

2. Коммерческие предложения запрашивались у лиц, которые уже были контрагентами по другим договорам с ФГКУ, а также являются между собой аффилированными лицами.

3. В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта был определен круг потенциальных участников открытого аукциона из числа субъектов, чьим основным видом деятельности не являются услуги/работы по лесозаготовке. Налицо алогичность и неэффективность действий должностных лиц ФГКУ при планировании бюджетных средств.

4. В процедуре проведения аукциона все действия совершались тремя участниками, имеющими в составе одних и тех же руководителей, письма отправлялись с одного адреса, заявки подавались с одного компьютера. Все действия являются единообразными и соответствуют стратегии поведения, направленной на повышение начальной (максимальной) цены контракта и поддержание ее на торгах.

5. Совокупность согласованных действий ФГКУ и аффилированной группы субъектов указывает на намерения должностных лиц ФГКУ получить не оптимальную и разумную начальную (максимальную) цену контракта, а «удобную» для договаривающихся сторон.

6. В условиях осуществления государственных закупок никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать.

7. ФГКУ как профессиональный участник закупочной деятельности не могло не знать требования закона 44-ФЗ при формировании начальной цены контракта. Также не могло не знать о конкурентных рынках по профилю своих потребностей при формировании коммерческих предложений. Проведение торгов, подразумевающее состязательность субъектов, не может не влиять на конкуренцию.

Комментарии:

1) УФАС и суд оценивали доказательства в совокупности. Для привлечения ФГКУ и предпринимателя к ответственности был исследован конкурентный рынок; определены основные субъекты, занимающиеся поставкой древесины; определена цена такой поставки; установлена связь лиц, подавших заявки на участие в аукционе.

2) Суд указал, что совокупность пусть и косвенных, но допустимых и относимых доказательств, свидетельствует о противоправной договоренности сторон, которая при этом не опровергнута заявителями.

3) По правилам закона 44-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, а также согласованные действия между ними, которые приводят к ограничению конкуренции. Договоренность по поводу установления начальной (максимальной) цены является ограничением конкуренции, поскольку затрудняет для других лиц возможность участия в аукционе.

4) ФГКУ не направило коммерческие предложения прямым лесозаготовщикам, иным субъектам, но связалось только с известными и аффилированными лицами, тем самым также ограничивая возможность участия иных субъектов.

5) Суд в качестве довода привел профессионализм ФГКУ как участника закупочных процедур. ФГКУ регулярно проводит торги по закупкам различных товаров и услуг по закону 44-ФЗ. Организатор торгов точно должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых к процедуре закупки, к формированию цены контракта, к кандидатам.

Указанный вывод представляется справедливым, и в связи с этим те действия, которые совершило ФГКУ при подготовке к проведению торгов, представляются направленными на ограничение конкуренции к выгоде победившего участника.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com .

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

ИП Федоришин Д.В. и ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области» оспаривают решение антимонопольной службы о нарушении предпринимателем процедуры проведения торгов, выразившееся в противоправной договоренности с заказчиком. Заказчиком был проведен аукцион на поставку деревянных опор. С предпринимателем подали заявки два других лица, аффилированных с ним.

За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях несоблюдение сроков при размещении в Единой информационной системе сведений и документации по закупке влечет штрафные санкции для контрактного управляющего. При просрочке не более 2 дней штраф составляет 5 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 руб. Для юридических лиц размер неустойки – 15 000 и 100 000 руб. соответственно.

В случае проведения закупки у одного участника, процедуры запроса предложений или запроса котировок величина штрафа составит 3 000 руб. для должностного лица заказчика и 10 000 руб. для юридического лица при нарушении сроков не более одного дня.

Просрочка свыше одного дня увеличивает штраф до 15 000 и 50 000 рублей соответственно, но уголовная ответственность по 44-ФЗ за такое нарушение не предусмотрена. Штрафные санкции налагаются на контрактного управляющего или юридическое лицо при направлении и размещении некорректной документации и сведений в ЕИС или на торговой площадке, а также нарушениях при предоставлении документов о закупке, запросов о разъяснениях, приеме заявок от участников.

Если конкурс или аукцион не внесен в ЕИС либо приглашение для участия размещено ранее десяти дней с момента, когда были внесены изменения в план-график, а также в случае наличия предписания, нарушения по которому не были устранены, на должностное лицо налагают штраф величиной 30 000 руб.

При отклонении заявки, нарушениях при допуске заявки, нарушении порядка вскрытия конверта, предоставления доступа и рассмотрения предложений участников величина штрафа по ФЗ № 44 устанавливается на уровне 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах 5 000–30 000 руб. При нарушениях, связанных с протоколом, предусмотрены штрафные санкции величиной 10 000 руб.

При неразмещении сведений и документации в ЕИС согласно ФЗ № 44 размер неустойка составляет 50 тыс. руб. для контрактного управляющего и 500 тыс. руб. для юридического лица. Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 5 000–30 000 руб. устанавливаются в случае нарушений при рассмотрении предложений участников, несоответствии требований, величины обеспечения заявки и выполнения договора нормам ФЗ № 44. Это касается и закупочных процедур с одним участником.

Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 10 000–50 000 руб. устанавливаются в случае если в документах о закупке установлены требования к предмету закупки, которые ограничивают количество участников, либо несвязанные товары, услуги и работы включены в один лот.

Если документация утверждается с нарушением норм ФЗ № 44, предусмотрена неустойка величиной 3 000 руб.

Штрафные санкции в размере от 5 % от НМЦК, но не больше 30 000 руб. устанавливаются, если заявка была отклонена либо незаконно допущена к участию в процедуре запроса предложений или запроса котировок, а также при нарушениях при рассмотрении предложений участников.

Неустойка величиной 50 000 руб. предусмотрена в случае нарушения требований при определении победителя закупки.

Штраф в размере 30 000 рублей налагается при сокращении сроков подачи предложений, нарушении порядка либо срока отмены закупочной процедуры.

Также предусмотрена административная ответственность за проведение процедуры закупки у субъектов малого или среднего бизнеса либо социально ориентированных НКО на сумму меньше, чем требуют нормативные акты. В данном случае размер штрафа составит 50 000 руб. При нарушении сроков подписания протоколов до 2 дней предусмотрены штрафные санкции величиной 3 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 рублей.

Привлечение к ответственности по Уголовному кодексу РФ предполагается при установлении наличия злого умысла у уполномоченного представителя заказчика. При этом не имеют значения обстоятельства, которые привели к возникновению такого умысла, будь то подкуп, угрозы или шантаж либо личная выгода. В соответствии со ст. 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении данного лица должны быть применены такие меры:

Новости

04.05.2018 12:24 Просмотров: 1238 Уголовная и административная ответственность по 44-ФЗ

Уголовное наказание применят по нескольким составам преступлений. Расследовать преступления поручат Следственному комитету. Наказания, которые связаны с лишением свободы или принудительными работами, суд вправе дополнять штрафом или запрещением осужденным занимать должности, вести деятельность на срок до трех лет. Далее разберем, какое наказание соответствует составу преступления по 44-ФЗ.

Нарушение из корыстных целей

Работников контрактной службы, членов комиссий, лиц, которые отвечают за приемку товара, ждет уголовное наказание за нарушение норм Закона № 44-ФЗ при условии, что сотрудник преследовал корыстные цели и причинил учреждению крупный ущерб. Нарушителю грозит одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; до трех лет тюрьмы или принудительных работ.

Взятка

Ввели уголовную ответственность по 44-ФЗ за подкуп работников контрактной службы, контрактного управляющего или члена комиссии по закупкам. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф от 300 до 500 тыс. руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет; до двух лет ограничения свободы или исправительных работ; до трех лет тюрьмы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 10 раз превышает сумму незаконного вознаграждения.

За подкуп представителя заказчика группой лиц или в крупном размере предусмотрены более жесткие санкции. С учетом одного из таких обстоятельств преступникам грозит до 7 лет тюрьмы и штраф, который в 30 раз превышает сумму подкупа. Если преступление совершила группа лиц и размер подкупа квалифицировали как «крупный», наказание составит до 8 лет тюрьмы или штрафа в 40 раз больше суммы подкупа. Максимально возможный размер штрафа – 500 млн. руб. Избежать наказания за подкуп возможно, если нарушитель активно сотрудничал со следствием, способствовал уголовному расследованию, добровольно сообщил о подкупе. Также к уголовной ответственности по 44-ФЗ не привлекут граждан, с которых вымогали вознаграждение.

Получение взятки

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам грозит одна из санкций: штраф от 400 тыс. до 1 млн руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет; до трех лет лишения свободы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 20 раз превышает размер подкупа.

Более жесткие меры применят к представителям заказчика, которые совершили преступление в составе группы лиц, в крупном размере или вымогали деньги с участников. Например, несколько работников контрактной службы по предварительному сговору вымогали более 1 млн руб. с участника конкурентных процедур. Преступникам грозит от 7 до 12 лет тюрьмы и штраф в 50 раз больше суммы подкупа. Максимальный размер штрафа по этой статье – 500 млн руб.

Шантаж и провокация

Документ содержит еще один состав преступления – провокация взятки, коммерческого подкупа или подкупа в сфере закупок. По этой статье осудят злоумышленников, которые пытались вручить деньги или другие ценности должностному лицу без его согласия, чтобы создать искусственные доказательства преступления и шантажировать жертву. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до 18 месяцев; до пяти лет тюрьмы или принудительных работ.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств – до пяти лет лишения свободы (ст. 285.1 УК РФ). Будут преследовать, если потратите деньги на цели, которые не предусмотрены в бюджете, и при этом размер нецелевых расходов превышает 1,5 млн руб. Если траты меньше, то грозит административное наказание – штраф до 50 000 руб. и дисквалификация (ст. 15.14 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ при выборе способа проведения закупки (Статья 7.29 КоАП)

30 тысяч рублей может заплатить сотрудник заказчика, если нарушены требования при выборе способа определения поставщика.

50 тысяч рублей может заплатить заказчик, если неправильно выбран способ проведения закупки, например, запрос котировок для закупки с НМЦК больше 500 тыс. руб. или закупка у единственного поставщика, когда это не предусмотрено законодательством. Также при проведении закрытого или с ограниченным количеством участников конкурса, закрытого аукциона, или двухэтапного конкурса, когда это не дозволено Законом, или документы необходимые для согласования уполномоченным органом, переданы с нарушением.

Нарушения при планировании закупок (Статья 7.29.3)

За некорректное составление плана закупок или плана-графика, а именно включение позиций, несоответствующих целям или нормативно-правовым актам, указание НМЦК не имея обоснования, штраф составляет от 20 до 50 тыс. рублей.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ за некорректную форму обоснования НМЦК и объекта составляет 10 000 рублей.

При нарушении общественного обсуждения закупки, а именно порядка или сроков проведения штраф составляет 30 тыс. рублей.

Если план закупок и план-график утверждены или размещены с нарушением сроков, то штраф составит от 5 000 до 30 000 рублей.

Административная ответственность по 44-ФЗ при проведении закупок (Статья 7.30)

В КоАП указано, что, если размещение в ЕИС документов и информации по конкурсу или аукциону нарушено на срок не больше двух дней, ответственность контрактного управляющего составит 5 тысяч рублей, для юридического лица – 15 тысяч рублей. Если больше двух дней, то административная ответственность составит 30 и 100 т. р. соответственно.

Если не больше чем на один рабочий день нарушены сроки при закупке у единственного поставщика, запроса котировок или запроса предложений, ответственность контрактного управляющего составляет 3 тысячи рублей, для юридического 10 000 руб.

Если более чем на один рабочий день, то штрафы будут составлять 15 и 50 000 руб. Штраф для должностного лица 15 тыс. рублей, для юридического 50 тысяч рублей налагается, если направлены и размещены не корректные документы и информация на ЕИС или на площадке, с нарушениями предоставлялась документации об аукционе или конкурсе, запросы на разъяснение, принимались заявки от участников.

Если закупка не включена, или приглашение об участии размещены в ЕИС раньше, чем десять дней со дня внесения изменений в план-график, или есть предписание, по которому не устранены нарушения, то на сотрудника налагается штраф в размере 30 тысяч рублей. Если заявка участника отклонена или допущена не в соответствии с 44-ФЗ, нарушен порядок вскрытия конвертов, открытия доступа и рассмотрения заявок, административная ответственность по 44-ФЗ предусматривается в размере 1 процента от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 тысяч рублей. Ответственность по 44-ФЗ за нарушения по протоколу влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В случае если документы и информация не размещена в ЕИС по 44-ФЗ, то штраф для должностных лиц составляет 50 000 рублей, для юридических 500 000 рублей. Если заявки рассмотрены с нарушением, требования, размер обеспечения заявок и исполнения контракта не соответствует 44-ФЗ, то штраф устанавливается в размере 1 процента от НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 и не более 30 т. руб. Установление в документации требований к объекту закупки ограничивающих участников или включение в состав одного лота не связанных между собой товаров, работ или услуг влечет наложение штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.

Штраф в размере 3 тысяч рублей налагается за утверждение документации с нарушением требований 44-ФЗ.

При отклонении или незаконном допуске заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений или нарушение порядка рассмотрения заявок может повлечь наложение штрафа в размере от 5 процентов от НМЦК, но не более 30 тыс рублей.

Если победитель определен с нарушением требований, то штраф устанавливается в размере 50 тыс. рублей.

Когда сроки подачи заявок на участие сокращены, или нарушен порядок, или срок отмены закупки, то штраф 30 тыс. руб.

Если заказчик проводит закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, то ответственность по 44-ФЗ будет 50 тысяч рублей. Подписание протоколов с нарушением сроков менее двух рабочих дней влечет административную ответственность в размере 3 тысяч рублей, более – 30 т. руб.

Нарушение ведения реестра контрактов (Статья 7.31 КоАП)

Согласно КоАП, серьезная ответственность заказчика по 44-ФЗ предусмотрена за включение в РПН заведомо недостоверной информации. За это оштрафуют на 50 000 руб., а за направление или ненаправление информации в уполномоченный орган для включения в РНП или реестр контрактов с нарушением сроков – 20 000 руб.

Нарушение возврата обеспечения (Статья 7.31.1 КоАП)

В 44-ФЗ ответственность заказчика установлена за нарушения сроков по возврату обеспечения. Если срок нарушен не больше чем на три рабочих дня, то штраф для должностного лица 5 тысяч рублей и 30 т. руб. для юридических лиц, если больше чем на три рабочих дня 15 тысяч и 90 тысяч.

Ответственность по контракту по 44-ФЗ: нарушение заключения и изменения (Статья 7.32 КоАП)

Самые крупные штрафы налагаются на заказчика, если заключение контракта или внесение в него изменений происходит с нарушениями.

1 % от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 000 рублей для должностного лица, для юридического лица от 50 до 300 000 рублей за заключение контракта с условиями, противоречащими документации или исполнения. Если при заключении такого контракта произошли дополнительные расходы или объект закупки был уменьшен, то штраф будет равняться двукратному размеру средств, которые дополнительно потрачены или цены уменьшенного объекта закупки.

Если сроки заключения или уклонения от заключения контракта нарушены, то штраф устанавливается в 50 тысяч руб.

Если контракт был изменен не в соответствии с ФЗ 44, то штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. руб. и 200 тыс. рублей для юридических.

В 44-ФЗ ответственность сторон за расторжение контракта с нарушением или при одностороннем отказе установлена в виде штрафа в 50 т.р. для должностного лица и 200 для юридического. Если действия (или бездействия) заказчика привели к неисполнению обязательств по контракту и причинили вред, то ответственность контрактного управляющего составляет от 5 до 15 процентов от неисполненных обязательств, но не меньше 30 000 или дисквалификацию до двух лет. Для юридических лиц штраф – от однократного до трехкратного размера не выполненных обязательств, но не меньше 300 тысяч рублей.

За проведенную с нарушениями экспертизу, несоответствие документов о приемке или отсутствие отказа от подписания штраф 20 000 рублей.

Приемка товара несоответствующего контракту – штраф от 20 до 50 000 рублей.

Ответственность за нарушение 44-ФЗ при выборе способа проведения закупки (Статья 7.29 КоАП)

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

Читайте также:  Страховка спортивная для детей в РФ
Ссылка на основную публикацию